Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-281/2017 ~ М-279/2017 от 27.07.2017

Дело 2-281/2017 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 августа 2017 года <адрес>

Архаринский районный суд ФИО2 <адрес> в составе:

председательствующего судьи Дьячковой Н.С.,

при секретаре судебного заседания ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному казенному учреждению ФИО2 <адрес> - Управлению социальной защиты населения по <адрес> о возложении обязанности осуществить компенсацию части расходов по уплате процентов по кредитному договору,

У С Т А Н О В И Л:

Истица обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению ФИО2 <адрес> - Управлению социальной защиты населения по <адрес> о возложении обязанности осуществить компенсацию части расходов по уплате процентов по кредитному договору, указав, что ДД.ММ.ГГГГ между ней, созаёмщиком - ФИО4 и ОАО «Сбербанк России» в лице Благовещенского отделения ОАО «Сбербанк России», заключен кредитный договор , согласно которому банком предоставлен ипотечный кредит в сумме 1 005 240 рублей на срок 120 месяцев под 13,25% годовых на приобретение квартиры, расположенной по адресу: ФИО2 <адрес>, квартал 240А <адрес>.

По результатам рассмотрения представленных документов ГКУ УСЗН ФИО2 <адрес> было принято решение от ДД.ММ.ГГГГ о принятии к компенсации расходов по уплате процентов по указанному кредитному договору в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в ФИО2 <адрес> на 2010-2012 годы», утвержденной постановлением ФИО2 <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, и исполнения постановления ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действия (бездействия) застройщиков».

Выплаты компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ в период с августа 2013 года по сентябрь 2014 года не производились, образовалась задолженность Государственного казенного учреждения ФИО2 <адрес> Управления социальной защиты населения по <адрес> по ежемесячной компенсации по уплате процентов по кредитному договору в сумме 52 776 рублей 82 копейки.

Просит возложить обязанность на Государственное казенное учреждение ФИО2 <адрес> Управление социальной защиты населения по <адрес> выплатить компенсацию части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ задолженность в сумме 52 776 рублей 82 копейки, а также расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

Истица ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела уведомлена своевременно надлежащим образом, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, на заявленных требованиях настаивала.

ФИО2 ответчика – начальник Государственного казенного учреждения ФИО2 <адрес> Управления социальной защиты населения в <адрес> ФИО5 в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, в письменном отзыве на исковое заявление исковые требования не признала, считает, что механизм предоставления социальных выплат, указанных в исковом заявлении, установлен Положением о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, утвержденным постановлением ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение).

Положение утверждено в целях реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в ФИО2 <адрес> на 2012 - 2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения ФИО2 <адрес> на 2012-2015 годы», утвержденной постановлением ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , затем (в связи с признанием утратившим силу постановления ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ) - в целях реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования ” в ФИО2 <адрес>», предусмотренной государственной программой ФИО2 <адрес> «Обеспечение доступным и качественным жильем населения ФИО2 <адрес> на 2014 - 2020 годы», утвержденной постановлением ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствии с Порядком принятия решений о разработке государственных программ ФИО2 <адрес>, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности», утвержденным постановлением ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , подпрограмма государственной программы - это основная часть государственной программы, представляющая собой комплекс мероприятий, направленных на решение отдельных задач государственной программы, взаимоувязанных по целям, срокам и ресурсам.

Финансовое обеспечение реализации государственных программ в части расходных обязательств ФИО2 <адрес> осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета.

В силу части 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных программ утверждается законом о бюджете по соответствующей каждой целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации утвержден закрытый перечень видов бюджетных ассигнований, а именно: оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд; социальное обеспечение населения; предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями; предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам; предоставление межбюджетных трансфертов; предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права; обслуживание государственного (муниципального) долга; исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

В рамках бюджетных правоотношений любая выплата гражданам может быть осуществлена только в виде бюджетных ассигнований на социальное обеспечение населения.

Статьей 74.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям на социальное обеспечение населения относятся бюджетные ассигнования на предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения.

Расходные обязательства на социальное обеспечение населения могут возникать в результате принятия публичных нормативных обязательств.

Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской    Федерации к публичным нормативным обязательствам отнесены публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации.

Согласно пунктам 4, 6 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень разделов, подразделов, целевых статей (государственных (муниципальных) программ и непрограммных направлений деятельности), групп (групп и подгрупп) видов расходов бюджета утверждается в составе ведомственной структура расходов бюджета законом (решением) о бюджете либо в установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета.    

Согласно Законам ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» и от ДД.ММ.ГГГГ «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» расходы областного бюджета на компенсацию части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданам на строительство или приобретение жилья на территории ФИО2 <адрес>, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков не отнесены к подгруппе «Публичные нормативные социальные выплати гражданам».

Утвержденные постановлениями ФИО2 <адрес> государственные программы не содержат размер публичного обязательства (и порядок его индексации) перед физическим лицом, подлежащий исполнению в денежной форме.

Соответственно, указанные выше обязательства на социальное обеспечение населения возникли не в результате принятия публичных нормативных обязательств, и указанные обязательства подлежат исполнению в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий год.

В соответствии с ведомственной структурой расходов областного бюджета на 2013 год, согласно приложения к Закону ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов», объем бюджетных ассигнований на выплату компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретении жилья на территории ФИО2 <адрес>, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков» составил 348 422,3 тыс. руб.

В соответствии с распределением бюджетных ассигнований по целевым статьям (государственным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов областного бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, согласно приложению к Закону ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» на 2014 год расходы по основному мероприятию «Оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительстве или приобретение жилья на территории ФИО2 <адрес>, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков» составили 40000,00 тыс.рублей.

Бюджетные ассигнования, то есть предельные объемы денежных средств, предусмотренные законами ФИО2 <адрес> об областном бюджете в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетный обязательств, в размере 348 422,30 тыс. рублей (2013 год) и 40 000,00 тыс. рублей (2014 год) были выделены полном объеме министерством социальной защиты населения ФИО2 <адрес> государственным казенным учреждениям ФИО2 <адрес> - управлениям социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области.

Пунктом 10 Положения установлено, что выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских, услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий год.

В связи с тем, что запланированные бюджетные обязательства области по реализации программных мероприятий «Компенсация части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданам на строительство или приобретение жилья на территории ФИО2 <адрес>, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков» исполнены в 2013 - 2014 годах полном объеме, правовые основания удовлетворения заявленных истцом требований отсутствуют.

В соответствии с пунктом 8-1 Положения, предоставление компенсации гражданам производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявления в ГКУ УСЗН по <адрес> при условии соблюдения требований Положения.    

Считает, что в случае удовлетворения судом заявленных истцом требований, вынесенное судом решение будет затрагивать права иных граждан, которые обратились в ГКУ УСЗН по <адрес> раньше истца с заявлениями о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору.

На основании вышеизложенного, просит суд отказать в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

ФИО2 <адрес> и Министерства финансов ФИО2 <адрес>, Министерства социальной защиты населения ФИО2 <адрес> в судебное заседание не явились по неизвестной причине, о времени и месте слушания дела уведомлены надлежащим образом.

Судом в порядке ст. 167 ГПК РФ принято решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1, созаёмщиком - ФИО4 и Открытым акционерным обществом «Сбербанк России» заключен кредитный договор по условиям которого заемщику предоставлен кредит в сумме 1 005 240 рублей сроком на 120 месяцев на приобретение квартиры, расположенной по адресу: ФИО2 <адрес> квартал 240А, <адрес>.

В 2012 году истец обратился в Государственное учреждение ФИО2 <адрес> - УСЗН по <адрес> с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действия (бездействия) застройщиков» (постановление ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ).

Решением ГКУ ФИО2 <адрес> – УСЗН по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о предоставлении ФИО1 социальной выплаты в виде компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно сведениям ГКУ ФИО2 <адрес> за период с августа 2013 года по сентябрь 2014 года выплаты не производились, образовалась задолженность Государственного казенного учреждения ФИО2 <адрес> Управления социальной защиты населения по <адрес> по ежемесячной компенсации по уплате процентов по кредитному договору в сумме 52 776 рублей 82 копейки.

Отношения сторон по оказанию государственной поддержки путем компенсации расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту возникли в рамках подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в ФИО2 <адрес> на 2012-2013 года» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения ФИО2 <адрес> на 2012-2015 годы» (утвержденной постановлением ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ).

Постановлением ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановление ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утратило силу с ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена государственная программа ФИО2 <адрес> «Обеспечение доступным и качественным жильем населения ФИО2 <адрес> на 2014-2020 годы», в рамках которой предусмотрена подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в ФИО2 <адрес>». Государственная программа введена в действие с ДД.ММ.ГГГГ.

В число программных мероприятий также включено оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории ФИО2 <адрес>.

В ходе судебного разбирательства установлено и подтверждено справкой о сумме задолженности, что истица ФИО1 соответствует условиям действия государственной программы, введенной с ДД.ММ.ГГГГ, и вправе рассчитывать на получение социальных выплат, предусмотренных программными мероприятиями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в ФИО2 <адрес>» государственная программа ФИО2 <адрес> «Обеспечение доступным и качественным жильем населения ФИО2 <адрес> на 2014-2020 годы».

Из материалов дела также следует, что с августа 2013 года по сентябрь 2014 года выплата, предусмотренная в качестве программных мероприятий указанных подпрограмм, истице не осуществлялась. При этом, истец в установленные законодательством сроки подтверждал свое намерение и право участвовать в подпрограммах, предоставляя необходимые документы (справки об отсутствии просроченной задолженности и пр.).

Отсутствие выплаты денежных средств за указанный период обусловлено недостаточным финансированием программных мероприятий из бюджета ФИО2 <адрес>.

В соответствии с приложением Закона ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» финансовое обеспечение государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории ФИО2 <адрес>, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков составило 40 000 тысяч рублей.

Постановлением ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (с последующими изменениями) утверждено Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.

В соответствии с п. 1 Положения данный нормативный документ устанавливает условия и порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.

Согласно п.4 Положения компенсации подлежат фактические расходы граждан, понесенные за первые 36 месяцев пользования ипотечным кредитом. Размер компенсации рассчитывается за каждый месяц по приведенной в данной норме формуле.

Исходя из п.п. 6 и 7 Положения, гражданин, претендующий на получение компенсации, обращается в государственное казенное учреждение – управление социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области по месту регистрации с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору по форме согласно приложению к настоящему Положению.

ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление и принимает при первом обращении гражданина решение о принятии (отказе в принятии) расходов к компенсации по форме согласно приложениям , к настоящему Положению.

Согласно п.п. 8.1, 9 и 10 Положения, предоставление компенсации гражданам и гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявления в ГКУ УСЗН при условии соблюдения требований настоящего Положения.

Выплаты компенсации производятся ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от министерства социальной защиты населения ФИО2 <адрес> путем перечисления денежных средств на банковский счет гражданина (гражданина, пострадавшего от действий (бездействия) застройщика), открытый в банке или иной кредитной организации. Реквизиты банковского счета для перечисления средств указываются гражданином (гражданином, пострадавшим от действий (бездействия) застройщика) в заявлении.

Выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий год.

Принимая во внимание механизм реализации государственной поддержки в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории ФИО2 <адрес>, а также функции государственного казенного учреждения ФИО2 <адрес> - управление социальной защиты населения по <адрес>, которые ограничены приемом заявления для участия в подпрограмме и перечислением денежных средств, поступивших в рамках доведенных лимитов бюджетного финансирования, суд полагает, что требование о возложении на управление (как уполномоченный орган) обязанности по выплате суммы задолженности в рамках оказания мер государственной поддержки подлежит удовлетворению.

Исходя из описания подпрограмм «Развитие ипотечного жилищного кредитования в ФИО2 <адрес> на 2012 - 2013 года» и «Развитие ипотечного жилищного кредитования в ФИО2 <адрес>», запланированные ими программные мероприятия направлены на поддержку и стимулирование граждан со средними и невысокими доходами.

Как отмечено в подпрограмме «Развитие ипотечного жилищного кредитования в ФИО2 <адрес> на 2012 - 2013 года», высокая по сравнению с доходами граждан стоимость жилья и постоянный рост цен на него делают для многих жителей области неразрешимой задачу приобретения и строительства нового жилья. Проблемы жилищной политики имеют не только экономический, но и социальный характер, непосредственно затрагивают жизненные интересы всего населения и каждой семьи в отдельности. Существующие сегодня предложение жилья и предложение ипотечных кредитов не соответствуют спросу населения.

Таким образом, по своей правовой природе предусмотренная подпрограммами государственная поддержка в виде компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам) представляет собой меру социальной защиты, право на введение которой, определение круга субъектов, на которые она распространяется, источника и порядка ее финансирования, а также ее изменения является дискрецией органов государственной власти ФИО2 <адрес>.

В связи с чем, требования истицы подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины также подлежат взысканию с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Возложить на Государственное казенное учреждение ФИО2 <адрес> – Управление социальной защиты населения по <адрес> обязанность выплатить ФИО1 за счет средств областного бюджета компенсацию части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ за период с августа 2013 года по сентябрь 2014 года в размере 52 776 (пятидесяти двух тысяч семисот семидесяти шести) рублей 82 копеек.

Взыскать с Государственного казенного учреждения ФИО2 <адрес> – Управления социальной защиты населения по <адрес> в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 (трехсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в ФИО2 областной суд через Архаринский районный суд в течение одного месяца.

Председательствующий:        (подпись)         Н.С. Дьячкова

2-281/2017 ~ М-279/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Гирман Наталья Викторовна
Ответчики
ГКУ АО УСЗН по Архаринскому району
Другие
Правительство Амурской области
Министерство финансов Амурской области
Министерство социальной защиты населения Амурской области
Суд
Архаринский районный суд Амурской области
Дело на странице суда
arharinskiy--amr.sudrf.ru
27.07.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.07.2017Передача материалов судье
31.07.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.07.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.07.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.08.2017Судебное заседание
28.08.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее