Дело № 2-1022/2020
42RS0001-01-2020-001513-50
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе
председательствующего Гурьяновой В.И.,
при секретаре Семеновой И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске
19 ноября 2020 года
гражданское дело по иску Алексеевой Александры Сергеевны, Алексеева Сергея Владимировича, Панягина Алексея Александровича к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, предоставлении социальной выплаты
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, предоставлении социальной выплаты. Свои требования мотивировали тем, что квартира, расположенная по адресу: <адрес> принадлежит Панягину А.А. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от <дата>. Ранее собственником квартиры был его <...>, умерший <дата>, на основании договора купли-продажи от <дата>. В указанной квартире с 1998 проживают ФИО3 (регистрация с <дата>), его <...> ФИО1 (регистрация с <дата>), <...> ФИО4 С.В. (регистрация с <дата>).
<адрес>. <адрес> находится на горном отводе ликвидированной шахты «Анжерская», но согласно заключению ВНИМИ от <дата> № к сносу не подлежит, поскольку расчетные деформации поверхности не превышают допустимые расчетные деформации объекта.
Считают, что вышеуказанное заключение не соответствует действительности, поскольку дом после ликвидации шахты «водит», стены трескаются, печку буквально разрывает.
Просят суд обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа включить Алексееву Александру Сергеевну, Алексеева Сергея Владимировича, Панягина Алексея Александровича, проживающих по адресу: <адрес>, в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой и предоставить им социальную выплату.
Истцы в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения спора извещены надлежаще, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель истца Алексеева А.С. – Аносова Д.К., действующая на основании доверенности от <дата>, в судебном заседании на исковых требованиях настаивала, дала пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации Анжеро-Судженского городского округа – Килина Е.В., действующая на основании доверенности от <дата>, исковые требования не признала, суду пояснила, что на основании полученного заключения СФ ОАО «ВНИМИ» от <дата>, <адрес> не подлежит сносу, поэтому оснований для включения истцов в список граждан на переселение из ветхого подработанного жилья не имеется. Результаты судебной экспертизы, а также факт проживания истцов в доме не оспаривала.
Представитель третьего лица Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения спора извещен надлежаще.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно ст.2 Жилищного Кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают по ликвидации особо убыточных и неперспективных угольных (сланцевых) шахт и разрезов указанными документами, в частности, предусмотрено содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Постановлением Правительства РФ от 03.09.1998 года № 1026 были внесены изменения и дополнения в указанное выше Постановление, при этом в нем указано, что независимо от объема предоставленных средств господдержки их получатели не освобождаются от ответственности и обязанностей, предусмотренных законодательством РФ по реализации мероприятий условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе… используют бюджетные средства и иные не запрещенные законодательством источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан,… в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда…
03.12.1997 года Правительством РФ было принято Постановление № 1523 «О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности» (утратившее силу с 01.01.805 года), которым утверждено Положение и Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, финансируемых за счет средств государственной поддержки, которыми предусмотрены, в том числе, затраты, связанные со сносом, реконструкцией… жилищного фонда в связи с ликвидацией шахт. В качестве мероприятий реструктуризации угольной промышленности.
Согласно федеральному закону от 8.06.1996 года № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи…угля…» финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета.
При этом, Приказом Министерства энергетики РФ от 19 июня 2002г. N 185 утверждено Положение о формировании и реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, финансируемых за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, которым в п. 10.5 предусмотрено содействие переселению граждан из неперспективных шахтерских городов и поселков с предоставлением помощи непосредственно переселяемым гражданам. В п. 10.5.7 данного Положения указано, что для расчета размера предоставляемой безвозмездной субсидии социальная норма площади жилья принимается в размере 33 кв. метра общей площади для одиноких граждан, 42 кв. метра общей площади – на семью из 2-х человек и 18 кв. метров - на одного члена семьи, состоящей из 3-х и более человек, что предусмотрено Указом Президента РФ от 28 апреля 1997г. N 425, согласно которому федеральный стандарт социальной нормы площади жилья определяется исходя из следующих норм обеспеченности населения жильем: 18 кв. метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. метра - на семью из двух человек, 33 кв. метра - на одиноко проживающих граждан.
В качестве мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.12.1997 года № 1523 (утратившим силу с 01.01.805 года) и постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 года № 840 (с последующими изменениями), предусмотрены снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
В соответствии с п. 8 Правил Предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительств РФ от 13.07.2005 года № 428, с последующими изменениями и дополнениями, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
Судом установлено, что Панягин А.А. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от <дата> является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>
Право собственности было зарегистрировано в ЕГРП <дата> за Панягиным А.А. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от <дата>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Согласно выписке из ЕГРП от <дата> за Панягиным А.А. зарегистрировано право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Иного жилья за истцом не значится.
Ранее квартира, принадлежала его отцу ФИО15 на основании договора купли-продажи от <дата>. <дата> он умер.
Согласно справке ООО «УК Монолит» от <дата> в доме по адресу г<адрес> зарегистрированы Панягин А.А. с <дата>, Алексеев С.В. с <дата>, Алексеева А.С. с <дата>.
Согласно справки ООО «УК Монолит» от <дата> Алексеев С.В. был зарегистрирован по адресу <адрес> с <дата> по <дата>.
Согласно поквартирной карточки <адрес>, расположенной по <адрес> Панягин А.А. прописан с <дата>, Алексеева А.С. прописана с <дата>, Алексеев С.В. прописан с <дата>.
Согласно сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от <дата> Алексеева А.С., Алексеев С.В. в собственности жилья не имеют.
Согласно справке БТИ от <дата> следует, что сведениями о наличии недвижимого имущества до 2000 за Алексеевой А.С., Алексеевым С.В., Панягиным А.А. не располагают. Процент износа жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>1 на дату инвентаризации <дата>-72 %.
В подтверждение факта проживания в доме истцами представлены суду медицинские документы, из которых видно, что адрес проживания истцов Алексеевой А.С., Панягина А.А с 1998 года указывался <адрес>
Факт проживания истцов Алексеевой А.С., Панягина А.А. в доме по <адрес> с марта 1998 года подтверждается показаниями свидетелей ФИО10, ФИО11 в судебном заседании.
Суд, проверяя наличие права на данное жилое помещение, постоянное проживание истцов в данном жилом доме на дату принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности исходит из следующего:
Решением внеочередного общего собрания акционеров ОАО «Ш. Анжерская» от <дата> принято решение о ликвидации шахты, создана ликвидационная комиссия.
Из протокола № заседания ликвидационной комиссии ОАО «Ш. Анжерская» от <дата> следует, что комиссия постановила: на основании телеграммы ГУРШ о прекращении финансирования по статье "Обеспечение жизнедеятельности предприятия в период ликвидации", в связи с передачей ответственности и средств государственной поддержки угольной отрасли от ликвидируемых организаций угольной промышленности органам самоуправления с целью выполнения работ по реконструкции и замене объектов социальной инфраструктуры, пострадавших в связи с ликвидацией шахт, сносу ветхого жилого фонда, содействию гражданам в приобретении жилья в замен сносимого ветхого и передачей прав получателя средств государственной поддержки ГУРШ для продолжения работ по ликвидации последствий вредного влияния от ведения горных работ ликвидируемых шахт обратится в арбитражный суд с заявлением о признании несостоятельности (банкротстве) ОАО "Ш. Анжерская".
Решением Арбитражного суда от <дата> ОАО «Ш. Анжерская» признано несостоятельным (банкротом).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, выданной <дата> МРИ ФНС России №9 по Кемеровской области ОАО «Ш. Анжерская» прекратило деятельность <дата>.
Исследуя указанные выше доказательства, суд приходит к выводу, что моментом принятия решения о ликвидации шахты является день принятия внеочередным общим собранием акционеров ОАО «Ш. Анжерская» решения о ликвидации шахты - <дата>.
На основании заключения СФ ОАО «ВНИМИ» от <дата> №, дом не подлежит сносу
Разрешая требования истца о включении в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ОАО «Ш. Анжерская», оценивая доводы и возражения сторон, представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о наличии законных оснований к их удовлетворению.
Согласно заключению №/з от <дата> СФ АО «ВНИМИ» следует: Квартира №, в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, находится в зоне влияния подземных горных работ ликвидированной шахты «Анжерская". Согласно п. 2.2 "Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания” [3], к непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся:
- каменные дома с физическим износом свыше 70 %;
- деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65 %.
Жилой дом по адресу: <адрес>, согласно данным технического паспорта № от <дата>, имеет физический износ 72 %, то есть является ветхим.
Причиной ветхого состояния <адрес>, в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, является комплекс влияющих факторов: морозное пучение грунтов из-за неглубокого заложения фундаментов, отсутствие конструктивных мер защиты строения до начала ведения горных работ, подтопление территории, естественный физический износ строения, вследствие длительной эксплуатации (более 60 лет), и влияние на неё подземных горных работ. Однако основным фактором являются подземные горные работы ликвидированной шахты "Анжерская", так как суммарные горизонтальные деформации земной поверхности превышают допустимые значения.
Следовательно, техническое состояние <адрес>, в многоквартирном многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, находится в причинно-следственной связи с ведением горных работ ликвидированной шахты "Анжерская".
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 г. [5], <адрес>, в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, рекомендуется к сносу, как ставшая непригодной для проживания по критериям безопасности, в результате ведения горных работ ликвидированной шахты "Анжерская", так как суммарные горизонтальные деформации земной поверхности превышают допустимые значения и жилое строение относится к категории ветхих.
Суд не усматривает оснований ставить под сомнение достоверность данного заключения, которое отвечает принципам относимости, допустимости и достоверности, и является одним из доказательств по делу наравне с иными доказательствами. Выводы, сделанные специалистом логичны и обоснованы, подтверждены результатами проведенного исследования, сомнений у суда не вызывают, заключение последовательно в своих выводах. Представителем ответчика данное заключение не оспаривалось.
Таким образом, суд считает установленным, что <адрес> жилом <адрес>, расположен на горном отводе ОАО «Ш. Анжерская», и в результате ведения горных работ пришел в непригодное для проживания состояние и подлежит сносу.
Как установлено судом и подтверждается собранными по делу доказательствами, истец Панягин А.А. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>1 <адрес>, на основании свидетельства о праве на наследство по закону, Алексеева А.С. и Панягин А.А., зарегистрированы и фактически проживают в указанном доме, который заключением СФ ОАО ВНИМИ №/з от <дата> признан ветхим в результате ведения горных работ на ОАО «Ш.Анжерская», непригодным для проживания.
Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами для разрешения спора являются наличие у истцов права собственности либо пользования жилым помещением и фактическое проживание в нем на дату принятия решения о ликвидации шахты.
Из представленных доказательств судом установлено, что на момент признания ОАО «Ш.Анжерская», несостоятельным (банкротом), то есть на <дата>, истцы Алексеева А.С. и Панягин А.А. фактически проживали в спорном жилом помещении,
С момента приобретения данный дом является единственным и постоянным местом проживания семьи истца, иного жилья для проживания ни на праве собственности, ни на ином праве у них нет, что не оспаривается ответчиком и подтверждается указанными выше доказательствами.
Правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований Алексеева С.В. суд не находит, поскольку совокупность условий, при которых предоставляется социальная выплата для приобретения жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным по критериям безопасности, а также может быть признано такое право, отсутствует.
Судом установлено, что на момент ликвидации шахты в 1998 году и на момент составления списков граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, Алексеев С.В. собственником либо членом семьи собственника жилого дома по адресу: <адрес>1, не являлся, фактически в нем не проживал и зарегистрирован по указанному адресу был лишь с <дата>, после заключения брака с ФИО12 (ФИО13) А.С., что не оспаривалось им при рассмотрении спора.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований истцу Алексееву С.В. следует отказать.
Поскольку, формирование, уточнение списков, установление очередности предоставления социальных выплат является исключительным правом органа местного самоуправления, в соответствии с п. 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.805 года № 428 – Администрации Анжеро-Судженского городского округа - ответчика по данному делу, суд приходит к выводу, что исковые требования истца к администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список граждан на приобретение жилья взамен сносимого, ставшего ветхим в результате ведения горных работ подлежат удовлетворению.
Согласно п.10 Правил Предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительств РФ от 13.07.805 года № 428, норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.807 N 778)
33 кв. метра - для одиноких граждан; 42 кв. метра - на семью из 2 человек;
18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.
Поскольку Правила Предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительств РФ от 13.07.805 года № 428, не содержат условий по очередности предоставления социальной выплаты гражданам, иными законодательными актами данный порядок также не установлен, суд считает, что предоставление социальной выплаты истцу не может быть поставлено в зависимость от наличия иных граждан в списках и иных условий, в том числе от объема финансирования.
Суд обязывает Администрацию Анжеро-Судженского городского округа включить истцов, проживающих по адресу: <адрес> в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой «Анжерская» и предоставить им социальную выплату из расчета 42 кв. метра - на семью из 2 человек, для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков из расчета средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья на дату фактического предоставления социальной выплаты.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Алексеевой Александры Сергеевны, Алексеева Сергея Владимировича, Панягина Алексея Александровича к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, предоставлении социальной выплаты, удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа, находящуюся по адресу: <адрес>, включить Алексееву Александру Сергеевну <дата> года рождения, уроженку <адрес>, Панягина Алексея Александровича, <дата> года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированных по месту жительства по адресу: <адрес>1, в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемом ОАО «Ш. Анжерская».
Предоставить Алексеевой Александре Сергеевне, Панягину Алексею Александровичу, подлежащим переселению из ветхого жилья, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемом «Ш. Анжерская», социальную выплату из расчета 42 кв. метра - на семью из 2 человек, для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков из расчета средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья на территории Кемеровской области на дату фактического предоставления социальной выплаты.
В удовлетворении исковых требований Алексеева Сергея Владимировича о включении его в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, предоставлении социальной выплаты отказать.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Анжеро-Судженский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий:
Решение в мотивированной форме изготовлено 23.11.2020.