П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении №5-74/2022
Резолютивная часть постановления объявлена немедленно по окончанию рассмотрения дела 22 февраля 2022 года
Мотивированное постановление составлено 25 февраля 2022 года
Мировой судья судебного участка №22 Куйбышевского судебного района г.Самары Самарской области Никишин Д.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении <ФИО1>, <ДАТА3>), привлекаемого к административной ответственности по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Согласно протоколу об административном правонарушении <НОМЕР> от <ДАТА4>, <ДАТА5> в 15.59 часов автомобилем КАМАЗ, государственный регистрационный номер <НОМЕР> RUS, переданного в аренду собственником автотранспортного средства <ФИО2> по договору аренды спецтехники с экипажем от <ДАТА6> в срок с 08.00 ч. <ДАТА5> до 17.00 ч. <ДАТА5> физическому лицу <ФИО1>, осуществлен сброс отходов, в виде отходов грунта при проведении земляных работ, на почву земельного участка, расположенного по адресу: <АДРЕС>, (координаты 53.133294, 50.174647), своими действиями <ФИО1> нарушил требования ч.1 ст.51 ФЗ от <ДАТА7> <НОМЕР> «Об охране окружающей среды», и совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.
В судебном заседании <ФИО3>, представляющий интересы <ФИО1> по доверенности <НОМЕР> <ДАТА8>, был не согласен с протоколом об административном правонарушении, считает его незаконным и необоснованным, поскольку в действиях <ФИО1> отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, выразившийся в несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления. Просил прекратить производство по делу в связи отсутствием состава административного правонарушения.
Представитель Департамента городского хозяйства и экологии администрации г.о.Самара - <ФИО4>, действующая на основании доверенности <НОМЕР> от <ДАТА9>, в судебном заседании поддержала протокол об административном правонарушении <НОМЕР> от <ДАТА4>, составленный в отношении <ФИО1> Суду пояснила, что никаких исследований и экспертиз не проводилось, специалистами визуально было определено, что на земельный участок по адресу: <АДРЕС> произведен сброс отходов. Считает, что данное обстоятельство подтверждает нарушением <ФИО1> ст.51 ФЗ от <ДАТА7> <НОМЕР> «Об охране окружающей среды» и совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.
<ФИО5> - должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, в судебном заседании пояснила, что <ДАТА5> года в ходе рейдового мероприятия и дежурства на территории по адресу: <АДРЕС> было зафиксировано транспортное средство - КАМАЗ, государственный регистрационный номер <НОМЕР> RUS, осуществившее сброс
отходов, подобных отходам грунта при проведении земляных работ. В ходе данного мероприятия осуществлялась фотосъемка. Она определила, что на земельный участок произведен сброс отходов при визуальном наблюдении с расстояния 150-200 метров от земельного участка, при этом представить доказательства отнесения грунта к отходам и пояснить какой методикой для установления данного факта она пользовалась, не смогла. Никаких замеров и исследований не проводилось.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, мировой судья приходит к следующему.
По смыслу ч.1 ст.8.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.
Экологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами установлены Федеральным законом от <ДАТА7> N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и Федеральным законом от <ДАТА11> N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Под отходами понимаются такие остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе производства, которые по завершении определенной деятельности не используются в непосредственной связи с этой деятельностью (пункт 3.1 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (далее - ГОСТ 30772-2001)) либо утратили полностью или частично исходные потребительские свойства (пункт 3.11 ГОСТ 30772-2001). К отходам производства также относят образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения в данном производстве (пункт 3.12 ГОСТ 30772-2001).
С учетом статьи 1 Закона N 89-ФЗ и пунктов 3.1,3.11, 3.12 ГОСТ 30772-2001 отходы потребления это остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации. К отходам потребления относят полуфабрикаты, изделия (продукцию) или продукты, утратившие свои потребительские свойства, установленные в сопроводительной эксплуатационной документации.
Департамент городского хозяйства и экологии администрации г.о.Самара не представил в материалы дела доказательства того, что выявленный на территории земельного участка, расположенного по адресу: <АДРЕС>, сброс грунта является отходом.
Грунт является компонентом природной среды. ГОСТ 25100-2011 "Межгосударственный стандарт. Грунты. Классификация" распространяется на все грунты и устанавливает их классификацию при производстве инженерных изысканий, проектировании и строительстве зданий и сооружений. Разработка технических условий
на грунт и его сертификация не требуется для использования извлеченного при рытье котлованов почвенного слоя (грунта) при обратной засыпке фундаментных пазух и планировке территории объекта строительства. Складирование (временное хранение) строительных материалов (грунт) на земельном участке в соответствии с проектными решениями не является сбором, накоплением или хранением отходов .
Извлеченный при рытье котлованов и временно складированный для последующего использования в процессе обратной засыпки фундаментных пазух грунт (почвенный слой) не подпадает под определение отходов производства и потребления.
Почвенный слой (грунт), изъятый при рытье котлована, полностью предназначен для использования в качестве строительного материала непосредственно в процессе строительства объекта, при этом излишнего грунта, который можно отнести к отходам соответствии с проектной документацией не образуется, реализация грунта не предусмотрена, кроме того, для выполнения горизонтальной планировки участка застройки необходимо дополнительно приобрести грунт у третьих лиц.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела Департамент городского хозяйства и экологии администрации г.о.Самара не представил доказательства отнесения грунта, находящегося на земельном участке по адресу: <АДРЕС>, к отходам, а также не подтвердил и не доказал, что выявленный грунт утратил свои первоначальные потребительские свойства , и исключает необходимость и возможность его использования для дальнейшей рекультивации, а также благоустройства и озеленения прилегающей территории.
В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу, показаниями свидетелей и иными документами.
Однако, в материалах дела отсутствуют доказательства, достоверно подтверждающие совершение <ФИО1> вменяемого административного правонарушения.
В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
При таких обстоятельствах, мировой судья приходит к выводу об отсутствии в действиях <ФИО1> состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.
Согласно ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия события административного правонарушения.
В силу ч.1 ст.29.11 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в частях 3 - 5 статьи 29.6 настоящего Кодекса, при этом резолютивная часть
постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.
Руководствуясь ч.1 ст.8.2, ст.ст.29.10, 29.11 КоАП РФ, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░.1 ░░.8.2 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ <░░░1> ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 25 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░