Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
№ 2 – 28/2019
с. Армизонское 13 марта 2019 г.
Армизонский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Рахимовой Л.А.,
при секретаре Григорьевой М.В.,
с участием истца Кудашова Д.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кудашова Дениса Петровича к администрации Армизонского муниципального района о признании права собственности на жилое помещение (квартиру) в порядке приватизации,
у с т а н о в и л:
Истец Кудашов Д.П. обратилась в суд к администрации Армизонского муниципального района о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. Свои требования мотивирует тем, что с ДД.ММ.ГГГГ постоянно проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес>. Каких-либо документов о предоставлении жилого помещения не передавалось, договоров не заключалось. При обращении к ответчику в приватизации ему отказано, т.к. спорное жилое помещение не является муниципальной собственностью. Право собственности на квартиру ни за кем не зарегистрировано. Истец продолжает проживать в данной квартире, имеет постоянную регистрацию в ней, никогда не выезжал из квартиры. Ранее право на приватизацию жилого помещения не использовал, в связи с чем, считает, что имеет право на признание за ним права собственности на квартиру в порядке приватизации.
Истец Кудашов Д.П. в судебном заседании на исковых требованиях настаивает.
Представители ответчика администрации Армизонского муниципального района Тюменской области и третьего лица Межмуниципального отдела по Омутинскому, Армизонскому и Юргинскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, против удовлетворения исковых требований не возражают.
Выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, суд считает исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 2 Указа Президента РФ № 8 от 10.01.1993 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий», при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, по решению их трудовых коллективов в состав приватизируемого имущества могут быть включены находящиеся на балансе приватизируемого предприятия объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, образования, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения (бани, прачечные, парикмахерские и другие объекты) с обязательным сохранением их профиля, за исключением: объектов, не подлежащих приватизации в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации; зданий, сооружений, жилых и нежилых помещений, в том числе встроенно-пристроенных (за исключением находящихся в границах территории предприятия), используемых предприятиями торговли, общественного питания, бытового обслуживания, для нужд организаций и учреждений социальной защиты населения, детских домов, домов ребенка, домов престарелых, интернатов, госпиталей и санаториев для инвалидов, детей и престарелых; жилищного фонда и обслуживающих его жилищно-эксплуатационных и ремонтно-строительных подразделений предприятий и организаций. Установить, что объекты, указанные в перечне (до проведения процедуры разграничения собственности), относятся к федеральной (государственной) собственности и находятся в ведении администрации по месту расположения объекта (кроме оздоровительных детских лагерей и дач, находящихся в ведении администрации по месту расположения приватизируемого предприятия) (п. 1). Объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, разрешенные к приватизации, но не включенные по предложению трудового коллектива предприятия в состав приватизируемого имущества, приватизируются отдельно в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации (п. 2).
В силу статьей 2, 6 и 18 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних (ст. 2). Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (статья 6). При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений (ст. 18).
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 5, 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.1993 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как статья 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
Исходя из смысла преамбулы и статей 1, 2 указанного Закона гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию занимаемого им по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
Судом установлено.
Кудашов Д.П. согласно справке администрации <адрес> муниципального района с рождения и по день обращения (ДД.ММ.ГГГГ) зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес> (л.д. 10).
ДД.ММ.ГГГГ. Кудашову Д.П. администрацией <адрес> муниципального района <адрес> отказано в приватизации жилого помещения по <адрес>, т.к. оно не относится к муниципальному жилищному фонду (л.д. 12).
<адрес> в реестре муниципальной собственности и на балансе сельского поселения не состоит (л.д. 11).
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ следует, что помещение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес> является жилым. Сведения о ее правообладателях, отсутствуют (л.д. 13-16, 18).
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ ГКУ ТО «Центр хранения учетно-технической документации» сведения о существующем и прекращенном праве собственности на объекты недвижимости на территории <адрес> в отношении Кудашова Д.П. отсутствуют (л.д. 19).
Жилое помещение по адресу: <адрес> имеет следующие характеристики: общая площадь квартиры – <данные изъяты> кв.м.; жилая площадь квартиры – <данные изъяты> кв.м.; этаж первый (л.д. 17).
С учетом названных норм закона и обстоятельств, установленных представленными по делу доказательствами, истец имеет право приобрести жилое помещение, в котором она проживает, в собственность в порядке приватизации.
В связи с тем, что право собственности на спорную квартиру в настоящее время ни за кем не зарегистрировано, квартира соответствует строительным нормам и правилам, истец в спорной квартире проживает на законном основании более 25 лет, имеет право на приватизацию занимаемого им жилого помещения, учитывая также отсутствие возражений по сути иска со стороны ответчика и третьего лица, суд полагает, что исковые требования Кудашова Д.П. о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 12, 56, 60, 67, 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Кудашова Дениса Петровича к администрации Армизонского муниципального района о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, удовлетворить.
Признать за Кудашовым Денисом Петровичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес>, право собственности в порядке приватизации на квартиру с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд через Армизонский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий Л.А. Рахимова