Решение по делу № 2-310/2018 ~ М-123/2018 от 02.02.2018

Гражданское дело № 2-310/2018

Мотивированное решение составлено 20 апреля 2018 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 апреля 2018 года город Асбест

Асбестовский городской суд Свердловской области в составе судьи Емашовой Е.А., при секретаре Жигаловой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

прокурора города Асбеста Свердловской области в защиту прав неопределенного круга лиц к Управлению образованием Асбестовского городского округа, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 22 им. Н.И. Кузнецова» Асбестовского городского округа о возложении обязанности по оборудованию канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел,

УСТАНОВИЛ:

Истец Прокурор города Асбеста Свердловской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Управлению образованием Асбестовского городского округа, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 22 им. Н.И. Кузнецова» Асбестовского городского округа о возложении обязанности по оборудованию канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел. В обоснование иска указал, что

прокуратурой города по информации Асбестовского отдела вневедомственной охраны - филиала ФГКУ «Управление неведомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области» 22.12.2017 в рамках осуществления надзорных полномочий проведен сбор сведений о состоянии антитеррористической защищенности объектов системы образования Асбестовского городского округа.    

В результате данной проверки, установлено, что в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 22 им. Н.И. Кузнецова» Асбестовского городского округа, учредителем которого, согласно п.2.1 Устава является Управление образованием Асбестовского городского округа, в нарушение пункта 6.48 СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10, отсутствует канал передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112». Причем, ранее Асбестовским отделом вневедомственной охраны - филиала ФГКУ «Управление неведомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области» направлялось письмо об устранении указанных нарушений.

Прокурор указывает, что ненадлежащее соблюдение требований по антитеррористической; защищенности образовательных учреждений ущемляет права воспитанников и работников, как находящихся в настоящее время в учреждении, так и тех, кто будет находиться в будущем, на получение образование и осуществление ухода в безопасных условиях. Таким образом, круг лиц, чьи права и законные интересы нарушены указанным бездействием, установить не представляется возможным.

    В связи с изложенным истец просит: обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 22 им. Н.И. Кузнецова» Асбестовского городского округа создать безопасные условия обучения, а именно оборудовать канал передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112», а также обязать Управление образованием Асбестовского городского округа обеспечить финансирование оборудования канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112».

Помощник прокурора г. Асбеста Свердловской области Селиванов Н.В. исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, пояснил, что разумным сроком для исполнения решения суда является срок до 30.12.2018 г.

Представитель ответчика – Управление образованием Асбестовского городского округа в судебное заседание не явился, о дате месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представили письменное мнение, в котором возражал против возложения обязанности по оборудованию канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или в ситуационные центры «Службы 112».

Представитель ответчика – Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 22 им. Н.И. Кузнецова» Асбестовского городского округа Колтышева Н.В., действующая на основании Устава, в судебном заседании согласилась с исковыми требованиями, однако пояснила, что исполнение данных требований будет возможным при наличии финансирования на выполнение мероприятий по оборудованию канала передачи тревожных сообщений.

Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, прокуратурой города Асбеста по информации Асбестовского отдела вневедомственной охраны - филиала ФГКУ «Управление неведомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области» 22.12.2017 в рамках осуществления надзорных полномочий проведен сбор сведений о состоянии антитеррористической защищенности объектов системы образования Асбестовского городского округа. Было установлено, что в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 22 им. Н.И. Кузнецова», учредителем которого, согласно п.2.1 Устава является Управление образованием Асбестовского городского округа (л.д.7-38), в нарушение пункта 6.48 СП 118.13330.2012 Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10, отсутствует канал передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112» (л.д.5-6).

Ранее, 19.09.2017 года Асбестовским отделом вневедомственной охраны - филиала ФГКУ «Управление неведомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области» направлялось письмо об устранении указанных нарушений. Указанные нарушения устранены не были (л.д.57-58).

В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы ответственные за заботу с детьми или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Из приведенных норм следует, что Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.

В соответствии с п.п. 1, 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35 «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

В целях обеспечения безопасности в учреждениях для детей и в силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях образовательных учреждений должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в них должны быть устроены системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Образовательные детские учреждения являются объектами с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних (детей), то есть являются одними из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения. Поэтому процитированная бланкетная норма об обязательности системы сигнализации применима в силу п. 23 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 N 272, (далее - Требования) в рамках предоставленных п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» полномочий по установлению обязательных для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий).

Согласно п. 23 указанных Требований, все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией, системой освещения. В частности, в соответствии с п. 31 Требований для передачи тревожных извещений объект (территория) оборудуется устройствами тревожной сигнализации (механическими кнопками, радиокнопками, радиобрелоками, педалями). По п. 6.48 СП 118.13330.2012 "Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утвержденного приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать системы пожарной и охранной сигнализации, канал передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".

В силу пп. 15 ч, 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательного учреждения относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья воспитанников (обучающихся) и работников образовательной организации.    

Из содержания п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» следует, что охрана здоровья воспитанников (обучающихся) включает в себя обеспечение безопасности последних во время пребывания в образовательном учреждении.

Действующий в настоящее время Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» определяет общеобразовательную организацию как образовательную организацию, осуществляющую в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования (пункт 2 части 2 статьи 23).

В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 вышеприведенного закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за воспитанниками (обучающимися), их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье воспитанников (обучающихся), работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Учитывая приведенное, каждое образовательное учреждение должно быть оборудовано системой передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

Суд приходит к выводу, что в соответствии с положениями Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», установление системы охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в образовательном учреждении является обязательным, направленным на пресечение преступлений террористической направленности, и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья воспитанников и работников учреждения.

Доводы ответчика – Управления образованием Асбестовского городского округа об отсутствии оснований для применения положений Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» к существующим зданиям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу предусмотренных указанным законом требований, и о необходимости освобождения ответчика от исполнения обязанности по финансированию указанных мероприятий, являются несостоятельными.

В соответствии с ч. 1 ст. 42 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные данным Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.

Однако, как видно из приведенных выше норм они содержат императивные предписания в отношении образовательных учреждений. Кроме того, при рассмотрении вопроса о необходимости соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности и пожарной безопасности, применяется системное толкование нормативных правовых актов Российской Федерации.

Несоблюдение требований, установленных указанным Сводом правил в части безопасности зданий и сооружений, возведенных до введения в действие Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", являясь по существу признанием неравенства прав граждан, посещающих такое здание, по сравнению с правами других граждан, противоречит положениям ст. ст. 20, 41 Конституции Российской Федерации и конституционно закрепленному принципу равенства всех перед законом (ст. 19 Конституции Российской Федерации).

Довод о том, 18.01.2018 года между ООО «ОА «ТРОЙКА+» и Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 22 им. Н.И. Кузнецова» Асбестовского городского округа уже заключен договор об охране объекта посредством использования тревожной сигнализации, не может быть принят во внимание в связи с тем, что в соответствии с требованиями СП 118.13330.2012 (п. 6.48) канал передачи тревожных сообщений необходимо устанавливать в органах внутренних дел (вневедомственной охраны). ООО «ОА «ТРОЙКА+» в систему МВД России не входит.

Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму"), к которым относится как решение вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий (п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"), так и участие в профилактике терроризма и экстремизма, в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального образования (п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

При этом в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Таким образом, исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только муниципальных образовательных учреждений как титульных владельцев зданий, но и органов местного самоуправления как их учредителей и собственников имущества этих учреждений, а также как органов, наделенных публичными функциями защиты пребывающих в нем людей от различных незаконных посягательств.

На основании изложенного, исходя из совокупности установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств, анализа норм права, регулирующих спорные правоотношения, суд считает, что исковые требования прокурора города Асбеста Свердловской области в защиту прав неопределенного круга лиц к Управлению образованием Асбестовского городского округа, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 22 им. Н.И. Кузнецова» Асбестовского городского округа о возложении обязанности по оборудованию канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел, подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 22 ░░. ░.░. ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░ 112» ░ ░░░░ ░░ 30.12.2018 ░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░ 112».

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░     ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░                 ░.░. ░░░░░░░

2-310/2018 ~ М-123/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура
Ответчики
МБОУ "СОШ № 22"
Управление образования АГО
Суд
Асбестовский городской суд Свердловской области
Судья
Емашова Елена Александровна
Дело на сайте суда
asbestovsky--svd.sudrf.ru
02.02.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.02.2018Передача материалов судье
06.02.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.02.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.02.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.02.2018Предварительное судебное заседание
20.02.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
17.04.2018Предварительное судебное заседание
17.04.2018Судебное заседание
20.04.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.04.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.01.2019Дело оформлено
25.10.2019Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее