СУДЕБНЫЙ УЧАСТОК № 22 (СЕВЕРО-КУРИЛЬСКИЙ РАЙОН) САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Парковая, 5, г. Северо-Курильск, Сахалинская область, Россия, 694550
тел./факс(42453) 2-14-85, http://22.sah.msudrf.ru, e-mail: su22s-k@mail.ru
Дело № 5- 99/2020
УИД 65MS0022-01-2020-000224-72
Дата поступления материала: 13 июля 2020 года
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
02 октября 2020 года город Северо-Курильск
Сахалинской области
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 октября 2020 года.
Мировой судья судебного участка № 22 Северо-Курильского района Сахалинской области Галаха Е.В. с участием:
директора МП «ТЭС» Ерощева Н.Н.,
защитника МП «ТЭС» Юрьевой О.Н.,
начальника ТО НД Северо-Курильского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Сахалинской области Герасименко Д.А.
при секретаре Кузьмине О.М.,
рассмотрев материалы административного дела по факту совершения юридическим лицом -
муниципальным предприятием «Тепло-электросистемы Северо-Курильского городского округа» (сокращенное наименование МП «ТЭС»), дата государственной регистрации 23 мая 2006 года за ОГРН 1066515000837, ИНН 6515002120, место нахождения: г. Северо-Курильск Сахалинской области, ул. Сахалинская, 35,
административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л а :
08 июля 2020 года начальником ТО НД Северо-Курильского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Сахалинской области в отношении МП «ТЭС» составлен протокол № 3 по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Директор МП «ТЭС» Ерощев Н.Н. и защитник Юрьева О.Н. в судебном заседании с правонарушением согласились частично, указав, что ряд документальных нарушений в деятельности МП «ТЭС» имеется. Просили учесть, что работы по ликвидации разливу нефти ими были проведены, а также, что на предприятии, имеется большая дебиторская задолженность связи с принимаемыми мерами из-за коронавирусной инфекцией, а также несутся убытки от деятельности.
Заслушав директора МП «ТЭС» Ерощева Н.Н., защитника МП «ТЭС» Юрьеву О.Н., должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, Герасименко Д.А., исследовав материалы административного дела, мировой судья приходит к следующему.
Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты населения, территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определяются Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Действие данного Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 N 68-ФЗ).
В силу статьи 2 данного Федерального закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 28 данного Федерального закона виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане Российской Федерации несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации - административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения в соответствии с частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, МП «ТЭС» имеет в эксплуатации зарегистрированный в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» склад ГСМ III класса опасности, что подтверждается свидетельством о регистрации А75-00542 (л.д. 71).
На основании распоряжения начальника ТО НД Северо-Курильского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Сахалинской области от 08 июня 2020 года № 1(ЧС) в отношении МП «ТЭС» на объекте строительства и реконструкции системы топливообеспечения, г. Северо-Курильск, остров Парамушир (топливопровод склада ГСМ, кадастровый номер 65:27:0000:94, протяженностью 3 400 метров) проведена внеплановая выездная проверка за выполнением установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по заявлению гражданина об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации (л.д. 9-13).
В 15 часов 00 минут 08 июля 2020 года в ходе проведения указанной проверки были выявлены нарушения статей 14 и 28 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (л.д. 14-20), в том числе:
- План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера МП «ТЭС» не корректируется ежегодно, по состоянию на первый рабочий день, с 2013 года. ОСНОВАНИЕ: п. «а» статьи 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; часть 3 «Порядок согласования, утверждения и корректировки Плана» постановления администрации Сахалинской области от 07.08.2007 № 163-па «Об утверждении требований по разработке и согласованию Планов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Сахалинской области»;
- МП «ТЭС» в рамках РСЧС организации не разработан календарный план оперативных мероприятий организации при угрозе и возникновения чрезвычайной ситуации, согласованный с комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования. ОСНОВАНИЕ: статьи 4, 14 п. «а,б» Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 13 приказа МЧС России от 28.12.2004 № 621 «Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации»;
- не утвержден и не организован координационный орган в области предупреждения чрезвычайных ситуаций (объектовая комиссия по чрезвычайным ситуациям). Отсутствует распорядительный документ руководителя об образовании КЧС и ПБ организации. ОСНОВАНИЕ: статьи 4, 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п.п. 2, 3, 6, 7, 8 постановления Правительства Российской Федерации № 794 от 30.12.2003 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»; п. 48, 49 приказа МЧС РФ от 28.02.2003 № 105 «Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения»;
- отсутствует распорядительный документ руководителя об образовании дежурно-диспетчерской службы объекта (ДДС). ОСНОВАНИЕ: статьи 4, 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 11 постановления Правительства Российской Федерации № 794 от 30.12.2003 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»; п. 45, 48 приказа МЧС РФ от 28.02.2003 № 105 «Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения»;
- отсутствуют функциональные обязанности персонала дежурно-диспетчерской службы объекта (ДДС). ОСНОВАНИЕ: статьи 4, 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 11 постановления Правительства Российской Федерации № 794 от 30.12.2003 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»; п. 45, 48 приказа МЧС РФ от 28.02.2003 № 105 «Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения»;
- отсутствуют отчетные документы об организации подготовки руководящего состава и специалистов, участвующих в ликвидации ЧС, документы о проведении учебно-тренировочных занятий с персоналами смен. ОСНОВАНИЕ: статья 14 п. «в» Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 18 постановления Правительства Российской Федерации № 794 от 30.12.2003 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»; п. 4 «а» постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; п. 45, 54, 62 приказа МЧС РФ от 28.02.2003 № 105 «Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения»;
- отсутствует свидетельство об аттестации аварийно-спасательного формирования (АСФ). ОСНОВАНИЕ: статья 14 п. «в» Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; статья 7 часть 3, статья 8, статья 10, статья 11 часть 4, статьи 12 часть 1 Федерального закона Российской Федерации от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»; статья 10 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; постановление Правительства Российской Федерации от 22.11.1997 № 1479 «Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей»;
- 0тсутствует распорядительный документ (приказ) руководителя о создании нештатного аварийно-спасательного формирования, о зачислении граждан в состав нештатных АСФ и регистрация АСФ в органе управления при местном самоуправлении, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. ОСНОВАНИЕ: статья 10 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», статья 14 п. «в» Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», статьи 1, 2, 9 Федерального закона Российской Федерации «О гражданской обороне»; статья 7 часть 3, статья 8, статья 10, статья 11 часть 4, статьи 12 часть 1 Федерального закона Российской Федерации от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»; постановление Правительства Российской Федерации от 22.11.1997 № 1479 «Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей»; п. 14 приказа МЧС России от 23.12.2005 № 999 «Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований»;
- отсутствуют документы по подготовке нештатных аварийно-спасательных формирований. ОСНОВАНИЕ: статья 10 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», статья 14 п. «в» Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», статьи 1, 2, 9 Федерального закона Российской Федерации «О гражданской обороне»; статья 7 часть 3, статья 8, статья 10, статья 11 часть 4, статьи 12 часть 1 Федерального закона Российской Федерации от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»; постановление Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 № 841 «Об утверждении положения об организации подготовки населения в области гражданской обороны»; постановление Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; п. 19, п. 33 постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»; п. 18, 19 приказа МЧС России от 23.12.2005 № 999 «Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований»;
- отсутствует свидетельство о регистрации и аттестации нештатных аварийно-спасательных формирований (НАСФ). ОСНОВАНИЕ: статья 10 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», статья 14 п. «в» Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», статьи 1, 2, 9 Федерального закона Российской Федерации «О гражданской обороне»; статья 7 часть 3, статья 8, статья 10, статья 11 часть 4, статьи 12 часть 1 Федерального закона Российской Федерации от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»; постановление Правительства Российской Федерации от 22.11.1997 № 1479 «Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей»; п. 4, 9 приказа МЧС России от 23.12.2005 № 999 «Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований».
В силу статьи 4 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
В соответствии пунктом «а» статьи 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций.
Согласно пункту 1 Требований по разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и инструкций по действиям персонала организации при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Сахалинской области, утвержденных постановлением администрации Сахалинской области от 07.08.2007 N 163-па, объем, организацию, порядок, способы и сроки осуществления мероприятий по защите рабочих и служащих, персонала от поражающих факторов стихийных бедствий, аварий и катастроф, которые могут возникнуть как на самом объекте, так и на соседних с ним объектах, а также на прилегающей территории определяет План по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера объекта (предприятия, организации) (далее - План).
Пунктом 3 указанных Требований установлено, что корректировка Плана проводится ежегодно по состоянию на первый рабочий день года. Внесенные изменения заверяются подписью должностного лица, внесшего изменения.
Как усматривается из материалов дела утвержденный 15 января 2013 года План действий МП «ТЭС» по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в нарушение вышеуказанных требований ежегодно не корректируется (л.д. 70-91).
Указанным бездействием МП «ТЭС» допущено невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Далее, в соответствии пунктом «б» статьи 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" организации также обязаны планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях.
Общие требования к планированию мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов (далее - ЧС(Н)) для функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и организаций, независимо от форм собственности, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и использование нефти и нефтепродуктов, определены Правилами разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденными приказом МЧС России от 28.12.2004 N 621 .
Согласно пункту 6 данных Правил одной из основных задач планирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов (далее - ЛЧС(Н)), является составление ситуационного графика (календарного плана) проведения оперативных мероприятий по ЛЧС(Н).
Пунктом 7 данных Правил предусмотрено, что в рамках РСЧС организации разрабатывают Планы и Календарные планы, которые подлежат согласованию (утверждению) соответствующими федеральными органами исполнительной власти и/или их территориальными органами, комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и другими организациями в соответствии с их компетенцией и в порядке, устанавливаемом настоящими Правилами.
Согласно Порядку выполнения требований к разработке плана ЛРН (Приложение N 1 к Правилам № 621) Календарные планы оперативных мероприятий ЧС(Н) являются обязательным приложением к Плану по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
В соответствии с пунктом 13 данных Правил в соответствии с классификацией ЧС(Н) организации разрабатывают Планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, соответствующие уровню возможной ЧС(Н), а также Календарные планы для нижестоящих уровней возможных ЧС(Н), вплоть до объектового уровня, которые используются при составлении соответствующих Планов в подсистемах РСЧС и их звеньях, Планов регионов, а также непосредственно в организациях при реагировании на ЧС(Н).
В судебном заседании установлено, что в нарушение вышеуказанных требований по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов МП «ТЭС» в рамках РСЧС не разработан календарный план оперативных мероприятий организации при угрозе и возникновения чрезвычайной ситуации, согласованный с комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования.
Указанным бездействием МП «ТЭС» допущено невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Далее, согласно пункту 2 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794, единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
В соответствии с пунктом 3 данного Положения Единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Пунктом 6 данного Положения установлено, что на каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения органов управления и сил единой системы, системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
Согласно пункту 7 данного Положения координационными органами единой системы на объектовом уровне являются комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
В соответствии с пунктом 8 указанного Положения организациями осуществляются образование комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава.
Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании.
Комиссии возглавляют руководители организаций или их заместители.
Пунктом 48 Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, утвержденных приказом МЧС России от 28.02.2003 N 105, также предусмотрено, что в составе органов управления организацией формируются, в том числе, координирующий орган в области предупреждения чрезвычайных ситуаций (объектовая комиссия по чрезвычайным ситуациям).
Согласно пункту 49 указанных Требований орган по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям объекта координирует деятельность подразделений, объектовых служб производственного контроля, промышленной безопасности, природоохранных и других в соответствии с их функциями и задачами в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций, обеспечивает взаимодействие в области предупреждения чрезвычайных ситуаций с органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и местного самоуправления.
Исходя из пункта 45 указанных Требований, разработка распорядительных и организационных документов по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций относится к основным требованиям по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения.
В судебном заседании установлено, что в нарушение вышеуказанных требований МП «ТЭС» не утвержден и не организован координационный орган в области предупреждения чрезвычайных ситуаций (объектовая комиссия по чрезвычайным ситуациям). Отсутствует распорядительный документ руководителя об образовании КЧС и ПБ организации.
Указанным бездействием МП «ТЭС» допущено невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Далее, в соответствии с пунктом 11 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794, органами повседневного управления единой системы на объектовом уровне являются подразделения организаций, обеспечивающие их деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.
Компетенция и полномочия органов повседневного управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.
Согласно пункту 48 Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, утвержденных приказом МЧС России от 28.02.2003 N 105, в составе органов управления организацией формируются, в том числе, орган повседневного управления мероприятиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций (дежурно-диспетчерская служба организации).
В судебном заседании установлено, что в нарушение вышеуказанных требований в МП «ТЭС» отсутствует распорядительный документ об образовании дежурно-диспетчерской службы, а также отсутствуют функциональные обязанности персонала указанной службы.
Указанным бездействием МП «ТЭС» допущено невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Предоставленные директором МП «ТЭС» Ерощевым Н.Н. документы, предусматривающие оперативно-диспетчерское управление в системе теплоснабжения МП «ТЭС» (приказ от 14.09.2015 № 62-П), взаимодействие с ЕДДС Северо-Курильского городского округа обслуживающего персонала электростанции (приказ 08.11.2016 от № 78-п производственная инструкция) не являются документами о создании дежурно-диспетчерской службы, как органа повседневного управления мероприятиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций, и не определяют компетенцию и полномочия указанного органа.
Далее, в соответствиис пунктом «в» Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" организации обязаны обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Согласно пункту 18 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794, подготовка работников организаций, специально уполномоченных решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенных в состав органов управления единой системы, организуется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает для работающего населения - проведение занятий по месту работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках;
Согласно пункту 45 Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, утвержденных приказом МЧС России от 28.02.2003 N 105, к основным требованиям по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения относятся, в том числе, подготовка персонала к действиям при чрезвычайных ситуациях.
Пунктом 54 данных Требований предусмотрено, что на опасных производственных объектах систематически проводятся учебно-тренировочные занятия с персоналами смен по графикам, утвержденным руководителями предприятия.
Пунктом 62 данных Требований предусмотрено, что подготовка руководителей и специалистов потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения независимо от их организационно-правовой формы, специалистов в области защиты от чрезвычайных ситуаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется путем проведения сборов, учений, тренировок в учебных заведениях повышения квалификации и переподготовки кадров, учебно-тренировочных центрах, центрах подготовки федеральных органов исполнительной власти.
Рекомендации по проведению обучения работников организаций и ведения отчетной документации утверждены соответствующими актами МЧС России.
Однако, как установлено в судебном заседании, отчетную документацию МП «ТЭС» об организации подготовки руководящего состава и специалистов, участвующих в ликвидации ЧС (за исключением обучения директора Ерощева Н.Н. и главного инженера К.Н.), и о проведении учебно-тренировочных занятий с персоналом смен не имеет.
Указанным бездействием МП «ТЭС» допущено невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
По факту невыполнения МП «»ТЭС» обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в области деятельности аварийно-спасательных формирований, а именно: отсутствие свидетельства об аттестации аварийно-спасательного формирования (АСФ); отсутствие распорядительного документа (приказа) о создании нештатного аварийно-спасательного формирования, о зачислении граждан в состав нештатных АСФ и регистрация АСФ в органе управления при местном самоуправлении, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; отсутствие документов по подготовке нештатных аварийно-спасательных формирований; отсутствие свидетельства о регистрации и аттестации нештатных аварийно-спасательных формирований, - мировой судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В результате внесенных изменений Федеральным законом от 01.05.2019 года № 84-ФЗ в пункт 2 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» с 28 октября 2019 года из перечня организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования, исключены организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности.
Таким образом, для МП «ТЭС», имеющим в эксплуатации опасный производственный объект «Склад ГСМ» III класса опасности, создание нештатных аварийно-спасательных формирований в настоящее время обязательным не является.
Как усматривается из материалов дела, 11 сентября 2019 года директором МП «ТЭС» Ерощевым Н.Н. утверждены составы аварийно-спасательных формирований.
Согласно статье 8 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" состав и структуру аварийно-спасательных формирований определяют создающие их организации исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также требований законодательства Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 10 данного Федерального закона все аварийно-спасательные формирования подлежат обязательной регистрации.
Согласно статье 12 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 10 Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденного приказом МЧС России от 23.12.2005 № 999, нештатные аварийно-спасательные формирования укомплектовываются личным составом.
В соответствии с пунктом 11 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1091, вновь созданная аварийно-спасательная служба (формирование) допускается к первичной аттестации после укомплектования личным составом.
Исходя из Порядка регистрации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, утвержденного приказом МЧС России от 12.03.2018 № 99, регистрация подлежат аттестованные аварийно-спасательные формирования.
Как установлено в судебном заседании личный состав аварийно-спасательных формирований МП «ТЭС» не укомплектован, то есть фактически в МП «ТЭС» нештатные аварийно-спасательные формирования не созданы.
Поскольку для МП «ТЭС» законодательством не предусмотрено создание в обязательном порядке нештатных аварийно-спасательных формирований, и указанные формирования на предприятии фактически не созданы в виду их неукомплектованности, то в выявленном отсутствии в МП «ТЭС» документов по нештатным аварийно-спасательным формированиям, а именно: распорядительного документа (приказа) о создании нештатного аварийно-спасательного формирования, о зачислении граждан в состав нештатных аварийно-спасательных мероприятий, и регистрации аварийно-спасательного формирования в органе управления при местном самоуправлении, специально уполномоченном на решение зада в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; свидетельства о регистрации и аттестации нештатных аварийно-спасательных формирований; документов по подготовке нештатных аварийно-спасательных формирований, - мировой судья не усматривает, что МП «ТЭС» было допущено невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а равно, совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем исключает указанный факт из объема предъявленного обвинения.
Установленные факты подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении и исследованными в судебном заседании доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 08.09.2020 № 3; заявлением Ч. от 07.06.2020 № 40; заявлением о согласовании проверки юридического лица; решением о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 09.06.2020; распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от 08.06.2020 № 1(ЧС); актом проверки от 08.06.2020 № 1(ЧС); фототаблицами к акту проверки; уставом МП «ТЭС»; приказом директора МП «ТЭС» от 05.06.2020 № 26-П; составом аварийно-спасательных формирований; приказом директора МП «ТЭС» от 05.06.2020 № 7 о/д; планом действий МП «ТЭС» по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; свидетельством о регистрации от 16.05.2017 № А75-00542; выпиской из ЕГРН и иными доказательствами по делу.
Доказательства по делу с точки зрения относимости, допустимости, достоверности и достаточности отвечают требованиям статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предъявляемым к доказательствам по делу об административном правонарушении.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу общих принципов публично-правовой ответственности привлечение юридического лица к административной ответственности и применение к нему административного наказания возможны лишь при наличии вины данного юридического лица в совершении того или иного административного правонарушения. Содержательно вина юридического лица в совершении административного правонарушения может выражаться различным образом - в полном игнорировании требований законодательства, в уклонении от исполнения отдельных правовых предписаний, в неиспользовании всех доступных средств для соблюдения установленных правил и т.п. Виновность юридического лица в совершении административного правонарушения является так или иначе следствием действий его должностных лиц или работников.
Доказательств невозможности выполнения предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера в силу чрезвычайных событий, которые МП «ТЭС» не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, а равно доказательств принятия предприятием исчерпывающих мер для выполнения установленных обязанностей мировым судьей не установлено, что применительно к положениям части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях свидетельствует о наличии вины общества.
Каких-либо процессуальных нарушений при составлении протокола об административном правонарушении в отношении МП «ТЭС» в соответствии со статьями 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях мировой судья не находит.
Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны быть истолкованы в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не усматривается.
Оценив все доказательства в совокупности, мировой судья приходит к выводу, что вина МП «ТЭС» в совершении административного правонарушения подтверждается, и квалифицирует его бездействие по части 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - как невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Учитывая общественную опасность совершенного административного правонарушения, оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматривается, поскольку невыполнение требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, может повлечь негативные последствия и недопустимый риск для жизни и здоровья людей.
При определении наказания МП «ТЭС» мировой судья учитывает, что в качестве обстоятельства, отягчающих административную ответственность, повторное совершение однородного административного правонарушения, поскольку МП «ТЭС» 22 мая 2020 года привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (дело № 5-70/2020).
Обстоятельствами, смягчающими ответственность, мировой судья признает: частичное согласие с правонарушением.
В соответствии со статьей 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Учитывая положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также такие критерии, обозначенные Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 25.02.2014 N 4-П и Постановлении от 17.01.2013 N 1-П, как справедливость и соразмерность административного наказания, на основании оценки совокупности установленных по делу обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, наличие смягчающих административную ответственность обстоятельств, финансовое положение предприятия, учитывая, что предприятие создано в целях выполнения работ и услуг для нужд Северо-Курильского городского округа и решения социальных задач по организации электро- теплоснабжения, и в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица подавлением его экономической деятельности, мировой судья считает возможным уменьшить размер административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц, до 50 000 рублей, что составляет половину минимального размера административного штрафа, соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также принципам справедливости, целесообразности и законности административной ответственности.
На основании статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, руководствуясь статьями 25.1, 29.5-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья
п о с т а н о в и л а:
Муниципальное предприятие «Тепло-электросистемы Северо-Курильского городского округа»признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание с применением частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 50 000 /пятьдесят тысяч/ рублей.
Штраф подлежит перечислению на расчетный счет УФК по Сахалинской области (Сахминфин, агентство по обеспечению деятельности мировых судей Сахалинской области, л/с 04612000140) ИНН 6501146065, КПП 650101001, ОКТМО 64743000, счет № 40101810900000010000 в Отделении Южно-Сахалинск г. Южно-Сахалинск, БИК 046401001, код бюджетной классификации 04711601203010006140, УИН 0355304500000000000137532.
Взыскатель штрафа: агентство по обеспечению деятельности мировых судей Сахалинской области, адрес: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, пр. Мира, пр. 43а.
Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее 60-ти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.
При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания невозможно в установленные сроки, судья может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.
С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей на срок до трех месяцев.
За неуплату административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
Постановление может быть опротестовано или обжаловано в Северо-Курильский районный суд непосредственно или через мирового судью судебного участка № 22 Северо-Курильского района Сахалинской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для его обжалования, если оно не было обжаловано или опротестовано.
Мировой судья Е.В. Галаха