Дело № 2-281/2013 года
Мотивированное решение составлено 16 апреля 2013 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 апреля 2013 года Артемовский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Нигматзяновой О.А.,с участием представителя истца городского общественного учреждения Артемовское общество защиты прав потребителей «ТЕРРИТОРИЯ ПРАВА» Белоусовой И.В.,при секретаре Новиковой Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску городского общественного учреждения Артемовское общество защиты прав потребителей «ТЕРРИТОРИЯ ПРАВА», действующего в интересах Шараповой Е. Н. к Государственному унитарному предприятию Свердловской области «Облкоммунэнерго» о признании действий по начислению платы за отопление в завышенном размере в период: январь 2011 года- май 2012 года без учета предельного размера платы за коммунальную услугу, установленного постановлением Администрации Артемовского городского округа «О предельном размере платы за коммунальные услуги для населения, проживающего в одно- и двух- этажных домах квартирного типа, отдельно стоящих домах и общежитиях Артемовского городского округа на 2011 год» от 29 декабря 2010 года № 1603 (с изменениями, внесенными постановлением Администрации Артемовского городского округа от 24 января 2011 года № 44-ПА и от 08 сентября 2011 года № 1054-ПА) и постановлением Администрации Артемовского городского округа «О предельном размере платы за коммунальные услуги для населения, проживающего в одно- и двух- этажных домах квартирного типа, отдельно стоящих домах и общежитиях Артемовского городского округа на период с 01 января 2012 года по 30 июня 2012 года» от 19 января 2012 года № 21-ПА потребителю Шараповой Е. Н., проживающей по <адрес>, незаконными и об обязании произвести перерасчет платы за коммунальную услугу в виде тепловой энергии (корректировку в сторону уменьшения) за период: январь 2011 года- май 2012 года потребителю Шараповой Е. Н., проживающей по <адрес> на сумму <данные изъяты>,
о признании действий по неосновательному предъявлению к оплате и получению с потребителя Шараповой Е. Н., проживающей по <адрес> денежной суммы в фиксированном размере по состоянию на 01 января 2011 года в размере <данные изъяты> незаконными и об обязании произвести перерасчет платы за коммунальную услугу в виде тепловой энергии (корректировку в сторону уменьшения) на сумму <данные изъяты>;
о взыскании в пользу потребителя Шараповой Е. Н. компенсации причиненного морального вреда в размере <данные изъяты>,
УСТАНОВИЛ:
Городское общественное учреждение Артемовское общество защиты прав потребителей «ТЕРРИТОРИЯ ПРАВА» (далее по тексту - ГОУ АОЗПП «ТЕРРИТОРИЯ ПРАВА»), действующее в интересах потребителя Шараповой Е.Н., обратилось в суд с иском к Государственному унитарному предприятию Свердловской области «Облкоммунэнерго» (далее ГУП СО «Облкоммунэнерго») о признании действий по начислению платы за отопление в завышенном размере в период: январь 2011 года- май 2012 года без учета предельного размера платы за коммунальную услугу, установленного постановлением Администрации Артемовского городского округа «О предельном размере платы за коммунальные услуги для населения, проживающего в одно- и двух- этажных домах квартирного типа, отдельно стоящих домах и общежитиях Артемовского городского округа на 2011 год» от 29 декабря 2010 года № 1603 (с изменениями, внесенными постановлением Администрации Артемовского городского округа от 24 января 2011 года № 44-ПА и от 08 сентября 2011 года № 1054-ПА) и постановлением Администрации Артемовского городского округа «О предельном размере платы за коммунальные услуги для населения, проживающего в одно- и двух- этажных домах квартирного типа, отдельно стоящих домах и общежитиях Артемовского городского округа на период с 01 января 2012 года по 30 июня 2012 года» от 19 января 2012 года № 21-ПА потребителю Шараповой Е. Н., проживающей по <адрес>, незаконными и об обязании произвести перерасчет платы за коммунальную услугу в виде тепловой энергии (корректировку в сторону уменьшения) за период: январь 2011 года- май 2012 года потребителю Шараповой Е. Н., проживающей по <адрес> на сумму <данные изъяты>,
о признании действий по неосновательному предъявлению к оплате и получению с потребителя Шараповой Е. Н. денежной суммы в фиксированном размере по состоянию на 01 января 2011 года в размере <данные изъяты> незаконными и об обязании произвести перерасчет платы за коммунальную услугу в виде тепловой энергии (корректировку в сторону уменьшения) на сумму <данные изъяты>;
о взыскании в пользу потребителя Шараповой Е. Н. компенсации причиненного морального вреда в размере <данные изъяты>.
Как следует из искового заявления на л.д. 1- 5, истец Шарапова Е.Н. проживает по <адрес> в одноэтажном доме индивидуального типа и является потребителем коммунальной услуги в виде тепловой энергии. С 01 января 2011 года ответчик осуществляет на территории Артёмовского городского округа деятельность по производству и поставке тепловой энергии и поставляет в жилой дом потребителю тепловую энергию в отсутствие заключенного между сторонами договора. Начисление размера платы за тепловую энергию ответчиком производится с нарушением действующего законодательства. В соответствии Федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от 30 декабря 2004 года № 210- ФЗ, размер платы граждан за коммунальные услуги должен соответствовать предельным индексам. Предельные индексы устанавливаются по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выражаются в процентах и отражают размер возможного изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, действующих на конец текущего финансового года.
На 2011 год постановлением РЭК Свердловской области от 01 октября 2010 года № 119- ПК «Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Свердловской области на 2011 год» утвержден предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги для Артёмовского городского округа- 115 %. Постановлением Администрации АГО «О внесении изменений в Постановление Администрации Артёмовского городского округа от 29 декабря 2010 года № 1603-ПА «О предельном размер платы за коммунальные услуги для населения, проживающего в одно- и двухэтажных домах квартирного типа, отдельно стоящих домах и общежитиях Артёмовского городского округа на 2011 года» от 24 января 2011 года № 44- ПА, предельный размер платы за отопление для 1, 2-этажных домов квартирного типа и отдельно стоящих домов за 1 кв.м. (ед. изм.) общ.пл., в целях приведения размера платы за коммунальную услугу отопления в соответствие с предельным индексом, установлен на уровне 50 руб. 12 коп.
На 2012 год Постановлением РЭК Свердловской области от 27 октября 2011 года № 162- ПК «Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Свердловской области на 2012 год» утвержден предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги для Артёмовского городского округа - 115 % по отношению к декабрю 2010 года. Постановлением Администрации Артемовского городского округа от 19 января 2012 года № 21- ПА «О предельном размере платы за коммунальные услуги для населения, проживающего в одно- и двухэтажных домах квартирного типа, отдельно стоящих домах и общежитиях Артемовского городского округа на период с 01 января 2012 года по 30 июня 2012 года», предельный размер платы за отопление для 1,2-этажных отдельно стоящих домов за 1 кв.м. (ед.изм.) общ. плата за коммунальную услугу отопления, установлен на уровне 50 руб. 12 коп.
Организации, осуществляющие начисление населению платы за коммунальные услуги, должны производить начисление платежей в соответствии с утвержденным предельным индексом, при этом организациям коммунального комплекса предоставляются субсидии из областного бюджета на возмещение части платы граждан за коммунальные услуги в объеме свыше установленных предельных индексов (возмещение выпадающих доходов, связанных с удешевлением стоимости коммунальных услуг).
Согласно квитанциям, направляемых потребителю, размер платы за тепловую энергию определяется ответчиком в порядке ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, без учёта положений нормативных актов местного значения. Выставление счетов- квитанций к оплате за тепловую энергию в завышенном размере, являются действиями противозаконными, существенно нарушающими права и законные интересы истцов- потребителей коммунальной услуги отопления.
Кроме того, ответчик при отсутствии правовых оснований предъявляет ко взысканию денежные средства за коммунальную услугу в виде тепловой энергии за период до начала своей деятельности, в виде указания наличия задолженности потребителя в фиксированной сумме на 01 января 2011 года и расчет наличия задолженности нарастающим итогом с учетом указанной денежной суммы на 01 января 2011 года. Указание на наличие задолженности на 01 января 2011 года в виде фиксированной суммы без указания сведений о том, каким образом сформирована сумма, за какой период образовалась задолженность, за оплату какой услуги, как производился расчет, кто исполнитель услуги, существенно нарушает права потребителя на получение необходимой и достоверной информации об исполнителе реализуемой услуги и о самой услуге. Наличие задолженности потребителя перед другой ресурсоснабжающей организацией, осуществлявшей свою деятельность до 31 декабря 2010 года (ООО «РЭСПО») в сумме <данные изъяты> не является безусловно бесспорным. Таким образом, получение денежных средств с потребителя за период осуществления деятельности другой организации указывает на отсутствие правовых оснований, так как ответчик не имеет прав в отношении денежных средств другого юридического лица и не отвечает по обязательствам ООО «РЭСПО».
Коме того, по обращению ГОУ «АОЗПП «ТЕРРИТОРИЯ ПРАВА» в ООО «РЭСПО» об обоснованности предъявления ГУПСО «Облкоммунэнерго» денежных сумм за поставку тепловой энергии за период деятельности ООО «РЭСПО» получен ответ ООО «РЭСПО» от 24 января 2012 года, свидетельствующий об отсутствии правовых оснований для взыскания платы за тепловую энергию за период: октябрь-декабрь 2010 г. в пользу ГУПСО «Облкоммунэнерго» Договором на поставку тепловой энергии № 847-ю от 15 сентября 2010 г. между ООО «Облкоммунэнерго» и ООО «РЭСПО» определен объем подлежащего поставке ресурса тепловой энергии. Пунктом 24 Приложения к указанному договору определен объем тепловой энергии в размере, в том числе для поставки жителям частного сектора (определен объем раздельно по месяцам: сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2010 года, всего в сумме 18 221,9 Гкал). Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13 декабря 2011 года по делу № А60-29661/2011 по иску ГУПСО «Облкоммунэнерго» к ООО «РЭСПО» взыскана задолженность за поставленную тепловую энергию за период октябрь- декабрь 2010 г. в сумме <данные изъяты>, Постановлением 17 Арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2012 года № 17АП-675/2012-ГК содержащем выводы об обоснованном предъявлении требований, Решение Арбитражного суда Свердловской области по делу № А60-29661/2011 оставлено без изменений. Количество тепловой энергии подлежащей оплате определялось объемом, согласованным Приложением3 1 к договору на поставку тепловой энергии № 847-ю от 15 сентября 2010 г.. Постановлением Федерального Арбитражного суда Уральского округа № Ф09-5264/2012 вышеуказанные решения оставлены без изменения. Таким образом, право требования оплаты тепловой энергии с жителей частного сектора принадлежит ООО «РЭСПО». Наличие агентского договора № 108 от 11 ноября 2010 г между ООО «РЭСПО» и ГУПСО «Облкоммунэнерго», согласно которому ООО «РЭСПО» поручило ГУПСО «Облкоммунэнерго» сбор платежей с абонентов тепловой энергии с согласованием оплаты услуг Распоряжением о порядке оплаты услуг тепловой энергии и расщеплению платежей (Приложение к договору № 108 от 11 ноября 2010 года) не имеет юридического значения, так как право взыскания с потребителей стоимости тепловой энергии принадлежит исключительно ООО «РЭСПО» и в настоящее время взысканием долгов занимается само ООО «РЭСПО».
В соответствие со ст. 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», в случае нарушения прав потребителей, потребителю подлежит выплата ответчиком компенсации морального вреда. В данном случае имеются все основания для взыскания денежной компенсации морального вреда в пользу потребителя. В обоснование требования о возмещении морального вреда, сообщаю, что в соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителя», моральный вред, причинённый потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации определяется судом. Законодатель установил повышенную ответственность за нарушение обязательств стороной, осуществляющей предпринимательскую (коммерческую) деятельность и, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы. То есть, законодатель презюмирует причинение морального вреда потребителю и лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, нарушившее права потребителя, при установлении в таком нарушении его вины, несёт ответственность по возмещению морального вреда, так как потребитель, являясь физическим лицом способен претерпевать нравственные страдания, связанные с лишением его законных прав, что отвечает требованиям ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (Обзор Верховного суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителя при рассмотрении гражданских дел, утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 01 февраля 2012 года). Нарушенным правом потребителя, в данном случае является право получить коммунальную услугу тепловой энергии за плату установленную на территории предоставления услуги. Разумный предел компенсации морального вреда, причинённого потребителю считает возможным определить в сумме 500 руб.
Истец Шарапова Е.Н. в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела без своего участия, исковые требования, предъявленные ГОУ АОЗПП «ТЕРРИТОРИЯ ПРАВА» в ее интересах, поддержала в полном объеме (л.д. 66).
Представитель истца ГОУ АОЗПП «ТЕРРИТОРИЯ ПРАВА» Белоусова И.В., действующая на основании доверенности на л.д. 25, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика ГУП СО «Облкоммунэнерго» в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении без своего участия (л.д. 61), согласно представленному отзыву на исковое заявление на л.д. 62- 64, с исковыми требованиями не согласен, просил в иске отказать. В обоснование своих возражений указал, что ГУП СО «Облкоммунэнерго» в Артемовском городском округе осуществляет деятельность по теплоснабжению, которая является регулируемой. В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» под регулируемой деятельностью понимается деятельность, в рамках которой расчеты за поставляемую продукцию (услуги) осуществляются по тарифам (ценам), которые подлежат государственному регулированию. В данном пункте также раскрывается понятие тарифа, под которым понимается система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию и тепловую энергию, а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.
В соответствии с ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210- ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» плата за коммунальные услуги для граждан- нанимателей и собственников жилых помещений устанавливается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации с учетом надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, устанавливаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом. В соответствии с ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут оделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В Свердловской области органом государственной власти, правомочным устанавливать тарифы для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, является Региональная энергетическая комиссия Свердловской области.
В соответствии с пунктами 2 и 6 Положения о РЭК, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области № 1067-УГ от 13 ноября 2010 года комиссия является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов, расценок, наценок, надбавок, индексов, ставок, размеров платы). Именно по тарифам, установленным РЭК СО ответчик продает тепловую энергию.
В соответствии с п. 20 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210- ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» предельные индексы- устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации (или) в среднем по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, если иной срок не установлен федеральным законом или решением Правительства Российской Федерации, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец предыдущего периода регулирования. Эти индексы также установлены РЭК СО. То есть для обоснования исковых требований истец должен представить расчет, основанный на сравнении начисленной платы и платы, которая начислялась в предыдущем периоде регулирования (год). Однако такого расчета истцом не было представлено.
Расчет исковых требований основан просто на сравнении двух правовых актов. Постановления Администрации, на которые ссылаются истцы, устанавливают конкретную цену в рублях за квадратный метр, а не за единицу тепловой энергии, соответственно не является тарифом (тепловая энергия не измеряется в квадратных метрах). Причем, истец считает эту цену единственно правильной и сумму подлежащую перерасчету рассчитывает на основании этой цены, что противоречит постановлению РЭК и действующему законодательству.
Жилищный кодекс Российской Федерации в статях 159, 160 предоставляет гражданам право по получение субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в предусмотренном законодательством порядке. Получателем субсидий является сам потребитель. Он сам обязан обратиться за получением субсидий при наличии к тому оснований.
В соответствии со статьями 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, для обоснования исковых требований в части взыскания компенсации морального вреда в пользу потребителя истцу необходимо доказать сам факт физических и нравственных страданий и степень этих страданий, однако доказательств в обоснование данного искового требования суду не представлено.
Таким образом, ГУП СО «Облкоммунэнерго» в силу прямого указания нормативных актов обязано исполнять постановления РЭК Свердловской области. Только этот орган власти уполномочен устанавливать тарифы. Постановления Администрации АГО не является обязательным для исполнения ГУП СО «Облкоммунэнерго», не являются и не могут являться нормативными актами, устанавливающими тариф на тепловую энергию, носят лишь рекомендательный характер.
Представитель третьего лица администрации Артемовского городского округа в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении без своего участия (л.д. 57) исковые требования Городского общественного учреждения Артемовское общество защиты прав потребителей «ТЕРРИТОРИЯ ПРАВА» в интересах потребителя поддержал.
Представитель третьего лица Региональной энергетической комиссии Свердловской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, не просил о рассмотрении без своего участия либо об отложении слушания по делу, о причинах своей неявки суд не известил, письменного отзыва по иску не представил суду.
С учетом мнения участвующих в деле лиц, дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика ГУП СО «Облкоммунэнерго», представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Артемовского городского округа, просивших о рассмотрении без их участия и в отсутствие представителя третьего лица Региональной энергетической комиссии Свердловской области, не явившегося в судебное заседание без уважительной причины.
Заслушав представителя истца, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит иск подлежащим удовлетворению полностью по следующим основаниям:
судом установлено, что истец Шарапова Е. Н. является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом <адрес> (на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ на л.д. 28) и потребителем коммунальной услуги, в том числе, в виде тепловой энергии, что следует из квитанций на л.д. 32- 45.
Истец обратилась в ГОУ «Артемовское общество защиты прав потребителей «ТЕРРИТОРИЯ ПРАВА» (свидетельство о государственной регистрации - л.д. 10, свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц - л.д. 9, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц - л.д. 23- 24), целью которого в соответствии с Уставом (л.д. 11- 22) является оказание услуг потребителям по защите их прав и интересов, с заявлением, содержащим просьбу о выступлении в ее защиту в суд, как потребителя коммунальной услуги (л.д. 6).
В соответствии со ст. 17 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», потребитель имеет право на судебную защиту, в случае нарушения его прав.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обращение общественного объединения потребителей в суд с заявлением в защиту конкретного потребителя осуществляется по просьбе самого потребителя. При этом специального оформления полномочий общественного объединения доверенностью, выданной потребителем на обращение в суд, не требуется.
Следовательно, иск в суд подан надлежащим лицом.
В соответствии с ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с ч.2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 6 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 26 декабря 2005 года № 184-ФЗ установлено, что размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии с настоящей статьей.
Предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по муниципальным образованиям с учетом соотношения платы граждан за коммунальные услуги и затрат на оказание коммунальных услуг (п. 2 ст. 6).
Государственный контроль за применением установленных по муниципальным образованиям предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п. 7 ст. 6).
Орган исполнительной власти субъекта РФ вправе выдавать предписание органу местного самоуправления о приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельными индексами, установленными для соответствующего муниципального образования (п.п. 3 п. 7.6 ст.6).
В соответствии с Положением о Региональной энергетической комиссии Свердловской области, утвержденным Указом Губернатора Свердловской области № 1067- УГ от 13 ноября 2010 года, комиссия устанавливает предельные индексы изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в среднем по муниципальным образованиям в Свердловской области; устанавливает предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области с учетом соотношения платы граждан за коммунальные услуги и затрат на оказание коммунальных услуг.
Решения комиссии, принятые в пределах ее полномочий, являются обязательными для исполнения всеми физическими и юридическими лицами на территории Свердловской области.
В соответствии с пунктом 8 Порядка пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за жилое помещение и платы граждан за коммунальные услуги в целях приведения в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 25 апреля 2007 № 361- ПП, установлено, что пересмотр размера подлежащей внесению платы граждан за жилое помещение и (или) платы граждан за коммунальные платежи в целях приведения в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления путем снижения (повышения) предельной стоимости одного или нескольких видов жилищных и (или) коммунальных услуг (кроме электроснабжения и газоснабжения). Сумма необоснованно полученных платежей подлежит зачету при расчете размера платы граждан в последующий расчетный период (календарный месяц).
На 2011 год постановлением РЭК Свердловской области от 01 октября 2010 года № 119- ПК «Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Свердловской области на 2011 год» утвержден предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги для Артёмовского городского округа- 115 %. Постановлением Администрации АГО «О внесении изменений в Постановление Администрации Артёмовского городского округа от 29 декабря 2010 года № 1603-ПА «О предельном размер платы за коммунальные услуги для населения, проживающего в одно- и двухэтажных домах квартирного типа, отдельно стоящих домах и общежитиях Артёмовского городского округа на 2011 года» от 24 января 2011 года № 44- ПА, предельный размер платы за отопление для 1, 2-этажных домов квартирного типа и отдельно стоящих домов за 1 кв.м. (ед. изм.) общ.пл., в целях приведения размера платы за коммунальную услугу отопления в соответствие с предельным индексом, установлен на уровне 50 руб. 12 коп.
На 2012 год Постановлением РЭК Свердловской области от 27 октября 2011 года № 162- ПК «Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Свердловской области на 2012 год» утвержден предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги для Артёмовского городского округа - 115 % по отношению к декабрю 2010 года. Постановлением Администрации Артемовского городского округа от 19 января 2012 года № 21- ПА «О предельном размере платы за коммунальные услуги для населения, проживающего в одно- и двухэтажных домах квартирного типа, отдельно стоящих домах и общежитиях Артемовского городского округа на период с 01 января 2012 года по 30 июня 2012 года», предельный размер платы за отопление для 1,2-этажных отдельно стоящих домов за 1 кв.м. (ед.изм.) общ. плата за коммунальную услугу отопления, установлен на уровне 50 руб. 12 коп.
ОАО «Региональный информационный центр» организует и осуществляет начисление платы за жилищно- коммунальные услуги по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством потребителям ГУП СО «Облкоммунэнерго», принимает платежи за потребленные услуги на территории Артемовского городского округа в соответствии с агентским договором на оказание услуг по информационно- расчетному обслуживанию № 962-ю, заключенным 01 декабря 2010 года с ГУП СО «Облкоммунэнерго, сторонами данный факт не оспаривается.
Из представленной истцом выписки из лицевого счета следует, что платежи на оплату отопления выставляет ОАО Региональный информационный центр», исполнитель услуги указан- ГУП СО «Облкоммунэнерго» (л.д. 30- 31).
В силу ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 31 Устава Артемовского городского округа к полномочиям администрации Артемовского городского округа относятся, в том числе: разработка тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей (п.4); организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (п.6); полномочия по организации теплоснабжения, предусмотренные Федеральным законом «О теплоснабжении» (п. 6.1).
Согласно пункту 4 статьи 47 Устава Артемовского городского округа в систему муниципальных правовых актов городского округа входят: постановления и распоряжения главы городского округа, Администрации городского округа.
Решением Думы Артемовского городского округа от 25 ноября 2010 года № 985 принято Положение о муниципальных правовых актах в Артемовском городском округе, согласно которому, действие муниципальных правовых актов начинается с момента их вступления в силу и прекращается в момент утраты ими юридической силы. Муниципальные правовые акты по вопросам местного значения и по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, отнесенным действующим законодательством к компетенции органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, являются обязательными для исполнения на территории городского округа.
Муниципальный правовой акт или его отдельные положения утрачивают юридическую силу в случаях:
- истечения срока действия муниципального правового акта или его отдельных положений;
- издания (принятия) тем же органом и вступления в силу другого муниципального правового акта того же вида, который полностью заменяет по предмету регулирования ранее изданный (принятый) правовой акт;
- признания муниципального акта или его отдельных положений утратившими силу издавшим (принявшим) его органом;
- признания муниципального правового акта или его отдельных положений недействующими по решению суда в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- отмены муниципального правового акта или его отдельных положений уполномоченным органом или по решению суда;
- в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Свердловской области.
Одновременно с утратой муниципальным правовым актом юридической силы юридическую силу утрачивают также муниципальные правовые акты (отдельные положения правовых актов), которыми были внесены изменения в муниципальный правовой акт, утративший юридическую силу.
Суд полагает, что постановления администрации АГО от 29 декабря 2010 года № 1603- ПА и от 24 января 2011 года № 44- ПА, от 08 сентября 2011 года № 1054-ПА, от 19 января 2012 года № 21- ПА (как муниципальные правовые акты) подлежат применению на всей территории Артемовского городского округа, поскольку не отменены в установленном порядке, ни в судебном, ни в каком-либо ином установленном законом порядке.
В соответствии с Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2004 года № 123, основанием для рассмотрения вопроса об отмене решения является заявление заинтересованного лица (п. 1); заявление подается в письменной форме (с приложением необходимых документов (подлинника или копии) (п.3); Федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов) может рассмотреть вопрос об отмене решения и по собственной инициативе на основании материалов, подтверждающих наличие нарушений; перечень документов, необходимых для рассмотрения заявления, а также порядок рассмотрения вопросов, связанных с отменой решения, устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (п. 5). В случае несоблюдения заявителем установленных требований заявление к рассмотрению не принимается и подлежит возврату в течение 10 дней со дня поступления с указанием причин возврата (п.6). Заявитель извещается о принятии заявления к рассмотрению в течение 10 дней со дня его поступления (п.7 ). Рассмотрение вопроса об отмене решения осуществляется в течение 30 дней с даты принятия заявления к рассмотрению (п.8). По итогам рассмотрения вопроса об отмене решения принимается одно из следующих решений: об отмене (в части или в целом) решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (органа местного самоуправления); об отсутствии оснований для отмены решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (органа местного самоуправления) (п. 10).
Лицом, заинтересованным в отмене указанных постановлений Администрации Артемовского городского округа является именно ответчик.
Ответчику было известно о принятых Администрацией Артемовского городского округа постановлениях от 29 декабря 2010 года № 1603- ПА, 24 января 2011 года № 44- ПА, от 08 сентября 2011 года № 1054-ПА и от 19 января 2012 года № 21- ПА об утверждении предельного размера платы за отопление населению в 2011 году и за период с 01 января 2012 года по 30 июня 2012 года, однако, в установленном законом порядке ГУП СО «Облкоммунэнерго» их не обжаловало и не оспорило, в настоящее время они являются действующими (имеют юридическую силу) и подлежат исполнению.
При данных обстоятельствах, при начислении ответчиком (а в данном случае его агентом) оплаты за тепловую энергию истцу, получающему указанную услугу от ответчика, подлежат применению постановления Администрации Артемовского городского округа от 29 декабря 2010 года № 1603- ПА и от 24 января 2011 года № 44- ПА, от 08 сентября 2011 года № 1054- ПА и от 19 января 2012 года № 21- ПА.
Суд, проверив расчет, представленный истцом (перерасчет платы за отопление за период январь 2011 года- май 2012 года, который следует произвести ответчику) на л.д. 26-27) находит его верным.
Поскольку требования истца об обязании ответчика произвести перерасчет платы за отопление (корректировку в сторону уменьшения) за период январь 2011 года- май 2012 года являются производными от требований о признании незаконными действия ответчика по начислению истцу платы за отопление в завышенном размере за указанный период, без учета указанных выше постановлений Администрации АГО, которые суд находит подлежащими удовлетворению, требования об обязании ответчика произвести перерасчет платы за отопление также подлежат удовлетворению в размере заявленных истцом суммы-<данные изъяты>.
Кроме того, как следует из выписки из лицевого счета на л.д. 30- 31, по состоянию на 01 января 2011 года имеется остаток на лицевом счете Шараповой Е.Н., проживающей по <адрес>, в размере <данные изъяты>, то есть за период, в который ГУП СО «Облкоммунэнерго» не осуществляло услуги по поставке тепловой энергии.
Учитывая изложенное, требование истца о признании действий ответчика по неосновательному предъявлению к оплате и получению с потребителя Шараповой Е.Н. денежной суммы в фиксированном размере (по состоянию на 01 января 2011 года) в размере <данные изъяты>, незаконным и обязании ГУП СО «Облкоммунэнерго» произвести перерасчет платы за коммунальную услугу в виде тепловой энергии (корректировку в сторону уменьшения) в фиксированном размере по состоянию на 01 января 2011 года на сумму <данные изъяты>, являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению.
В силу ст. 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимании обстоятельства. Суд должен учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В соответствии со ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий.
Учитывая характер и степень вины ответчика, степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями истца, требований разумности, суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца Шараповой Е.Н. компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.
В соответствии с п.6 ст. 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам.
В связи с чем, с ГУП СО «Облкоммунэнерго» подлежит взысканию штраф в размере <данные изъяты>, в том числе, из них в пользу ГОУ АОЗПП «ТЕРРИТОРИЯ ПРАВА» в размере <данные изъяты>, в пользу потребителя Шараповой Е.Н.- <данные изъяты>.
В силу ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В связи с чем, с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты>.
На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать действия Государственного унитарного предприятия Свердловской области «Облкоммунэнерго» по начислению платы за отопление в завышенном размере в период: январь 2011 года- май 2012 года без учета предельного размера платы за коммунальную услугу, установленного постановлением Администрации Артемовского городского округа «О предельном размере платы за коммунальные услуги для населения, проживающего в одно- и двух- этажных домах квартирного типа, отдельно стоящих домах и общежитиях Артемовского городского округа на 2011 год» от 29 декабря 2010 года № 1603 (с изменениями, внесенными постановлением Администрации Артемовского городского округа от 24 января 2011 года № 44- ПА и от 08 сентября 2011 года № 1054-ПА) и постановлением Администрации Артемовского городского округа «О предельном размере платы за коммунальные услуги для населения, проживающего в одно- и двух- этажных домах квартирного типа, отдельно стоящих домах и общежитиях Артемовского городского округа на период с 01 января 2012 года по 30 июня 2012 года» от 19 января 2012 года № 21- ПА потребителю Шараповой Е. Н., проживающей по <адрес>, незаконными.
Обязать Государственное унитарное предприятие Свердловской области «Облкоммунэнерго» произвести перерасчет платы за коммунальную услугу в виде тепловой энергии (корректировку в сторону уменьшения) за период: январь 2011 года- май 2012 года для потребителя Шараповой Е. Н., проживающей по <адрес> на сумму <данные изъяты>.
Признать действия Государственного унитарного предприятия Свердловской области «Облкоммунэнерго» по неосновательному предъявлению к оплате и получению с потребителя Шараповой Е. Н. денежной суммы в фиксированном размере по состоянию на 01 января 2011 года в размере <данные изъяты> незаконными.
Обязать Государственное унитарное предприятие Свердловской области «Облкоммунэнерго» произвести Шараповой Е. Н. перерасчет платы за коммунальную услугу в виде тепловой энергии (корректировку в сторону уменьшения) на сумму <данные изъяты>.
Взыскать с Государственного унитарного предприятия Свердловской области «Облкоммунэнерго» в пользу потребителя Шараповой Е. Н. компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>, штраф в размере <данные изъяты>.
Взыскать с Государственного унитарного предприятия Свердловской области «Облкоммунэнерго» в пользу городского общественного учреждения Артемовское общество защиты прав потребителей «ТЕРРИТОРИЯ ПРАВА» штраф в размере <данные изъяты>.
Взыскать с Государственного унитарного предприятия Свердловской области «Облкоммунэнерго» в доход государства государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Артемовский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.
Судья: О.А. Нигматзянова