О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Судья Архаринского районного суда <адрес> Лобань Т.Н., изучив материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ФИО1,
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении по ст. 6.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в ФИО1, согласно которому, ДД.ММ.ГГГГ в 13 часов 00 минут в <адрес> ФИО1 нанесла телесные повреждения своей матери ФИО3, ударив её около трех раз палкой по туловищу и конечностям, причинив тем самым ФИО3 телесные повреждения, которые согласно судебно-медицинской экспертизе № от ДД.ММ.ГГГГ не причинили вреда здоровью.
В силу ч. 4 ст. 29.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Согласно п.п. 3 и 5 ст. 29.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья должен выяснить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, правильно ли оформлены иные материалы дела и достаточно ли их для рассмотрения дела по существу, а также отсутствуют ли иные обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела об административном правонарушении.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается, в том числе, вопрос, по которому в случае необходимости выносится определение, о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
В силу ч. 1 ст. 26.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч.2 данной статьи).
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (ч. 3 данной статьи).
К числу доказательств по делу по административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с указанной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе событие административного правонарушения.
Данный протокол является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое ему обвинение, выходить за пределы которого недопустимо.
В пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола. Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 указанного Кодекса, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
Согласно описанному в протоколе об административном правонарушении событию административного правонарушения, ДД.ММ.ГГГГ в 13 часов 00 минут в <адрес> ФИО1 нанесла телесные повреждения своей матери ФИО3, ударив её около трех раз палкой по туловищу и конечностям, причинив тем самым ФИО3 телесные повреждения, которые согласно судебно-медицинской экспертизе № от ДД.ММ.ГГГГ не причинили вреда здоровью.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, определением № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 было возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление в соответствии нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 28.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях при вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в определении (ч.3), копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему (ч. 3.1). Копия определения о продлении срока проведения административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых проводится административное расследование, а также потерпевшему (ч.5.2).
Однако, в представленных материалах сведения о разъяснении ФИО1 её процессуальных прав отсутствуют.
В материалах дела об административном правонарушении имеется заключение эксперта (медицинское обследование) потерпевшего, однако не имеется определения о назначении экспертизы, в соответствии со ст. 26.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, согласно которой: в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы (ч.1).
В определении указываются: 1) основания для назначения экспертизы; 2) фамилия, имя, отчество эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза; 3) вопросы, поставленные перед экспертом; 4) перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта.
Кроме того, в определении должны быть записи о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения (ч. 2).
Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта (ч.3).
До направления определения для исполнения судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта (ч. 4).
Как следует из материалов дела, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1, и потерпевшая ФИО3 не ознакомлены с данным определением, их права при проведении экспертизы им не разъяснены.
Сведений о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении его, об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, в материалах дела также не имеется.
Кроме того, имеющие в материалах дела об административном правонарушении документы, в том числе, протокол осмотра места происшествия, объяснения предоставлены в ксерокопиях, не заверены надлежащим образом.
Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей должны быть отобраны по конкретному материалу, а не представлены в копиях из материалов других дел.
Согласно ст. 26.3. Кодекса РФ об административных правонарушениях, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.
Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.
Данные обстоятельства, препятствуют рассмотрению дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ФИО1
В связи с тем, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, судьёй установлено, что при оформлении материалов дела допущены нарушения Кодекса РФ об административных правонарушениях, имеются обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела об административном правонарушении, а именно, неправильно оформлены материалы дела, неполно представлены материалы, что не может быть восполнено при рассмотрении дела в суде, считаю необходимым вернуть материал дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ФИО1 в ОП по <адрес> для устранения обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела об административном правонарушении.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 29 КоАП РФ, судья
О П Р Е Д Е Л И Л:
Возвратить материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ФИО1 в ОП по <адрес> для устранения обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела об административном правонарушении.
Судья: (подпись) Т.Н. Лобань
Верно судья Т.Н. Лобань