Дело № 2-950/2021
УИД 13RS0004-01-2021-001294-28
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ардатов 28 декабря 2021 г.
Ардатовский районный суд Республики Мордовия в составе
председательствующего судьи Раскина Н.И.,
при секретаре судебного заседания Святкиной А.Д.,
с участием прокуратуры Ардатовского района Республики Мордовия,
ответчика – администрации Каласевского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ардатовского района Республики Мордовия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Каласевского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия об обязании организовать создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп,
установил:
прокурор Ардатовского района Республики Мордовия, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что прокуратурой Ардатовского района Республики Мордовия проведена проверка исполнения требований законодательства, направленного на обеспечение безопасного обращения с отходами I и II классов опасности, в деятельности администрации Каласевского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия. В ходе проверки установлено, что в нарушении норм действующего законодательства, администрацией не организовано создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, не разработана инструкция по организации сбора и накоплению отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям, ответственное лицо за прием и хранение ртутьсодержащих ламп не назначено, информирование населения о соответствующих местах сбора не назначено, информирование населения о соответствующих местах сбора данного вида отходов не производится. Несоблюдение норм закона, устанавливающих требования к обращению с чрезвычайно опасными отходами потребления, ведет к причинению вреда окружающей среде, чем нарушаются права жителей Каласевского сельского поселения на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду. Просит суд обязать администрацию Каласевского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия устранить выявленные в ходе проверки нарушения законодательства в сфере обращения с отходами I-II класса опасности в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а именно: организовать создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Каласевского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия, а также произвести информирование потребителей (жителей Каласевского сельского поселения) о расположении таких мест, разработать инструкцию по организации сбора и накоплению отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначить в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.
В судебном заседании помощник прокурора Г. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика – глава Каласевского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия – Ф. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил суду заявление, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации, против удовлетворения исковых требований не возражал.
Суд, выслушав помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Свой вывод суд основывает следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.199 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическим благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу абз. 16 ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под сбором отходов понимается прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 № 2314 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (далее по тексту – Правила обращения с отходами), которые являются обязательными для юридических лиц (независимо от организационно-правовой формы) и индивидуальных предпринимателей.
Пунктом 2 Правил обращения с отходами разъяснено, что «потребители ртутьсодержащих ламп» это юридические лица или индивидуальные предприниматели, физические лица, эксплуатирующие ртутьсодержащие лампы.
В силу п. 3 Правил обращения с отходами потребители ртутьсодержащих ламп, за исключением физических лиц, осуществляющие накопление отработанных ртутьсодержащих ламп, назначают ответственных лиц за обеспечение безопасного накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу оператору.
Кроме того, п. 5 Правил обращения с отходами органы местного самоуправления организуют создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, в том числе в случаях, когда организация таких мест накопления в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил не представляется возможной в силу отсутствия в многоквартирных домах помещений для организации мест накопления, а также информирование потребителей о расположении таких мест.
Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242, лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (код 4 71 101 01 52 1) подлежат особому контролю.
В соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 04.12.2014 № 536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду», лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства относятся к отходам I класса опасности.
В соответствии с ГОСТ 17.4.1.02-83. «Государственный стандарт Союза ССР, Охрана природы. Почвы. Классификация химических веществ для контроля загрязнения», химическое вещество – ртуть относится с I классу опасности.
Статьёй 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что отходы I класса опасности относятся к чрезвычайно опасным отходам.
Как следует из материалов дела, ответчиком по делу является орган местного самоуправления – администрация Каласевского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия, зарегистрирована в качестве юридического лица 03.11.2020, ОГРН - - , ИНН - - , расположена по адресу: Республика Мордовия, Ардатовский район, с. Каласево, ул. Овражная, д. 18 (л.д. 6-10).
Администрация поселения является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления поселения и наделена полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе по организации и осуществлению мероприятий по охране в сельском поселении экологической среды, противопожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности населения.
В соответствии с решением Совета депутатов Ардатовского муниципального района от 23.06.2015 № 200 «О передаче осуществления части полномочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора», решением Совета депутатов Каласевского сельского поселения от 25.06.2015 № 94 «О принятии осуществления части полномочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора» органы местного самоуправления Ардатовского муниципального района Республики Мордовия передают, а органы местного самоуправления указанного поселения принимают полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Указанными Решениями установлено, что финансовое обеспечение передаваемых полномочий осуществляется за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Ардатовского муниципального района, на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения.
Между органами местного самоуправления Ардатовского муниципального района и органом местного самоуправления названного сельского поселения Ардатовского муниципального района заключено соглашение о передаче полномочий по решению вопроса местного значения по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах поселения.
Следовательно, органами местного самоуправления Каласевского сельского поселения должны приниматься все необходимые меры по организации деятельности в рассматриваемой сфере, в том числе по вопросу создания мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп.
Согласно акту проверки исполнения требований законодательства от 29.11.2021, проведенной прокуратурой Ардатовского района Республики Мордовия совместно с главой администрации Каласевского сельского поселения Ф., установлено, что в деятельности администрации Каласевского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия в нарушение норм требований законодательства, направленного на обеспечение безопасного обращения с отходами I и II классов опасности, не организовано создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп (л.д. 12-13).
Таким образом, судом установлено, что ответчиком ненадлежащим образом исполняются требования законодательства, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами I и II классов опасности, данное обстоятельство не оспаривается и ответчиком.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что невыполнение требований, предусмотренных Федеральными законами от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическим благополучии населения», от 26.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ведет к причинению вреда окружающей среде, чем нарушаются права жителей Каласевского сельского поселения на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду, в том числе права неопределенного круга лиц, поскольку число лиц, проживающих на территории сельского поселения постоянно изменяется.
Учитывая изложенное, требования прокурора Ардатовского района Республики Мордовия суд считает законными и обоснованными и полагает возможным их удовлетворить.
Судом сторонам разъяснялись требования ст. 56 ГПК РФ, в соответствии с которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, дополнительных доказательств ни той, ни другой стороной в суд представлено не было.
Согласно ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры освобождены от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, как и органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемых в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Ардатовского района Республики Мордовия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Каласевского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия об обязании организовать создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп – удовлетворить.
Обязать администрацию Каласевского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия устранить выявленные в ходе проверки нарушения законодательства в сфере обращения с отходами I-II класса опасности в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а именно: организовать создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Каласевского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия, а также произвести информирование потребителей (жителей Каласевского сельского поселения) о расположении таких мест, разработать инструкцию по организации сбора и накоплению отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначить в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Ардатовский районный суд Республики Мордовия.
Председательствующий Н.И. Раскин
Мотивированное решение изготовлено 30.12.2021