Дело № 2-57/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Дубёнки 23 марта 2017 г.
Дубёнский районный суд Республики Мордовия в составе
судьи Салахутдиновой А.М.,
при секретаре судебного заседания Кудосиной Л.Н.,
с участием в деле:
истца Семеновой М.А.,
представителя истца – Левщанова А.П., действующего на основании части 6 статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации согласно письменному заявлению Семеновой М.А.,
ответчика - администрации Красинского сельского поселения Дубёнского муниципального района Республики Мордовия,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – нотариуса Дубёнского нотариального округа Республики Мордовия Кузнецовой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семеновой М.А. к администрации Красинского сельского поселения Дубёнского муниципального района Республики Мордовия о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования по завещанию,
установил:
Семенова М.А. обратилась в суд с иском к администрации Красинского сельского поселения Дубёнского муниципального района Республики Мордовия, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия о признании недействительным свидетельства о государственной регистрации права и включении имущества в наследственную массу.
В обоснование требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ умер её отец М.А.П., после смерти которого открылось наследство, в том числе и на земельный участок площадью 3600 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>. В установленный срок она обратилась к нотариусу Дубёнского нотариального округа Республики Мордовия с заявлением о вступлении в наследство, однако 22 декабря 2016 года в выдаче свидетельства о праве на наследство по завещанию ей было отказано, т.к. свидетельство о праве собственности на земельный участок было выдано после смерти отца.
Просила признать недействительным свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок, выданное 21 июня 2016 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия, запись регистрации №, с момента его регистрации; включить вышеуказанный земельный участок в состав наследства после смерти М.А.П.
Определением Дубёнского районного суда Республики Мордовия от 07 марта 2017 года по делу из числа ответчиков исключено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия, которое привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В заявлении от 09 марта 2017 года истец Семенова М.А. дополнила первоначальные исковые требования, просила признать за ней право собственности на земельный участок площадью 3600 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования по завещанию.
Определением Дубёнского районного суда Республики Мордовия от 23 марта 2017 года производство по делу в части признания недействительным свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок, выданного 21 июня 2016 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия, запись регистрации №, с момента его регистрации; включения земельного участка в состав наследства после смерти М.А.П. прекращено в связи с отказом истца от исковых требований в указанной части.
В судебном заседании истец Семенова М.А. свои требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель истца Левщанов В.В. требования своего доверителя поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
В судебное заседание представитель ответчика - администрации Красинского сельского поселения Дубёнского муниципального района Республики Мордовия не явился, в заявлении глава Красинского сельского поселения Дубёнского муниципального района Республики Мордовия Киндина Т.Б. просила рассмотреть дело в её отсутствие.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия не явился, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещен, сведений о причинах неявки не представил, и отложить разбирательство дела не просил.
В судебное заседание третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – нотариус Дубёнского нотариального округа Республики Мордовия Кузнецова Н.И. не явилась, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещена, сведений о причинах неявки не представила, и отложить разбирательство дела не просила.
При таких обстоятельствах и на основании частей третьей и пятой статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, считает необходимым исковые требования Семеновой М.А. удовлетворить по следующим основаниям.
Согласно свидетельству о смерти серии II-ЖК №, выданного 21 июня 2016 года отделом ЗАГС администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия, М.А.П. умер ДД.ММ.ГГГГ.
Из справки о рождении № от 23 марта 2017 года и копии свидетельства о заключении брака серии II-ЖИ № следует, что родителями Манюхиной М.А. являются М.А.П. и М. Е.С., после регистрации брака ДД.ММ.ГГГГ с С.В.П. Манюхиной М.А. присвоена фамилия Семенова.
Как видно из завещания, составленного М.А.П. и удостоверенного 27 апреля 2012 года нотариусом Дубёнского нотариального округа Республики Мордовия Кузнецовой Н.И., М.А.П. завещал все свое имущество, какое ко дню его смерти окажется ему принадлежащим, в том числе жилой дом с земельным участком, расположенный по адресу: <адрес>, денежные вклады своей дочери Семеновой М.А.Согласно наследственному делу №, начатому 29 июня 2016 года к имуществу умершего ДД.ММ.ГГГГ М.А.П., в наследство по завещанию вступила его дочь Семенова М.А., которой 22 декабря 2016 года выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию серии № на денежные средства, внесенные в денежные вклады, с причитающимися процентами и компенсациями.
При этом в этот же день нотариусом Дубёнского нотариального округа Республики Мордовия вынесено постановление об отказе в выдаче свидетельства о праве на наследство по завещанию, поскольку право наследодателя на земельный участок с кадастровым номером №, находящийся по адресу: Республика Мордовия Дубёнский район, с.Красино, ул.Центральная, д.68, зарегистрировано позднее дня его смерти.
Судом установлено, что решением исполнительного комитета Красинского сельского Совета народных депутатов Дубёнского района МССР от 12 мая 1992 года № 5 М.А.П. для ведения личного подсобного хозяйства предоставлен в собственность земельный участок площадью 3600 кв.м из земель населенных пунктов, в связи с чем 20 июля 1992 года ему было выдано свидетельство о праве собственности на землю №.
Предоставленному земельному участку с кадастровым номером № на основании постановления администрации Красинского сельского поселения Дубёнского муниципального района Республики Мордовия от 08 июня 2016 года № 19 присвоен адрес: Республика Мордовия Дубёнский район, с.Красино, ул.Центральная, д.68.
При жизни распорядившись своим правом на земельный участок и жилой дом, М.А.П. 07 июня 2016 года выдал доверенность Семеновой М.А. на право осуществления действий по продаже за цену и на условиях по своему усмотрению принадлежащих ему земельного участка и жилого дома, включая право получения свидетельства о государственной регистрации права и всех необходимых зарегистрированных документов.
Заявление о регистрации права собственности на земельный участок с прилагаемыми документами было сдано Семеновой М.А. в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия 10 июня 2016 года.
Свидетельство о государственной регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок на имя М.А.П. выдано 21 июня 2016 года, т.е. после его смерти, поскольку государственному регистратору не было известно о смерти М.А.П.
Таким образом, судом установлено, что истец Семенова М.А. является наследником умершего М.А.П. по завещанию, принявшим наследство в установленном законом порядке.
Оснований для отстранения истца от наследования имущества М.А.П. не имеется.
То обстоятельство, что государственная регистрация права собственности М.А.П. на земельную долю была осуществлена государственным регистрирующим органом после его смерти, не имеет в данном случае правового значения, т.к. воля наследодателя на осуществление регистрации была выражена при его жизни.
Поскольку наследодатель М.А.П. лично участвовал в оформлении доверенности, в том числе и для регистрации ранее возникшего права собственности в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия, чем выразил свою волю, заявление о регистрации было подано по доверенности, то сам по себе факт смерти наследодателя до государственной регистрации права собственности не является основанием для признания недействительным зарегистрированного права собственности на спорный земельный участок.
Несмотря на отсутствие государственной регистрации права собственности наследодателя на указанный земельный участок на момент смерти, он принадлежал ему на основании вышеуказанных правоустанавливающих документов.
В соответствии со статьей 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В случае смерти гражданина, право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом (пункт 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как разъяснено в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 9 от 29 мая 2012 года «О судебной практике по делам о наследовании», при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
В силу статьи 1181 Гражданского кодекса Российской Федерации принадлежавший наследодателю на праве собственности земельный участок входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных Гражданском кодексом Российской Федерации. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.
Учитывая, что истец Семенова М.А. приняла наследство по завещанию после смерти отца М.А.П. и к ней перешло право на спорное имущество, в связи с чем суд считает необходимым заявленные требования удовлетворить и признать за истцом право собственности на спорный земельный участок.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Семеновой М.А. удовлетворить.
Признать за Семеновой М.А. право собственности в порядке наследования по завещанию на земельный участок площадью 3600 кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путём подачи жалобы через Дубёнский районный суд Республики Мордовия.
Судья Дубёнского районного суда
Республики Мордовия (подпись) А.М. Салахутдинова
Мотивированное решение составлено 23 марта 2017 года
Судья Дубёнского районного суда
Республики Мордовия (подпись) А.М. Салахутдинова