РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 февраля 2019 года ...
Ангарский городской суд ... в составе председательствующего судьи Дяденко Н.А. при секретаре ФИО8, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № по иску ФИО5 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ангарском городском округе ... о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по потере кормильца, обязании назначить страховую пенсию,
УСТАНОВИЛ:
Обратившись в суд, истец указала, что ее супруг ФИО4, с которым у них имеются двое детей: ФИО2, ** рождения, и ФИО3, ** рождения, умер **. Находясь в отпуске по уходу за ребенком, ФИО5 ** обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей пенсии по потере кормильца. Поскольку наличие у нее трудовых отношений с ООО «Технотрейд» не является препятствием в назначении пенсии по потере кормильца, полагает, что отказ в назначении указанной пенсии является неправомерным и просит обязать назначить страховую пенсию по потере кормильца.
В судебном заседании истец и ее представители ФИО9, ФИО10, действующие на основании заявления, исковые требования поддержали на основании доводов, изложенных в иске.
Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ангарском городском округе ... представителя в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом, заявило о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения истца и ее представителей, суд, с учетом всех обстоятельств дела приходит к следующим выводам.
Как следует из Свидетельства о заключении брака I-СТ №, между ФИО4 и ФИО5 ** заключен брак.
Из соответствующих свидетельств установлено, что в период брака у ФИО4 и ФИО5 родились дети: ФИО2, ** рождения, и ФИО3, ** рождения.
** супруг истца ФИО4 умер, что подтверждается Свидетельством о смерти I-МН №.
Согласно имеющейся в выплатном деле трудовой книжке, Справкам ООО «Технотрейд» истец с ** по настоящее время трудоустроена в указанной организации, с ** находилась в декретном отпуске, с ** находится в отпуске по уходу за ребенком. Доходов в 2017-2018 гг. ФИО5 от работодателя не получала, что подтверждается справками о доходах физического лица.
Как следует из выплатного дела, ** истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца.
Решением Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ангарском городском округе ... от ** № в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца ФИО5 было отказано в связи с осуществлением ею трудовой деятельности.
Конституция РФ в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на пенсию по случаю потери кормильца, условия и порядок получения которой согласно статье 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
Федеральный законодатель, реализуя дискреционные полномочия, предоставленные ему статьями 39 (часть 2), 72 (пункты "б", "ж" части 1) и 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации, и закрепляя в федеральном законе виды и правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, вправе определять как общие правила назначения и выплаты пенсий, так и особенности (условия) приобретения права на получение пенсий конкретного вида отдельными категориями граждан.
Вместе с тем, при осуществлении соответствующего регулирования федеральный законодатель связан в том числе необходимостью соблюдения гарантированного статьей 19 (часть 1) Конституции РФ принципа равенства, который носит универсальный характер, оказывает регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений и выступает конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции РФ, но и прав, приобретаемых гражданами на основании закона. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства означает, помимо прочего, запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях); различия в условиях приобретения отдельными категориями граждан права на пенсию и реализации пенсионных прав допустимы, если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (пункт 2 Постановления Конституционного Суда РФ от ** №-П).
Федеральный закон «О страховых пенсиях», устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан России на страховые пенсии, в том числе страховую пенсию по случаю потери кормильца, определяет круг лиц, имеющих право на эту пенсию, а также условия ее назначения.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).
Согласно пункту 2 части 2 той же статьи нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на страховую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с пунктом 1 настоящей части, и не работают. Указанным родственникам пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца.
Таким образом, федеральным законодателем установлено, что супруг умершего кормильца имеет право на страховую пенсию при одновременном соблюдении следующих условий:
- если он занят уходом за детьми умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на страховую пенсию по случаю потери кормильца,
- если он не работает.
В соответствии со статьей 20 Трудового кодекса РФ работник – это физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.
Согласно нормами статей 255, 256 Трудового кодекса РФ женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с выплатой соответствующих пособий по государственному социальному страхованию. На период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность). Отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения страховой пенсии по старости).
Как следует из статьи 260 Трудового кодекса РФ, перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него либо по окончании отпуска по уходу за ребенком женщине по ее желанию предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск независимо от стажа работы у данного работодателя.
Таким образом, в период отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком женщина находится в трудовых правоотношениях.
В соответствии с нормами статьи 66 Трудового кодекса РФ, пунктом 43 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утв. Постановлением Правительства РФ от ** №, трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности работника и хранится у работодателя.
Согласно пункту 24 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом РФ государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от ** №н, граждане при обращении за назначением страховой пенсии по случаю потери кормильца с заявлением о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) в качестве документа, подтверждающего факт того, что они не работают, предоставляют трудовую книжку.
Системное толкование вышеуказанных правовых норм дают основание полагать, что основанием для возникновения права на пенсию по потере кормильца является отсутствие трудовых отношений, а не фактическое неосуществление трудовой деятельности и неполучение заработной платы в период соответствующего отпуска.
Как усматривается из материалов дела, на момент смерти супруга ФИО5 находилась в отпуске по беременности и родам с выплатой соответствующего пособия по государственному социальному страхованию.
В соответствии пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» лица, работающие по трудовым договорам, подлежат обязательному социальному страхованию
Согласно пункту 1 статьи 1.2 того же закона под обязательным социальным страхованием на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством понимается система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Таким образом, женщине, состоявшей в трудовых отношениях, за счет Фонда социального страхования Российской Федерации компенсируется утраченный заработок посредством выплаты пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком (статьи 1.4, 2.2 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»).
Как следует из подпункта 3 пункта 1 статьи 25 Федерального закона «О страховых пенсиях» для супруга, занятого уходом за детьми умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, прекращение страховой выплаты производится в случае поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж).
Согласно нормам пунктов 1 статьи 11, 12 того же закона период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности и период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет включается в страховой стаж в целях определения права на страховую пенсию.
Из указанных норм следует, что установленное пунктом 2 части 2 статьи 10 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на получение пенсии по потере кормильца в толковании, придаваемом позицией истца, создало бы правовую неопределённость в порядке прекращении указанной страховой выплаты.
Таким образом, доводы истца о том, что она является неработающей, а потому имеет право на получение спорной пенсии, основаны на неправильном толковании норм материального права.
При этом суд соглашается с истцом, что в силу норм Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» гражданин может обеспечиваться одновременно несколькими видами социального страхования.
При этом его право на получение соответствующего вида социального страхования должно быть обеспечено соблюдением условий, установленных федеральным законодателем для его получения.
В рассматриваемом случае ФИО5 состоит в трудовых отношениях, что исключает ее включение в перечень лиц, имеющих право на получение страховой пенсии по потере кормильца в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 10 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Суд не усматривает в действиях ответчика нарушений действующего законодательства и считает, что требования истца удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО5 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ангарском городском округе ... о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по потере кормильца, обязании назначить страховую пенсию - отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца с момента составления мотивированного решения.
Судья Н.А.Дяденко
Резолютивная часть
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
** ...
Ангарский городской суд ... в составе председательствующего судьи Дяденко Н.А. при секретаре ФИО8, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № по иску ФИО5 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ангарском городском округе ... о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по потере кормильца, обязании назначить страховую пенсию,
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО5 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ангарском городском округе ... о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по потере кормильца, обязании назначить страховую пенсию - отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца с момента составления мотивированного решения.
Судья Н.А.Дяденко