Дело № 2-429/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 декабря 2018 года с. Белый Яр
Алтайский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Воробьевой С.А.,
с участием помощника прокурора Алтайского района Топоевой Ж.Д.,
при секретаре Цобенко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Алтайского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Новомихайловского сельсовета об обязании привести скотомогильник в соответствие с действующим законодательством,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Алтайского района обратился в Алтайский районный суд Республики Хакасия с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Новомихайловского сельсовета об обязании привести скотомогильник в соответствие с действующим законодательством, мотивируя требования тем, что прокуратурой Алтайского района проведена проверка исполнения требований законодательства в области обращения с отходами животноводства (биологическими отходами). По результатам которой установлено, что скотомогильник, расположенный на территории Новомихайловского сельсовета, находящийся в муниципальной собственности, не соответствует требованиям п.п. 5.6, 5.7. 5.8 Ветеринарно-санитарных правил. Данные нарушения выявлены прокуратурой района в 2017 и 2018 гг., что указывает на длительное не исполнение администрацией сельсовета требований действующего законодательства, что в свою очередь может негативно сказаться на состоянии окружающей среды. Установлено, что территория скотомогильника глухим забором не огорожена, траншея по всему периметру не выкопана, мост не проложен; отсутствует помещение для вскрытия трупов, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов. Бездействие Администрации Новомихайловского сельсовета, выраженное в неисполнении требований по содержанию муниципального имущества - скотомогильника, создает негативные последствия в виде беспрепятственного и неконтролируемого доступа к захоронению биологических отходов, взаимодействие с которыми может привести к возникновению и распространению инфекций, опасных для человека и животных, тем самым создается прямая угроза нарушения конституционного права неопределенного круга лиц на право на благоприятную окружающую среду. С учетом уточнения требования просит обязать Администрацию Новомихайловского сельсовета привести скотомогильник (биотермическую яму), расположенный на территории Новомихайловского сельсовета, в соответствие с действующими требованиями путем: установления по периметру скотомогильника глухого забора; оборудования траншеи по всему периметру и прокладки моста через обустроенную траншею; установки вытяжной трубы из ямы диаметром не менее 25 см; пристройки помещения для вскрытия трупов, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Алтайского района
Топоева Ж.Д. уточненные исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика администрации Новомихайловского сельсовета Лавринов П.А. исковые требования не признал, пояснив, что данный скотомогильник лишь поставлен на баланс муниципального образования Новомихайловского сельсовета, право собственности на него сельсоветом не зарегистрировано и не может быть зарегистрировано, потому как подпунктом «ц» п. 2 ст. 26.11 ФЗ от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ только в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники, поэтому считает требования прокурора незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явился.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет благоприятную окружающую среду как окружающую среду, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» с целью предотвращения заболеваний и гибели объектов животного мира государственные органы ветеринарного надзора и санитарно-эпидемиологического надзора осуществляют контроль за возникновением и распространением заболеваний объектов животного мира, регистрацию всех выявленных случаев заболеваний объектов животного мира и предпринимают необходимые меры по предотвращению возникновения и распространения заболеваний и их ликвидации.
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
В соответствии со ст. 2.1 названного закона ветеринарные правила (правила в области ветеринарии) являются нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные для исполнения физическими лицами и юридическими лицами требования при осуществлении профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, в том числе по утилизации биологических отходов (трупов животных и птиц, абортированных и мертворожденных плодов, ветеринарных конфискатов, других отходов, непригодных в пищу людям и на корм животным), а также определяют права и обязанности органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, подведомственных им организаций в указанной в настоящей статье сфере деятельности.
Требования к содержанию скотомогильников установлены Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 № 13-7-2/469 (далее - Ветеринарно-санитарные правила).
Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) возложена на руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты, местные администрации (п. 6.10 Ветеринарно-санитарных правил).
Согласно ст.ст. 5 и 6 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу пп. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Для осуществления данных полномочий согласно пп. «ц» п. 2 ст. 26.11 указанного закона в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
Исходя из вышеуказанных требований законодательства ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в силу п. 6.10 Ветеринарно-санитарных правил может быть возложена только на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.
Согласно п.п. 5.6, 5.7, 5.8 Ветеринарно-санитарных правил территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта. Через траншею перекидывают мост.
При строительстве биотермической ямы в центре участка выкапывают яму размером 3,0 x 3,0 м и глубиной 10 м. Из ямы выводят вытяжную трубу диаметром 25 см и высотой 3 м. Рядом пристраивают помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.
Как усматривается из материалов дела, постановлением Администрации Алтайского района от 18.04.2018 № 210 скотомогильник (биотермическая яма), расположенный по адресу: Республика Хакасия, Алтайский район, 15, км северо-восточнее с. Новомихайловка передан в собственность муниципального образования Новомихайловский сельсовет.
Согласно акту приема-передачи муниципального имущества от 18.04.2013 глава муниципального образования Новомихайловский сельсовет принял в муниципальную собственность Новомихайловского сельсовета указанный скотомогильник.
Постановлением Администрации Новомихайловского сельсовета от 13.05.2013 № 17 скотомогильник поставлен на баланс администрации Новомихайловского сельсовета.
21.08.2017 прокурором Алтайского района внесено представление главе Новомихайловского сельсовета об устранении нарушений законодательства в области обращения с отходами животноводства (биологическими отходами), из которого следует, что скотомогильник, расположенный на территории Новомихайловского сельсовета не соответствует требованиям п.п. 5,6, 5,7, 5,8, 6,2, 6,4 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 № 13-7-2/469.
Согласно ответу на представление Администрацией Новомихайловского сельсовета направлены ходатайства главе Алтайского района о выделении дотации на устранений выявленных нарушений законодательства в области обращения с отходами животноводства.
17.05.2018 Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия вынесено предписание главе Новомихайловского сельсовета Алтайского района о принятии мер по устранению выявленных нарушений, согласно которому главе Новомихайловского сельсовета предписано по периметру огородить скотомогильник сплошным забором, выкопать траншею по всему периметру и проложить мост через траншею, пристроить помещение для хранения дезсредств, инвентаря и инструментов (п.п. 5,6, 5,7, 5,8, 6,2, 6,4 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов) в срок до 01.07.2018.
Из акта обследования скотомогильников, расположенных на территории Алтайского района от 28.05.2018 следует, что главным государственным инспектором по Алтайскому району проведена проверка ветеринарно-санитарного состояния скотомогильников в ходе которой установлено, что территория скотомогильника на территории Новомихайловского сельсовета огорожена не сплошным забором, не по всему периметру имеется траншея, отсутствует мост через траншею, отсутствует помещение для хранения дезсредств и инвентаря и стол для вскрытия трупов. Биометрическая яма заполнена биологическими отходами на 2/3.
Согласно информации главы Новомихайловского сельсовета от 30.06.2018 на предписание от 17.05.2018 в настоящее время решается вопрос о передаче скотомогильника из собственности муниципального образования Новомихайловский сельсовет в собственность муниципального образования Алтайский район.
Письмом от 08.08.2018 глава Новомихайловского сельсовета обратился к Министру имущественных отношений Республики Хакасия с просьбой подготовить проект постановления о разграничении муниципального имущества (скотомогильника) между муниципальным образованием Новомихайловский сельсовет и муниципальным образованием Алтайский район.
Письмом от 13.02.2018 Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия сообщило главе Новомихайловского сельсовета о том, что постановление Администрации Алтайского района от 18.04.2013 № 210 было принято в момент, когда Закон Республики Хакасия от 12.02.2013 № 07-ЗРХ уже вступил в силу, в связи ч ем оно подлежит отмене, а указанный скотомогильник подлежит возврату в муниципальную собственность Алтайского района.
Оценив в совокупности представленные доказательства, пояснения сторон, суд приходит к выводу о том, что скотомогильник (биотремическая яма) на момент рассмотрения дела находится в введении Администрации Новомихайловского сельсовета, доказательств обратного суду не представлено.
Учитывая, что скотомогильник не соответствует требованиям Ветеринарно-санитарных правил, что может привести к негативным последствиям для окружающей среды и населения, суд полагает необходимым исковые требования удовлетворить.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворяя требование о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено. В случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 при установлении указанного срок суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Учитывая объем работ, который надлежит выполнить по приведению скотомогильника в соответствие с требованиями Ветеринарно-санитарных правил, время года, в которое принимается решение, суд полагает достаточным срок для выполнения возлагаемых на ответчика обязанностей – в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Алтайского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Новомихайловского сельсовета об обязании привести скотомогильник в соответствие с действующим законодательством удовлетворить.
Обязать Администрацию Новомихайловского сельсовета привести скотомогильник (биотермическую яму), расположенный на территории Новомихайловского сельсовета, в соответствие с действующими требованиями путем: установления по периметру скотомогильника глухого забора; оборудования траншеи по всему периметру и прокладки моста через обустроенную траншею; установки вытяжной трубы из ямы диаметром не менее 25 см; пристройки помещения для вскрытия трупов, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Алтайский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 21.12.2018 года.
Судья Алтайского
районного суда С.А. Воробьева