Гражданское дело № 2-8/2017
Решение в окончательной форме изготовлено 14 марта 2017 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 марта 2017 года г. Алейск
Алейский городской суд Алтайского края в составе:
Председательствующего судьи О.В. Качусовой,
при секретаре Т.Е. Митяевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Синицына ДД.ММ.ГГГГ, Алтайской краевой общественной организации «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» в интересах Митасовой <данные изъяты>, Марковой <данные изъяты>, Ерофеева <данные изъяты>, Козаченко <данные изъяты>, Федорова <данные изъяты>, Маслина <данные изъяты>, Давыдова <данные изъяты> к Обществу с ограниченной ответственностью «ГУЖФ», Обособленному подразделению «Барнаульский» ООО «ГУЖФ» о защите прав потребителей, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Синицын В.А., Алтайская краевая общественная организация «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник», действуя в интересах Митасовой Р.Н., Марковой С.Н., Ерофеева Н.В., Козаченко М.А., Федорова В.В., Маслина Н.И., Давыдова Г.А., обратились в Алейский городской суд с исковым заявлением к ООО «ГУЖФ», Обособленному подразделению «Барнаульский» ООО «ГУЖФ» о защите прав потребителей, указывая на то, что Митасова Р.Н. является собственником <адрес>, Синицын В.А. и Маркова С.Н. являются нанимателями <адрес> по договору служебного найма, Ерофеев Н.В. является собственником <адрес>, Козаченко М.А. является собственником <адрес>, Федоров В.В. является собственником <адрес>, Маслин Н.И. является собственником <адрес>, Давыдов Г.А. является собственником <адрес> ООО «ГУЖФ» является компанией, обслуживающей жилой дом в городе Алейске Алтайского края, в котором проживают истцы.
Пунктом 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме могут передать управление таким домом управляющей организации, которая будет отвечать за содержание и ремонт общего имущества. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 названной статьи). Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ жилые помещения должны соответствовать санитарным правилам, в том числе по освещенности, в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока. В силу пункта 2.12 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" (далее - СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10) территория дворов жилых зданий должна быть освещена в вечернее время суток. Нормы освещенности приведены в приложении 1 к настоящим санитарным правилам. Приложением 1 к СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 установлены нормы освещенности придомовой территории, в том числе средняя горизонтальная освещенность на уровне земли на площадке для игр детей - 10 Лк, на дорогах - 4 Лк. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 также предусмотрено, что все помещения жилых зданий должны быть обеспечены общим и местным искусственным освещением (пункт 5.4); освещенность на лестничных площадках, ступенях лестниц, в лифтовых холлах, поэтажных коридорах, вестибюлях, подвалах и чердаках должна быть не ниже 20 лк на полу (пункт 5.5). Нормы освещенности приведены в приложении 1 к настоящим санитарным правилам. Над каждым основным входом в жилой дом должны быть установлены светильники, обеспечивающие на площадке входа освещенность не менее 6 лк, для горизонтальной поверхности и не менее 10 лк, для вертикальной поверхности на высоте 2,0 м от пола. Должно быть также предусмотрено освещение пешеходной дорожки у входа в здание (п. 5.6 СанПин ДД.ММ.ГГГГ-10). Придомовая территория жилого <адрес> не освещается, и номерной знак не освещен. Управляющая компания не производит работы, которые отнесены к содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не производит освещение номерного знака и территории дома. Действиями ответчика ООО «ГУЖФ» истцам Синицыну В.А., Митасовой Р.Н., Марковой С.Н., Ерофееву Н.В., Козаченко М.А., Федорову В.В., Маслину Н.И., Давыдову Г.А. причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях, пережитых ими в результате неправомерных действий управляющей компании. Нанесенный моральный вред потребители оценивают в сумме 1000 рублей в пользу каждого.
На основании изложенного истцы просят признать бездействие ООО «ГУЖФ» по ненадлежащему содержанию общего домового имущества многоквартирного <адрес> в части отсутствия освещения придомовой территории незаконным; признать бездействие ООО «ГУЖФ» по ненадлежащему содержанию общего домового имущества многоквартирного <адрес> в части отсутствия освещения номерного знака в темное время суток незаконным; обязать ООО «ГУЖФ» произвести работы по освещению в соответствии с СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 внутренних служебно-хозяйственных и пожарных проездов, тротуаров-подъездов на уровне земли, не менее 2 лк, пешеходной алеи не менее 4 лк, площадки для игр детей не менее 10 лк, - по адресу <адрес>; обязать ООО «ГУЖФ» произвести работы по освещению в соответствии с СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 пешеходной дорожки и входов в подъезды дома по адресу: <адрес>; обязать ООО «ГУЖФ» произвести работы по освещению номерного знака дома по адресу: <адрес>; взыскать с ООО «ГУЖФ» в пользу Митасовой Р.Н., Марковой С.Н., Ерофеева Н.В., Козаченко М.А., Федорова В.В., Маслина Н.И., Давыдова Г.А., Синицына В.А. компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей каждому.
В ходе рассмотрения гражданского дела к участию в деле в качестве соответчика по ходатайству истцов было привлечено Обособленное подразделение «Барнаульский» ООО «ГУЖФ».
В судебное заседание истцы Синицын В.А., Митасова Р.Н., Маркова С.Н., Ерофеев Н.В., Козаченко М.А., Федоров В.В., Маслин Н.И., Давыдов Г.А.не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие, на удовлетворении исковых требований настаивают.
Представитель истцов Митасовой Р.Н., Марковой С.Н., Ерофеева Н.В., Козаченко М.А., Федорова В.В., Маслина Н.И., Давыдова Г.А., Синицына В.А. – Алифанов Д.В. настаивал в судебном заседании на удовлетворении исковых требований к ответчикам, просил удовлетворить их в соответствии с заключением эксперта, обязать надлежащего ответчика привести освещение придомовой территории жилого <адрес> в соответствие с санитарными правилами и нормами; взыскать компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей в пользу каждого истца, и возложить на надлежащего ответчика расходы по оплате государственной пошлины и оплате производства экспертизы.
Представитель Алтайской краевой общественной организации «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в телефонограмме просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители ответчиков ООО «ГУЖФ», Обособленного подразделения «Барнаульский» ООО «ГУЖФ» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представители третьих лиц Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Муниципального образования <адрес> Алтайского края в лице Администрации <адрес> Алтайского края в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Согласно отзыва на исковое заявление от третьего лица ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ здание жилого дома за исключением служебных помещений 2, 3, 5, 7, 9-12, 14-18, 20, 21, 23-25, 31, 34-36, 39-41, 43, 49 54, 56, 57, 59, 62, 64, 65, 69, 73, 77-82, 85, во исполнение приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования <адрес> Алтайского края» было передано в муниципальную собственность <адрес> Алтайского края. Некоторые служебные помещения были приватизированы гражданами. В соответствии с п. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Собственники помещения в многоквартирном доме могут передать управление таким домом управляющей организации.
Согласно п. 2.3 ч. 2 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. На основании изложенного, руководствуясь ст. 161 ЖК РФ, считают требования подлежащие удовлетворению в полном объеме.
В сообщении №/ПА/900 от ДД.ММ.ГГГГ администрация г.Алейска Алтайского края просит рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
При указанных обстоятельствах суд определил рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившихся лиц, по представленным материалам.
Выслушав представителя истцов – Алифанова Д.В., исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, на основании приказа Министра обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования г.Алейск Алтайского края», в собственность МО г.Алейск Алтайского края переданы земельный участок кадастровый №, общая площадь 12 000 кв.м., а также здание жилого дома по адресу: г.Алейск, <адрес>, общей площадью 4 857 кв.м., за исключением служебных помещений 2, 3, 5, 7, 9-12, 14-18, 20, 21, 23-25, 31, 34-36, 39-41, 43, 49 54, 56, 57, 59, 62, 64, 65, 69, 73, 77-82, 85.
Из материалов дела следует, что Митасова Р.Н. является собственником <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес>.
Синицын В.А. на основании договора найма служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ является нанимателем двухкомнатной квартиры, общей площадью 49,3 кв.м., расположенной по адресу: Алтайский край, г.Алейск, <адрес>. Из пункта 4 договора найма служебного жилого помещения следует, что совместно с нанимателем в жилое помещение вселены его члены семьи: жена – Маркова С.Н.; дочь жены – Маркова А.Н.
Ерофеев Н.В. является нанимателем <адрес>, общей площадью 38,2 кв.м., расположенной по адресу: Алтайский край, г.Алейск, <адрес>, что подтверждается ордером № от ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Козаченко М.А. является собственником <адрес> на праве общей долевой собственности, общей площадью 59,7 кв.м., расположенной по адресу: Россия, Алтайский край, г.Алейск, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес>.
Истец Федоров В.В. является собственником <адрес> на праве общей долевой собственности, общей площадью 75,8 кв.м., расположенной по адресу: Россия, Алтайский край, г. Алейск, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес>.
Истец Маслин Н.И. является собственником <адрес> на праве общей совместной собственности, общей площадью 77,9 кв.м., расположенной по адресу: Россия, Алтайский край, г. Алейск, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес>.
Истец Давыдов Г.А. является собственником <адрес> на праве общей совместной собственности, общей площадью 61,6 кв.м., расположенной по адресу: Россия, Алтайский край, г. Алейск, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес>.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами не оспариваются.
Согласно протокола № от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Алтайский край, г.Алейск, в\г №, <адрес>, ООО «ГУЖФ» избрано управляющей организацией данного дома.
ДД.ММ.ГГГГ по акту приема-передачи многоквартирного дома в управление № АО «Славянка» филиал «Барнаульский» сдало, управляющая компания ООО «ГУЖФ» приняло в управление многоквартирный жилой дом по <адрес> г.Алейска, 1988 года постройки.
Таким образом, из представленных материалов дела следует, что управление многоквартирным домом по <адрес> в г. Алейска осуществляет управляющая организация ООО «ГУЖФ».
В соответствии с ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья указанные товарищество несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищества могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности.
В силу п.3 ст.39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии пп. «а» п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Правила №), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается: товариществом собственников жилья (при управлении многоквартирным домом): путем членства собственников помещений в указанных организациях - в соответствии с разделами V и VI Жилищного кодекса Российской Федерации; путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями - в соответствии с пунктом 2 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п.2 Правил №, в состав общего имуществе включаются, в том числе механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Пунктом 10 Правил № установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В пункте 11 Правил № указано, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения; сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества; проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий.
Собственники помещений несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в силу п. 42 Правил № содержания общего имущества в многоквартирном доме, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Правила №), определяют, что техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств. Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов. Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров. Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей (раздел 2).
В соответствии с п. 2.7.2 Правил № должен осуществляться контроль за работой инженерного оборудования, в том числе дежурного освещения лестничных клеток, подъездов и дворовых территорий.
Согласно ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока.
В соответствии с ч.1 ст.2 указанного закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, и посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Пунктом 2.12. «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 предусмотрено, что территория дворов жилых зданий должна быть освещена в вечернее время суток.
Указанными санитарными требованиями также предусмотрена норма освещенности придомовой территории, указанной в приложение № к СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10.
Пунктом 3.7.1 Правил №, предусмотрено, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников.
Согласно п. 3.7.5. Правил №, подъезды к местам, где установлены контейнеры и стационарные мусоросборники, должны освещаться.
Судом установлено, что на территории <адрес> Алтайского края действуют Правила благоустройства <адрес> (далее по тексту – Правила благоустройства <адрес>), утвержденные решением Алейского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, которые являются обязательными для исполнения всеми физическими, юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм, а также должностными лицами.
Правилами благоустройства <адрес>, определено, что благоустройство территории г.Алейска обеспечивается органами местного самоуправления, наделенными полномочиями по осуществлению организации благоустройства территорий общего пользования (п.3.1.1. Правила благоустройства <адрес>).
Пунктом 3.1.2 Правил благоустройства <адрес>, установлено, что благоустройство территории г.Алейска обеспечивается физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, осуществляющими благоустройство территорий, принадлежащим им на праве собственности или ином вещном праве, и участвующими в благоустройстве отведенных и прилегающих территорий, если иное не предусмотрено законом и настоящими правилами.
Согласно части 1 ст.36 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Дворовая территория – это территория, прилегающая к жилому зданию и находящаяся в общем пользовании проживающих в нем лиц, ограниченная по периметру жилыми зданиями, строениями, сооружениями или ограждениями. На дворовой территории в интересах лиц, проживающих в жилом здании, к которому она прилегает, размещаются детские площадки, места для отдыха, сушки белья, парковки автомобилей, зеленые насаждения и иные объекты общественного пользования.
В соответствии со ст.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (статья 123, часть 3 Конституции Российской Федерации) и в силу ст.ст. 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, принимая на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий
Согласно ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ по акту приема-передачи многоквартирного дома в управление № ООО «ГУЖФ» помимо многоквартирного жилого дома по адресу: г.Алейск, <адрес> был принят земельный участок площадью, входящей в состав общего имущества в жилищном фонде МО РФ 3 280 м.кв. с кадастровым номером 22:62:0:00:30 (п.24-25 акта).
Из главы VI акта следует, что общая площадь земельного участка – 0,46 га, в том числе застройки – 0,1341 га; асфальт 0,066 га; грунт, 0 га; газон 0,26 га, общее состояние неудовлетворительное. Зеленые насаждения, располагаемые на земельном участке: деревья 2 шт., кустарники 10 шт. Элементы благоустройства земельного участка: малые архитектурные формы качели, турник, брусья, лестница-стенка, грибок, домик деревянный, вагон-паровоз, домик-горка, качели, «радуга» грибок. Фигурки: уж, черепаха, варан. Семь скамеек, 1 стол.
Стороной ответчика не оспаривался факт передачи земельного участка в управление ООО «ГУЖФ».
Из материалов дела усматривается, что вся территория земельного участка, находящегося в управлении ООО «ГУЖФ», является придомовой территорией.
В ходе рассмотрения дела представителем истцов было заявлено ходатайство о назначении по делу строительно-технической экспертизы для определения соответствия освещения придомовой территории жилого <адрес> в г.Алейске санитарным нормам и правилам, а также определения объема и видов работ по освещению придомовой территории в соответствии с требованиями СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10. Определением Алейского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ была назначена судебная строительно-техническая экспертиза.
Согласно заключению эксперта ООО «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы» от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено, что освещение площадок входов в подъезды №, №, №, №, № и № многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Алейск, <адрес>, №, не соответствует требованиям п.5.6. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»; освещение площадки входа в подъезд № многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Алейск, <адрес>, №, не соответствует требованиям п.7.82. СП 52.13330.2011 «Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*», а также уровень освещенности площадки входа в подъезд значительно превышает значение, указанное в п.5.6. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»; освещение номерного знака многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Алейск, <адрес>, №, отсутствует, что не соответствует требованиям п.ДД.ММ.ГГГГ. ПУЭ «Правила устройства электроустановок. Издание 7». Для устранения выявленных нарушений для приведения освещения придомовой территории (входы в подъезды, номерной знак) в соответствие с требованиями СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 экспертами приведены конкретные виды работ с локализацией мест их проведения.
У суда не имеется оснований не доверять данному экспертному заключению.
Суд полагает, что экспертное заключение соответствует требованиям положений ст. 86 ГПК РФ, указанное экспертное заключение в силу требований ст. 67 ГПК РФ, является допустимым доказательством, так как оно произведено в соответствии с нормативными, методическими и справочными источниками в соответствии с действующим законодательством, заключение содержит подробное описание проведенного исследования, выводы эксперта обоснованы, достаточно мотивированы, неясностей и противоречий не содержат, перед производством экспертизы эксперты, имеющие соответствующую квалификацию и стаж работы по профессии, были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст.307 УК РФ, им были разъяснены права и обязанности.
Суд соглашается с выводами экспертов и учитывает, данным экспертным заключением определены виды работ по приведению освещения придомовой территории <адрес> в г. Алейске (входы в подъезды, номерной знак) в соответствие с требованиями СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10.
Согласно Уставу ООО «ГУЖФ» основным видом деятельности общества являются, в том числе, работы по обслуживанию и эксплуатации жилищного фонда и внутридомовых сетей, организация содержания и ремонта жилищного фонда.
Поскольку ООО «ГУЖФ» является лицом, ответственным за содержание и ремонт жилого дома, то оно обязано надлежащее содержать жилой фонд и придомовую территорию в соответствии с требованиями вышеприведенных нормативно-правовых актов.
Таким образом, учитывая изложенное, суд полагает, имеются основания для признания бездействия ответчика по ненадлежащему содержанию общего домового имущества многоквартирного <адрес> в г.Алейске в части отсутствия освещения придомовой территории и освещения номерного знака в темное время суток, - незаконным.
Непринятие ООО «ГУЖФ» надлежащих мер по организации освещения придомовой территории, номерного знака дома является не только нарушением законодательства Российской Федерации, но и нарушает права истцов на безопасное перемещение по дворовой территории.
Поскольку факт нарушения ООО «ГУЖФ» прав истцов установлен, требования в части компенсации морального вреда являются обоснованными.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу ст. 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В соответствии разъяснениями, содержащимися в п. 45 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Поскольку судом был установлен факт нарушения прав истцов, как потребителей коммунальных услуг, постольку имеются основания для взыскания компенсации морального вреда, однако суд полагает, что заявленная ко взысканию сумма морального вреда в размере 1 000 рублей в пользу каждого истца завышена, и с учетом степени нравственных страданий истцов, вины ответчика, руководствуясь принципом разумности и справедливости, полагает достаточным определить размер компенсации морального вреда в сумме 400 рублей в пользу каждого истца, которые подлежат взысканию с ответчика ООО «ГУЖФ».
Согласно пункту 6 статьи 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам.
В соответствии с п. 46, 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона).
В связи с изложенным суд полагает подлежащим взысканию с ответчика ООО «ГУЖФ» в пользу истца Синицина В.А. штраф в размере 200 рублей, в пользу истцов Митасовой Р.Н., Марковой С.Н., Ерофеева Н.В., Козаченко М.А., Федорова В.В., Маслина Н.И., Давыдова Г.А. штраф в размере 100 рублей в пользу каждого, и в пользу Алтайской краевой общественной организации «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» штраф в размере 700 рублей.
В иске к Обособленному подразделению «Барнаульский» Общества с ограниченной ответственностью «ГУЖФ» истцам следует отказать по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (пункт 2).
Как предусмотрено пунктом 3 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации, представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
При этом, из пункта 1 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что ответчиком в суде может быть только юридическое лицо.
Согласно ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Истцы освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче иска, поскольку их исковые требования вытекают из защиты прав потребителей, следовательно, подлежащая уплате государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика. При этом исковые требования носят неимущественный характер, в связи с чем, подлежащая уплате государственная пошлина в соответствии с положениями ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет 300 рублей. Указанная государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика ООО «ГУЖФ» в доход местного бюджета.
В соответствии со ст. 96 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с Общества с ограниченной ответственностью «ГУЖФ» в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы» подлежат взысканию расходы на проведение экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 13 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Синицына <данные изъяты>, Алтайской краевой общественной организации «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» в интересах Митасовой <данные изъяты>, Марковой <данные изъяты>, Ерофеева <данные изъяты>, Козаченко <данные изъяты>, Федорова <данные изъяты>, Маслина <данные изъяты>, Давыдова <данные изъяты> к Обществу с ограниченной ответственностью «ГУЖФ» о защите прав потребителей, взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «ГУЖФ» привести освещение придомовой территории (входов в подъезды, номерного знака) многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Алтайский край, <адрес>, дом номер 18, в соответствие с требованиями СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 следующим образом:
- произвести демонтаж существующих светильников и прожектора над площадками входа в подъезды №, №, № и №;
- установить распределительный щит наружного освещения в помещении электрощитовой данного жилого дома;
- произвести монтаж светильников ДКУ 12-50-001 Space (или светильников с подобными характеристиками, позволяющими выполнить требования о горизонтальной освещенности на уровне земли) на фасадах над площадками входа в подъезды, высота расположения светильников – 4,5 м;
- произвести монтаж светильника СДО-5-10 (или светильника с подобными характеристиками) над номерным знаком данного жилого дома;
- соединить смонтированные светильники и распределительный щит наружного освещения кабельной линией на открытом воздухе кабелем марки ВВГ нг-LS 3х2,5, 0,6 кВ.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ГУЖФ» в пользу Синицына <данные изъяты> компенсацию морального вреда в размере 400 рублей, штраф в размере 200 рублей, всего взыскать 600 рублей.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ГУЖФ» в пользу каждого из истцов: Митасовой <данные изъяты>, Марковой <данные изъяты>, Ерофеева <данные изъяты>, Козаченко <данные изъяты> <данные изъяты>, Федорова <данные изъяты>, Маслина <данные изъяты>, Давыдова <данные изъяты> - компенсацию морального вреда в размере 400 рублей, штраф в размере 100 рублей, всего взыскать 500 рублей в пользу каждого истца.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ГУЖФ» в пользу Алтайской краевой общественной организации «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» штраф в размере 700 рублей.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ГУЖФ» в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы» расходы по оплате производства судебной строительно–технической экспертизы в размере 13 200 рублей.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ГУЖФ» в доход муниципального бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований Синицына <данные изъяты>, Алтайской краевой общественной организации «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» в интересах Митасовой <данные изъяты>, Марковой <данные изъяты>, Ерофеева <данные изъяты>, Козаченко <данные изъяты>, Федорова <данные изъяты>, Маслина <данные изъяты>, Давыдова <данные изъяты> к Обществу с ограниченной ответственностью «ГУЖФ» о защите прав потребителей, взыскании компенсации морального вреда - отказать.
В удовлетворении исковых требований Синицына <данные изъяты>, Алтайской краевой общественной организации «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» в интересах Митасовой <данные изъяты>, Марковой <данные изъяты>, Ерофеева <данные изъяты>, Козаченко <данные изъяты>, Федорова <данные изъяты>, Маслина <данные изъяты>, Давыдова <данные изъяты> к Обособленному подразделению «Барнаульский» Общества с ограниченной ответственностью «ГУЖФ» о защите прав потребителей, взыскании компенсации морального вреда, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через отдел судопроизводства Алейского городского суда Алтайского края.
Судья Алейского городского суда О.В. Качусова
Решение не вступило в законную силу