Дело № 2-88/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пермь 18 февраля 2015 года
Орджоникидзевский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Катаева О.Б.,
при секретаре ...,
с участием представителя истца ...,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ..., действующей в интересах несовершеннолетнего ... к департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании отказа незаконным, возложении обязанности предоставлении прав на формирование земельного участка, постановки на кадастровый учет, заключении договора аренды,
У С Т А Н О В И Л:
..., действующая в интересах несовершеннолетнего ... обратилась в суд с иском к департаменту земельных отношений администрации города Перми (далее ДЗО) о признании отказа департамента, изложенного в письме от (дата) № №..., в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <АДРЕС> незаконным, возложении обязанности предоставлении прав на формирование земельного участка, постановки на кадастровый учет, заключении договора аренды.
Требование мотивировано тем, что (дата) ... обратилась в ДЗО администрации города Перми с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <АДРЕС> на основании ст. 30.2 «Земельного кодекса Российской Федерации» от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ и ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». ДЗО администрации города Перми рассмотрев заявление (дата) за № №... в предоставлении земельного участка отказал. Отказ ДЗО истец считает незаконным, поскольку право на первоочередное предоставление инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, закреплено законом, отсутствие возможности предоставления земельного участка в связи с тем, что порядок предоставления земельных участков данной категории граждан не урегулирован, не имеет юридического значения.
Истец ... в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, с участием представителя, на исковых требованиях настаивает в полном объеме.
Представитель истца в судебном заседании предъявленные требования ... о предоставлении земельного участка ... поддержал, пояснил, что на иждивении истца находится несовершеннолетний сын ..., который является ребенком-инвалидом, нуждаются в улучшении жилищных условий. Поскольку у ... церебральный паралич тяжелой степени согласно Постановлению Правительства РФ №... от (дата), он нуждается в дополнительной жилой площади.
Представитель ответчика ДЗО администрации города Перми, в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие. С исковыми требованиями ... департамент не согласен. Обращал внимание, что возможность обеспечения инвалидов жилой площадью непосредственно связана с нуждаемостью указанных лиц в улучшении жилищных условий. При этом, доказательств соблюдения порядка постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий истцом не представлено. Кроме того, не представлен кадастровый паспорт спорного земельного участка, в связи, с чем невозможно определить, идентифицированы ли границы земельного участка в установленном законом порядке. Согласно процедуре предоставления земельного участка в рамках ст. 36 ЗК РФ заключению договора аренды предшествует издание распоряжения о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду. ДЗО распоряжение о предоставлении земельного участка издано не было, таким образом, заключение договора аренды земельного участка является преждевременным. Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", не предусмотрено право выбора конкретного земельного участка. Вместе с тем, отказ не лишает заявителя возможности обратиться повторно в департамент с заявлением.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает, что требования истца в части признания отказа департамента земельных отношений подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду…. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Согласно ч. 6 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Нормы, устанавливающие нуждаемость в жилом помещении, закреплены в ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Пунктом 1 Решения Пермской городской Думы от 30 мая 2006 года № 103 утверждена учетная норма площади жилого помещения по городу Перми в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи, минимальная норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
В судебном заседании исследованными доказательствами установлено, что ..., (дата) года рождения, является ребенком инвалидом, инвалидность установлена на срок до (дата), что подтверждается справкой серия №... №... от (дата) (л.д. 10).
Родителями ... являются ..., ..., что подтверждается свидетельством о рождении (л.д. 29).
Согласно справке и протоколу врачебной комиссии №... от (дата) МБУЗ «№...» ... нуждается в обеспечении дополнительной жилой площадью согласно Постановлению Правительства РФ от 21 декабря 2004 года № 817.
Согласно справке о составе семьи ООО «УК «<.....>» №... от (дата) ..., (дата) года рождения зарегистрирован по адресу: <АДРЕС> совместно с матерью ..., тетей ..., бабушкой ... (л.д. 28).
Как следует из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, свидетельства о государственной регистрации прав от (дата), ... является собственником ? доли жилого помещения – трехкомнатной <АДРЕС>, расположенного по <АДРЕС>, общей площадью 56,8 кв.м. (л.д. 27, 41).
На праве долевой собственности ... принадлежит 1/6 доля, ... – 1/3 доля трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <АДРЕС> (л.д. 42, 43).
Согласно информации ГУП «ЦТИ Пермского края» ... на праве собственности не имеет в г. Перми квартиры и жилья в частном доме, в приватизации жилья не участвовала (л.д. 26).
Как следует из уведомления из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, справки ГУП «ЦТИ Пермского края» от (дата), у ... прав на объекты недвижимого имущества отсутствуют. В приватизации жилых помещений, расположенных на территории Александровского муниципального района Пермского края не участвовал.
Сведения о зарегистрированных правах на земельный участок, расположенный по адресу: <АДРЕС> отсутствуют (л.д. 9, 15, 44).
(дата) ..., действующая в интересах несовершеннолетнего ..., являющегося инвалидом с детства, обратилась в ДЗО администрации <АДРЕС> с заявлением о предоставлении в аренду для индивидуального жилищного строительства земельного участка, расположенного по адресу: <АДРЕС>.
Согласно ответу ДЗО администрации города Перми от (дата) ... отказано в предоставлении земельного участка. Сообщено, что земельное законодательство не содержит специального порядка предоставления инвалидам земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Органы государственной власти Пермского края и органы местного самоуправления не вправе принимать нормативные правовые акты, устанавливающие порядок предоставления земельных участков для льготных категорий граждан. Доказательств нуждаемости в улучшении жилищных условий ... не представлено, определить нуждаемость не представляется возможным.
Анализируя представленные сторонами доказательства в совокупности, принимая во внимание, что ... является инвалидом с детства, жилого помещения в собственности он не имеет, в настоящее время проживает в жилом помещении собственником которого является мать ... (1/2 доля в праве), размер общей площади по месту регистрации им жилого помещения составляет 56,8 к.м., фактически приходящаяся на ... и ... площадь по месту регистрации составляет 28,4 кв.м.,
Поскольку ... страдает тяжелой формой хронического заболевания, предусмотренного перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, ему может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), то есть не более 30 кв.м.
Следовательно, по смыслу ч. 1 и 14 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" ... имеет право на предоставление земельного участка для строительства индивидуального жилого дома.
Таким образом, отказ ДЗО администрации города Перми, изложенный в письме от (дата) за №..., следует признать незаконным.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
По смыслу ст. 29 ЗК РФ предоставление конкретного земельного участка для строительства индивидуального жилого дома является компетенцией органа местного самоуправления.
Как установлено статьей 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельный участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
С учетом требований изложенных норм, исключительной компетенции органа местного самоуправления вопроса о предоставлении земельного участка гражданину, суд считает возможным возложить на департамент земельных отношений администрации г. Перми обязанность повторно рассмотреть заявление истца о предоставлении ..., действующей в интересах несовершеннолетнего ... земельного участка для строительства индивидуального жилого дома.
В остальной части исковых требований ..., действующей в интересах несовершеннолетнего ... следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ..., действующей в интересах несовершеннолетнего ... удовлетворить в части.
Признать незаконным решение Департамента земельных отношений администрации г. Перми, изложенное в письме от (дата) №...
Возложить на Департамент земельных отношений администрации г. Перми обязанность повторно рассмотреть заявление ..., действующей в интересах несовершеннолетнего ..., о предоставлении на правах аренды земельного участка.
В удовлетворении остальной части требований ..., действующей в интересах несовершеннолетнего ... отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд путем подачи жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Перми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
<.....>
<.....>
<.....> Судья Катаев О.Б.