Дело № 2-89/2014 года
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
17 февраля 2014 года п. Архара
Архаринский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Лобань Т.Н.,
секретаря судебного заседания Штефен Д.С.,
с участием истицы Янковской Т.П.,
представителя ответчика администрации Архаринского района Данько В.С., действующей на основании доверенности от 17 мая 2011 года № 14,
представителя ответчика администрации рабочего поселка (пгт)Архара Фирсовой А.Б., действующей на основании доверенности от 23 мая 2013 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Янковской Тамары Петровны к администрации рабочего поселка (пгт) Архара, администрации Архаринского района, ГКУ Амурской области «Управление социальной защиты населения по Архаринскому району», Министерству пожарной безопасности и гражданской защиты Амурской области о признании её пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации и включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - наводнения на территории Архаринского района, возложении обязанности на ГКУ Амурской области «Управление социальной защиты населения по Архаринскому району» выплатить единовременную материальную помощь в размере 10 000 рублей в связи с утратой сельскохозяйственной продукции в ходе стихийного бедствия (наводнения),
У С Т А Н О В И Л:
Истица обратилась в суд с исковым заявлением к администрации рабочего поселка (пгт) Архара, администрации <адрес>, ГКУ <адрес> «Управление социальной защиты населения по <адрес>», Министерству пожарной безопасности и гражданской защиты <адрес> о признании её пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации и включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - наводнения на территории <адрес>, возложении обязанности на ГКУ <адрес> «Управление социальной защиты населения по <адрес>» выплатить единовременную материальную помощь в размере 10 000 рублей в связи с утратой сельскохозяйственной продукции в ходе стихийного бедствия (наводнения).
В судебном заседании истица ФИО1 на заявленных исковых требованиях настаивала, в их обоснование пояснила, что в июле – сентябре 2013 года в результате чрезвычайной ситуации природного характера (паводка) на территории <адрес> её земельный участок, расположенный по адресу <адрес> был подтоплен и был испорчен урожай – картофель, капуста и другие овощи. Данное обстоятельство подтверждается актом. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию рабочего поселка (пгт) Архара с заявлением о включении её в список пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения за счет средств областного бюджета материальной помощи. Поскольку её заявление было утеряно, а в последствии, поздно рассмотрено, её не включили в список пострадавших.
Просит суд признать её пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации и включить в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - наводнения на территории <адрес>, возложить обязанность на ГКУ <адрес> «Управление социальной защиты населения по <адрес>» выплатить единовременную материальную помощь в размере 10 000 рублей в связи с утратой сельскохозяйственной продукции в ходе стихийного бедствия (наводнения).
В связи с чрезвычайной ситуацией просит суд обратить решение суда к немедленному исполнению.
Представитель ответчика администрации <адрес> ФИО4 исковые требования не признала, суду пояснила, что в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» закреплено право граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. При этом определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъекта РФ.
В целях реализации указанных норм и в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 6 ст. 81 Бюджетного кодекса РФ постановлением Правительства РФ от 13.10.2008г. № утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению, и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, постановлением <адрес> от 26.05.2009г. № утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда <адрес>.
Положениями Правил и Порядка предусмотрено оказание гражданам единовременной материальной помощи, а также финансовой помощи в связи с утратой ими имущества за счет средств федерального и областного бюджетов.
Данные выплаты предоставляются только в случае, если повреждены жилой дом или иное имущество гражданина (надворные постройки, уголь и другое имущество, располагавшееся на затопленном земельном участке).
Согласно раздела 9 Методических рекомендаций по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации, по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утв. Министром РФ по делам ГО, ЧС от ДД.ММ.ГГГГ № 2-4-60-12-22, единовременная материальная помощь оказывается при предоставлении документов, обосновывающих выделение бюджетных ассигнований. К таким документам п. 9.1 Методических рекомендаций относит акт обследования частных жилых помещений (приложение 6а), который является неотъемлемым приложением к спискам граждан на получение единовременной материальной помощи.
Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ следует, что у истицы во время сильных ливневых дождей в августе 2013 года произошло подтопление приусадебного участка, вода стояла в огороде, затопило грядки, в результате чего овощи погнили. Из данного акта следует, что ущерб от ливневых дождей был причинен только сельскохозяйственной продукции, что не может являться безусловным основанием для признания гражданина пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.
Согласно п. 1 Решения комиссии при <адрес> по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (протокол № заседания оперативного штаба по организации и контролю выполнения мероприятий по защите от наводнения) прием обосновывающих документов министерством пожарной безопасности и гражданской защиты <адрес> осуществлялся до ДД.ММ.ГГГГ включительно. После ДД.ММ.ГГГГ прием документов министерством пожарной безопасности и гражданской защиты <адрес> осуществляться не будет. Исключения составляет обращение пострадавшего гражданина с заявлением после ДД.ММ.ГГГГ только по уважительной причине (отпуск, болезнь и т.п.).
Материалы дела не содержат документов, содержащих основания для признания ФИО1 пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации и включении в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - наводнения на территории <адрес>. Просит в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.
Представитель ответчика администрации рабочего поселка (пгт) Архара ФИО5 исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные представителем ответчика администрации <адрес> и в дополнении суду пояснила, что статьей 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» закреплено право граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. При этом определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Исходя из этого, право гражданина на возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайных ситуаций, не носит абсолютный и безусловный характер, подлежит осуществлению в установленном законодательством порядке.
В пострадавших от чрезвычайной ситуации районах <адрес> гражданам предоставляются выплаты единовременной материальной помощи и финансовой помощи за утраченное имущество в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации, по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 750, и Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда <адрес>, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 214. В случае затопления земельного участка и причинения ущерба только плодовоовощной продукции (урожаю), предоставление единовременной материальной и финансовой помощи за утраченное имущество не производится. Как следует из искового заявления и показаний истицы, у неё был подтоплен приусадебный участок, в результате чего был нанесен вред посадкам овощей и картофеля. Исходя из этого право гражданина на возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайной ситуации, не носит абсолютный и безусловный характер, подлежит осуществлению в установленном порядке.
Согласно п. 2.2 Методических рекомендаций по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 г. на территории <адрес>, утвержденных протоколом заседания оперативного штаба комиссии при <адрес> по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ №40, в случае затопления земельного участка, при котором причинен ущерб только плодово-овощным посадкам и урожаю, предоставление единовременной материальной помощи не производится.
Кроме того, в соответствии с действующим законодательством, финансовая помощь гражданам в связи с утратой имущества, в результате ЧС, оказывается только на покупку имущества первой необходимости, взамен утраченного, по среднестатистическим ценам Госкомстата России на день чрезвычайной ситуации. Огородная продукция не является имуществом первой необходимости. Просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель ответчика ГКУ Управление социальной защиты населения <адрес> в <адрес> начальник Управления ФИО6 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была уведомлена, по телефонограмме, просила дело рассмотреть в её отсутствие, исковые требований не признает.
Представитель ответчика Министерства пожарной безопасности и гражданской защиты <адрес> судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен своевременно, что подтверждается уведомлением, о получении письма, ходатайств об отложении дела слушанием и возражений относительно заявленных требований от него не поступало.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, министерства финансов <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлён своевременно надлежащим образом, в предоставленном в судебное заседание отзыве на исковое заявление указал, что статьей 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» закреплено право граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. При этом определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации,
Исходя из этого, право гражданина на возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайных ситуаций, не носит абсолютный и безусловный характер, подлежит осуществлению в установленном законодательством порядке.
В пострадавших от чрезвычайной ситуации районах <адрес> гражданам предоставляются выплаты единовременной материальной помощи и финансовой помощи за утраченное имущество в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации, по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 750, и Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда <адрес>, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 214,
В случае затопления земельного участка и причинения ущерба только плодовоовощной продукции (урожаю), предоставление единовременной материальной и финансовой помощи за утраченное имущество не производится.
Правовым основаниям данной позиции являются положения статьи 136 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми плоды и продукция определяются как поступления, полученные в результате использования имущества.
Кроме того, в данном случае плодовоовощная продукция, выращиваемая на земельном участке, не может рассматриваться как имущество также потому, что соответствующая продукция, не достигнув своего созревания в наступившем сезоне вследствие чрезвычайной ситуации, не получила полезные свойства и не обладает стоимостными признаками, присущими имуществу как объекту гражданских прав. Следовательно, нет оснований связывать утрату урожая с утратой имущества.
В связи с этим плодовоовощная продукция, выращиваемая на земельном участке, не рассматривается в качестве имущества, при утрате которого предоставляется единовременная материальная помощь и финансовая помощь за утраченное имущество.
Выплата гражданам, признанным, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, компенсаций (единовременных денежных выплат) вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, может быть произведена исключительно по особому решению, принятому уполномоченными органами в соответствии с подпунктом «л» пункта 1. статьи 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Решением должны определяться случаи осуществления единовременных денежных выплат, а также круг лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
В этих целях подпунктом «з» пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по ликвидации последствии крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и <адрес>в. Амурской и Магаданской областей, <адрес>» Правительству Российской федерации поручено совместно с органами исполнительной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации обеспечить выплату гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах. Для выплаты компенсаций вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур Правительство Российской Федерации должно определить источники финансирования и обеспечить оперативное доведение денежных средств до соответствующих получателей (пункт 4 названного Указа). Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 1797-р источником данных выплат определен резервный фонд Правительства Российской Федерации, определены категории лиц, имеющие право на выплату - граждане, признанные пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающие в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, утратившие урожай сельскохозяйственных, культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, при этом списки указанных граждан должны быть подтверждены комиссиями по чрезвычайным ситуациям либо территориальными органами МЧС России, а также записями похозяйственных книг по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а также определен размер бюджетных ассигнований, выделенных <адрес> - 1 460 835 тыс. руб.
Указанная компенсация рассматривается в вышеуказанных правовых актах Российской Федерации в качестве самостоятельного вида выплат. Соответственно утрата урожая сельскохозяйственных культур не является основанием для признания граждан пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации в целях их включения в списки на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества за счет средств федерального и областного бюджетов.
Частью 14 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «123-ОЗ «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» в целях компенсации гражданам утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, предусмотрено предоставление местным бюджетам иного межбюджетного трансферта.
При этом Правилами, предоставления иного межбюджетного трансферта на компенсацию вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, утвержденными постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 489, предусмотрена компенсация гражданам за счет средств федерального бюджета вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах. Указанными Правилами определены цели, условия, размеры компенсации условия, размеры компенсации, из расчета 3000 рублей за каждый 0,01 га пострадавших посевов, но не более 2,5 га на одно личное подсобное хозяйство.
По смыслу подпункта «з» пункта 3 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по ликвидации последствии крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и <адрес>в, Амурской и Магаданской областей, <адрес>» и пункта 3 распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1797-р право на выплату компенсации имеют граждане, постоянно проживающие в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, утратившие урожай сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах вследствие наводнения.
При этом списки указанных граждан должны быть подтверждены комиссиями по чрезвычайным ситуациям либо территориальными органами МЧС России, а также записями похозяйственных книг по состоянию на, ДД.ММ.ГГГГ
Согласно Межгосударственному стандарту «безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения. ГОСТ 22.0.03-97/ФИО8 22.0.03-95», утвержденному постановлением Госстандарата России от ДД.ММ.ГГГГ № 267, приказу Государственного комитета РФ по охране окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ № различаются природные чрезвычайные ситуации: опасное метеорологическое явление и опасное гидрологическое явление.
Наводнение относится к числу опасных гидрологических явлений.
Из анализа вышеприведенных правовых норм в их системной взаимосвязи следует, что выплата компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур вследствие чрезвычайной ситуации - наводнения, а не подтопления в результате сильных ливневых дождей и др.
В акте обследования от 21.09.2013, представленного истцом, комиссией установлено подтопление в результате очень сильного дождя.
Таким образом, при удовлетворении данного искового заявления у истца может возникнуть право не только на меры поддержки, которые предусмотрены особыми решениями по отдельным категориям граждан, но и на выплаты, на которые он не имеет права, в том числе на предоставление единовременной материальной помощи и финансовой помощи за утраченное имущество. Тем самым может быть нарушен баланс между публичными и частными интересами, поскольку на основании решения суда гражданин, утративший урожай, получает те же права, что и граждане, утратившие жилье и иное ценное имущество. При этом ущерб, причиненный истцу, несоразмерен объему прав, предоставляемых по решению суда.
На основании изложенного, просит в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.
Судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В силу ч.1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Из данных положений следует, что право на компенсацию ущерба имеют граждане, вред имуществу которых причинен вследствие чрезвычайных ситуаций, в том числе, природного характера.
Распоряжением губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 23-р на территории <адрес> введен режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.
Распоряжением и.о. главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> в связи с прохождением юго-западного циклона, сопровождающегося большими ливнями, грозами, сохранением неустойчивой погоды на протяжении длительного времени, угрозой, резкими подъемами воды в реках Бурея и Архара, что может привести к подтоплению отдельных населенных пунктов района, введен режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.
В соответствии с п. «л» ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», к полномочиям органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций относится принятие решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
В соответствии с п.п. «г, д» ст. 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 750, регулирующих порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: на оказание гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью); на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (из расчета за частично утраченное имущество – 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество – 100 тыс. рублей на человека).
Согласно п. 6 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 214, расходы на содержание и выплаты пострадавшим гражданам предусматриваются в размерах: при оказании гражданам единовременной материальной помощи – 10 000 рублей на человека (но не более 50 000 рублей на семью); при оказании гражданам финансовой помощи за частично утраченное имущество – 50 000 рублей на семью, за полностью утраченное имущество – 100 000 рублей на семью.
В соответствии с п. п. 1, 2 Порядка выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории <адрес> в июле – августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета (утв. постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 423), настоящий Порядок определяет механизм выплаты гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории <адрес> в июле-августе 2013 года (далее - граждане), единовременной материальной и финансовой помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета (далее - помощь).
В целях настоящего Порядка под пострадавшими гражданами понимаются граждане, постоянно проживавшие на период чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории <адрес> в июле-августе 2013 года.
Из положений приведенных выше нормативных правовых актов следует, что утрата урожая сельскохозяйственных культур не является основанием для признания граждан пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации в целях их включения в списки на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества за счет средств федерального и областного бюджетов.
Подпунктом «з» пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и <адрес>в, Амурской и Магаданской областей, <адрес>» Правительству Российской Федерации поручено совместно с органами исполнительной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации обеспечить выплату гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах.
Таким образом, компенсации гражданам, утратившим урожай сельскохозяйственных культур вследствие наводнения, рассматриваются в Указе Президента в качестве самостоятельного вида выплат.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № – р предусмотрено выделить Минсельхозу России из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетные ассигнования в размере 1678129 тыс. рублей для осуществления выплат гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, из расчета 3 тыс. рублей за каждые 0,01 гектара посевов.
Пунктом 3 указанного Распоряжения, установлено, что <адрес>, в том числе, необходимо сформировать списки граждан, ведущих личные подсобные хозяйства и утративших урожай сельскохозяйственных культур вследствие наводнения, подтвержденные комиссиями по чрезвычайным ситуациям либо территориальными органами МЧС России, а также записями похозяйственных книг по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и обеспечить выплаты гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, компенсаций вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, из расчета 3 тыс. рублей за каждые 0,01 гектара посевов, за счет ассигнований, предоставленных в соответствии с настоящим распоряжением, до ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с п.2 Правил предоставления межбюджетного трансферта на компенсацию вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, источником финансового обеспечения которого являются средства федерального бюджета, бюджетам муниципальных районов и городских округов, в границах которых находятся населенные пункты, подвергшиеся наводнению (утв. постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 489), иной межбюджетный трансферт предоставляется муниципальным образованиям на следующие цели: для выплаты гражданам, признанным пострадавшими в результате наводнения и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах.
Пунктом 3 указанных Правил установлено, что иной межбюджетный трансферт предоставляется муниципальным образованиям при условии:
1) представления заявки от муниципального образования с приложением списка граждан, ведущих личные подсобные хозяйства и утративших урожай сельскохозяйственных культур вследствие наводнения, подтвержденного комиссией по чрезвычайным ситуациям данного муниципального образования, а также записями похозяйственных книг по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Заявка от муниципального образования, а также список, предусмотренные настоящим подпунктом, представляются по формам, указанным в приложении к настоящим Правилам;
2) наличия муниципального правового акта, предусматривающего порядок и условия предоставления компенсации, указанной в пункте 2 настоящего Порядка, в размере 3000 рублей за каждый 0,01 га пострадавших посевов, но не более 2,5 га на одно личное подсобное хозяйство.
Постановлением главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок предоставления компенсации гражданам вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах и признанным пострадавшим в границах населенных пунктов <адрес>, подвергшихся наводнению.
В соответствии с п. 4 указанного Порядка, для получения компенсации, граждане, ведущие личное подсобное хозяйство и признанные пострадавшими в результате наводнения должны предоставить документы, в том числе, согласно приложению № 1,2,3.
В соответствии с приложением № 2, гражданину необходимо представить выписку из похозяйственной книги по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года.
В соответствии с приложением № гражданином прикладывается акт обследования объектов растениеводства в ЛПХ граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, составленный комиссией.
Из анализа приведенных нормативных правовых актов следует, что гражданин, признанный пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающий в населенном пункте подвергшимся наводнению, ведущий личное подсобное хозяйство и утративший урожай сельскохозяйственных культур имеет право на компенсационные выплаты из средств резервного фонда Правительства Российской Федерации.
Ведение личного подсобного хозяйства гражданином в силу положений, содержащихся в распоряжении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1797-р и постановлении <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 489, должно быть подтверждено записями похозяйственных книг по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. При этом, списки граждан, ведущих личные подсобные хозяйства и утративших урожай сельскохозяйственных культур должны быть подтверждены комиссиями по чрезвычайным ситуациям. А в соответствии с Порядком предоставления компенсации гражданам вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах и признанным пострадавшим в границах населенных пунктов <адрес>, подвергшихся наводнению (утв. постановлением главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ г.), необходимо составление акта обследования объектов растениеводства в ЛПХ граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, составленным комиссией.
Как следует из паспортных данных истицы, она ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу <адрес>.
В соответствии с выпиской из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1, проживающая в <адрес> владеет на праве постоянного(бессрочного) пользования земельным участком общей площадью 0,0672 кв.метра, с целевым назначением « земли поселений для приусадебного участка».
Согласно акту обследования частного жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в результате сильных ливневых дождей в августе 2013 года произошло подтопление приусадебного участка с жилым домом, площадь приусадебного участка 672 кв.м, вода стояла в огороде, затопило грядки, в результате чего овощи погнили.
Из искового заявления ФИО1 и пояснений, данных в судебном заседании следует, что она в обоснование исковых требований приводит доводы о затоплении земельного участка в результате чрезвычайной ситуации, расположенного по адресу <адрес> причинения материального ущерба, в виде гибели урожая сельскохозяйственных культур.
Однако, в силу вышеуказанных норм права, утрата урожая сельскохозяйственных культур не является основанием, для признания граждан пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации в целях их включения в списки на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества за счет средств федерального и областного бюджетов.
При этом сведения, учитываемые в установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», порядке, подтверждающие факт использования земельного участка по адресу <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства, отсутствуют, следовательно, земельный участок, расположенный по указанному адресу не относится к числу личных подсобных хозяйств. ФИО1 не является гражданином, ведущим личное подсобное хозяйство.
В пострадавших от чрезвычайной ситуации районах <адрес> гражданам предоставляются выплаты единовременной материальной помощи и финансовой помощи за утраченное имущество в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 750, и Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда <адрес>, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 214.
В соответствии с п. 9.1. Методических рекомендаций по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утверждённых заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ФИО7 от 02.11.2010г. № единовременная материальная помощь выплачивается гражданам на восстановление поврежденного частного жилого помещения, из расчета до 10 тыс. руб. на человека, но не более 50 тыс. руб. на семью, зарегистрированную на занимаемой площади.
В соответствии с п. 9.2. Методических рекомендаций по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утверждённых заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ФИО7 от 02.11.2010г. № финансовая помощь гражданам в связи с утратой имущества, в результате ЧС, оказывается только на покупку имущества первой необходимости, взамен утраченного, по среднестатистическим ценам Госкомстата России на день ЧС.
К имуществу первой необходимости относится минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, утвержденный постановлением Минтруда России и Госкомстата России от 28.04.2000г. № 36/34, а именно: тарелки, кастрюли, сковороды, чайник, столовые приборы, бытовая техника, мебель и т.д.
В случае затопления земельного участка и причинения ущерба только плодово - овощной продукции (урожаю), предоставление единовременной материальной и финансовой помощи за утраченное имущество не производится.
Кроме того, суд принимая во внимание, что в силу подпункта «б» пункта 2, подпункта «з» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № « О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха(Якутия), Приморского и <адрес>в, амурской и магаданской области, <адрес>», правом на получение компенсации наделены те граждане, утрата имущества которых произошла в результате наводнения, а согласно Межгосударственному стандарту «Безопасность в чрезвычайных ситуациях Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения. ГОСТ 22.0.03-97/ФИО8 22.0.03-95», утвержденному постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ № 267, приказу Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ № различаются природные чрезвычайные ситуации: опасное метеорологическое явление и опасное гидрологическое явление. Наводнение относится к числу опасных гидрологических явлений.
Как усматривается в справе Амурского ЦГМС-филиала ФГБУ « Дальневосточное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ № 2547, опасное гидрологическое явление было в <адрес> в селах: <адрес>, то есть территория <адрес> не подвергалась опасному гидрологическому явлению.
На основании изложенного, с учетом исследованных доказательств, суд находит исковые требования ФИО1, не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Янковской Тамаре Петровне в удовлетворении заявленных исковых требований к администрации рабочего поселка (пгт) Архара, администрации Архаринского района, ГКУ Амурской области «Управление социальной защиты населения по Архаринскому району», Министерству пожарной безопасности и гражданской защиты Амурской области о признании её пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации и включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - наводнения на территории Архаринского района, возложении обязанности на ГКУ Амурской области «Управление социальной защиты населения по Архаринскому району» выплатить единовременную материальную помощь в размере 10 000 рублей в связи с утратой сельскохозяйственной продукции в ходе стихийного бедствия (наводнения), отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: (подпись) Т.Н. Лобань
Решение в окончательной форме изготовлено 21 февраля 2014 года
Верно судья Т.Н. Лобань