Дело номер 2-343/2017
Решение в окончательной форме
изготовлено 05 июня 2017 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 мая 2017 года г. Алейск
Алейский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего О.В.Луханиной,
при секретаре JI.O. Остапенко,
с участием помощника Военного прокурора Барнаульского гарнизона В.А. Поддубного,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО4, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, Министерству обороны РФ, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, Департаменту жилищного обеспечения МО РФ, Территориальному отделу № ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, Администрации г. Алейска о признании проживания на условиях договора социального найма и признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации и встречному исковому заявлению ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ к ФИО4, ФИО3, ФИО1, ФИО7 о расторжении договора найма служебного жилого помещения, признании утратившими право пользования служебным жилым помещением, выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4, действующая в интересах несовершеннолетнего ФИО1 обратилась в суд с иском о признании проживания на условиях договора социального найма и признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации указывая на то, что она вместе со своими несовершеннолетними детьми занимает ведомственное жилое помещение - трехкомнатную квартиру по адресу: <адрес> на основании ордера на вселение от ДД.ММ.ГГГГ №, выданного 63-й Квартирно-Эксплуатационной частью.
Данное жилое помещение находится в военном <адрес>, который до издания распоряжения Правительства РФ №-р от ДД.ММ.ГГГГ считался закрытым.
В приватизации жилых помещений ФИО1 ранее не участвовал. ФИО3 ранее воспользовался своим правом приватизации, в связи с чем в настоящее время в приватизации не участвует, так как имеет в собственности долю в жилом помещении, приобретенном в порядке приватизации.
Истица обратилась с заявлением в ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений», ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ, о передаче в собственность квартиры в многоквартирном доме занимаемой на оснований ордера. К заявлению были приложены все необходимые к приватизации документы.
Из ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ на ее заявление поступило письмо, датированное ДД.ММ.ГГГГ № нс согласно которому, заявление на передачу жилого помещения в собственность в порядке приватизации было переадресовано руководителю ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ в <адрес>.
Из ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ поступило письмо, датированное ДД.ММ.ГГГГ № согласно которому, данное учреждение не обладает полномочиями по передаче прав на жилые помещения гражданам в порядке приватизации. Одновременно было сообщено, что по сведениям ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ жилое помещение по адресу: <адрес> включено в специализированный жилищный фонд Министерства обороны РФ, в связи с чем, приватизация невозможна.
Однако истица полагает, что квартира не относится к специализированному жилищному фонду, так как была предоставлена по договору социального найма.
Из архивной справки Администрации г. Алейска от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что Постановлением главы Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ №, квартира № по адресу: <адрес> включена в число служебных жилых помещений на основании ходатайства 63 КЭЧ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Вместе с тем, считает, что Постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в части включения квартиры № по адресу: <адрес> в число служебных является незаконным, а проживание в квартире происходит на условиях социального найма.
Ордер на вселение в жилое помещение был выдан ДД.ММ.ГГГГ, однако включено в число служебных, жилое помещение было ДД.ММ.ГГГГ, то есть спустя почти два года после заселения в жилое помещение, что является нарушением правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду.
Со слов ФИО7 следует, что он как военнослужащий нуждающийся в получении жилого помещения при прохождении военной службы стоял в списках нуждающихся в Войсковой части 15818 и при получении данной квартиры лично расписывался в журнале в том, что в связи с получением жилого помещения по адресу: <адрес> г. Алейске, он снимается с учета нуждающихся в получении жилого помещения.
На ордере на вселение в жилое помещение № вертикальная полоса, либо надпись «служебный» отсутствует. Кроме того, с ФИО7, как с нанимателем ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор социального найма жилого помещения в доме государственного и муниципального жилищного фонда, что исключает передачу жилого помещения по акту передачи служебного жилого помещения.
Полагает, что можно сделать вывод о том, что спорное жилое помещение предоставлялось на условиях договора социального найма, а не по договору найма служебного жилого помещения.
Просит признать проживание ФИО1 в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> на условиях договора социального найма.
Признать за ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 58,80 кв.м., жилой 41,50 кв.м., в порядке приватизации.
ДД.ММ.ГГГГ представитель ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ обратился в Алейский городской суд к ФИО4, ФИО3, ФИО1, ФИО7 со встречным исковым заявлением о расторжении договора найма служебного жилого помещения, признании утратившими право пользования служебным жилым помещением, выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, указывая на то, что жилое помещение по адресу: <адрес> является собственностью Российской Федерации, правообладателем является Алейская КЭЧ района, деятельность которой как юридического лица в настоящее время прекращена путем реорганизации в форме присоединения на основании приказа Министра обороны РФ от МО РФ номер 1871 от 17 декабря 2010 года «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации». Правопреемником является ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ.
Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> отнесено к специализированному жилищному фонду на основании Постановления Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.
Жилое помещение независимо от принадлежности дома, в котором оно находится, включается в число служебных решением Исполнительного комитета районного, городского Совета депутатов трудящихся и предоставляется в пользование по выдаваемому этим Исполнительным комитетом специальному ордеру.
Спорное жилое помещение по адресу: <адрес> было предоставлено военнослужащему старшему прапорщику ФИО7 на период прохождения военной службы в Алейском гарнизоне, что подтверждается выпиской из послужного списка, и выдан ДД.ММ.ГГГГ ордер № на вселение. В качестве членов семьи указаны - жена ФИО6, дочь ФИО9, сын ФИО8.
На дату вселения в жилое помещение квартира в установленном порядке к служебному жилищному фонду отнесена не была.
Однако каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении, право пользования им на условиях договора социального найма законодательство не содержит.
Более того, определением Верховного суда Российской Федерации от 28 декабря 2010 года номер 205-В10-34 дано разъяснение, согласно которому при реализации военнослужащими права быть обеспеченным жилым помещением по избранному им месту жительства, он обязан сдать предоставленное ему жилое помещение по месту военной службы.
В связи с предстоящим увольнением с военной службы по состоянию здоровья на основании заявления и представленных документов решением № от ДД.ММ.ГГГГ старший прапорщик ФИО7 был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с составом семьи в количестве 5 человек, с учетом: супруги ФИО6, дочери ФИО4, сына ФИО2, иные члены семьи - внук ФИО3.
На основании решения № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении жилых помещений по договору социального найма с военнослужащим ФИО7 заключен договор социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ на жилое помещение по избранному постоянному месту жительства: <адрес> (общей площадью 96,0 кв.м.).
При этом всеми совершеннолетними членами семьи было представлено обязательство об освобождении, сдаче в установленном порядке жилого помещения по адресу: <адрес>.
Добровольность принятого на себя обязательства не оспаривается.
В нарушение требований закона, после предоставления жилого помещения для постоянного проживания по избранному после увольнения месту жительства, ответчики в лице нанимателя ФИО7, ФИО4, действующей за себя и в интересах несовершеннолетнего ФИО3, жилое помещение специализированного жилого фонда установленным порядком не освободили и не сдали, в связи с чем таковое незаконно удерживается до настоящего времени.
В случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений.
Взятое ответчиками на себя обязательство по освобождению жилого помещения следует рассматривать как добровольное расторжение ответчиком договора найма.
Кроме того, с момента обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства в <адрес> и по истечении установленного срока ответчики фактически утратили право пользования спорным жилым помещением.
Материалами дела подтверждается, что ФИО7 выехал из спорного жилого помещения и снялся с регистрационного учета с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно представленному удостоверению ФИО7 является военным пенсионером Министерства обороны с ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая, что ответчики утратили право пользования служебным жилым помещением, находящимся в государственной собственности, после обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства, в добровольном порядке занимаемое служебное жилое помещение не освободили, законные основания пользования данным жилым помещением у ответчиков отсутствуют.
На основании вышеизложенного просят расторгнуть договор найма служебного жилого помещения с ФИО7.
Признать ФИО7, ФИО4, действующую в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО3 и ФИО1 утратившими право пользования служебным жилым помещением - квартирой № по <адрес>.
Выселить из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения ФИО12, действующую в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО1
В случае удовлетворения заявленных требований указать, что решение суда будет являться основанием для снятия с регистрационного учета ФИО4, ФИО3, ФИО1 по адресу: <адрес>.
Истец по основному иску (третье лицо по основному иску и ответчик по встречному иску) ФИО4 действующая в интересах несовершеннолетних ФИО1 и ФИО3 в судебном заседании поддержала основной иск, считает, его обоснованным и подлежит удовлетворению, так как ее ребенок жильем не обеспечен, и имеет полное право на приватизацию, встречные исковые требования не признает.
Представитель ФИО4 – ФИО14 в судебном заседании пояснил, что поддерживает иск ФИО4, встречное исковое заявление не признает, считает, Постановление Администрации от ДД.ММ.ГГГГ о включении спорной квартиры в число служебных незаконным, так как проживание в данной квартире происходит на условиях социального найма и семья ФИО7 была вселена на основании ордера в данную спорную квартиру ДД.ММ.ГГГГ, то есть до вынесения данного Постановления, которое было вынесено в 2004 году, что является нарушением правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду. Со слов ФИО7 он как военнослужащий нуждался в получении жилого помещения, и при прохождении военной службы стоял в списках нуждающихся в Войсковой части № и при получении данной квартиры лично расписывался в журнале в том, что он снимается с учета нуждающихся в получении жилого помещения. На основании всех перечисленных норм в исковом заявлении полагает, что спорное жилое помещение предоставлялось на условиях договора социального найма, а не по договору найма служебного жилого помещения. Жилое помещение в <адрес> не предоставлялось на ФИО1, в связи с этим считает, что он имеет право на участие в приватизации данной спорной квартиры. Просит основные исковые требования удовлетворить, а во встречном исковом заявлении отказать.
В судебное заседание представитель ответчика по основному иску (истца по встречному иску) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке. В возражении на иск указывают на то, что в своем исковом заявлении истец ссылается на ст. 11 Закона РФ от 4 июля 1991 года номер 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». При этом истец умалчивает о том, что данное жилое помещение является специализированным и предоставлено отцу ФИО4 ФИО7, на период прохождения военной службы по контракту в Войсковой части 41659, до получения жилого помещения для постоянною проживания. Так же сообщают, что ФИО7 не участвовал в программе ГЖС, поскольку заключил первый контракт до ДД.ММ.ГГГГ. При этом ФИО7 был выбран иной способ жилищного обеспечения, а именно приобретение жилого помещения в собственность бесплатно на состав семьи из 5 человек, в том числе, ФИО4 и ее сына, ФИО3. При получении жилого помещения по адресу: <адрес> общей площадью 96 кв.м., всеми членами семьи ФИО7 было подписано соглашение о сдаче спорного служебного жилого помещения. Вопреки этому, ФИО5 спорное жилое помещение в установленном законом порядке не сдала. Присвоение спорному живому помещению по адресу: <адрес>, статуса служебного произведено на основании Постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Данное жилое помещение предоставлено ФИО7 на основании ордера, заключенного между Министерством обороны Российской Федерации, и истцом. Указанный факт, так же свидетельствует о том, что спорное жилое помещение является служебным и является собственностью Министерства обороны Российской Федерации. Просят суд принять во внимание тот факт, что в соответствии с ч. 1 ст. 101 ЖК РСФСР (действовавшим на момент предоставления жилого помещения), служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданам, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи него. После реорганизации КЭЧ районов согласно приказу Министра обороны РФ номер 1871 от 17 декабря 2010 года «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ» жилищный фонд, закрепленный на праве оперативного управления за КЭЧ был передан соответствующим территориальным управлением имущественных отношений. Полагают, что обстоятельством, исключающим приватизацию спорного жилого помещения и удовлетворение заявленных требований, является включение жилого помещения в разряд специализированных. Согласно ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04 июля 1991 года номер 1541-1 не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий к ним приравненных, и находящихся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Соответственно, приватизация служебного жилого помещения не возможна. Согласно определения Верховного суда РФ от 27 января 2015 года номер 18-КГ14-173, использование жилья в качестве служебного без принятия уполномоченным органом соответствующего решения не влечет за собой признания такого жилого помещения предоставленным по договору социального найма. Каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит. Таким образом, считают, что в соответствии с действующим законодательством служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, приватизации не подлежит. На основании вышеизложенного, в удовлетворении заявленных истцом требований просят отказать, встречный иск удовлетворить, дело рассмотреть без участия их представителя.
Третье лицо по основному иску (ответчик по встречному иску) ФИО7 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке.
Представители ответчиков по основному иску (третьи лица по встречному иску) ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, ТО № ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке.
Из возражении на иск представитель ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что с исковыми требованиями ФИО4 они не согласны, считают их необоснованными и не подлежащими удовлетворению в связи с чем, просят в удовлетворении исковых требований ФИО4 действующей в интересах ФИО1 о признании проживания на условиях социального найма, и признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение расположенное по адресу: <адрес> отказать в полном объеме, рассмотреть дело по существу без участия их представителя.
Представители ответчиков по основному иску Министерства обороны РФ, Департамента жилищного обеспечения МО РФ, Администрации г. <адрес> края в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке. От представителя Администрации г. Алейска в адрес суда поступило заявление № от ДД.ММ.ГГГГ о рассмотрении дела в отсутствии их представителя.
Учитывая мнение истца по основному иску (ответчика по встречному иску) ФИО4 и ее представителя ФИО14, помощника военного прокурора Барнаульского гарнизона ФИО11, суд находит возможным, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса по имеющимся в деле материалам.
Выслушав
ФИО4 и ее представителя ФИО14, помощника военного прокурора Барнаульского гарнизона ФИО11 полагавшего, что в удовлетворении основного искового заявления о признании проживания на условиях социального найма и признании права на приватизацию необходимо отказать, а встречные исковые требования удовлетворить, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В силу ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Согласно ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В силу ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст. 8 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» под приватизацией жилого помещения понимается бесплатная передача в собственность гражданина РФ на добровольной основе занимаемого им жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Согласно положениям статьи 2 Закона РФ от 04 июля 1991 года номер 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно пункту 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 года номер 8 «О некоторых вопросах применения судами закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную либо долевую.
Из изложенного следует, что правом на приватизацию жилого помещения пользуются граждане, занимающие жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.
В судебном заседании установлено, что жилое помещение было предоставлено ФИО7 на состав семьи 4 человека (супруга – ФИО6, 1970 года рождения, дочь – ФИО9 1989 года рождения, сын – ФИО8, 2002 года рождения) на основании ордера на вселение от ДД.ММ.ГГГГ №, выданного 63-й Квартирно-эксплуатационной частью.
ДД.ММ.ГГГГ между ДУ 63 КЭЧ с одной стороны и ФИО7 на основании ордера на жилое помещение № от ДД.ММ.ГГГГ выданного Алейской 63 КЭЧ был заключен договор социального найма жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда расположенного по адресу: <адрес>.
Из выписки из поквартирной карточки от ДД.ММ.ГГГГ выданной ООО «ГУЖФ» следует, что по адресу <адрес> зарегистрированы и проживают ФИО4 (с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время), ФИО3 (с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время) и ФИО1 (с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время).
Согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ выданной ОО «ГУЖФ» установлено, что ФИО7 и члены его семьи ФИО6 (жена), ФИО2 (сын) действительно были зарегистрированы по адресу: г<адрес> ДД.ММ.ГГГГ и сняты с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, установлено, что, действительно, ФИО4, и ее несовершеннолетние дети ФИО3 и ФИО1 зарегистрированы и проживают в квартире, расположенной в военном городке <адрес> Алтайского края по <адрес>. Однако из выписки по лицевому счету № от ДД.ММ.ГГГГ выданной ООО «ГУЖФ» следует, что ответственным нанимателем вышеуказанной квартиры является ФИО7
Согласно архивной справки №, выданной ДД.ММ.ГГГГ архивным отделом Администрации <адрес> следует, что в документах архивного фонда Администрации <адрес> «Постановления главы администрации города» за 2004 год, Постановлением главы Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ № квартира № по адресу: <адрес> включена в число служебных жилых помещений на основании ходатайства 63 КЭЧ от ДД.ММ.ГГГГ № о включении свободных жилых помещений в число служебных, согласно предложения общественной комиссии по жилищным вопросам, руководствуюсь ст.ст. 15, 101 ЖК РСФСР (так в документе).
В реестре объектов муниципальной собственности <адрес> жилое помещение (квартира) расположенная по адресу: <адрес> отсутствует, что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ выданной Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации <адрес>.
Согласно ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Согласно ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Жилое помещение по адресу: <адрес> является собственностью Российской Федерации, правообладателем является Алейская КЭЧ района, деятельность которой как юридического лица в настоящее время прекращена путем реорганизации в форме присоединения на основании приказа Министра обороны РФ от МО РФ номер 1871 от 17 декабря 2010 года «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации». Правопреемником является ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ.
Жилое помещение отнесено к специализированному жилищному фонду.
Таким образом, на момент возникновения спорных правоотношений в 2002 году балансодержателем жилого фонда в военном городке <адрес> являлась Алейская квартирно-эксплуатационная часть (Алейская КЭЧ).
Постановление Администрации <адрес>, было вынесено с нарушением порядка включения жилого помещения в число служебных, спустя два года после заселения жилого помещения семьей ФИО7
Вместе с тем, по смыслу положений ст. ст. 3 и 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации защите в судебном порядке подлежат лишь нарушенные или оспариваемые права, свободы и законные интересы истца.
Таким образом, несмотря на то, что порядок включения жилого помещения в число служебных был нарушен, поскольку на момент включения спорного жилого помещения в число служебных, данная квартира была занята нанимателем ФИО7 и членами его семьи, однако права и их законные интересы Постановлением Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ не нарушены, так как в силу действующего законодательства истцу могла быть предоставлена только служебная квартира. На момент предоставления спорной квартиры ФИО7 не имел достаточной выслуги лет, для получения жилья на условиях социального найма.
Кроме того, в соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ номер 42 от 26 января 2006 года «Об утверждении Правил отнесения жилых помещений к специализированному жилому фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений», отнесение жилого помещения к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилое помещение занято по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также, если имеют обременения прав на это имущество.
Согласно определения Верховного Суда РФ от 27 января 2015 года номер 18-КГ14-173, использование жилья в качестве служебного без принятия уполномоченным органом соответствующего решения не влечет за собой признание такого жилого помещения предоставленным по договору социального найма. Каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.
В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04 июля 1991 года номер 1541-1, не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения.
В соответствии с п. 3 ст. 100 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождение на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывание на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Основанием заключения договора социального найма является принятое соблюдение требований ЖК РФ решение органа местного самоуправлении о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.
Жилые помещения жилого фонда Вооруженных Сил РФ предназначены исключительно для обеспечения жильем (служебным или постоянным - по избранному месту жительства) военнослужащих.
В судебном заседании установлено, что на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении жилого помещения по договору социального найма ФИО7 на состав семьи 5 человек (супруга – ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, внук ФИО3) было предоставлено по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ № жилое помещение по избранному постоянному месту жительства по адресу: <адрес>.
При этом всеми совершеннолетними членами семьи ФИО7 было предоставлено обязательство от ДД.ММ.ГГГГ об освобождении со всеми совместно проживающими членами семьи и сдаче жилого помещения в установленном законом порядке по адресу: <адрес> двухмесячный срок, с даты приобретения жилого помещения.
Согласно свидетельства о рождении № ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ, а следовательно не должен быть зарегистрирован в спорной квартире на основании данного ФИО7 и совершеннолетних членов семь в том числе ФИО4 обязательства.
В соответствии со ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из договоров, актов государственной власти и органов местного самоуправления, из судебных решений.
Оценивая доводы истца, суд отмечает, что в соответствии с действующим законодательством возникновение жилищных прав, в том числе и права пользования жилым помещением, основано не на факте вселения в жилое помещение, а связано с наличием договора, подтверждающего наличие такого права.
Между тем, истцом не представлены доказательства приобретения права пользования указанным жилым помещением.
Сам по себе факт проживания в спорном жилом помещении и оплата коммунальных услуг не является доказательством добросовестности приобретения жилого помещения и, соответственно, не является основанием для приобретения права пользования жилым помещением.
С учетом изложенного суд не усматривает оснований для признания права истца на пользование жилым помещением по договору социального найма, а соответственно суд отказывает в удовлетворении исковых требований о признании проживания ФИО1 в квартире № по <адрес> в г. Алейске на условиях социального найма и признании права собственности на указанную квартиру в порядке приватизации.
Во встречном исковом заявлении ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ просят о расторжении договора найма служебного жилого помещения, признании утратившими право пользования служебным жилым помещением, выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещении.
В соответствии со ст.ст. 309, 310, 314 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно, в любой момент в пределах такого периода.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований закона, после предоставления жилого помещения для постоянного проживания по избранному после увольнения месту жительства, ответчики в лице нанимателя ФИО7, ФИО4, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО1, жилое помещение специализированного жилого фонда установленным порядком не освободили и не сдали, в связи с чем таковое незаконно удерживается до настоящего времени.
Статьей 398 Гражданского кодекса РФ установлено, что в случае неисполнения обязательства передать индивидуально-определенную вещь в собственность, в хозяйственное ведение, в оперативное управление или в возмездное пользование кредитору, последний вправе требовать отобрания этой вещи у должника и передачи ее кредитору на предусмотренных обязательством условиях.
В соответствии с ч. 1 ст. 401 Гражданского кодекса РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно ст. 407 Гражданского кодекса РФ обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором.
Одним из оснований прекращения обязательств является его надлежащее исполнение (ст. 408 ГК РФ).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что договор найма жилого помещения, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между ДУ 63 КЭЧ и ФИО7 по предоставлению квартиры №, расположенной в <адрес> должен быть расторгнут и удовлетворяет заявленные требования в данной части.
Таким образом, с момента обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства в <адрес> и по истечении установленного срока ответчики фактически утратили право пользования спорным жилым помещением.
Материалами дела также подтверждается, что ФИО7 выехал из спорного жилого помещения и снялся с регистрационного учета с ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО7 является военным пенсионером Министерства обороны с ДД.ММ.ГГГГ согласно выданному ДД.ММ.ГГГГ удостоверению.
С учетом изложенного право пользования служебным жилым помещением, предоставленным работнику в связи с условиями работы, прекращается одновременно с прекращением трудового договора.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии у ответчиков ( по встречному иску) законных оснований для пользования служебной квартирой.
Статьей 35 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение. Если в срок, установленный собственником жилого помещения, данный гражданин не освободит жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Кроме того, поскольку действия ответчиков, связанные с подписанием обязательства о сдаче спорного жилья, по сути, направлены на прекращение жилищных правоотношений, в силу части 1 статьи 35 Жилищного кодекса Российской Федерации имеются основания для возложения на ответчиков обязанности освободить спорное жилое помещение.
То обстоятельство, что ответчики и члены его семьи реализовали свое право на приобретение жилого помещения на основании обеспечения жильем постоянным - по избранному месту жительства не влияет на обязанность ответчиков по освобождению спорного жилого помещения и не может служить основанием для сохранения за ФИО4 и членами ее семьи права пользования спорным жилым помещением, поскольку со стороны Министерства обороны Российской Федерации соответствующее обязательство выполнено и сохранение за ответчиками права пользования квартирой нарушит права истца по встречному иску.
Кроме того, указанные обстоятельства не являются основаниями для отказа в удовлетворении требований о выселении без предоставления иного жилого помещения.
В соответствии со статьей 209 ГК РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно частей 1, 2, 3 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет право владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование, принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а так же юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, ЖК РФ. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения.
Согласно ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона «Об обороне» имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 года номер 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» установлено, что Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Министерство обороны осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества.
Таким образом, как установлено в судебном заседании, собственником вышеуказанного жилого помещения является Российская Федерация, функции по управлению которым осуществляет Министерство обороны РФ, а право оперативного управления принадлежит ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.
Поскольку обязательства сняться с регистрационного учета и сдать квартиру в двухмесячный срок ответчик ФИО4 и члены ее семьи до настоящего времени не исполнили, суд считает необходимым исковые требования ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании ответчиков ФИО4, ФИО3 и ФИО1 утратившими права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> их выселении без предоставления другого жилого помещения, удовлетворить. При этом, учитывая что ФИО7 с регистрационного учета снялся и не проживает в спорном жилом помещении, оснований для удовлетворения заявленных требований о признании его утратившим правом пользования жилым помещением не имеется, и суд отказывает в удовлетворении указанных требований к ФИО7
Истцом по встречному иску в соответствии со статьей 11 ЖК РФ выбран способ защиты нарушенного права путем предъявления иска о признании ответчиков утратившими право пользования служебным жилым помещением и выселении без предоставления другого жилого помещения, что в силу статьи 7 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения…» является основанием для снятия ответчиков ФИО4, ФИО3 и ФИО1 с регистрационного учета из спорного жилого помещения.
Руководствуясь статьями 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать ФИО4, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО1 в удовлетворении заявленных требований к ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, Министерству обороны РФ, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, Департаменту жилищного обеспечения МО РФ, Территориальному отделу № ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, Администрации г. Алейска о признании проживания на условиях договора социального найма и признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Встречное исковое заявление ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ удовлетворить частично.
Расторгнуть договор найма жилого помещения, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ДУ 63 КЭЧ и ФИО7 по предоставлению квартиры №, расположенной в <адрес>.
Признать ФИО4, ФИО3 и ФИО1 утратившими право пользования жилым помещением, квартирой №, расположенной в <адрес>.
Выселить ФИО4, ФИО3 и ФИО1 из жилого помещения, квартиры №, расположенной в <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.
Решение суда о выселении ФИО4, ФИО3 и ФИО1, является основанием для снятия с регистрационного учета по адресу г. Алейск <адрес>.
В удовлетворении исковых требований ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании ФИО7 о признании утратившим право пользования жилым помещением - отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через отдел судопроизводства Алейского городского суда в течении месяца со дня его изготовления в мотивированном виде.
Судья О.В. Луханина
Решение не вступило в законную силу