УИД: 66RS0017-01-2019-000588-03
Гражд. дело № 2-499/2019
Мотивированное решение изготовлено 23.09.2019 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Арти 23 сентября 2019 года
Артинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Волковой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Суковой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мишина Е. А. к Трофимовой Н. Я. о признании договора купли-продажи состоявшимся и государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество,
УСТАНОВИЛ:
Мишин Е.А. обратился в суд с иском к Трофимовой Н.Я. о признании договора купли-продажи состоявшимся и государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество.
В обоснование иска представитель истца по доверенности ТукА. А.В. указала, что ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи Трофимова Н.Я. продала истцу Мишину Е.А. жилой дом с земельным участком, расположенные по адресу с. <адрес>. Обязательства по сделке сторонами исполнены, денежные средства переданы Мишиным Е.А. ответчику в полном объеме, истец принял указанные жилой дом и земельный участок, претензий у сторон договора не возникло. В установленном законом порядке сделка не была зарегистрирована, поскольку Трофимова Н.Я., в силу своей неграмотности не оформила должным образом документы на недвижимое имущество, которое унаследовала после смерти своей золовки ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, которая в свою очередь унаследовала указанное имущество после смерти своего супруга ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ. С 2006 года истец проживает в указанном жилом доме, ухаживает за земельным участком, пользуется имуществом как своим собственным. Истец не может зарегистрировать переход права собственности, поскольку ответчик уклоняется от регистрации, ссылаясь на свое неважное самочувствие. В связи с чем, он просит признать договор купли – продажи жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу с. <адрес> состоявшимся, произвести государственную регистрацию перехода права собственности на указанные объекты недвижимости к истцу Мишину Е.А.
Истец Мишин Е.А. и его представитель ТукА. А.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, приведя доводы, изложенные в исковом заявлении.
Ответчик Трофимова Н.Я. в судебное заседание не явилась, посредством телефонной связи просила рассмотреть дело в ее отсутствие, против удовлетворения заявленных исковых требований не возражала, в связи с чем, в соответствии с правилами ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело без участия ответчика.
Выслушав истца и его представителя, изучив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с п. 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В силу п. 1 ст. 164 Гражданского кодекса Российской Федерации сделки с недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно п. 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В силу п. 2 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Пунктом 1 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом (п. 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности (п. 3 ст. 551 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 432 названного Кодекса договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Пункт 3 ст. 433 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
Согласно пункту 3 статьи 165 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд по требованию другой стороны вправе вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда.
В пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что, если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки (пункт 3 статьи 165 Гражданского кодекса Российской Федерации). Сторона сделки не имеет права на удовлетворение иска о признании права, основанного на этой сделке, так как соответствующая сделка до ее регистрации не считается заключенной либо действительной в случаях, установленных законом.
Как следует из содержания договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, Трофимова Н.Я. продала, а Мишин Е.А. купил жилой одноэтажный бревенчатый дом и земельный участок площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенные по адресу с. <адрес>, за 14 000 рублей. Передача денежных средств по договору купли-продажи подтверждается письменным указанием на это в тексте договора.
Как усматривается из материалов дела, письменная форма договора купли-продажи соблюдена, соглашение по всем существенным условиям договора достигнуто, после подписания договор купли-продажи был фактически исполнен сторонами, жилой дом и земельный участок были переданы покупателю и приняты им, денежные средства получены продавцом.
Данный договор в установленном законом порядке недействительным не признавался и сторонами оспорен не был, а потому подлежал государственной регистрации в силу законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений.
В соответствии с п. 4 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Из разъяснений, содержащихся в п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. N 9 «О судебной практике по делам о наследовании» следует, что наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента.
Аналогичные разъяснения о моменте возникновения права собственности на недвижимое имущество в случае принятия наследства содержатся в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».
Как видно из материалов дела, собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу с. <адрес>, являлся ФИО1, умерший ДД.ММ.ГГГГ, наследником которого являлась его супруга ФИО2, фактически принявшая наследство после смерти супруга, но не оформившая своих наследственных прав.
Согласно завещания от ДД.ММ.ГГГГ, оформленного при жизни ФИО2, все свое имущество, в том числе деревянный дом общей площадью <данные изъяты> кв.метров со всеми надворными постройками и приусадебным земельным участком, находящиеся по адресу с. <адрес>, она завещала Трофимовой Н. Я..
По информации, предоставленной нотариусом Хазьяновой О.И., наследственные дела после смерти ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, не заводилось, заявления от наследников не поступали.
Трофимова Н.Я., приняв наследственное имущество после смерти ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, имела право пользоваться и распоряжаться недвижимым имуществом.
В судебном заседании было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Трофимова Н.Я. и Мишин Е.А. составили письменный договор купли-продажи, но на государственную регистрацию не сдали, в связи с неудовлетворительным состоянием здоровья продавца.
Ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон «О государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ, не предусматривают сроков обращения граждан в регистрационную службу с просьбой о государственной регистрации договора отчуждения недвижимого имущества и перехода права собственности по нему.
Исходя из смысла п. 3 ст. 165 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом необходимости применения в данном споре названной нормы по аналогии, суд может принять решение о регистрации сделки не только в случае виновного уклонения одной из сторон от регистрации сделки, но и в случае невозможности этой стороной совершить определенные действия, направленные на регистрацию сделки и перехода права собственности к приобретателю, по независящим от воли данной стороны причинам.
В данном случае обстоятельством, повлекшим невозможность регистрации сделки в установленном порядке, является невозможность явки продавца на регистрацию, из-за неудовлетворительного состояния здоровья.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Как следует из норм Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 13, п. 7 ст. 16), в процессе регистрации правообладатель (или соответственно доверенное лицо) участвует при подаче заявления о государственной регистрации права. С заявлением представляются и все необходимые документы. В дальнейшем все процедуры по проверке, регистрации и внесению соответствующей записи в реестр осуществляются компетентными органами, совершение сторонами каких-либо юридически значимых действий в процессе самой регистрации не требуется. Стороны могут лишь отозвать свое заявление до внесения записи о регистрации в реестр.
Государственная регистрация как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, - призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Тем самым государственная регистрация создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и, следовательно, способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.
Суд приходит к выводу о том, что отсутствие государственной регистрации договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и перехода права собственности от продавца к покупателю, срок осуществления которой законом не установлен, не может повлечь негативные последствия для покупателя. Сделка является волевым действием сторон, направленным на создание правовых последствий, действительность сделки определяется на момент ее совершения. Правомерность действий сторон договора определилась на момент выражения их воли путем подписания договора и его исполнения.
Договор купли-продажи, заключенный ДД.ММ.ГГГГ, не оспорен. Доказательств изменения, расторжения, прекращения исполнения договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком в соответствии с требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суду не представлено.
Поскольку стороны лично участвовали в заключении договора купли-продажи, чем выразили свою волю на заключение и государственную регистрацию перехода права собственности по сделке, иной возможности зарегистрировать переход права собственности, кроме как по решению суда у истца не имеется, суд, руководствуясь положениями статьи 131, пункта 2 статьи 165 Гражданского кодекса Российской Федерации приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Иных требований истцом не заявлялось.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-197 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мишина Е. А. удовлетворить.
Признать договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Трофимовой Н. Я. и Мишиным Е. А., состоявшимся.
Произвести государственную регистрацию перехода права собственности в отношении жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу с. <адрес>, по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ к Мишину Е. А..
Решение может быть обжаловано сторонами в Свердловский областной суд через Артинский районный суд Свердловской области путем подачи апелляционных жалоб в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение отпечатано судьей собственноручно в совещательной комнате.
Судья Волкова Е.В.
Копия верна Волкова Е.В.