Именем Российской Федерации
7 августа 2019 года город Аткарск
Аткарский городской суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи Ульянова Ю.В.
при секретаре судебного заседания Михеевой М.А.
с участием истца Талалаева С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Талалаева С.А. к администрации Аткарского муниципального района Саратовской области, третье лицо Талалаев А.А., об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на жилой дом,
установил:
Талалаев С.А. обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав, что после смерти ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ ее муж ФИО2, являвшийся дедом истца, фактически принял наследство жены, включающее в себя дом, расположенный по адресу: <адрес>, однако с заявлением о вступлении в наследственные права к нотариусу не обращался. Кроме того, наследником являлся сын наследодателя ФИО5, являющийся отцом истца, но он к нотариусу не обращался и фактически не принял наследство. ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО2 31 августа 2016 году истец обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства и выдаче свидетельства о праве на наследство по завещанию. Нотариусом вынесено постановление об отказе в совершении данного нотариального действия, в связи с пропуском заявителем шестимесячного срока принятия наследства. Вместе с тем истец указывает, что он фактически вступил в права наследования относительно вышеназванного дома. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит суд установить факт принятия им наследства ФИО2, признать за ним право собственности на дом общей площадью 35,2 кв.м., состоящий из жилой комнаты площадью 16,9 кв.м. (литера А), жилой комнаты площадью 9,1 кв.м. (литера А1), расположенный по адресу: <адрес>.
Истец в судебном заседании обстоятельства, послужившие основанием обращения в суд, подтвердил, просил исковые требования удовлетворить, отметив, что после смерти ФИО2 он, несмотря на регистрацию по месту жительства по иному адресу, стал проживать в спорном доме, осуществлять его содержание, ремонт, а также оплачивать коммунальные услуги, несмотря на то, что лицевые счета оформлены на имя умершего.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что рассматриваемым спором права и законные интересы администрации Аткарского муниципального района Саратовской области не затрагиваются.
Талалаев А.А., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика и представителя третьего лица.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
В соответствии с п. 1 ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
Согласно ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
В силу ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Из положений ст. 1113 ГК РФ следует, что наследство открывается со смертью гражданина. Объявление судом гражданина умершим влечет за собой те же правовые последствия, что и смерть гражданина.
Положениями п. 1 ст. 1152 ГК РФ предусмотрено, что для приобретения наследства наследник должен его принять.
Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
В силу п. 1 ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
В соответствии с п. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:
вступил во владение или в управление наследственным имуществом;
принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;
произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;
оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Нормами п. 1 ст. 1154 ГК РФ предусмотрено, что наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В силу п.п. 1, 5 ст. 1118 ГК РФ распорядиться имуществом на случай смерти можно путем совершения завещания или заключения наследственного договора. К наследственному договору применяются правила настоящего Кодекса о завещании, если иное не вытекает из существа наследственного договора.
Завещание является односторонней сделкой, которая создает права и обязанности после открытия наследства.
Согласно п. 1 ст. 1119 ГК РФ завещатель вправе по своему усмотрению завещать имущество любым лицам, любым образом определить доли наследников в наследстве, лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, включить в завещание иные распоряжения. Завещатель вправе отменить или изменить совершенное завещание в соответствии с правилами статьи 1130 настоящего Кодекса.
Свобода завещания ограничивается правилами об обязательной доле в наследстве (статья 1149).
Как следует из материалов дела, супруги ФИО2 и ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ приобрели дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Из свидетельства о смерти серии I-РУ № следует, что ФИО7 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Дети умершей ФИО5 и ФИО8 отказались от принятия наследства, состоящего, в том числе из доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
ФИО2 принял наследство после умершей супруги, в связи с чем ему стал принадлежать дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно завещанию от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 завещал в равных долях принадлежащее ему имущество Талалаеву С.А. и Талалаеву А.А.
Как следует из свидетельства о смерти серии III-РУ №, ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ.
31 августа 2016 года Талалаев С.А. обратился к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство по завещанию после смерти ФИО2
Талалаев А.А. и иные лица с подобным заявлением к нотариусу не обращались.
Постановлением нотариуса от 31 августа 2016 года Талалаеву С.А. отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону по причине обращения с заявлением о принятии наследства по истечении установленного законом шестимесячного срока со дня открытия наследства.
Поскольку действующее законодательство не предусматривает иной, помимо получения свидетельства о праве на наследство, порядок документального подтверждения принятия наследства, суд приходит к выводу, что заявитель не имеет возможности самостоятельно, с использованием внесудебных процедур, получить документ, необходимый для подтверждения факта принятия наследства, что в силу положений ст. 265 ГПК РФ, является основанием для установления факта, имеющего для заявителя юридическое значение, в судебном порядке.
Из показаний допрошенных в судебном заседании свидетелей ФИО9, ФИО10, ФИО11, согласующихся с объяснениями истца Талалаева С.А., следует, что до 2016 года в <адрес>, расположенном по <адрес> проживал ФИО2 Истец Талалаев С.А. является его внуком. После смерти в 2016 году ФИО2 Талалаев С.А. стал проживать в названном доме, осуществлять его содержание, при необходимости ремонт, а также оплачивать коммунальные услуги.
Вышеприведенные показания свидетелей, а также объяснения истца о проживании последнего после смерти деда ФИО2 в доме, расположенном по адресу: <адрес>, согласуются с исследованными судом рапортом участкового уполномоченного полиции об адресе проживании истца, сведениями «Саратовэнерго», филиала ГУП Саратовской области «Облводоресурс» - «Аткарский», ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» об оплате после февраля 2016 года коммунальных услуг, поставляемых по адресу: <адрес>.
Сопоставив объяснения истца и исследованные доказательства в их совокупности, учитывая, что они не противоречат друг другу, а поэтому сомневаться в их достоверности нет оснований, а также с учетом презумпции, установленной п. 2 ст. 1153 ГК РФ, суд приходит к выводу о доказанности совершения Талалаевым С.А. в пределах шестимесячного срока со дня открытия наследства действий, свидетельствующих, как о направленности его воли на принятие наследства, так и о фактическом его принятии.
Между тем, поскольку нотариус отказал истцу в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону применительно к спорому дому, Талалаев С.А. лишен возможности зарегистрировать свое право на долю в праве на объект недвижимого имущества, то есть получить единственное доказательство наличия титула собственника, а как следствие - возможности владеть и распоряжаться принадлежащим им имуществом.
Следовательно, право собственности истца на долю в унаследованном имуществе, приобретенное и возникшее на законных основаниях, нарушено.
В соответствии с ч. 2 ст. 45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и свободы способами, не запрещенными законом.
Защита нарушенных гражданских прав осуществляется судом (п. 1 ст. 11 ГК РФ), в том числе, посредством признания права (ст. 12 ГК РФ).
Анализируя изложенное, избранный истцом Талалаевым С.А. способ защиты права путем его признания суд находит приемлемым, а заявленные требования об установлении факта принятия наследства и признании права собственности с учетом обстоятельств дела, подлежащими удовлетворению.
При таком положении, учитывая совокупность установленных в процессе разбирательства гражданского дела обстоятельств, суд приходит к выводу, что исковые требования истца подлежат удовлетворению в части признания за ним права собственности на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на дом, расположенный по адресу: <адрес>.
При этом суд исходит из того, что признание права собственности истца на весь дом, расположенный по адресу: <адрес>, противоречило бы положениям закона о свободе завещания и воле наследодателя.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Талалаева С.А. удовлетворить частично.
Установить факт принятия Талалаевым С.А. наследства после смерти ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Талалаевым С.А. в порядке наследования по завещанию право собственности на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 35,2 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в Саратовский областной суд путем принесения апелляционной жалобы через Аткарский городской суд Саратовской области.
Мотивированное решение изготовлено 12 августа 2019 года.
Судья Ю.В. Ульянов