№2-30\2013
Мотивированное решение изготовлено 17.1.2013г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 января 2013года Артемовский городской суд Свердловской области в составе
председательствующего судьи Лобзова Д.В.,
с участием прокурора Редозубова А.Н.,
при секретаре Болгасовой Л.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Артемовского городского прокурора в интересах Колота В. А., Колота А. В., Седлака А. К. к администрации Артемовского городского округа об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Артемовский городской прокурор в интересах Колота ВА., Колота А.В., Седлака А.К. обратился в суд с требованием к Администрации Артемовского городского округа (далее по тексту- АГО) обязать предоставить указанным лицам во внеочередном порядке (в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу) благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по площади ранее занимаемому жилому помещению (50,4м2), отвечающее установленным требованиям, в границах г. Артемовский, т.к. квартира, в которой проживают истцы, признана администрацией АГО непригодной для постоянного проживания.
В письменном отзыве Администрация АГО иск не признана, указала, что истцы не состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Дело рассмотрено в отсутствии истца Колот А.В. на основании его заявления; представителя ответчика, который о времени и месте рассмотрения дела извещен, в суд не явился без указания причин; истца Седлак А.К., который отбывает наказание в местах лишения свободы, и этапирование которого к месту рассмотрения дела действующим законодательством не предусмотрено.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно договора социального найма и дополнительного соглашения к нему (л.д.6,7) истцы занимают жилое помещение по <адрес>.
Распоряжением администрации АГО от 16.5.2012г. №128-РА указанная квартира признана непригодной для постоянного проживания.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в его определении от 5.3.2009г. №376-О-П, Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2). Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Таким образом, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате его сноса, по договорам социального найма во внеочередном порядке, после принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания.
Как видно из представленной суду справки от 10.1.2013г., на момент рассмотрения дела истцы Колот В.А., А.В., Седлак А.К. на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоят, с заявлением о принятии на такой учет не обращались, в установленном порядке малоимущими не признавались.
Поскольку обязательным условием предоставления по указанным основаниям жилого помещения по договору социального найма является признание гражданина в установленном порядке малоимущим, а подобного решения принято не было (и суд не имеет полномочий самостоятельно принимать решение о признании истцов малоимущими), в иске прокурора следует отказать.
Кроме того, как следует из распоряжения администрации АГО от 16.5.2012г. №128-РА указанная квартира признана непригодной для постоянного проживания, однако решения о признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ принято не было, что указывает на неопределенность дальнейшего статуса жилого помещения, поскольку закон связывает возможность предоставления другого, взамен ранее занимаемого, жилого помещения только в установленных им случаях - признания жилого помещения не подлежащим ремонту и реконструкции.
Таким образом, исковые требования являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░- ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░. ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░: ░.░.░░░░░░