Дело № 2-1406/2015.
Решение изготовлено 16.11.2015.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 ноября 2015 г. г. Асбест
Асбестовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Вознюка А.Ю. при секретаре судебного заседания Семенищевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нурмухаметовой И. Г. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Асбесте Свердловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости на льготных основаниях,
Установил:
Истец Нурмухаметова И.Г. обратилась в Асбестовский городской суд с исковым заявлением к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в *Адрес* о признании права на досрочное назначение пенсии по старости на льготных основаниях, указав, что решением ответчика от *Дата* ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В специальный стаж в связи с лечебной деятельностью не зачтены периоды направления истца на курсы повышения квалификации, а также период работы <данные изъяты> МУЗ «Городская больница р.п. Малышева». С указанным решением Управления Пенсионного фонда в г. Асбесте истец не согласна, просит суд включить спорные периоды ее работы в специальный стаж, обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с *Дата*, взыскать с ответчика расходы по составлению искового заявления и оплате государственной пошлины.
В судебном заседании истец Нурмухаметова И.Г., настаивая на удовлетворении своих исковых требований, добавила, что в период работы <данные изъяты> в отделении скорой медицинской помощи МУЗ «Городская больница р.п. Малышева» она оказывала медицинскую помощь лицам, обратившимся в МУЗ «Городская больница р.п. Малышева», в случае отсутствия на месте бригад скорой медицинской помощи, поэтому указанный период подлежит включению в стаж осуществления лечебной деятельности.
Представитель ответчика Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда в г. Асбесте Свердловской области Сычугова Н.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований Нурмухаметовой И.Г., добавив, что <данные изъяты> истец работала после ее регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, работодателем в указанный период не указывался код льготной профессии истца, дающий ей право на досрочное назначение пенсии по старости.
Представитель третьего лица Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области «Малышевская городская больница» в судебное заседание не явился, представил суду письменное мнение по иску Нурмухаметовой И.Г., в котором не высказало возражений против удовлетворения исковых требований.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив и исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Нурмухаметовой И.Г. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона (мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет), при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Нурмухаметова И.Г. имеет медицинское образование по специальности «<данные изъяты>» с присвоением квалификации <данные изъяты> (л.д. 23).
*Дата* истец обратилась с заявлением в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Асбесте о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением Управления Пенсионного фонда РФ в г. Асбесте от *Дата* *Номер* истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия у нее необходимого стажа лечебной деятельности 30 лет (л.д. 8-10).
При принятии указанного решения в стаж осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения Нурмухаметовой И.Г. ответчиком включен стаж работы продолжительностью 22 года 08 месяцев, в льготном исчислении - 27 лет 10 месяцев 17 дней.
Ответчиком не включены в специальный стаж Нурмухаметовой И.Г. спорные периоды ее работы: *Дата*-*Дата* (1 месяц 26 дней) – курсы повышения квалификации, а также с *Дата*-*Дата* (в льготном исчислении 1 год 11 месяцев 23 дня) – <данные изъяты> МУЗ «Городская больница р.п. Малышева».
Суд полагает, что период нахождения истца на курсах повышения квалификации со *Дата* по *Дата* (00.01.26) ответчиком необоснованно не включен в медицинский стаж работы Нурмухаметовой И.Г.
Нахождение истца на курсах повышения квалификации в указанный период подтверждается свидетельством о прохождении повышения квалификации, сертификатом о сдаче квалификационного экзамена (л.д. 24, 25).
Верховный Суд Российской Федерации в своем определении от 12 мая 2006г. по делу № 46-В06-8, не согласившись с выводами суда первой и надзорной инстанции о не включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, указал, что такой вывод основан на неправильном толковании норм материального права. Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц. До 01.01.2002г. действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, которое предусматривало включение времени обучения на курсах повышения квалификации по специальности в стаж работы по специальности.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата.
В соответствие с ч. 4 ст. 196 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Статьей 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1, пунктом 8 ч. 1 ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрена обязанность профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских работников.
Поэтому период нахождения истца на курсах повышения квалификации является периодом ее работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, и который засчитывается в специальный стаж медицинской деятельности.
Ответчиком также не включен в специальный стаж Нурмухаметовой И.Г. период ее работы <данные изъяты> МУЗ «Городская больница р.п. Малышева» с *Дата* по *Дата*.
Оснований для включения указанного периода работы в льготный трудовой стаж истца суд не усматривает.
По состоянию на 31.12.2001 пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения».
Согласно п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет. Согласно п. 1 данного Списка в стаж, дававший право на получение пенсии за выслугу лет на основании ст. 83 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», засчитывалась работа врачей и среднего медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений независимо от наименования должности.
Таким образом, до *Дата* работа в должности среднего медицинского персонала в лечебном учреждении подлежала зачету в стаж независимо от наименования должности, вследствие чего работа по должности <данные изъяты> скорой помощи включалась до указанной даты в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, дающего право на назначение досрочной пенсии по старости.
В последующем утвержденных Постановлениями Правительства Российской Федерации № 1066 от 22.09.1999 и № 781 от 29.10.2002 Списках соответствующих должностей, работа в которых дает право на назначение пенсии досрочно, включена только должность фельдшера скорой помощи, должность <данные изъяты> скорой помощи отсутствовала.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.03.1999 № 100 утверждены штатные нормативы медицинского и фармацевтического персонала станций и отделений скорой и неотложной медицинской помощи, которыми предусмотрены должности «фельдшер выездной бригады» и «<данные изъяты>». Данным приказом также утверждены положения по данным должностям, которые предполагают различные по своим функциям должностные обязанности. В соответствии с должностной инструкцией <данные изъяты> его обязанности не связаны с оказанием медицинской помощи и лечебной деятельностью. Основной обязанностью истца как <данные изъяты> является осуществление приема вызовов от населения.
Таким образом, правовых оснований для зачета в специальный стаж работы Нурмухаметовой И.Г. в должности <данные изъяты> МУЗ «Городская больница р.п. Малышева» за период с *Дата* по *Дата* не имеется, так как это не предусмотрено действующим законодательством.
Довод истца о том, что пунктом 11 ее должностной инструкции на нее были возложены обязанности оказания скорой медицинской помощи в приемном покое в момент отсутствия выездной бригады (л.д. 21-22), что дает основания для включения спорного периода ее работы в льготный стаж не может быть принят во внимание: истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о выполнении ей работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, в течение полного рабочего дня.
Решением ответчика об отказе в назначении Нурмухаметовой И.Г. досрочной трудовой пенсии в специальный стаж истца зачтен период 27 лет 10 месяцев 17 дней.
С учетом включения судом в специальный стаж истца спорного периода направления ее на курсы повышения квалификации с *Дата* по *Дата*, на момент обращения Нурмухаметовой И.Г за назначением пенсии *Дата* ее специальный стаж на соответствующих видах работ составил 28 лет и 13 дней, что менее 30 лет, следовательно, истец не приобрела право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.
Истец при подаче иска понесла расходы по уплате государственной пошлины в размере <- -> рублей (л.д. 7), расходы по составлению искового заявления в размере <- -> рублей (л.д. 28). С учетом частичного удовлетворения судом исковых требований Нурмухаметовой И.Г. взысканию с ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в г. Асбесте в пользу истца подлежит возмещение расходов по оплате государственной пошлины <- -> рублей и возмещение расходов по составлению искового заявления в размере <- -> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Исковые требования Нурмухаметовой И. Г. удовлетворить частично.
Включить в специальный стаж работы Нурмухаметовой И. Г. период нахождения на курсах повышения квалификации со *Дата* по *Дата* (00.01.26).
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Асбесте Свердловской области в пользу Нурмухаметовой И. Г. возмещение расходов по оплате государственной пошлины <- -> рублей, возмещение расходов по оплате услуг по составлению искового заявления <- -> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Асбестовский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Асбестовского городского суда А.Ю. Вознюк