Дело № года
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Архаринский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Лобань Т.Н.,
секретаря судебного заседания ФИО5,
представителя ответчика администрации <адрес> ФИО6, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № 14,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Вольненского сельсовета, администрации <адрес>, Министерству социальной защиты населения <адрес>, ГКУ <адрес> «Управлению социальной защиты населения по <адрес>», Министерству пожарной безопасности и гражданской защиты <адрес> о признании её и членов её семьи пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности на Министерство пожарной безопасности и гражданской защиты <адрес> включить её и членов её семьи в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - наводнения на территории <адрес>, возложении обязанности на ГКУ <адрес> «Управление социальной защиты населения по <адрес>» выплатить единовременную материальную помощь в размере 20 000 рублей в связи с утратой сельскохозяйственной продукции в ходе стихийного бедствия (наводнения),
У С Т А Н О В И Л:
Истица обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Вольненского сельсовета, администрации <адрес>, Министерству социальной защиты населения <адрес>, ГКУ <адрес> «Управлению социальной защиты населения по <адрес>», Министерству пожарной безопасности и гражданской защиты <адрес> о признании её и членов её семьи пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности на Министерство пожарной безопасности и гражданской защиты <адрес> включить её и членов её семьи в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - наводнения на территории <адрес>, возложении обязанности на ГКУ <адрес> «Управление социальной защиты населения по <адрес>» выплатить единовременную материальную помощь в размере 20 000 рублей в связи с утратой сельскохозяйственной продукции в ходе стихийного бедствия (наводнения).
В судебное заседание истица ФИО1 не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была уведомлена своевременно, просила дело рассмотреть в её отсутствие, на заявленных исковых требованиях настаивает, в их обоснование в исковом заявлении указала, что в августе – сентябре 2013 года в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате прошедших ливневых дождей, сопровождающихся паводками и наводнением на территории <адрес>, приусадебный участок по месту её жительства и её несовершеннолетней дочери ФИО2, 2002 года рождения, расположенный по адресу <адрес> был затоплен. В результате затопления пришел в негодность весь урожай, что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о включении её и дочери в список пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения за счет средств областного бюджета материальной помощи. Однако в феврале 2014 года её заявление с приложенными документами было возвращено без объяснения причин, материальная помощь до настоящего времени не оказана.
Просит суд признать её ФИО1, а так же её дочь ФИО2, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возложить обязанность на Министерство пожарной безопасности и гражданской защиты <адрес> включить ФИО1, ФИО2, в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - наводнения на территории <адрес>, возложить обязанность на ГКУ <адрес> «Управление социальной защиты населения по <адрес>» выплатить единовременную материальную помощь в размере 10 000 рублей на человека, в связи с утратой сельскохозяйственной продукции в ходе стихийного бедствия (наводнения), всего 20 000 рублей.
В связи с чрезвычайной ситуацией просит суд обратить решение суда к немедленному исполнению.
Представитель ответчика администрации Вольненского сельсовета – глава сельсовета ФИО7 о времени и месте слушания дела уведомлена своевременно надлежащим образом, просила дело рассмотреть в её отсутствие, возражений относительно заявленных исковых требований суду не представила.
Представитель ответчика администрации <адрес> ФИО6 исковые требования не признала и суду пояснила, что в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» закреплено право граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. При этом определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъекта РФ. В целях реализации указанных норм и в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 6 ст. 81 Бюджетного кодекса РФ постановлением Правительства РФ от 13.10.2008г. № утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, постановлением <адрес> от 26.05.2009г. № утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда <адрес>.
Положениями Правил и Порядка предусмотрено оказание гражданам единовременной материальной помощи, а также финансовой помощи в связи с утратой ими имущества за счет средств федерального и областного бюджетов.
Данные выплаты предоставляются только в случае, если повреждены жилой дом или иное имущество гражданина, т.е. надворные постройки, уголь и другое имущество, располагавшееся на затопленном земельном участке. Согласно раздела 9 Методических рекомендаций по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утв. Министром РФ по делам ГО, ЧС от ДД.ММ.ГГГГ № 2-4-60-12-22, единовременная материальная помощь оказывается при предоставлении документов, обосновывающих выделение бюджетных ассигнований. К таким документам п. 9.1 Методических рекомендаций относит акт обследования частных жилых помещений (приложение 6а), который является неотъемлемым приложением к спискам граждан на получение единовременной материальной помощи.
В соответствии п. 2.2 Методических рекомендаций по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 г. на территории <адрес>, утвержденных протоколом заседания оперативного штаба комиссии при <адрес> по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ №40, в случае затопления земельного участка, при котором причинен ущерб только плодовоовощным посадкам и урожаю, предоставление единовременной материальной помощи не производится. Таким образом, в случае затопления земельного участка и причинения ущерба только плодовоовощной продукции, т.е. урожаю, предоставление единовременной материальной помощи и финансовой помощи за траченное имущество не производится.
В материалах дела имеется акт обследования частного жилого помещения по приложению 6а от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в результате подтопления <адрес>, в связи с ЧС, жилое помещение имеет следующие повреждения: подтоплен жилой дом с приусадебным участком площадью 18 соток. Из данного акта не следует, что причинен ущерб жилому дому или иному имуществу истца.
Считает, что истец не представила доказательства причинения ущерба её имуществу. Кроме того, в <адрес> не было такого опасного гидрологического явления- как наводнение.
Согласно п. 1 Решения комиссии при <адрес> по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (протокол № заседания оперативного штаба по организации и контролю выполнения мероприятий по защите от наводнения) прием обосновывающих документов министерством пожарной безопасности и гражданской защиты <адрес> осуществлялся до ДД.ММ.ГГГГ включительно. После 01.10.2013г. прием документов министерством пожарной безопасности и гражданской защиты <адрес> от органов местного самоуправления не осуществлялся. Все заявления, которые поступили позже указанного срока, министерству пожарной безопасности и гражданской защиты области протоколом оперативного штаба КЧС и ПБ при <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № предписано вернуть назад главам муниципальных образований, кроме тех, которые прошли судебные инстанции.
Кроме того, согласно п. 2 Порядка выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий от 13.10.2008г. № срок обращения в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации составляет один месяц с даты возникновения чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п. 5 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской, обращение заинтересованных исполнительных органов государственной власти области, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, с просьбой об оказании финансовой помощи с приложением документов, обосновывающих, размер испрашиваемых средств направляется не позднее одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации.
Таким образом, срок для выделения средств помощи, пропущен, поскольку чрезвычайная ситуация в районе введена 24.07.2013г. (распоряжение и.о. главы <адрес> от 24.07.2013г. № 295).
ФИО1 не представила доказательств уважительности пропуска срока для предъявления документов на получение компенсационных выплат.
Считает, что материалы дела не содержат документов, содержащих основания для признания ФИО1 и членов её семьи пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации - наводнения на территории <адрес> и включении её и членов её семьи в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - наводнения на территории <адрес>. В удовлетворении исковых требований просит отказать.
Представитель Министерства социальной защиты населения <адрес> ФИО8 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была уведомлена, просила дело рассмотреть в её отсутствие, исковые требования не признает, в обосновании заявленных возражений в отзыве на исковое заявление указала, что в силу ч.1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 693, Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №750, Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1431-р и от ДД.ММ.ГГГГ № 1592-р, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда <адрес>» предусмотрено оказание гражданам материальной и финансовой помощи в счет компенсации утраченного имущества в результате ЧС, условием получения которой является признание гражданина пострадавшим в результате ЧС и включение в список на получение материальной, финансовой помощи.
В соответствии с пунктом 2.2 раздела 2 Методических рекомендаций по оказанию гражданам единовременной материальной и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории <адрес> - Приложению к протоколу заседания оперативного штаба комиссии при <адрес> по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ № 40, единовременная материальная помощь оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении, пострадавшем в результате ЧС.
Единовременная материальная помощь предоставляется также в случае, если затопило приусадебный участок к жилому дому и при этом пострадало иное имущество гражданина (надворные постройки, уголь и др. имущество, располагавшееся на затопленном земельном участке). При этом следует учитывать, что в соответствии со статьей 136 Гражданского кодекса Российской Федерации плоды и продукция определяются как поступления, полученные в результате использования имущества. В связи с чем, плодово-овощные посадки и урожай, произраставшие на земельном участке, не рассматриваются в качестве имущества, при утрате которого предоставляется единовременная материальная помощь. Соответственно в случае затопления земельного участка, при котором причинен ущерб только плодово-овощным посадкам и урожаю, предоставление единовременной помощи не производится.
В числе документов, представляемых в местную администрацию гражданами, претендующими на получение единовременной материальной и финансовой помощи, указаны документы, подтверждающие факт постоянного проживания гражданина и членов семьи в жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации (документ с отметкой о регистрации по месту жительства, решение суда об установлении факта проживания).
В соответствии с пунктом 9.1 Методических рекомендаций по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных ДД.ММ.ГГГГ заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, единовременная материальная помощь, равно как и финансовая помощь, имеет целевое назначение и выплачивается на восстановление поврежденного жилого помещения. Факт повреждения жилого помещения устанавливается комиссией.
Таким образом, в рассматриваемом случае обязательным условием
признания пострадавшими в результате ЧС и оказании
единовременной материальной и финансовой помощи является, наличие повреждений конструктивных элементов жилого помещения, а также утрата имущества вследствие подтопления жилого дома в результате ЧС.
В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, истец должен доказать те обстоятельства, на которых он ссылается в исковом заявлении.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и <адрес>в, Амурской и Магаданской областей, <адрес>», постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 1592-р гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории <адрес> в июле-августе 2013 года, и постоянно проживающими в населенных пунктах, подвергшихся наводнению оказывается единовременная материальная помощь в размере 10 000 рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и финансовая помощь в размере 100 000 рублей в связи с полной или частичной утратой имущества:
1) за счёт средств, источником финансового обеспечения которых
являются средства резервного фонда Правительства Российской
Федерации:
а) единовременная материальная помощь (из расчёта 10 000 рублей на
человека, но не более 50 000 рублей на семью);
б) финансовая помощь в связи с утратой ими имущества (из расчёта за
частично утраченное имущество 50 000 рублей на человека, за полностью
утраченное имущество - 100 000 рублей на человека);
2) за счёт средств дополнительной финансовой помощи, выделенной
из федерального бюджета бюджету <адрес> в 2013 году в виде
дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов
субъектов Российской Федерации:
а) единовременная материальная помощь (из расчёта 10 000 рублей на
шестого и каждого последующего члена семьи);
б) финансовая помощь в связи с частичной утратой ими имущества (из
расчёта 50 000 рублей на человека).
Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории <адрес> в июле-августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета, утверждён постановлением <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ года. Согласно Порядку выплата помощи производится государственными казенными учреждениями <адрес> - управлениями социальной защиты населения по городскому округу и (или) муниципальному району области (далее - ГКУ-УСЗН) гражданам, включенным в:
а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на
получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного
фонда Правительства Российской Федерации;
б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории
<адрес>, на оказание единовременной материальной помощи за счет
дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов
субъектов Российской Федерации;
в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на
получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой
имущества за счет средств резервного фонда Правительства Российской
Федерации;
г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории
<адрес>, на оказание финансовой помощи в связи с частичной
утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению
сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
Прием документов от пострадавших в ЧС граждан для получения единовременной материальной и финансовой помощи за счет средств федерального бюджетов, их рассмотрение на предмет соответствия условиям получения помощи осуществляется органами местного самоуправления.
Указанные списки формируются и утверждаются в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ N2-4-60-12-22.
Согласно пунктам 9.2.1., 9.2.2. рекомендаций список граждан на получение финансовой помощи подписывается:
руководителем (заместителем) ОУФМС России по субъекту;
руководителем (заместителем) ГУ МЧС России по субъекту;
руководителем (заместителем) органа местного самоуправления;
утверждается руководителем (заместителем) органа исполнительной власти субъекта (в нашем субъекте утверждает списки губернатор области).
При этом указывается дата подписания, все подписи должны быть расшифрованы, заверены соответствующими печатями.
Все листы списков должны быть прошиты, пронумерованы и опечатаны. Если списки не прошиты, то каждый лист, в списке, должен быть пронумерован и заверен печатью ОУФМС России по субъекту.
Необходимо отметить, что акты обследования жилых помещений с перечнем имущества, которое пострадало, являются неотъемлемыми приложениями к спискам, так как в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 750, а также рекомендациями единовременная материальная и финансовая помощь за счет средств федерального бюджета оказывается гражданам, постоянно проживающим и зарегистрированным в жилом помещении, поврежденном в результате ЧС, имущество которых пострадало в результате чрезвычайной ситуации.
В соответствии с пунктом 3 Порядка формирование вышеперечисленных
списков, их согласование в установленном порядке обеспечивает
Министерство пожарной безопасности и гражданской защиты области, которое и представляет утвержденные и согласованные списки в течение 5 дней в министерство социальной защиты населения области на электронных и бумажных носителях.
Министерство социальной защиты населения области в свою очередь в течение одного дня со дня поступления из министерства пожарной безопасности и гражданской защиты области списков, указанных в пункте 2 Порядка, направляет их в соответствующие ГКУ-УСЗН.
После получения списка (списков) ГКУ-УСЗН в течение пяти дней с момента их поступления при наличии средств, производит выплаты помощи, гражданам, включённым в списки, посредством перечисления соответствующих средств на счета пострадавших граждан, открытые в кредитных организациях.
В министерство социальной защиты населения области не поступали списки на выплату единовременной материальной помощи, в которых бы значилась ФИО1, следовательно, и до ГКУ-УСЗН по <адрес> такие списки не доводились, следовательно, оснований для выплаты у ГКУ УСЗН по <адрес> не было и права истца нарушены не были.
В материалах дела отсутствует надлежащим образом согласованный список, следовательно, есть основания полагать, что список не был согласован на каком-то этапе в связи с отсутствием у истца права на получение единовременной материальной.
В связи с изложенным, просит суд в удовлетворении требований ФИО1 отказать в полном объеме.
Представитель ответчика ГКУ Управление социальной защиты населения <адрес> в <адрес> начальник Управления ФИО9 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была уведомлена, согласно заявлению, просила дело рассмотреть в её отсутствие, решение вопроса по заявленным требованиям, оставляет на усмотрение суда.
Представитель ответчика Министерства пожарной безопасности и гражданской защиты <адрес> судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен своевременно, ходатайств об отложении дела слушанием и возражений относительно заявленных требований от него не поступало.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, министерства финансов <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлён своевременно надлежащим образом, по телефонограмме, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя Министерства, исковые требования не признает, просит в удовлетворении заявленных требований, отказать.
Судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В силу ч.1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Из данных положений следует, что право на компенсацию ущерба имеют граждане, вред имуществу которых причинен вследствие чрезвычайных ситуаций, в том числе, природного характера.
Распоряжением губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 23-р на территории <адрес> введен режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.
Распоряжением и.о. главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> в связи с прохождением юго-западного циклона, сопровождающегося большими ливнями, грозами, сохранением неустойчивой погоды на протяжении длительного времени, угрозой, резкими подъемами воды в реках Бурея и Архара, что может привести к подтоплению отдельных населенных пунктов района, введен режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.
Распоряжением главы Вольненского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ на территории Вольненского сельсовета введен режим чрезвычайной ситуации с 08 часов ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. «л» ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», к полномочиям органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций относится принятие решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
В соответствии с п.п. «г, д» ст. 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 750, регулирующих порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: на оказание гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью); на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (из расчета за частично утраченное имущество – 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество – 100 тыс. рублей на человека).
Согласно п. 6 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 214, расходы на содержание и выплаты пострадавшим гражданам предусматриваются в размерах: при оказании гражданам единовременной материальной помощи – 10 000 рублей на человека (но не более 50 000 рублей на семью); при оказании гражданам финансовой помощи за частично утраченное имущество – 50 000 рублей на семью, за полностью утраченное имущество – 100 000 рублей на семью.
В соответствии с п. п. 1, 2 Порядка выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории <адрес> в июле – августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета (утв. постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 423), настоящий Порядок определяет механизм выплаты гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории <адрес> в июле-августе 2013 года (далее - граждане), единовременной материальной и финансовой помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета (далее - помощь).
В целях настоящего Порядка под пострадавшими гражданами понимаются граждане, постоянно проживавшие на период чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории <адрес> в июле-августе 2013 года.
Из положений приведенных выше нормативных правовых актов следует, что утрата урожая сельскохозяйственных культур не является основанием для признания граждан пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации в целях их включения в списки на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества за счет средств федерального и областного бюджетов.
Подпунктом «з» пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и <адрес>в, Амурской и Магаданской областей, <адрес>» Правительству Российской Федерации поручено совместно с органами исполнительной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации обеспечить выплату гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах.
Таким образом, компенсации гражданам, утратившим урожай сельскохозяйственных культур вследствие наводнения, рассматриваются в Указе Президента в качестве самостоятельного вида выплат.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № – р предусмотрено выделить Минсельхозу России из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетные ассигнования в размере 1678129 тыс. рублей для осуществления выплат гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, из расчета 3 тыс. рублей за каждые 0,01 гектара посевов.
Пунктом 3 указанного Распоряжения, установлено, что <адрес>, в том числе, необходимо сформировать списки граждан, ведущих личные подсобные хозяйства и утративших урожай сельскохозяйственных культур вследствие наводнения, подтвержденные комиссиями по чрезвычайным ситуациям либо территориальными органами МЧС России, а также записями похозяйственных книг по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и обеспечить выплаты гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, компенсаций вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, из расчета 3 тыс. рублей за каждые 0,01 гектара посевов, за счет ассигнований, предоставленных в соответствии с настоящим распоряжением, до ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с п.2 Правил предоставления межбюджетного трансферта на компенсацию вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, источником финансового обеспечения которого являются средства федерального бюджета, бюджетам муниципальных районов и городских округов, в границах которых находятся населенные пункты, подвергшиеся наводнению (утв. постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 489), иной межбюджетный трансферт предоставляется муниципальным образованиям на следующие цели: для выплаты гражданам, признанным пострадавшими в результате наводнения и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах.
Пунктом 3 указанных Правил установлено, что иной межбюджетный трансферт предоставляется муниципальным образованиям при условии:
1) представления заявки от муниципального образования с приложением списка граждан, ведущих личные подсобные хозяйства и утративших урожай сельскохозяйственных культур вследствие наводнения, подтвержденного комиссией по чрезвычайным ситуациям данного муниципального образования, а также записями похозяйственных книг по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Заявка от муниципального образования, а также список, предусмотренные настоящим подпунктом, представляются по формам, указанным в приложении к настоящим Правилам;
2) наличия муниципального правового акта, предусматривающего порядок и условия предоставления компенсации, указанной в пункте 2 настоящего Порядка, в размере 3000 рублей за каждый 0,01 га пострадавших посевов, но не более 2,5 га на одно личное подсобное хозяйство.
Постановлением главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок предоставления компенсации гражданам вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах и признанным пострадавшим в границах населенных пунктов <адрес>, подвергшихся наводнению.
В соответствии с п. 4 указанного Порядка, для получения компенсации, граждане, ведущие личное подсобное хозяйство и признанные пострадавшими в результате наводнения должны предоставить документы, в том числе, согласно приложению № 1,2,3.
В соответствии с приложением № 2, гражданину необходимо представить выписку из похозяйственной книги по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года.
В соответствии с приложением № гражданином прикладывается акт обследования объектов растениеводства в ЛПХ граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, составленный комиссией.
Из анализа приведенных нормативных правовых актов следует, что гражданин, признанный пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающий в населенном пункте подвергшимся наводнению, ведущий личное подсобное хозяйство и утративший урожай сельскохозяйственных культур имеет право на компенсационные выплаты из средств резервного фонда Правительства Российской Федерации.
Ведение личного подсобного хозяйства гражданином в силу положений, содержащихся в распоряжении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1797-р и постановлении <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 489, должно быть подтверждено записями похозяйственных книг по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. При этом, списки граждан, ведущих личные подсобные хозяйства и утративших урожай сельскохозяйственных культур должны быть подтверждены комиссиями по чрезвычайным ситуациям. А в соответствии с Порядком предоставления компенсации гражданам вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах и признанным пострадавшим в границах населенных пунктов <адрес>, подвергшихся наводнению (утв. постановлением главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ г.), необходимо составление акта обследования объектов растениеводства в ЛПХ граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, составленным комиссией.
Из материалов дела следует, что ФИО1 приходится матерью ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно паспортным данным истицы, она ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу <адрес>.
Решением Архаринского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт проживания ФИО1 и ФИО2 по адресу <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Факт проживания истицы и её несовершеннолетней дочери ФИО2 по адресу <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время подтверждается справкой Вольненского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ №22.
В соответствии с выпиской из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок (для приусадебного участка), расположенный в <адрес> принадлежит на праве пользования ФИО3, т.е. не ФИО1.
Согласно акту обследования частного жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в результате сильных ливневых дождей ДД.ММ.ГГГГ произошло подтопление жилого дома с приусадебным участком, площадью 18 соток. По заключению комиссии размер ЕМП составляет 20 000 рублей.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась к губернатору <адрес> с заявлением о выплате ей и её дочери ФИО2, пострадавшим в результате подтопления территории <адрес> в связи с чрезвычайной ситуацией (сильные ливневые дожди) произошедшие с 04.08.2013-05.08.2013, единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на человека.
Из искового заявления ФИО1, и пояснений, данных в судебном заседании следует, что она в обоснование исковых требований приводит доводы о подтоплении земельного участка в результате сильных ливневых дождей, расположенного по адресу <адрес> причинения материального ущерба, в виде гибели урожая сельскохозяйственных культур.
Однако, в силу вышеуказанных норм права, утрата урожая сельскохозяйственных культур не является основанием, для признания граждан пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации в целях их включения в списки на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества за счет средств федерального и областного бюджетов.
При этом сведения, учитываемые в установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», порядке, подтверждающие факт использования земельного участка по адресу <адрес> ФИО1 для ведения личного подсобного хозяйства самостоятельно или совместно с проживающими членами семьи отсутствуют, следовательно, земельный участок, расположенный по указанному адресу не относится к числу личных подсобных хозяйств. ФИО1 не является гражданином, ведущим личное подсобное хозяйство самостоятельно или совместно с проживающими членами семьи.
Из материалов дела следует, что акт обследования объектов растениеводства в ЛПХ ФИО1, не составлялся.
В пострадавших от чрезвычайной ситуации районах <адрес> гражданам предоставляются выплаты единовременной материальной помощи и финансовой помощи за утраченное имущество в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 750, и Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда <адрес>, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 214.
В соответствии с п. 9.1. Методических рекомендаций по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утверждённых заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ФИО10 от 02.11.2010г. № единовременная материальная помощь выплачивается гражданам на восстановление поврежденного частного жилого помещения, из расчета до 10 тыс. руб. на человека, но не более 50 тыс. руб. на семью, зарегистрированную на занимаемой площади.
В соответствии с п. 9.2. Методических рекомендаций по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утверждённых заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ФИО10 от 02.11.2010г. № финансовая помощь гражданам в связи с утратой имущества, в результате ЧС, оказывается только на покупку имущества первой необходимости, взамен утраченного, по среднестатистическим ценам Госкомстата России на день ЧС.
К имуществу первой необходимости относится минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, утвержденный постановлением Минтруда России и Госкомстата России от 28.04.2000г. № 36/34.
В случае затопления земельного участка и причинения ущерба только плодово-овощной продукции (урожаю), предоставление единовременной материальной и финансовой помощи за утраченное имущество не производится.
Кроме того, суд принимая во внимание, что в силу подпункта «б» пункта 2, подпункта «з» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № « О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха(Якутия), Приморского и <адрес>в, амурской и магаданской области, <адрес>», правом на получение компенсации наделены те граждане, утрата имущества которых произошла в результате наводнения, а согласно Межгосударственному стандарту «Безопасность в чрезвычайных ситуациях Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения. ГОСТ 22.0.03-97/ФИО11 22.0.03-95», утвержденному постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ № 267, приказу Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ № различаются природные чрезвычайные ситуации: опасное метеорологическое явление и опасное гидрологическое явление. Наводнение относится к числу опасных гидрологических явлений.
Согласно справке Амурского ЦГМС-филиала ФГБУ «Дальневосточное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» № 2547, опасное гидрологическое явление было в <адрес> в селах: <адрес>, то есть территория <адрес> не подвергалась опасному гидрологическому явлению.
Кроме того, акт обследования частного жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> датирован ДД.ММ.ГГГГ, в то время как заявление ФИО1 на имя губернатора <адрес> о выплате ей и её дочери ФИО2, единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на человека датировано только ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой, о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
При таком обращении должны быть указаны данные о количестве людей получивших ущерб (п. 4 Правил).
Перечень и правила оформления обосновывающих документов устанавливаются совместным актом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства финансов РФ (абз. 2 п. 6 Правил).
В случае не представления обосновывающих документов в установленный срок вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансирование обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации не рассматривается (абз. 2 п. 7 Правил).
В соответствии с Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда <адрес> (далее - Порядок), установлено, что органы местного самоуправления не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращать с просьбой об оказании финансовой помощи с приложением документов, обосновывающих размер испрашиваемых средств.
Если обратившийся с просьбой об оказании помощи в течение одного месяца с даты соответствующего поручения губернатора области или первого заместителя председателя <адрес> не представил обосновывающие документы, то вопрос о выделении средств не рассматривается (п. 7 Порядка).
Из материалов дела следует, что ФИО1 в установленный законом срок с заявлением на оказание ЕМП. с предоставлением всех необходимых документов, составленных в установленный срок в администрацию <адрес> не обратилась и доказательств пропуска срока обращения, по уважительной причине, с заявлением на оказание помощи и для составления и представления необходимых документов не представила.
Кроме того, как следует из справки Амурского ЦГМС-филиала ФГБУ «Дальневосточное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ № 2547, опасное гидрологическое явление было в <адрес> в селах: <адрес>, т.е. территория <адрес> не подвергалась опасному гидрологическому явлению.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
ФИО1 в удовлетворении заявленных исковых требований к администрации Вольненского сельсовета, администрации <адрес>, Министерству социальной защиты населения <адрес>, ГКУ <адрес> «Управлению социальной защиты населения по <адрес>», Министерству пожарной безопасности и гражданской защиты <адрес> о признании её и членов её семьи пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности на Министерство пожарной безопасности и гражданской защиты <адрес> включить её и членов её семьи в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - наводнения на территории <адрес>, возложении обязанности на ГКУ <адрес> «Управление социальной защиты населения по <адрес>» выплатить единовременную материальную помощь в размере 20 000 рублей в связи с утратой сельскохозяйственной продукции в ходе стихийного бедствия (наводнения), отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: (подпись) Т.Н. Лобань
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Верно судья Т.Н. Лобань
3
4
5