Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-399/2013 ~ М-392/2013 от 13.08.2013

Дело №2-399/2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Атяшево 10 сентября 2013 года

Судья Атяшевского районного суда Республики Мордовия Инчин Н.М.,

с участием сторон: истца – заместителя прокурора Атяшевского района РМ Ионкина О.Е.,

представителя ответчика – ООО «Сабанчеевское» по доверенности Скворцовой Н.М.,

представителя третьего лица на стороне истца - директора ГКУ Республики Мордовия «Центр занятости населения Атяшевского района» Тикшайкина В.В.

при секретаре Пучкиной М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Атяшевского района РМ в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Сабанчеевское» о понуждении устранить нарушения Закона Российской Федерации «О занятости населения Российской Федерации» и представить в Государственное казенное учреждение Республики Мордовия «Центр занятости населения Атяшевского района» информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов; информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов,

у с т а н о в и л:

И.о. прокурора Атяшевского муниципального района Республики Мордовия обратился в суд с исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц к ООО «Сабанчеевское» о понуждении устранить нарушения Закона Российской Федерации «О занятости населения Российской Федерации» и представить в Государственное казенное учреждение Республики Мордовия «Центр занятости населения Атяшевского района» информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов; информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

В обоснование своих требований указал, что прокуратурой Атяшевского района РМ в ООО «Сабанчеевское» проведена проверка исполнения требования Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года № 1032-1, в том числе исполнение организацией обязанностей по выполнению квоты для приема на работу инвалидов.

Согласно Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью (статья 2); в Российской Федерации как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются гарантии социальной защиты, гарантии социальной защиты, гарантируется социальное обеспечение в случаях, предусмотренных законом (статьи 7 и 39); в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (статья 55, часть 2); защита прав и свобод человека и социальная защита, а также трудовое законодательство являются предметами совместного ведения Российской Федерации (статья 72 пункты «б», «ж» и «к» части 1).

По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией РФ как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих уровней призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан, и прежде всего граждан с ограниченными возможностями (инвалидов).

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы определяются Законом РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения Российской Федерации».

Согласно п.2 ст. 5 Закона РФ «О занятости населения Российской Федерации», государственная политика в области содействия занятости населения направлена, в том числе на осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды и т.д.).

В силу подпунктов 1,3 и 6 пункта 1 статьи 7.1.-1 названного Закона РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относятся: принятие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения; разработка и реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы; осуществление надзора и контроля за: приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов; регистрацией инвалидов в качестве безработных.

Статьей 13 Закона РФ «О занятости населения Российской Федерации» установлены дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения, в числе которых квота для приема на работу инвалидов устанавливаемая в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 21 Закона РФ «О занятости населения Российской Федерации» организациям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

В реализации названного полномочия Государственным собранием РМ принят Закон РМ от 07.02.2005 года № 9-З (ред. от 14.07.2008 года) «О квотировании рабочих мест для отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите». Статьей 10 указанного Закона предусмотрена обязанность организации в области квотировании рабочих мест. Согласно статье 2 указанного Закона, квотирование рабочих мест осуществляется для инвалидов, лиц до 18 лет и лиц, страдающих психическими расстройствами. Пунктом 5 ст. указанного Закона установлено, что выполнением квоты считается трудоустройство работодателем граждан из категорий, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, подтвержденное заключением трудового договора, период работы по которому в текущем месяце составил не менее пятнадцати календарных дней.

Закон РМ от 07.02.2005 года № 9-З (ред. от 14.07.2008 года) «О квотировании рабочих мест для отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите» принятый Государственным собранием РМ в пределах полномочий, законодательству, имеющему большую юридическую силу, не противоречит, права заявителя, гарантированные федеральным законодательством, не нарушает.

Согласно ст. 20 ФЗ от 24.11.1994 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов.

Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Пунктом 1 статьи 25 Закона РФ «О занятости населения Российской Федерации» установлено, что работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе, в том числе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов; трудоустройства определяемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан. Согласно п. 3 указанной статьи работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов; информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Постановлением Администрации Атяшевского муниципального района РМ от 28.12.2012 года № 1124 «О квотировании рабочих мест на 2013 год» установлен размер квоты рабочих мест для трудоустройства категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в размере 0,28 % среднесписочной численности работников организаций, а также определено, что работодатели, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, ежеквартально, в срок до 5 числа следующего за отчетным месяцем, обязаны представлять сведения о выполнении квоты, а также информацию об освободившихся рабочих местах, трудоустройство на которые осуществляется в рамках установленных квот, в Администрацию Атяшевского муниципального района по форме, установленной Приложением 2 к настоящему Постановлению.

Из вышеизложенного следует, что законодатель в целях повышения конкурентноспособности на рынке труда инвалидов предусмотрел для них ряд гарантий трудовой занятости, в числе которых установление квоты для приема на работу. При этом работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе, в том числе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов и ее выполнения.

Постановлением Администрации Атяшевского муниципального района РМ от 28.12.2012 года № 1124 «О квотировании рабочих мест на 2013 год» для ООО «Сабанчеевское» со среднесписочной численностью работников организации 150 человек, установлена квота для приема инвалидов в количестве 3 рабочих мест. Однако, ООО «Сабанчеевское» не исполнена обязанность по созданию рабочих мест для инвалидов в соответствии с установленной для данного Общества квотой рабочих мест. Информация, необходимая для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов; информация о наличии вакантных рабочих мест (должностей), созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов, ООО «Сабанчеевское» в Государственное казенное учреждение Республики Мордовия «Центр занятости населения Атяшевского района» не представлялась. Данный факт подтверждается информацией ГКУ Республики Мордовия «Центр занятости населения Атяшевского района», а также информацией ООО «Сабанчеевское».

Допущенные ответчиком нарушения требований вышеуказанного законодательства РФ, не позволяют гражданам, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды и т.д.), в полном объеме воспользоваться своим правом, гарантированным им государством на защиту от безработицы.

Поэтому бездействие ООО «Сабанчеевское» по не исполнению обязанности по созданию рабочих мест для инвалидов в соответствии с установленной для данного Общества квотой рабочих мест и не представлении информации, необходимой для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов, подлежит признанию незаконным в судебном порядке, с возложением на ответчика соответствующей обязанности.

Просит признать бездействие Общества с ограниченной ответственностью «Сабанчеевское», выразившееся в неисполнении обязанности по созданию рабочих мест для инвалидов в соответствии с установленной для данного Общества квотой рабочих мест, а также непредставлении в Государственное казенное учреждение Республики Мордовия «Центр занятости населения Атяшевского района» информации, необходимой для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов; информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов незаконным. Понудить Общество с ограниченной ответственностью «Сабанчеевское» устранить нарушения Закона Российской Федерации «О занятости населения Российской Федерации», а именно создать рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной для данного Общества квотой рабочих мест, а также представить в Государственное казенное учреждение Республики Мордовия «Центр занятости населения Атяшевского района» информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов; информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

В судебном заседании заместитель прокурора Атяшевского района Ионкин О.Е. требования, изложенные в исковом заявлении, поддержал и просил их удовлетворить.

Представитель третьего лица на стороне истца директор ГКУ Республики Мордовия «Центр занятости населения Атяшевского района» Тикшайкин В.В. в судебном заседании исковые требования прокурора Атяшевского района поддержал и просил их удовлетворить.

Представитель ООО «Сабанчеевское» Скворцова Н.М. в судебном заседании исковые требования прокурора признала.

Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что иск прокурора Атяшевского района РМ подлежит удовлетворению.

Согласно ст. 1.5 Устава ООО «Сабанчеевское», утвержденного внеочередным Общим собранием участников ООО «Сабанчеевское» 25.12.2009 года, общество является юридическим лицом.

Согласно п. 2 ст. 5 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения Российской Федерации» государственная политика в области содействия занятости населения направлена, в том числе на осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды и т.д.).

Согласно подпунктам 1,3,6 статьи 7.1.-1 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относятся: принятие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения; разработка и реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы; осуществление надзора и контроля за: приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов; регистрацией инвалидов в качестве безработных.

Согласно ст. 13 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения Российской Федерации» государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Согласно ст. 21 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.

Согласно ст. 2 Закона РМ от 7 февраля 2005 г. № 9-З «О квотировании рабочих мест для отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите» квотирование рабочих мест осуществляется для следующих категорий граждан: инвалиды; лица до 18 лет; лица, страдающие психическими расстройствами.

Согласно п. 5 ст. 10 Закона РМ от 7 февраля 2005 г. № 9-З «О квотировании рабочих мест для отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите» выполнением квоты считается трудоустройство работодателем граждан из категорий, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, подтвержденное заключением трудового договора, период работы по которому в текущем месяце составил не менее пятнадцати календарных дней.

Согласно ч. 3 ст. 25 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года № 1032-1 работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Пунктом 1 Постановления Администрации Атяшевского муниципального района РМ от 28.12.2012 года № 1124 «О квотировании рабочих мест на 2013 год» установлен размер квоты рабочих мест для трудоустройства категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите, указанных в п. 2 ст. 2 Закона РМ от 7 февраля 2005 г. № 9-З «О квотировании рабочих мест для отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите», в размере 0,28 % среднесписочной численности работников организации.

Указанным Постановлением для ООО «Сабанчеевское», среднесписочная численность работников которого составила 150 человек, установлена квота для приема инвалидов в количестве 3 рабочих мест.

По сообщению Государственного казенного учреждения Республики Мордовия «Центр занятости населения Атяшевского района» от 12 августа 2013 года ООО «Сабанчеевское» рабочие места в счет квоты не создавались. Сведения о потребности в трудоустройстве инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите в ГКУ РМ «ЦЗН Атяшевского района» не представлялись.

При таких обстоятельствах суд считает, что требования прокурора Атяшевского района в интересах неопределенного круга лиц к обществу ограниченной ответственностью «Сабанчеевское» о понуждении устранить нарушения Закона Российской Федерации «О занятости населения Российской Федерации» нашли свое подтверждение в судебном заседании.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 ст.333.36 НК РФ прокурор, при обращении в суд общей юрисдикции с заявлением в защиту неопределенного круга лиц, от уплаты государственной пошлины освобожден.

Согласно п.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Согласно п.3 ч.1 ст. 333.19 НК РФ при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера размер госпошлины для организаций составляет 4000 рублей.

На основании изложенного суд приходит к выводу о необходимости взыскания с ответчика госпошлины в доход государства в размере 4000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования и.о. прокурора Атяшевского района Республики Мордовия удовлетворить.

Признать бездействие Общества с ограниченной ответственностью «Сабанчеевское», выразившееся в неисполнении обязанности по созданию рабочих мест для инвалидов в соответствии с установленной квотой рабочих мест, а также непредставлении в Государственное казенное учреждение Республики Мордовия «Центр занятости населения Атяшевского района» информации, необходимой для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов; информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов, незаконным.

Понудить Общество с ограниченной ответственностью «Сабанчеевское», устранить нарушения закона о занятости населения, а именно создать рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой рабочих мест; представить в Государственное казенное учреждение Республики Мордовия «Центр занятости населения Атяшевского района» информацию необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов; информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Сабанчеевское» государственную пошлину в доход государства в размере 4000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца в Верховный Суд Республики Мордовия через Атяшевский районный суд РМ.

Судья Н.М. Инчин

1версия для печати

2-399/2013 ~ М-392/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Атяшевского райфона РМ
Ответчики
ООО "Сабанчеевское"
Другие
ГКУ РМ "Центр Занятости населения РФ"
Суд
Атяшевский районный суд Республики Мордовия
Судья
Инчин Николай Михайлович
Дело на странице суда
atyashevsky--mor.sudrf.ru
13.08.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.08.2013Передача материалов судье
15.08.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.08.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.08.2013Подготовка дела (собеседование)
28.08.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.09.2013Судебное заседание
10.09.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.09.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее