Дело № 2-140/2015
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Ардатов 18 мая 2015 г.
Ардатовский районный суд Республики Мордовия в составе
судьи Раскина Н.И.,
при секретаре Артюхиной Л.Ю.,
с участием истца Козыревой И.Н.,
представителя ответчика – специалиста –эксперт (юрисконсульт) государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ардатовском муниципальном районе Республики Мордовия - Дючковой И.Ю., действующей на основании доверенности от 12.01.2015 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козыревой И.Н. к государственному учреждению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ардатовском муниципальном районе Республики Мордовия о признании незаконным решение об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и обязании назначить трудовую пенсию по старости,
установил:
Козырева И.Н. обратилась в суд с вышеназванным иском к ответчику, указав, что - - - г. она обратилась в ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ардатовском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Решением комиссии по назначению пенсий от 31.12.2014 г. № 151 при ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ардатовском муниципальном районе Республике Мордовия в назначении ей указанной пенсии было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа. При этом в специальный стаж ей не были включены периоды работы: с 01.01.2009 г. по 31.12.2011 г. – в должности заведующей отделением профилактики – фельдшера, с 01.01.2012 г. по 24.12.2014 г. – в должности заведующей отделением профилактики –медицинской сестры поликлиники, а также периоды с 20.03.2003 г. по 17.04.2003 г., с 16.01.2008 г. по 13.02.2008 г., 06.11.2012 г. по 04.12.2012 г., и 16.05.2013 г. - нахождение на курсах повышения квалификации. Отказ в назначении ей досрочной пенсии считает незаконным и необоснованным, поскольку в указанные периоды времени она работала по вышеуказанной профессии, дающей право на назначение досрочной пенсии. Просит суд отменить вышеназванное решение комиссии по назначению пенсий, обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию с момента обращения с заявлением к ответчику.
В судебном заседании истица Козырева И.Н. исковые требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям, дополнительно суду пояснила, что проработала на должностях дающих право на назначение льготной пенсии. Наименовании ее должности в спорные периоды как «заведующий отделением профилактики- фельдшер» и «заведующий отделением профилактики – медицинская сестра поликлиники» было связано с необходимостью возложения административно –организационных функций на кого-либо из работников. Однако ее основная работа заключалась именно в оказании медицинских услуг, то есть работе фельдшера и медицинской сестры. Указанные обстоятельства не могут служить основанием для ограничения ее пенсионных прав. Также суду пояснила, что официально переведена с должности фельдшера отделения профилактики поликлиники на должность заведующей отделением профилактики –фельдшера с 01.04.2009 г., при этом должностные обязанности и заработная плата не изменились. Поскольку в отказном решении ответчика спорный период работы указан как с 01.01.2009 г. по 31.12.2011 г., то есть период с 01.01.2009 г. по 01.04.2009 г. ответчиком не включен в льготный трудовой стаж, просит суд рассматривать спорный период именно как с 01.01.2009 г. по 31.12.2011 г..
Представитель ответчика Дючкова И.Ю. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в решении ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ардатовском муниципальном районе Республике Мордовия № 151 от 31.12.2014г., дополнительно суду пояснила, что периоды работы истца в должности заведующей отделением профилактики – фельдшера и заведующей отделением профилактики – медицинской сестры поликлиники не включены в специальный стаж, поскольку должность заведующего отделением профилактики не поименована Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность и деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Курсы повышения квалификации не могут быть включены в подсчет специального стажа, так как не являются периодами работы, выполняемой по специальности постоянно в течение полного рабочего дня, в связи с чем не могут быть исчислены в льготном исчислении, поскольку льготное исчисление применяется только к периодам работы. Также суду пояснила, что в отказном решении период работы истца в должности «заведующей отделением профилактики- фельдшер» указан как с 01.01.2009 г. по 31.12.2011 г., что не соответствует ее трудовой книжке и приказу о переводе работника от 01.04.2009 г. № 56а, согласно которым истица в указанной должности работала в период с 01.04.2009 г. по 31.12.2011 г.. Однако проверка пенсионных прав истицы показала, что заработная плата Козыревой И.Н. за период с января 2009 по 2011г. начислялась и выплачивалась как заведующей отделением поликлиники - фельдшеру, в связи с чем было принято решение об указании спорного периода как с 01.01.2009 г. по 31.12.2011 г..
Выслушав участвующих в деле лиц, допрошенного свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования Козыревой И.Н. подлежащими удовлетворению.
Свой вывод суд основывает следующим:
Из материалов дела усматривается, что - - - г. Козырева И.Н. обратилась в ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ардатовском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения (л.д. 51-52).
Решением комиссии по назначению пенсий при ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ардатовском муниципальном районе Республике Мордовия от 31.12.2014 г. № 151 в назначении указанной пенсии Козыревой И.Н. было отказано из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального льготного стажа (24 года 03 месяцев 5 дней при требуемом 30 лет) (л.д. 6-8).
При этом в специальный стаж засчитаны периоды работы с 04.04.1984 г. по 15.04.1986 г. – в должности медицинской сестры детской консультации, с 16.04.1986 по 31.12.2002 г. – в должности фельдшера кабинета диспансеризации, с 01.01.2003 г. по 31.12.2008 г. – в должности фельдшера отделения профилактики.
Не были включены периоды работы: с 01.01.2009 г. по 31.12.2011 г. – в должности заведующей отделением профилактики – фельдшера, с 01.01.2012 г. по 24.12.2014 г. – в должности заведующей отделением профилактики –медицинской сестры поликлиники, а также периоды с 20.03.2003 г. по 17.04.2003 г., с 16.01.2008 г. по 13.02.2008 г., 06.11.2012 г. по 04.12.2012 г., и 16.05.2013 г. - нахождение на курсах повышения квалификации (л.д.6-8).
Указанное решение комиссии по назначению пенсий суд считает незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, инвалидности, и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности, что следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав медицинских работников образовательных и других учреждений (государственных, муниципальных, негосударственных) независимо от того, в чьей собственности они находятся.
Правительство Российской Федерации не наделено полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения медицинских работников, устанавливать их пенсионные права, либо вводить дополнительные ограничения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет.
В силу действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и городах не менее 30 лет, независимо от их возраста. С 01.01.2015 г. основания назначения указанной пенсии предусмотрены п. 20 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсия», поскольку согласно ч. 1 и 3 ст. 36 данного Федерального закона со дня его вступления в законную силу (т.е. с 01.01.2015г.) Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров стразовых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей данному Федеральному закону.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 01.01.2015 г. – ч.2 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»), правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях", утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются медицинские сестры, фельдшеры больниц всех наименований, амбулаторий, поликлиник всех наименований.
В соответствии с пунктом 5 Правил, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке.
Согласно Устава Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Мордовия «Ардатовская районная больница» создано в соответствии с Распоряжением Наркомздрава АССР от 16.07.1938 г. № 29 и впервые зарегистрировано постановлением Главы администрации Ардатовского района от 21.11.1994 г. № 462 с наименованием Государственное учреждение здравоохранения «Ардатовская центральная районная больница», в последующем данное учреждение неоднократно переименовывалось, последнее наименование – Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Мордовия «Ардатовская районная больница» (далее по тексту Ардатовская районная больница).
Из п. 1.5 Устава следует, что Ардатовская районная больница является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в сфере здравоохранения.
Также из учредительных документов учреждения, исследованных судом следует, что целью деятельности данного учреждения является сохранение здоровья населения путем проведения лечебных, профилактических и оздоровительных мероприятий.
Для реализации указанной цели, учреждение осуществляет деятельность в различных направлениях, в том числе связанных с предоставлением медицинских услуг, оказания доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи (Глава 2 Устава).
Учреждение имеет в своем составе структурные подразделения, действующие на основании положений, в том числе поликлиническое отделение № 1 ( п.1.10 Устава), в котором до настоящего времени в должности заведующей отделением профилактики- медицинской сестры поликлиники работает истица (л.д. 35-49).
Согласно Положения об отделении (кабинете) профилактики амбулаторно- поликлинических учреждений (подразделений) кабинет профилактики организуется в поликлиниках и поликлинических отделениях центральной больницы, возглавляется заведующим. Кабинет профилактики включает в себя работу кабинета доврачебного контроля. Для работы в кабинете назначается наиболее опытная медицинская сестра (фельдшер). Основными задачами отделения профилактики одновременно с административно-организационными, являются:
- осуществлять сбор анамнестических данных для выявления факторов риска, заполнять карту регистрации;
- измерять кровяное давление в положение пациента;
- определять рост и вес пациента, расчет индекса массы тела;
- организация и проведение диспансерных осмотров;
- раннее выявление заболеваний и лиц, имеющих факторы риска;
- подготовка и передача врачам медицинской документации для дообследования, диспансерного наблюдения и проведения лечебно-оздоровительных мероприятий;
- направление на лабораторные и другие исследования пациентов, которые в день обращения не нуждаются во врачебном приеме;
- выдача данных лабораторных и других функционально-диагностических исследований, оформление справок;
- проводит осмотр населения и необходимые функциональные исследования в соответствии с «Положением» и др..
Вышеназванное положение утверждено главным врачом МУЗ «Ардатовская ЦРБ» 11.01.2012 г., с ним ознакомлены заместитель главного врача по поликлинической работе- Доронькина И.И., фельдшер кабинета профилактики Козырева И.Н. и медицинская сестра кабинета профилактики Ларина В.Д. (л.д. 33-34).
Деятельность заведующей отделением профилактики – фельдшера поликлинического отделения ГБУЗ РМ «Ардатовская РБ» регламентируется должностной инструкцией, утвержденной главным врачом ГБУЗ РМ «Ардатовская РБ» 11.01.2012 г. Как усматривается из названной инструкции к профессиональной деятельности заведующего отделением профилактики –фельдшера, допускаются лица, получившие медицинское образование и имеющие диплом по специальности « Лечебное дело», «Сестринское дело», «Акушерское дело», а также сертификат по специальности «Лечебное дело», «Сестринское дело». Заведующий назначается и освобождается от должности руководителем медицинского учреждения. В должностные обязанности заведующей отделением профилактики–фельдшера, помимо административных функций, входит:
1. При массовом медицинском осмотре помогать врачам (измерение глазного давления, направление на анализы).
2. Проводить медицинские манипуляции и другие виды медицинских исследований в пределах своей компетенции (тонометрия, термометрия, антропометрия, в/в,в/м, п/к, в/к инъекции) и по назначению врача.
3.Оказывать неотложную доврачебную помощь при острых заболеваниях, несчастных случаях и различных видах катастроф с последующим вызовом врача к пациенту или транспортировка в ближайшее ЛПУ.
4. Вводить противошоковые средства, лекарственные препараты больным по жизненным показаниям (при невозможности своевременного прибытия врача) (л.д.29-32).
Судом установлено, что Козырева И.Н. имеет специальное медицинское образование-фельдшер, что подтверждается дипломом об окончании Ардатовского медицинского училища серии ЕТ № 639334 от 01.03.1984 г. (л.д.12).
Из трудовой книжки и материалов дела усматривается, что с 04.04.1984 г. истица начала трудовую деятельность в Ардатовской районной больнице в должности медицинской сестры детской консультации, с 16.04.1986 года истица работала в должности фельдшера в кабинете диспансериации, переименованного в последующем в отделение профилактики. Приказом № 56 «а» от 01.04.2009 г. Козырева И.Н. переведена на должность заведующей отделения профилактики- фельдшера, приказом № 558–к от 29.12.2012 г. переведена на должность заведующей профилактики медицинской сестры поликлиники, в которой работает по настоящее время (л.д. 3-5).
Согласно трудового договора № 875 от 01.04.2009 г. работник МУЗ «Ардатовская центральная районная больница» Козырева И.Н. переведена на работу в этом же учреждении в поликлиническое отделение на должность заведующей отделением профилактики- фельдшера (л.д. 23-25).
В 2012 г. ГБУЗ РМ «Ардатовская ЦРБ» проводила аттестацию рабочего места по условиям труда № 227 (заведующий отделением-фельдшер) в отделении профилактики (л.д. 27-28).
Как пояснила истица и следует из показаний свидетеля Санталовой Н.А., Козырева И.Н. все время выполняла работу фельдшера и участковой медицинской сестры, но в связи с необходимостью выполнения административно-организационных функций, таких как составление отчетов о проделанной работе, организация и контроль ежегодной диспансеризации населения района и других, то Козыреву И.Н. перевели на должность заведующей отделением профилактики- фельдшера, при этом нагрузка на Козыреву И.Н. по сравнению с другими фельдшерами и участковыми медицинскими сестрами поликлиники в несколько раз выше. В период с 01.01.2009 г. по 31.12.2011 г. истица работала в должности заведующей отделением профилактики –фельдшера, с 01.01.2012 г. до 24.12.2014 г. - в должности заведующей отделением профилактики –медицинская сестра поликлиники. Различие в наименовании должности Козыревой И.Н. было связано не с изменением должностных обязанностей, а с проведенной аттестацией рабочих мест. У работодателя не было достаточных денежных средств для переаттестации Козыревой И.Н. в должности фельдшера, в связи с чем она прошла обучение на медицинскую сестру. Действительно, Козыреву И.Н. перевели на должность заведующего отделением профилактики –фельдшера с 01.04.2009 г., но фактически место работы она не поменяла и не изменились ее должностные обязанности, соответственно и заработная плата не изменилась.
Из вышеизложенного следует, что в спорные периоды времени и по настоящее время истица полный рабочий день была занята выполнением основной работы фельдшера, а административные обязанности заведующей отделением она выполняла помимо основной работы, во внерабочее время, то есть фактически работала больше чем на одну ставку. При этом, характер и условия выполняемой истицей работы в разных должностях были тождественны характеру и условиям работы должности фельдшера и медицинской сестры, предусмотренной Списком N 781. Имело место только формальное изменение наименования должности истицы, при этом место работы истицы, должностные обязанности и фактически выполняемая ею работа фельдшера и медицинской сестры не менялись, то есть фактически выполняла работу, связанную с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренную вышеуказанным Списком, в режиме полной занятости в течение рабочего дня. В период с 01.01.2009 г. по 31.12.2011 г. истица работала в должности заведующей отделением профилактики –фельдшера, с 01.01.2012 г. до 24.12.2014 г. - в должности заведующей отделением профилактики –медицинская сестра поликлиники. Различие в наименовании должности Козыревой И.Н. было связано не с изменением должностных обязанностей, а с проведенной аттестацией рабочих мест.
Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании сведениями о работе истицы, в том числе картой аттестации рабочего места - заведующий отделением- фельдшер по условиям труда и отчетными материалами по проведении аттестации рабочих мест в ГБУЗ ОМ «Ардатовская ЦРБ» за 2012 г. (л.д. 26-28), материалами проверки по достоверности и правомерности представленной страхователем информации (л.д. 53-61).
Штатным расписанием за 2009- 2014 годы в ГБУЗ РМ «Ардатовская районная больница» предусмотрена должность заведующего отделением профилактики –фельдшера, которую с 01.01.2009 г. до настоящего времени замещает Козырева И.Н. (л.д.68-73,75-87).
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (ч. 1 ст. 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), к кому предъявлять иск (п. 3 ч. 2 ст. 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и в каком объеме требовать от суда защиты (ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Соответственно, суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен истцом, в пределах заявленных исковых требований, в отношении того ответчика, который указан истцом, за исключением случаев, прямо определенных в законе.
В отказном решении пенсионного органа спорный период указан как с 01.01.2009 г. по 31.12.2011 г., вместо с 01.04.2009 г. по 31.12.2011 г., поскольку заработная плата истицы в указанный период не изменялась, соответственно и размер страховых взносов в пенсионный фонд остался неизменным. В связи с чем суд приходит к выводу об обоснованности и правомерности пенсионного органа в изложении спорного периода работы Козыревой И.Н. как с 01.01.2009 г. по 31.12.2011 г.. Также, в связи с тем, что истицей заявлены требования о включении в льготный стаж периода работы с 01.01.2009 г. по 31.12.2011 г., поскольку ответчик не включил в льготный стаж именно этот период ее работы, суд в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает названный спорный период как с 01.01.2009 г. по 31.12.2011 г.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 30 от 11 декабря 2012 года "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Кроме того, как следует из п. 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 г. N 11-П, в сфере пенсионного обеспечения запрещено вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
Проанализировав документы, согласного которым истец на момент поступления на работу в районную больницу имела среднее медицинское образование по специальности фельдшера и квалификацию фельдшера, а также штатные расписания Ардатовской районной больницы за все спорные периоды работы истца, из которых следует, что в поликлиническом отделении больницы имелась должность заведующей отделением профилактики –фельдшера поликлиники, в последующем заведующего отделением профилактики – медицинской сестры поликлиники, которые замещала истица, учредительные документы районной больницы, в соответствии с которыми целями деятельности данного учреждения является сохранение здоровья населения путем проведения лечебных, профилактических и оздоровительных мероприятий, а также положения о кабинете профилактики и должностной инструкции заведующей отделением профилактики – фельдшера, в последующем - медицинской сестры поликлиники Козыревой И.Н., из которых следует, что основным видом деятельности является предоставление медицинских услуг, направленных на профилактику и выявление заболеваний, проведение доврачебного осмотра, оказание неотложной доврачебной помощи, а также оказание иных медицинских услуг, в том числе тонометрия, термометрия, антропометрия, в/в,в/м, п/к, в/к инъекции, введение противошоковых препаратов, суд приходит к выводу о том, что, занимая указанную должность Козырева И.Н.. непосредственно осуществляла лечебную деятельность и имеет право на льготное пенсионное обеспечение.
Также за время работы в Ардатовской районной больнице Козырева И.Н. находилась на курсах повышения квалификации в периоды: с 20.03.2003 г. по 17.04.2003 г., с 16.01.2008 г. по 13.02.2008 г., 06.11.2012 г. по 04.12.2012 г., и 16.05.2013 г., что подтверждается соответствующими свидетельствами (л. д.13-15).
В соответствии со ст.187 Трудового Кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Кроме того, установлено, что для медицинских работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации.
Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которые работодатель должен производить отчисление страховых вносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, периоды нахождения Козыревой И.Н. на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы неоправданное ограничение конституционного права Козыревой И.Н. на социальное обеспечение.
С учетом изложенного суд считает, что доводы ответчика не опровергают вышеуказанных обстоятельств, установленных судом.
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Без спорных периодов пенсионный фонд признал наличие у истицы на дату обращения 24.12.2014 г. 30 лет 08 месяцев 16 дней страхового стажа, в том числе медицинского стажа продолжительностью 24 года 03 месяца 5 дней (согласно решению пенсионного органа от 31.12.2014 г. № 151 ) ( л.д. 6-8).
При таких обстоятельствах, удовлетворив требования истца, суд полагает, что в стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости должны быть включены периоды:
-с 01.01.2009 г. по 31.12.2011 г. (3 г. )- работа в должности заведующей отделением профилактики -фельдшер,
- с 01.01.2012 г. по 24.12.2014 г. (2 г. 11 мес. 24 дн.) – работа в должности заведующей отделением профилактики- медицинская сестра поликлиники,
- с 20.03.2003 г. по 17.04.2003 г. (29 дн.), с 16.01.2008 г. по 13.02.2008 г. (29 дн.), с 06.11.2012 г. по 04.12.2012 г. (29 дн.), и с 16.05.2013 г. ( 1д.) – нахождение на курсах повышения квалификации.
Таким образом, льготный спорный стаж истца составил – 6 л. 2 мес. 22 дн.= (3 г.)+(2 г. 11 мес. 24 дн.) +(29 дн.) + (29 дн.) + (29 дн.)+ ( 1д.).
Следовательно, с учетом спорных периодов (6 л. 2 мес. 22 дн. ) на день обращения Козыревой И.Н. – 24.12.2014 г. за назначением досрочной трудовой пенсии у нее имелось 30 лет 5 месяцев 27 дней специального льготного стажа = 24 г. 3 мес. 5 дн.( по решению пенсионного органа) + 6 л. 2 мес. 22 дн. (по решению суда).
При таких обстоятельствах суд считает необходимым, удовлетворив требования истицы, признать незаконным вышеуказанное решение комиссии по назначению пенсий при государственном учреждении Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ардатовском муниципальном районе Республики Мордовия, обязать ответчика включить в специальный стаж периоды: с 01.01.2009 г. по 31.12.2011 г. – в должности заведующей отделением профилактики – фельдшера, с 01.01.2012 г. по 24.12.2014 г. – в должности заведующей отделением профилактики –медицинской сестры поликлиники, а также периоды с 20.03.2003 г. по 17.04.2003 г., с 16.01.2008 г. по 13.02.2008 г., 06.11.2012 г. по 04.12.2012 г., и 16.05.2013 г. - нахождение на курсах повышения квалификации, дающие в соответствии со ст. 27 п. 1 пп. 20 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право истице на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
При этом, в соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" ( ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях») Козыревой И.Н. следует назначить досрочную трудовую пенсию с - - - г.- со дня обращения в пенсионный орган.
Судом истцу, так и стороне ответчика разъяснялись требования ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, дополнительных доказательств ни той, ни другой стороной в суд представлено не было.
В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Из материалов дела усматривается, что истцом при подаче иска была уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, что подтверждается квитанцией (л.д. 2).
Поскольку ответчику в силу статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации не предоставлены льготы по уплате государственной пошлине при рассмотрении дела данной категории, поэтому, понесенные истцом по делу судебные расходы в размере 300 руб. подлежат возмещению ответчиком по правилам, предусмотренным статьями 98 и 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Козыревой И.Н. к государственному учреждению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ардатовском муниципальном районе Республики Мордовия о признании незаконным решение об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и обязании назначить трудовую пенсию по старости удовлетворить.
Признать незаконным решение государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ардатовском муниципальном районе Республики Мордовия № 151 от 31.12.2014 г. об отказе в назначении Козыревой И.Н. досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Обязать государственное учреждение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ардатовском муниципальном районе Республики Мордовия включить Козыревой И.Н. в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения периоды: с 01.01.2009 г. по 31.12.2011 г. – в должности заведующей отделением профилактики – фельдшера, с 01.01.2012 г. по 24.12.2014 г. – в должности заведующей отделением профилактики –медицинской сестры поликлиники, а также периоды с 20.03.2003 г. по 17.04.2003 г., с 16.01.2008 г. по 13.02.2008 г., 06.11.2012 г. по 04.12.2012 г., и 16.05.2013 г. - нахождение на курсах повышения квалификации.
Обязать государственное учреждение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ардатовском муниципальном районе Республики Мордовия назначить Козыревой Ирине Николаевне досрочную трудовую пенсию по старости с 24.12.2014 г..
Взыскать с государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ардатовском муниципальном районе Республики Мордовия в пользу Козыревой И.Н. возврат государственной пошлины в размере 300 (триста ) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия через Ардатовский районный суд Республики Мордовия.
Судья Ардатовского районного суда
Республики Мордовия Н.И. Раскин