Дело № 2-1017/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:
председательствующего Жилина С.И.
при секретаре Мерк Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Анжеро-Судженск
12 августа 2013 года
гражданское дело по заявлению Гуро И.Н. о признании незаконным бездействия Администрации Анжеро-Судженского городского округа, обязании совершения определённого действия,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель Гуро И.Н. обратился в суд заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Анжеро-Судженского городского округа, обязании совершения определённого действия.
Свои требования заявитель Гуро И.Н. мотивирует тем, что является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Заключением межведомственной комиссии Администрации Анжеро-Судженского городского округа № от <дата> жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания.
<дата> обратилась в Администрацию Анжеро-Судженского городского округа с просьбой предоставить распоряжение о дальнейшем использовании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
В выдаче вышеуказанного распоряжения Администрацией отказано, в связи с тем, что распоряжение о дальнейшем использовании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, не принималось.
Следовательно, непринятие Администрацией решения о дальнейшем использовании помещения, признанного непригодным для проживания, является нарушением ч. 2 п. 49 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утверждённого Постановлением Правительства РФ № от <дата>.
Считает, что своим бездействием Администрация Анжеро-Судженского городского округа нарушает её законные права и интересы, а именно реализацию права на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ и Жилищным Кодексом РФ.
Просит суд признать незаконным бездействие Администрации Анжеро-Судженского городского округа по непринятию решения о дальнейшем использовании помещения, расположенного по адресу: <адрес>, обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа принять решение и издать распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
В судебное заседание заявитель Гуро И.Н. не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в своём письменном заявлении просила рассмотреть дело в её отсутствие с участием представителя.
В судебном заседании представитель заявителя Руденко А.В., действующий на основании доверенности, доводы заявления поддержал, уточив требования. Просил признать незаконным бездействие Администрации Анжеро-Судженского городского округа по непринятию решения о дальнейшем использовании помещения, расположенного по адресу: <адрес>, обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа принять решение и издать распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, расположенного по адресу: <адрес>, сроках отселения физических лиц.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица –Администрации Анжеро-Судженского городского округа Базырина Г.Н., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала, просила суд отказать в удовлетворении требований, поскольку отсутствует предмет и основание иска, так как постановлением Администрации Анжеро-Судженского городского округа от <дата> № «О результатах рассмотрения акта МВК» жилой <адрес> в <адрес> внесён в список жилых домов, обследованных МВК, непригодных для проживания, имеющих высокий уровень износа, и включен в муниципальную программу переселения граждан из ветхого и аварийного жилья на <дата> год. Данный дом подлежит сносу. Кроме того, законом не предусмотрен срок вынесения распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения.
Заинтересованные лица Филиппова Н.М., Филиппов С.М., Филиппова А.С., проживающие в <адрес>, в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, в письменном заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся заинтересованных лиц.
Выслушав представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу ч. 4 ст. 3 Жилищного Кодекса РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 2 Жилищного Кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии со статьей 15 Жилищного кодекса РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения, а именно - изолированные помещения, пригодные для постоянного проживания граждан и отвечающие установленным санитарным и техническим правилам и нормам, а также иным требованиям законодательства.
В соответствии со статьей 15 Жилищного кодекса РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения, а именно - изолированные помещения, пригодные для постоянного проживания граждан и отвечающие установленным санитарным и техническим правилам и нормам, а также иным требованиям законодательства.
Как следует из материалов дела и установлено судом, заявитель Гуро И.Н. проживает в <адрес> в <адрес> на основании договора социального найма № от <дата>.
Собственником жилого помещения по указанному адресу является муниципальное образование «Анжеро-Судженский городской округ».
Заключением межведомственной комиссии № от <дата>, вынесенного на основании акта обследования помещения № от <дата>, установлено, что одноквартирный <адрес> в <адрес> не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом, по которым помещение признаётся непригодным для проживания.
Таким образом, из изложенного следует, что заявитель на протяжении длительного времени проживает в непригодном жилом помещении, которое не отвечает требованиям ст. 15 Жилищного кодекса РФ.
Данное обстоятельство, безусловно, свидетельствует о нарушениях жилищных прав заявителя Гуро И.Н., однако Администрацией Анжеро-Судженского городского округа как собственником и наймодателем жилого помещения, не предпринимается должных мер для их устранения.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; контроль за его использованием и сохранностью, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Согласно части 2 статьи 15 ЖК РФ жилое помещение признается непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
28 января 2006 года Постановлением Правительства РФ № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно пункту 7 настоящего Положения, признание помещения жилым помещением, пригодным или непригодным для проживания, а также признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным требованиям.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).
На основании заключения межведомственной комиссии орган местного самоуправления должен принять решение и издать распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49 Положения).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заключение межведомственной комиссии от <дата> о признании жилого помещения по <адрес> в <адрес> непригодным для проживания является по своей природе юридическим фактом, при наступлении которого прекращаются жилищные правоотношения пользования жилым помещением и, как следствие, у органа местного самоуправления возникает обязанность по принятию решения о дальнейшей судьбе жилого помещения и проживающих в нем граждан.
Между тем, несмотря на наличие заключения межведомственной комиссии от <дата> о несоответствии одноквартирного <адрес> требованиям, предъявляемым к жилому помещению, в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом, по которым помещение признаётся непригодным для проживания, обязанность по принятию решения и изданию распорядительного акта с указанием о дальнейшем использовании жилого помещения по адресу: <адрес> городского округа до настоящего времени не выполнена.
Наличия каких-либо объективных препятствий для издания соответствующего распоряжения судом не установлено.
Вынесение Администрацией Анжеро-Судженского городского округа постановления от <дата> № «О результатах рассмотрения акта МВК» по включению жилого <адрес> в муниципальную программу переселения граждан из ветхого и аварийного жилья на <дата> год не решает суть проблемы и не удовлетворяет в полном объёме требования закона, поскольку Администрации Анжеро-Судженского городского округа следует вынести распоряжение с указанием о дальнейшем использовании жилого помещении по адресу: <адрес>, конкретных сроках отселения физических лиц. Постановление Администрации Анжеро-Судженского городского округа от <дата> № не содержит конкретных сроков отселения граждан.
Доводы представителя заинтересованного лица Администрации Анжеро-Судженского городского округа об отсутствии в действующем законодательстве указания на срок издания органом местного самоуправления распоряжения о дальнейшем использовании жилых помещений, признанных непригодными для проживания на существо спора не влияет и не может повлечь принятие судом решения об отказе в удовлетворении заявленных требований по указанному основанию, поскольку Конституцией Российской Федерации предусмотрено, что жизнь и здоровье человека находятся под охраной государства (статья 7). Учитывая, что жилое помещение по <адрес> признано непригодным для проживания, соответственно, оно представляет угрозу для жизни и безопасности, проживающих в нём лиц, поэтому решение о дальнейшем использовании данного жилого помещения, сроках отселения граждан должно приниматься в возможно короткий разумный срок.
Суд считает необходимым указать, что орган местного самоуправления вправе самостоятельно определить способы, которыми будут устранены нарушения.
При указанных обстоятельствах, суд удовлетворяет требования заявителя в полном объёме.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
УСТАНОВИЛ:
Удовлетворить требования заявителя Гуро И.Н. о признании незаконным бездействия Администрации Анжеро-Судженского городского округа и обязании совершения определенного действия.
Признать незаконным бездействие Администрации Анжеро-Судженского городского округа по непринятию решения о дальнейшем использовании помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа принять решение и издать распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, расположенного по адресу: <адрес>, сроках отселения физических лиц.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца через Анжеро-Судженский городской суд путем подачи апелляционной жалобы.
Председательствующий: