Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 апреля 2015 года Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Шишпор Н.Н., при секретаре Симановской Е.А., с участием прокурора Кульгавой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3084А/2015 по заявлению ФИО2 о признании незаконным и отмене решения Окружной избирательной комиссии № по выборам депутатов Думы Ангарского городского муниципального образования первого созыва «Об аннулировании регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Думы Ангарского городского муниципального образования первого созыва» № от 07.04.2015, возложении обязанности восстановить регистрацию в качестве кандидата в депутаты,
У С Т А Н О В И Л:
В обоснование заявленных требований ФИО2 указал, что решением регионального совета ИРО РОДП «Яблоко» от ** он был выдвинут кандидатом в депутаты Думы Ангарского городского муниципального образования первого созыва по одномандатному избирательному округу № 19.
** решением Окружной избирательной комиссии зарегистрирован кандидатом в депутаты. ** Бюро ИРО РОДП «Яблоко» принято решение об его отзыве.
** решением окружной избирательной комиссии его регистрация кандидатом аннулирована. С указанным решением не согласен, поскольку положенное в его основу решение избирательного объединения является немотивированным, не содержит указания на конкретные действия, послужившие основанием для его принятия. Из содержания решения непонятно, каким образом гарантированные ему права на судебную защиту вступили в противоречие с интересами партии. Поскольку решение избирательного объединения не может считаться мотивированным, следовательно и основанное на нем решение окружной избирательной комиссии, является незаконным.
В судебное заседание заявитель не явился, о его времени и месте извещен надлежащим образом.
Представитель заявителя – ФИО6, действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал, по существу дав пояснения, аналогичные изложенным в заявлении, в качестве дополнительного основания для признания оспариваемого решения незаконным указал на то, что решение об отзыве кандидата принято несуществующим органом избирательного объединения; избирательное объединение не уведомляло избирательную комиссию о рассмотрении вопроса об отзыве кандидата; Устав Партии не предусматривает право Партии на отзыв кандидатов, выдвинутых по одномандатным и многомандатным избирательным округам списком.
Представитель заявителя – ФИО7, действующий на основании доверенности, требования поддержал, в дополнении позиции ФИО6 указал, что проверка решения избирательного объединения об отзыве кандидата лежит на избирательной комиссии.
Представитель окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов Думы Ангарского городского муниципального образования первого созыва – ФИО8, действующая на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласна, по существу дала пояснения, аналогичные изложенным в письменных возражениях, которые приобщены к материалам дела.
Представитель окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов Думы Ангарского городского муниципального образования первого созыва - ФИО9, действующая на основании прав по должности, поддержала позицию ФИО8
Представитель Иркутского регионального отделения Политической партии «ФИО1 объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» - ФИО10, действующий на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласен, по существу дал пояснения, аналогичные изложенным в письменных возражениях, которые приобщены к материалам дела. Полагает, что вопрос о законности принятого избирательным объединением решения об отзыве кандидата не может являться предметом настоящего судебного разбирательства; заявитель не оспорил указанное решение. Суд в рамках данного процесса может проверить только полномочия органа избирательного объединения, соблюдение им порядка принятия решения об отзыве кандидата, а также является ли принятое избирательным объединением решение мотивированным. Решение избирательным объединением было принято в соответствии с Уставом Политической партии, уполномоченным органом, с соблюдением установленной процедуры. Допущенная техническая ошибка при изготовлении решения, а именно пропущенные слова «Регионального совета» в наименовании органа, принявшего решение, не свидетельствует о том, что решение об отзыве принято неуполномоченным органом.
Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, заключение прокурора ФИО5, полагавшей отказать в удовлетворении заявленных требований, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований ФИО2 Выводы суда основаны на следующем.
В соответствии с п. 32 ст. 38 Федерального закона от ** № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ), избирательное объединение в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законом и (или) уставом избирательного объединения, вправе отозвать кандидата, выдвинутого им по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, а также в порядке, предусмотренном его уставом, исключить некоторых кандидатов из выдвинутого им списка кандидатов.
Кандидат, выдвинутый по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, может быть отозван не позднее чем за пять дней до дня голосования, а кандидат, включенный в список кандидатов, может быть исключен из этого списка не позднее чем за 15 дней до дня голосования, за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 статьи 76 настоящего Федерального закона.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, решением Ангарской территориальной избирательной комиссии от ** № назначены выборы депутатов Думы Ангарского городского муниципального образования первого созыва на **.
Решением Ангарской территориальной избирательной комиссии № от ** сформированы окружные избирательные комиссии одномандатных избирательных округов № по выборам депутатов Думы Ангарского городского муниципального образования первого созыва. Как видно из приложения № к указанному решению, определен состав окружной избирательной комиссии № одномандатного избирательного округа № в количестве 8 человек.
Председателем окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу назначена ФИО9 (решение Ангарской территориальной избирательной комиссии от ** № 126/663).
Решением Ангарской Территориальной избирательной комиссии от ** № заверен список кандидатов в депутаты Думы Ангарского городского муниципального образования первого созыва по одномандатным избирательным округам, выдвинутых избирательным объединением Иркутское региональное отделение Политической партии «ФИО1 объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО». В указанном списке по одномандатному избирательному округу № кандидатом в депутаты выдвинут ФИО2
** решением № Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № ФИО2 зарегистрирован кандидатом в депутаты Думы Ангарского городского муниципального образования первого созыва.
Решением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № № от 07.04.2015, аннулирована регистрация кандидата в депутаты Думы Ангарского городского муниципального образования первого созыва по одномандатному избирательному округу № ФИО2
Основанием принятия указанного решения послужило решение избирательного объединения об отзыве кандидата в депутаты Думы Ангарского городского муниципального образования первого созыва ФИО2 от 03.04.2015, представленное в избирательную комиссию уполномоченным представителем избирательного объединения.
В соответствии с п.2 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательного объединения об отзыве кандидата (списка кандидатов), представленных в данную избирательную комиссию в соответствии с пунктом 30, 31 или 32 статьи 38 настоящего Федерального закона, является основанием для аннулирования регистрации кандидата решением избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата.
Аналогичное основание аннулирования регистрации кандидата предусмотрено п. 2 ст. ... от ** № 116-ОЗ «О муниципальных выборах в ...» (далее - областной Закон).
В силу п. 3 ст. 69 областного Закона, избирательная комиссия муниципального образования не позднее чем на следующий день со дня получения решения об отзыве принимает решение об аннулировании регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона № 95-ФЗ «О политических партиях», политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним.
Указанная правовая норма обязывает включать в Устав политической партии положения, определяющие в том числе, порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления; основания и порядок отзыва выдвинутых политической партией, ее региональным отделением, иным структурным подразделением, имеющими право участвовать в выборах, кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, порядок исключения кандидатов из выдвинутых политической партией, ее региональным отделением, иным структурным подразделением, имеющими право участвовать в выборах, списков кандидатов.
Таким образом, решение об отзыве кандидата, избирательное объединение принимает на основании Федерального закона № 95-ФЗ и Устава избирательного объединения.
Как следует из Устава Политической партии «ФИО1 объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», Бюро Регионального Совета предоставлено право отзыва кандидатов в случаях, предусмотренных пунктами 18.11 и 18.12 Устава при проведении выборов в представительные и иные выборные органы местного самоуправления ( п. 15.3.5, п.15.3.5.15).
Пунктами 18.11, 18.11.6 Устава определено, что после предоставления списков кандидатов в избирательные комиссии, организующие выборы, партия вправе исключить или отозвать кандидата, решением руководящих органов партии или ее структурных подразделений, при совершении кандидатом деяний, противоречащих интересам Партии и наносящих ей политический ущерб.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № от ** «О практике рассмотрения дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», суд при рассмотрении дела об оспаривании решения избирательной комиссии об аннулировании регистрации должен проверить полномочия органа избирательного объединения, принявшего указанное решение и соблюдение порядка принятия решения. Суд должен учитывать, что решение должно быть мотивированным, обусловленным конкретными действиями лица, которые не совместимы с законными интересами избирательного объединения.
Проверяя полномочия органа избирательного объединения, принявшего решение об отзыве кандидата ФИО2, суд полагает, что решение принято органом избирательного объединения, наделенным этими правами в соответствии с п. 15.3.5, п.15.** Устава Партии - Бюро Регионального совета Иркутского регионального отделения Политической партии РОДП «Яблоко».
Оценив в совокупности представленные письменные доказательства, суд отвергает доводы представителей заявителя о том, что решение об отзыве кандидата принято несуществующим органом избирательного объединения, т.к. в представленном в избирательную комиссию Решении таким органом указано «Бюро Иркутского регионального отделения Политической партии «РОДП «ЯБЛОКО».
Действительно, уполномоченным представителем избирательного объединения в Окружную избирательную комиссию № представлено решение от 03.04.2015, поименованное как «Решение Бюро Иркутского регионального отделения Политической Партии «ФИО1 объединенная демократическая партия «Яблоко» об отзыве кандидата в депутаты Думы Ангарского городского муниципального образования первого созыва ФИО2», а также представлена выписка из протокола № от ** «заседания Бюро Иркутского регионального отделения Политической партии РОДП «Яблоко».
Отсутствие в наименовании указанных документов словосочетания «регионального Совета», представитель Иркутского регионального отделения РОДП «Яблоко» объясняет технической ошибкой.
Анализ содержания представленных документов (протокол № заседания Бюро от 03.04.2015, протокол Конференции Иркутского регионального отделения политической партии от 24.05.2014) и оценка их по правилам ст. 67 ГПК РФ, позволяют суду сделать вывод о том, решение об отзыве кандидата ФИО2 было принято Бюро Регионального Совета Иркутского регионального отделения Политической партии «ФИО1 объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО».
Так, как следует из протокола конференции Иркутского регионального отделения политической партии РОДП «Яблоко» от 24.05.2014, принято решение об установлении численности Бюро регионального Совета в количестве 7 человек, председателем является ФИО11
Как следует из протокола № от 03.04.2015, а также выписки из названного протокола, решение об отзыве кандидата ФИО2 принималось на заседании Бюро Регионального Совета Иркутского регионального отделения РОДП «Яблоко».
На заседании присутствовало 6 человек, необходимый кворум для принятия решения об отзыве кандидата – 4 человека.
Из доклада председательствующего ФИО11 следует, что на нескольких участках кандидаты от «Яблока» вместо того, чтобы вести агитационную работу, подали в суд иски о снятии других кандидатов, не согласовав своих действий с руководством Иркутского регионального отделения, что противоречит Уставу партии и наносит ей политический ущерб.
На голосование был поставлен вопрос об отзыве ФИО2, выдвинутого кандидатом в депутаты Думы Ангарского городского муниципального образования по одномандатному избирательному округу № 19.
За принятие решения об отзыве проголосовало 6 человек.
Таким образом, отсутствие в наименовании органа, принявшего решение об отзыве кандидата, словосочетания «Регионального Совета» свидетельствует о допущенной технической ошибке при изготовлении выписки из протокола заседания Бюро Регионального Совета и решения, представленного в окружную избирательную комиссию. Решение об отзыве кандидата от ** было принято органом, которому в соответствии с Уставом Партии, предоставлено право отзыва кандидатов в случаях, предусмотренных п. 18.11, 18.12 Устава.
Несостоятельными являются доводы представителя заявителя в том, что Устав не предусматривает право Партии на отзыв кандидатов, выдвинутых по одномандатным и многомандатным избирательным округам списком.
Право политической партии на отзыв кандидатов, выдвинутых как единым списком, так и списком по одномандатным, многомандатным избирательным округам, предусмотренное Федеральным законом № 67-ФЗ, находит отражение также в Уставе Политической партии.
Пункт 18.11 Устава предусматривает право Партии на отзыв кандидатов, после предоставления списков кандидатов в избирательные комиссии, организующие выборы, решением руководящих органов партии или ее структурных подразделений по основаниям, предусмотренным Уставом (п.18.11.1 – 18.11.7). Отсутствие указания на единый список, свидетельствует о том, что как из единого списка, так и списка кандидатов по одномандатным, многомандатным избирательным округам кандидат может быть отозван после предоставления списков в избирательные комиссии.
Представленными суду письменными доказательствами - Уставом партии, протоколом конференции подтверждается также соблюдение избирательным объединением порядка принятия решения об отзыве кандидата.
Так, в пункте 18.11.8. Устава указано, что решения, указанные в пунктах 18.11, 18.11.1-18.11.7 Устава принимаются: при проведении выборов в представительный орган или другой выборный орган местного самоуправления – решением Бюро Регионального Совета, если на территории муниципального образования отсутствует местное отделение Партии или местное отделение не наделено правом самостоятельного выдвижения кандидатов ( пункт 18.11.8.3).
Таким образом, полномочия Бюро Регионального Совета подтверждены Уставом Политической партии. Решение принято на заседании Бюро Регионального Совета, что подтверждено протокол заседания. Кворум для принятия решения соблюден - на заседании Бюро присутствовало и голосовало за принятие решения об отзыве 6 человек из 7. Решение об отзыве кандидата представлено в Окружную избирательную комиссию уполномоченным представителем избирательного объединения.
Не основанным на законе является довод представителя заявителя о том, что избирательным объединением было допущено нарушение требований ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ, поскольку избирательная комиссия не была уведомлена в установленном порядке об отзыве кандидата.
В соответствии с названной нормой, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке о выдвижении кандидатов, в том числе в составе списка кандидатов; уведомление избирательной комиссии об отзыве кандидатов не предусмотрено.
Довод представителей заявителя о том, что принятое избирательным объединением решение об отзыве кандидата является немотивированным, опровергается представленными письменными доказательствами.
В отношении кандидатов, выдвинутых политической партией по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, в соответствии с пп. «к» п.2 ст.21 ФЗ «О политических партиях», п.32 ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ политической партии предоставлено право отозвать своих кандидатов не только по основаниям, предусмотренным Федеральным законом, но и по основаниям, указанным в Уставе политической партии.
В Уставе Политической партии «РОДП «ЯБЛОКО» в качестве основания для отзыва кандидата указано на совершение кандидатом действий, противоречащих интересам партии и наносящих ей политический ущерб (п.18.11.6). При этом оценка действий кандидата (в данном случае подача без согласования с органами партии заявления в суд о снятии кандидата) на соответствие их интересам партии, а также с точки зрения того, наносят ли они политический ущерб партии, является исключительной прерогативой Партии.
Ни избирательная комиссия при принятии решения об аннулировании регистрации кандидата, ни суд, при рассмотрении дела о законности принятого избирательной комиссией решения об аннулировании регистрации кандидата, не могут давать оценку решения избирательного объединения в той части, в которой действия кандидата признаны избирательным объединением противоречащими интересам партии и наносящими ей политический ущерб.
Представленное в избирательную комиссию решение избирательного объединения является в должной степени мотивированным, содержит указание на действия, совершенные кандидатом, а также последствия совершения действий и причинение ущерба политическим интересам партии.
Учитывая изложенное, суд полагает, что основания для признания незаконным решения окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № от ** № «Об аннулировании регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Думы Ангарского городского муниципального образования первого созыва», не имеется; оснований к его отмене судом не установлено. Следовательно, в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления ФИО2 о признании незаконным и отмене решения Окружной избирательной комиссии № по выборам депутатов Думы Ангарского городского муниципального образования первого созыва «Об аннулировании регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Думы Ангарского городского муниципального образования первого созыва» № от 07.04.2015, возложении обязанности восстановить регистрацию в качестве кандидата в депутаты - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение 5 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение будет изготовлено 14.04.2015года.
Судья
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>