Гражданское дело № 2-971/2014
Решение
Именем Российской Федерации
город Асино 18 декабря 2014 года
Асиновский городской суд Томской области в составе:
председательствующего Черняка И.Э.,
с участием прокурора - помощника Асиновского городского прокурора Зенькова А.И.,
при секретаре Клышовой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Асино гражданское дело по заявлению Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №2» УФСИН России по Томской области» об установлении административного надзора и административных ограничений в отношении осужденного Прудников С.В. освобождаемого из мест лишения свободы,
установил:
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №2» УФСИН России по Томской области (далее ФКУ ИК №2 УФСИН России по Томской области) обратилось в суд с заявлением об установлении административного надзора и административных ограничений в отношении осужденного Прудников С.В. освобождаемого из мест лишения свободы.
В обоснование заявления указано, что приговором Уватского районного суда Тюменской области от /дата/, с учетом изменений внесенных постановлением президиума Тюменского областного суда от /дата/, Прудников С.В. осужден по ч. 1 ст. 158, ч. 3 ст. 30, п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ, на основании ч. 2 ст. 69 УКРФ к 3 годам лишения с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Прудников С.В. совершил тяжкое преступление, при опасном рецидиве преступлений. Имеет 3 взыскания, поощрений не имеет. /дата/ Прудников С.В. был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Начало срока отбытия наказания /дата/. Подлежит освобождению из мест лишения свободы /дата/. Предполагаемое место жительства после освобождения: <адрес>. В связи с тем, что Прудников С.В. отбывает наказание за тяжкое преступление, совершенное при опасном рецидиве преступлений, а значит входит в перечень лиц, в отношении которых необходимо установление административного надзора, независимо от того, признавался он или нет злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. В соответствии с п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» необходимо установление административного надзора сроком на 6 лет, с установлением в соответствии с положениями ч.1 ст.4 Федерального закона административных ограничений в виде: обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для прохождения регистрации; запрета посещать места проведения массовых мероприятий и участвовать в указанных мероприятиях, запрета пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства с 23.00 до 06.00 часов, если это не связано с официальной трудовой деятельностью поднадзорного лица, запрета выезжать за пределы района, в котором будет проживать или пребывать Прудников С.В. без разрешения органа внутренних дел по месту проживания или пребывания.
В судебном заседании представитель заявителя Шуганова Е.В. требования заявления поддержала в полном объёме по основаниям, указанным в заявлении.
Лицо, в отношении которого подано заявление Прудников С.В. заявленные требования не признал, пояснил, что приговором Уватского районного суда Тюменской области от /дата/, с учетом постановления президиума Тюменского областного суда от /дата/ ему было назначено наказание в виде 3 лет лишения свободы без штрафа и без ограничения свободы. В связи с чем, заявленные ФКУ ИК-2 УФСИН России по Томской области требования усиливают назначенное ему ранее судом наказание, ухудшают положение и ограничивают его права и свободы. Кроме того, он не согласен с характеристикой, в которой указано, что он не трудоустроен.
Заслушав пояснения представителя заявителя, лица, в отношении которого подано заявление, а также заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить требования ФКУ ИК-2 УФСИН России по Томской области, установить административный надзор на срок погашения судимости, а также административные ограничения в отношении осужденного Прудников С.В., освобождаемого из мест лишения свободы, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявление об установлении административного надзора и административных ограничений подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
В силу ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождаемого из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
Пункт 1 ч.3 ст.3 указанного Федерального закона устанавливает, что основанием для установления административного надзора в отношении лица, указанного в части 1 настоящей статьи, является признание его в период отбывания наказания в местах лишения свободы злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Из положений ч.2 ст.3 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ следует, что административный надзор устанавливается судом независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Согласно ч. 4 ст. 15 УК РФ следует, что тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает десяти лет лишения свободы.
В соответствии со ст. 18 УК РФ опасным рецидивом преступлений признается: совершение лицом тяжкого преступления, за которое оно осуждается к реальному лишению свободы, если ранее это лицо два или более раза было осуждено за умышленное преступление средней тяжести к лишению свободы; совершение лицом тяжкого преступления, если ранее оно было осуждено за тяжкое или особо тяжкое преступление к реальному лишению свободы.
Согласно п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 N 22 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре", в силу частей 1 и 2 статьи 3, пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ срок административного надзора в отношении совершеннолетнего лица, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, если такое лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, а также в отношении совершеннолетнего лица, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, исчисляется со дня его постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
В силу п. 25 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ при обсуждении вопроса об установлении срока административного надзора за названными лицами суду надлежит учитывать их характеристику по месту отбывания наказания, поведение в быту, а также характер и степень общественной опасности совершенного преступления и иные значимые для дела обстоятельства, что должно быть отражено в мотивировочной части решения.
В судебном заседании установлено, что Прудников С.В. осужден приговором Уватского районного суда Тюменской области от /дата/, с учетом изменений внесенных постановлением президиума Тюменского областного суда от /дата/, за совершение преступления небольшой тяжести, и тяжкого преступления по ч. 1 ст. 158, ч. 3 ст. 30, п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ, на основании ч. 2 ст. 69 УКРФ к наказанию в виде 3 лет лишения с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Приговором суда в качестве обстоятельства, отягчающего наказание, признан опасный рецидив преступлений. Срок отбытия наказания истекает /дата/, судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве не погашена.
За период отбывания наказания Прудников С.В. зарекомендовал себя следующим образом: по прибытию в учреждение был трудоустроен на местное производство с /дата/ по /дата/ подсобным рабочим сельскохозяйственного участка. Уволен в связи с тем, что /дата/ был признан злостным нарушителем и /дата/ был переведен из обычных условий в строгие условия отбывания наказания. В период отбывания наказания допускал нарушения установленного порядка. Имеет 3 взыскания. Поощрений не имеет. В настоящее время содержится в обычных условиях отбывания наказания. Мероприятия воспитательного характера посещает регулярно, но участия в них не принимает, должных выводов для себя не делает. В беседе с работниками учреждения ведет себя не всегда корректно. Привлекался к выполнению работ по благоустройству учреждения и прилегающей территории без оплаты труда, в порядке очередности. Указанную работу выполнял, однако требовался контроль за качеством и сроком её исполнения.
Из справки о поощрениях и взысканиях от /дата/ следует, что Прудников С.В. поощрений не имеет. В настоящее время имеет три непогашенных взыскания.
Данные обстоятельства подтверждаются доказательствами, исследованными в судебном заседании: справкой по личному делу Прудников С.В.; характеристикой на осужденного, справкой о поощрениях и взысканиях, приговором Уватского районного суда Тюменской области от /дата/; постановлением Асиновского городского суда от /дата/; постановлением президиума Тюменского областного суда от /дата/; постановлением начальника ФКУ ИК -2 УФСИН России по Томской области о признании осужденного Прудников С.В. злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания от /дата/.
Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что Прудников С.В. в настоящее время отбывает наказание за тяжкое преступление, совершенное им при опасном рецидиве преступлений, что является самостоятельным основанием для установления административного надзора, независимо от того, признавался он или нет злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Доводы Прудников С.В. о том, что из представленной характеристики в отношении него следует, что он в настоящее время не трудоустроен, тогда как он фактически работает на производстве при разрешении заявленных требований не имеют правового значения, как и его доводы о том, что заявленные начальником ФКУ ИК-2 УФСИН России по Томской области требования влекут за собой повторную уголовную ответственность за преступление за совершение которого ему уже назначено наказание, усиливают назначенное ему ранее судом наказание, ухудшают положение и ограничивают его права и свободы, несостоятельны, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Статья 10 Уголовного кодекса РФ устанавливает, что не имеет обратной силы уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица.
Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» вступил в силу с 01.07.2011 (часть 1 статьи 13) не является уголовным законом, не устанавливает преступность деяния, не устанавливает и не усиливает наказание за совершенное преступление, за которое лицо уже отбыло наказание, или иным образом не ухудшает положение осужденного. Закон регламентирует порядок установления административного надзора независимо от времени совершения преступления, в частности, в отношении совершеннолетних лиц освобождаемых из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, к категории которых относится Прудников С.В. Отсюда, его довод о невозможности применения к нему норм данного закона нельзя признать состоятельным, поскольку применение административного надзора не связано с датой осуждения освобождаемого из мест лишения свободы лица.
На это обращалось внимание Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 22.03.2012 № 597-0-0, где разъяснено, что применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами (статья 86 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Федеральным законом (пункт 1 статьи 1), относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (статья 2).
Установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при наличии предусмотренных Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (статьи 2 и 3), согласуется с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно было введено.
В силу п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 N 22 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре" административный надзор в обязательном порядке применяется к совершеннолетним лицам, освобождаемым или освобожденным из мест лишения свободы, если они имеют непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (ч. 2 ст. 3 Закона и ч. 1 ст. 173.1 УИК РФ).
Кроме того, в силу ч.3 ст.4 Федерального закона N 64 - ФЗ суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для установления административного надзора в отношении Прудников С.В. освобождаемого из мест лишения свободы.
В силу п. «г» ч.3 ст. 86 УК РФ (в редакции закона от 08.12.2003) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, судимость погашается по истечении шести лет после отбытия наказания.
Принимая решение об установлении административного надзора, суд считает необходимым установить административный надзор сроком на 6 лет, то есть на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости за совершение тяжкого преступления, за вычетом срока истекшего после отбытия наказания (п.2 ч.1 ст.5 Закона).
Положениями ст.4 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» установлено, что в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться административные ограничения. Установление административного ограничения в виде обязательной явки от 1 до 4 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
Исходя из смысла указанной правовой нормы, установленных обстоятельств, характеристики осужденного за весь период отбывания наказания, характера и степени общественной опасности совершенных преступлений, суд считает, что в отношении Прудников С.В. следует установить административные ограничения в виде: обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства (или пребывания) последнего для прохождения регистрации; запрета посещать места проведения массовых мероприятий и участвовать в указанных мероприятиях; запрета пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 23.00 часов до 06.00 часов; запрета выезжать за пределы муниципального образования, в котором будет проживать или пребывать Прудников С.В. если это не связано с его официальной трудовой деятельностью.
Суд считает, что данный срок административного надзора и административные ограничения являются достаточной мерой по защите государственных и общественных интересов и будут способствовать предупреждению совершения Прудников С.В. преступлений и других правонарушений, окажут на него индивидуальное профилактическое воздействие.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-199, 261.8 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление ФКУ ИК №2 УФСИН России по <адрес> об установлении административного надзора и административных ограничений в отношении Прудников С.В. удовлетворить.
Установить в отношении Прудников С.В., /дата/ года рождения, административный надзор сроком на шесть лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки Прудников С.В. на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
На весь срок административного надзора установить Прудников С.В. административные ограничения:
- два раза в месяц являться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации;
- запретить посещать места проведения массовых или иных мероприятий и участвовать в указанных мероприятиях;
- запретить выезжать за пределы муниципального образования, в котором будет проживать или пребывать Прудников С.В., если это не связано с официальной трудовой деятельностью поднадзорного лица, без разрешения органа внутренних дел по месту пребывания либо по месту жительства;
- запретить пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания ежедневно с 23.00 часов до 06.00 часов, если это не связано с официальной трудовой деятельностью поднадзорного лица.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через канцелярию Асиновского городского суда Томской области.
Судья И.Э.Черняк