66RS0015-01-2020-000302-13 Решение составлено:22.06.2020г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июня 2020 года г. Асбест
Асбестовский городской суд Свердловской области в составе судьи Архипова И.В., при секретаре Гайсиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-422/2020 по иску Ивановой И. А. к АО «Энергосбыт Плюс», в лице Свердловского филиала АО «Энергосбыт Плюс» «О применении тарифов на электроэнергию, установленных для домов, оборудованных электроплитами».
УСТАНОВИЛ:
Истец Иванова И.А. обратилась с иском к ответчику АО «Энергосбыт Плюс», в лице Свердловского филиала АО «Энергосбыт Плюс» «О применении тарифов на электроэнергию, установленных для домов, оборудованных электроплитами», указав, что истец проживает в многоквартирном доме, расположенном по адресу: *Адрес*. В данном многоквартирном доме нет горячего водоснабжения, в связи с отсутствием соответствующего подвода, а также газоснабжения.
Для приготовления пиши и подогрева воды жильцами дома используются электрические варочные плиты. При этом, тариф на электроэнергию установлен как для домов с газовым снабжением, что подтверждается ООО «УК «Асбест» в сообщении от *Дата* *Номер*.
Также в нем указано, что в соответствии с Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 25.12.2018 №315-ПК «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по свердловской области на 2019 год» для населения установлены тарифы на электрическую энергию с *Дата* по *Дата*.
На основании вышеуказанного постановления установлены следующие тарифы:
-п. 1 для населения и приравненных к ним, за исключением населения и потребителей, указанных в п. 2 и п. 3, с 01.01.2019 применяется одноставочный тариф 3,96 руб./кВтч; с 01.07.2019 – 4,08 руб./кВтч;
- п. 2 для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, одноставочный тариф с 01.01.2019 – 2,77 руб./кВтч, с 01.07.2019 – 2,86 руб./кВтч;
-п. 3 для населения, проживающего в сельских населенных пунктах и приравненных к ним, одноставочный тариф с 01.01.2019 – 2,77 руб./кВтч, с 01.07.2019 – 2,86 руб./кВтч.
Согласно вышеуказанному постановлению для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками приравненные к ним применяется понижающий коэффициент 0,7.
Ранее истец обращалась в органы государственной власти и органы местного самоуправления, также направлялась жалоба в прокуратуру РФ, но положительного ответа так и не получила.
При этом, в сообщении Администрации Асбестовского городского округа от *Дата* указано, что в жилом доме *Адрес* газоснабжение отсутствует, и начисление платы применяется по тарифу для домов, оснащенными стационарными электроплитами, электроотопительными и (или) электронагревательными установками. Несмотря на это, с сообщении Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от *Дата* указано, что органом не выявлены основания для применения тарифа, утвержденного для домов, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, поскольку установка бытовых электроплит в жилом доме осуществлена без получения разрешения, то есть не в установленном порядке. Следовательно, в действиях ООО «УК «Асбест» нарушений жилищного законодательства не усматривается.
На основании вышеизложенного, Администрацией Асбестовского городского округа подтверждено, что жилой дом по адресу: *Адрес*, согласно техническому паспорту не оснащен газоснабжением. Истец считает, что имеет право на предоставление социальной нормы потребления электрической энергии с учетом наличия электронагревательной установки, поскольку данный дом спроектирован для использования электроплит. При отсутствии газоснабжения их эксплуатация является единственным выходом и обеспечивает достойное проживание в доме.
Таким образом, поскольку жилой дом, расположенный по адресу: *Адрес*, не имеет центрального газоснабжения, а также горячего водоснабжения, его жильцы для приготовления пищи и подогрева воды вынуждены использовать электроплиты или электронагревательные приборы.
Следовательно, имеются основания для применения тарифов на электроэнергию, установленных для домов с установленными электроплитами, а также с применением пониженного коэффициента 0,7.
На основании изложенного, истец просит суд:
1. Обязать АО «Энергосбыт Плюс» в лице Свердловского филиала АО «Энергосбыт Плюс» осуществлять в отношении Ивановой И. А., жильца дома по адресу: *Адрес*, лицевой счет *Номер*, расчет платы за электроэнергию на цели поддержания имущества исходя из тарифа, утвержденного пунктом 2 Постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 25.12.2018 №315-ПК, то есть для домов, оборудованных стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками.
2. Обязать АО «Энергосбыт Плюс» в лице Свердловского филиала АО «Энергосбыт Плюс» применить в отношении Ивановой И. А., жильца дома по адресу: *Адрес*, лицевой счет *Номер*, тарифы на электроэнергию, которые используются для домов с установленными электроплитами с понижающим коэффициентом 0,7.
3. Обязать АО «Энергосбыт Плюс» в лице Свердловского филиала АО «Энергосбыт Плюс» произвести перерасчет за оказанную услугу по лицевому счету *Номер*, по адресу: *Адрес*, за весь период начисления по повышенным тарифам без применения понижающего коэффициента 0,7. (л.д. 63-67, 76-80).
*Дата* в ходе предварительного судебного заседания по настоящему гражданскому делу в качестве третьего лица привлечена Администрация Асбестовского городского округа (л.д. 123-124).
Истец – Иванова И.А. в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных исковых требованиях по доводам и обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель истца Ивановой И.А. – Астахова С.Ф., действующая на основании устного ходатайства, в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика АО «Энергосбыт Плюс» в лице Свердловского филиала АО «Энергосбыт Плюс» - Изгагин А.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление (л.д. 101-104).
Представители третьего лица – ООО «УК «Асбест» в судебное заседание не явились, извещены о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, представили суду отзыв на исковое заявление, ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя (л.д. 93, 136).
Представители третьего лица – Администрации Асбестовского городского округа в судебное заседание не явились, извещены о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, представили суду письменное мнение по иску, просят рассмотреть дело в отсутствие их представителя (л.д. 129-130).
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Во исполнение пункта 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178), которым утверждены Основы ценообразования (далее - Основы ценообразования).
В соответствии с пунктом 67 Основ ценообразования регулируемые цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) для поставки населению и приравненным к нему категориям потребителей устанавливаются исходя из объемов электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, учтенных в прогнозном балансе, и индикативных цен на электрическую энергию (мощность) для поставки населению, утвержденных Федеральной антимонопольной службой.
Пунктом 71 Основ ценообразования предусмотрено, что при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.
Также понижающий коэффициент от 0,7 до 1 применяется по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов к ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность) при их утверждении на соответствующий период регулирования для каждой из приравненных к населению категорий потребителей по перечню согласно приложению N 1 к настоящему документу (за исключением потребителей, указанных в пункте 71(1) настоящего документа).
Как установлено в судебном заседании, Иванова И. А. является собственником квартиры, расположенной по адресу: *Адрес*, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 18).
Между АО «Энергосбыт Плюс» и Ивановой И.А. имеются договорные отношения, открыт лицевой счет *Номер*. на основании данных договорных отношений ответчик осуществляет продажу электрической энергии (мощности), а истец должен оплачивать потребленную электрическую энергию по тарифам, утвержденным Постановлением РЭК Свердловской области.
Как указала истец в исковом заявлении и пояснила в судебном заседании, в данном многоквартирном доме нет горячего водоснабжения, в связи с отсутствием соответствующего подвода, а также газоснабжения. Для приготовления пиши и подогрева воды жильцами дома, в том числе и истцом, используются электрические варочные плиты. При этом, тариф на электроэнергию установлен как для домов с газовым снабжением, что подтверждается ООО «УК «Асбест» в сообщении от *Дата* *Номер*. Поскольку жилой дом, расположенный по адресу: *Адрес*, не имеет центрального газоснабжения, а также горячего водоснабжения, его жильцы для приготовления пищи и подогрева воды вынуждены использовать электроплиты или электронагревательные приборы. Следовательно, по мнению истца, имеются основания для применения тарифов на электроэнергию, установленных для домов с установленными электроплитами, а также с применением пониженного коэффициента 0,7.
Постановлением РЭК Свердловской области от 25.12.2018 N 315-ПК (ред. от 27.12.2018) "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на 2019 год" (вместе с "Тарифами на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года") установлены тарифы по группам потребителей с разбивкой по ставкам и дефференциацией с разбивкой по зонам суток, в том числе для населения, проживающего в городских населенных пунктах, оборудованных в установленном стационарном порядке стационарными электроплитами (п. 2 Тарифов). При этом, Постановление РЭК Свердловской области от 25.12.2018 N 315-ПК утратило силу с 1 января 2020 года в связи с изданием Постановления РЭК Свердловской области от 27.12.2019 N 273-ПК. Исковые требования истца в данной части не уточнены.
Постановление РЭК Свердловской области от 27.12.2019 N 273-ПК "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на 2020 год" вместе с "Тарифами на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года") установлены тарифы по группам потребителей с разбивкой по ставкам и дефференциацией с разбивкой по зонам суток, в том числе для населения, проживающего в городских населенных пунктах, оборудованных в установленном стационарном порядке стационарными электроплитами (п. 2 Тарифов).
Из материалов дела следует, что Иванова И.А. проживает в многоквартирном доме, технический паспорт указанного домовладения подтверждает, что газоснабжение в доме отсутствует, сведений об оборудовании данного жилого дома стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, в установленном законом порядке, в данном документе не содержится (л.д. 31-54), данное обстоятельство подтверждается так же ООО «УК «Асбест» - управляющей жилым домом компанией, и не оспаривалось истцом в судебном заседании (л.д. 13, 93).
Согласно ч. 4 ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч. 1 ст. 25 ЖК РФ, переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
В силу ч. 1 ст. 26 ЖК РФ, переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Из положений ст. 28 ЖК РФ следует, что завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме подтверждается актом приемочной комиссии. Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган регистрации прав.
Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правила недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правила недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
Указанным Правилами установлено, что лицо, имеющее намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию энергопринимающих устройств и увеличение объема максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя, должно обратиться с заявкой в сетевую организацию на технологическое присоединение энергопринимающих устройств. Сетевая организация должна осуществлять процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств.
По окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акт разграничения эксплуатационной ответственности (п. 19 Правил).
В условиях, когда отсутствуют сведения о внесении изменений в техническую документацию, установка электрической плиты, влекущая увеличение максимальной мощности энергопринимающих устройств, предусмотренной на жилой дом, не согласована с сетевой организацией, нет оснований полагать, что жилой дом истца оборудованы в установленном порядке стационарным электрическими плитами для пище приготовления.
Соответственно, основания для применения понижающего коэффициента к тарифам на электрическую энергию для населения Свердловской области, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, в таких случаях не имеется.
Из материалов дела следует, что в технический паспорт многоквартирного дома по адресу: *Адрес*, не внесены вышеуказанные изменения, в связи с чем оснований для изменения тарифа «Население» на тариф «Население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками», у суда не имеется.
На основании изложенного, исходя из совокупности установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств, анализа норм права, регулирующих спорные правоотношения, суд считает, что в удовлетворении исковых требований Ивановой И. А. к АО «Энергосбыт Плюс», в лице Свердловского филиала АО «Энергосбыт Плюс» о возложении на АО «Энергосбыт Плюс», в лице Свердловского филиала АО «Энергосбыт Плюс» обязанности осуществить расчет платы за электроэнергию на цели поддержания имущества, исходя из тарифа, утвержденного пунктом 2 Постановлена Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 25 декабря 2018 г. № 315-ПК, то есть для домов, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установкам, применить в отношении Ивановой И. А., жильца дома по адресу *Адрес*, тарифа на электроэнергию, которые используются для домов с установленными электроплитами с понижающим коэффициентом 0.7, производства перерасчета за оказанную услугу за весь период начисления по повышенным тарифам, без применения понижающего коэффициента 0.7, надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 198, ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении исковых требований Ивановой И. А. к АО «Энергосбыт Плюс», в лице Свердловского филиала АО «Энергосбыт Плюс» о возложении на АО «Энергосбыт Плюс», в лице Свердловского филиала АО «Энергосбыт Плюс» обязанности осуществить расчет платы за электроэнергию на цели поддержания имущества, исходя из тарифа, утвержденного пунктом 2 Постановлена Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 25 декабря 2018 г. № 315-ПК, то есть для домов, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установкам, применить в отношении Ивановой И. А., жильца дома по адресу *Адрес*, тарифа на электроэнергию, которые используются для домов с установленными электроплитами с понижающим коэффициентом 0.7, производства перерасчета за оказанную услугу за весь период начисления по повышенным тарифам, без применения понижающего коэффициента 0.7, отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Асбестовский городской суд в течение 1 месяца.
Судья ___________________________ И.В. Архипов