Дело № года
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Архаринский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Самойленко Л.А.,
секретаря судебного заседания ФИО2,
с участием помощника прокурора <адрес> ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Черниговского сельсовета о возложении обязанности по проведению землеустроительных работ в отношении земельных участков, используемых для размещения общественных кладбищ, постановке названных земельных участков на государственный кадастровый учет, обеспечении приемки земельных участков в собственность муниципального образования и регистрации права собственности на данные земельные участки,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Черниговского сельсовета о возложении обязанности по проведению землеустроительных работ в отношении земельных участков, используемых для размещения общественных кладбищ, постановке названных земельных участков на государственный кадастровый учет, обеспечении приемки земельных участков в собственность муниципального образования и регистрации права собственности на данные земельные участки, указав, что на территории Черниговского сельсовета расположено шесть кладбищ: в <адрес> - одно кладбище, <адрес> - одно кладбище, ст. Домикан – одно кладбище, <адрес> – одно кладбище, <адрес> - одно кладбище, <адрес> - одно кладбище. В отношении земельных участков, используемых для размещения названных кладбищ, администрацией Черниговского сельсовета в установленном порядке землеустроительные работы не проведены. Указанные земельные участки на кадастровый учёт не поставлены. Право муниципальной собственности муниципального образования «Черниговский сельсовет» на земельные участки, используемые для размещения общественных кладбищ, как на объекты недвижимого имущества, в установленном порядке не зарегистрировано.
Указанным бездействием администрация Черниговского сельсовета нарушает требования федерального законодательства.
Не выполнение администрацией Черниговского сельсовета названных мероприятий нарушает права неопределенного круга лиц на охрану здоровья, а также право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Отсутствие оформленного муниципального права на земельные участки, занятые кладбищами влечет невозможность обеспечения сохранности и обеспечения безопасности жизни и здоровья населения, поскольку кладбище оказывает определенную экологическую нагрузку, кроме того, без надлежащего оформления права муниципальной собственности не проводятся мероприятия по финансированию деятельности по содержанию кладбища. Просит обязать орган местного самоуправления – администрацию Черниговского сельсовета в срок до ДД.ММ.ГГГГ совершить следующие действия:
обеспечить проведение землеустроительных работ в отношении земельных участков используемых для размещения общественных кладбищ, расположенных в населённых пунктах: <адрес>, ст. Домикан, <адрес>, и постановку названных земельных участков на государственный кадастровый учёт,
обеспечить приёмку земельных участков, используемых для размещения общественных кладбищ, расположенных в населённых пунктах: <адрес>, ст. Домикан, <адрес>, в собственность муниципального образования «Кундурский сельсовет» и регистрацию права муниципальной собственности муниципального образования «Кундурский сельсовет» на данные земельные участки.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО3 исковые требования поддержал.
Представитель ответчика – глава Черниговского сельсовета Гах И.Л. в судебное заседание не явилась, просил дело рассмотреть в ее отсутствие, против удовлетворения требований не возражала.
Суд, заслушав прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Устава Черниговского сельсовета, администрация Черниговского сельсовета является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции.
Как следует из материалов дела (требования о предоставлении сведений от ДД.ММ.ГГГГ № 898-913, сведений администрации Черниговского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № 114), прокуратурой Архаринского в рамках надзора за исполнением федерального законодательства проведена проверка исполнении органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> требований федерального законодательства, регулирующих правоотношения в сфере муниципальной собственности при использовании кладбищ. В ходе проведенной проверки, установлено, что на территории Черниговского сельсовета, расположено шесть кладбищ: в <адрес> - одно кладбище, <адрес> - одно кладбище, ст. Домикан – одно кладбище, <адрес> – одно кладбище, <адрес> - одно кладбище, <адрес> - одно кладбище.
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 статьи 14 Федерального закона. Законами субъекта Российской федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона вопросов местного значения городских поселений.
Статьёй <адрес> «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области» за сельскими поселениями области, в частности закреплён вопрос местного значения, предусмотренный п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
Положениями СанПиН 2.1.2882-И «Гигиенические требования к размещению, устройству, содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» определены гигиенические требования к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, реставрации, эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения.
Вышеуказанные требования могут быть реализованы, в том числе, при наличии сформированного в установленном порядке земельного участка, на котором размещено кладбище. В рамках данных действий определяются границы участка, его целевое назначение и разрешенное использование.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 211-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрен обязательный кадастровый учет земельных участков, подтверждающий существование такого объекта, как объекта права.
В соответствии с положениями, содержащимися в ст. 49 Федерального закона «Об общих принципах организаций местного самоуправления в РФ» экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вопросов местного значения.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В судебном заседании установлено, что администрацией Черниговского сельсовета в нарушение требований федерального законодательства не проведены землеустроительных работы в отношении земельных участков, используемых для размещения общественных кладбищ населённых пунктов Черниговского сельсовета, названные земельные участки на государственный кадастровый учёт не поставлены, общественные кладбища населённых пунктов Черниговского сельсовета в муниципальную собственность муниципального образования «Черниговский сельсовет» не приняты, право муниципальной собственности на общественные кладбища населённых пунктов Черниговского сельсовета не зарегистрировано.
Суд считает обоснованным довод прокурора о том, что невыполнение администрацией Черниговского сельсовета названных мероприятий нарушает права неопределенного круга лиц на охрану здоровье, а также на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 8 Федерального закона «О санитарно-
эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на
благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного
воздействия на человека.
Отсутствие оформленного муниципального права на земельные участки, занятые кладбищами, влечет невозможность обеспечения сохранности и обеспечения безопасности жизни и здоровья населения, поскольку кладбище оказывает определенную экологическую нагрузку, кроме того, без надлежащего оформления права муниципальной собственности не проводятся мероприятия по финансированию деятельности по содержанию кладбища.
Поскольку неприятие администрацией сельского поселения мер по оформлению земельных участков, на которых размещены кладбища, в муниципальную собственность, может привести к ненадлежащему решению вопросов местного значения, в том числе по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия. Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод.
Принимая во внимание характер, объем подлежащих совершению органом местного самоуправления действий, с учетом требований разумности, суд считает, что срок, который прокурор просит установить для устранения выявленных нарушений, является достаточным для принятия администрацией Черниговского сельсовета мер по устранению выявленных нарушений.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Черниговского сельсовета удовлетворить.
Обязать орган местного самоуправления – администрацию Черниговского сельсовета в срок до ДД.ММ.ГГГГ совершить следующие
действия:
обеспечить проведение землеустроительных работ в отношении земельных участков, используемых для размещения общественных кладбищ, расположенных в населённых пунктах: <адрес>, ст. Домикан, <адрес>, и постановку названных земельных участков на государственный кадастровый учёт,
обеспечить приёмку земельных участков, используемых для размещения общественных кладбищ, расположенных в населённых пунктах: <адрес>, ст. Домикан, <адрес> в собственность муниципального образования «Черниговский сельсовет» и регистрацию права муниципальной собственности муниципального образования «Черниговский сельсовет» на данные земельные участки.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение одного месяца.
Председательствующий: Л.А. Самойленко