Дело № 2-153/2013г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ардатов 07 марта 2013 года
Ардатовский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Ларькиной Н.В., при секретаре судебного заседания Фроловой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кондратьевой В. М. к ГУ «Управление пенсионного фонда РФ в Ардатовском муниципальном районе РМ» о включении в специальный стаж отдельных периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью со дня обращения в пенсионный орган,
установил:
Кондратьева В.М. обратилась в суд с вышеназванным иском по тем основаниям, что - - - года она обратилась в ГУ УПФР в Ардатовском муниципальном районе РМ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Решением Управления пенсионного фонда РФ в Ардатовском муниципальном районе РМ от 21 декабря 2012 года № 190 ей было отказано в назначении названной пенсии в виду отсутствия требуемой продолжительности специального стажа. При этом в специальный стаж истицы ответчик не включил период отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет с 06 октября 1992 года по 21 марта 1993 года, мотивируя тем, что с вступлением в законную силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации» период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
С данным решением она не согласна, считает его незаконным и подлежащим отмене, поскольку отпуск по уходу за ребенком до достижения 3-х лет ей был предоставлен в 1990 году, то есть до внесения изменений в законодательство о труде.
Просит суд признать решение Управления пенсионного фонда РФ в Ардатовском муниципальном районе РМ от 21 декабря 2012 года № 190 незаконным и обязать ответчика включить в ее специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью период отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет с 06 октября 1992 года по 21 марта 1993 года и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения в пенсионный орган, то есть с - - - года.
В судебном заседании истица Кондратьева В.М. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, просила их удовлетворить.
Представитель истицы по заявлению, Арсентьева А.А. в судебном заседании, исковые требования также поддержала в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям, дополнительно суду пояснили, что отсутствие приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком не является основанием для исключения спорного периода из специального стажа. Доказательствами нахождения Кондратьевой В.М. в отпуске по уходу за ребенком являются трудовая книжка, согласно которой она не увольнялась, не переводилась на другие должности и работы, лицевые счета, согласно которым за указанный период ей по месту работы выплачивались пособия на детей.
Представитель ответчика ГУ «Управление пенсионного фонда РФ в Ардатовском муниципальном районе РМ» Бодрова Г.Н., действующий по доверенности от 16 января 2013 года, иск не признала по основаниям, изложенным в решении пенсионного органа от 21 декабря 2021 года № 190, дополнительно пояснила, что проведенной пенсионным органом проверкой льготного стажа истицы было выявлено, что ее нахождение в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет документально не подтверждается, отсутствует приказ о предоставлении ей такого отпуска. Просит суд в удовлетворении иска отказать.
Суд заслушав пояснения и доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, установил следующее.
Согласно записей в трудовой книжке Кондратьева В.М. - - - года рождения в период с 15 августа 1987 года по 13 декабря 1993 года работала в должности учителя русского языка и литературы в Безводнинской восьмилетней школе.
Согласно справки уточняющей занятость в соответствующих должностях за периоды работы, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью от 07декабря 2012 года работодатель подтверждает, что Кодратьева В.М. с 15 августа 1987 года по 13 декабря 1993 года работала в должности учителя в Безводнинской восьмилетней школе.
Согласно копии свидетельства о рождении - - - года Кондратьева В.М. родила дочь И.
Из карточек-справок по начислению заработной платы в Безводнинской восьмилетней школе за 1991-1993 годы видно, что Кондратьевой В.Н. с января 1991 года по март 1993 года начислялись пособия на ребенка.
<адрес> года Кондратьева В.М. обратилась в Управление ПФ РФ в Ардатовском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Решением Управление ПФ РФ в Ардатовском муниципальном районе Республики Мордовия от 21 декабря 2012 года № 190 Кондратьевой В.М. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказано в виду отсутствия требуемой продолжительности специального стажа.
Правом на досрочное назначение пенсии пользуются лица, не менее 25 лет осуществляющие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста. У Кондратьевой В.М. на дату обращения, то есть на - - - года имелось страхового стажа 25 лет 3 месяца 07 дней, из них льготного педагогического стажа – 24 года 08 месяцев 08 дней.
В специальный стаж не засчитан в том числе период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет с 06 октября 1992 года по 21 марта 1993 года, так как с вступлением в законную силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации» период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях
Суд находит данное решение пенсионного органа необоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правом на досрочное назначение пенсии по старости пользуются лица, не менее 25 лет осуществляющие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.
Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком Кондратьевой В.М. начался до 6 октября 1992 года (ребенок родился 22 марта 1990 года), т.е. до внесения изменений в статью 167 КЗоТ РСФСР, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-х лет с 7 октября 1992 года по 21 марта 1993 года подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию.
Этот вывод в полной мере согласуется и с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в пункте 27 которого разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Довод ответчика об отсутствии приказа о предоставлении истице отпуска по уходу за ребенком суд находит несостоятельным по следующим основаниям.
Во-первых, согласно обжалуемого решения пенсионного органа, ответчик сам признал факт нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до 06 октября 1992 года, во-вторых, нахождение истицы в отпуске по уходу за ребенком подтверждается карточками-справками о начислении заработной платы за 1991-1993 годы, согласно которых истице выплачивались пособия на ребенка.
При изложенных обстоятельствах отсутствие приказа о предоставлении истице отпуска по уходу за ребенком суд оценивает как техническую ошибку работодателя и не может ограничить пенсионные права истицы.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Учитывая, что по обжалуемому решению УПФР в Ардатовском муниципальном районе РМ от 21 декабря 2012 года № 190 у истицы имелся педагогический стаж работы на день обращения в пенсионный орган, то есть на - - - года, 24 года 08 месяцев и 08 дней, то при включении в льготный стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет с 06 октября 1992 года по 21 марта 1993 года, педагогический стаж будет составлять 25 лет 01 месяц 23 дня, соответственно право на досрочную пенсию у Кондратьевой В.М. возникло со дня обращения с заявлением в УПФР, то есть с - - - года.
В соответствии со ст.333.40 Налогового кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию в пользу Кондратьевой В.М. госпошлина в сумме 200 рублей, уплаченная истицей при подаче искового заявления в суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Кондратьевой В. М. удовлетворить.
Признать незаконным решение ГУ «Управление пенсионного фонда РФ в Ардатовском муниципальном районе РМ» от 21 декабря 2012 года № 190 об отказе в назначении Кондратьевой В. М. досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Обязать ГУ «Управление пенсионного фонда РФ в Ардатовском муниципальном районе РМ» включить Кондратьевой В. М. в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет с 06 октября 1992 года по 21 марта 1993 года.
Обязать ГУ «Управление пенсионного фонда РФ в Ардатовском муниципальном районе РМ» назначить Кондратьевой В. М. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности со дня обращения с заявлением в пенсионный орган, то есть с - - - года.
Взыскать с ГУ «Управление пенсионного фонда РФ в Ардатовском муниципальном районе РМ» в пользу Кондратьевой В. М. возврат госпошлины в размере 200 (двести) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме в Верховный суд Республики Мордовия через Ардатовский районный суд Республики Мордовия.
Председательствующий: подпись
Копия верна:
Судья Ардатовского районного суда РМ Н.В. Ларькина