Дело №2-146/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 февраля 2019 года с. Аргаяш
Аргаяшский районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи С.М. Хайрутдиновой
при секретаре Д.Р. Шамсутдиновой
с участием прокурора Ю.И. Юговой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Аргаяшского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Аязгуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности о размещении информации о деятельности органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Аргаяшского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц обратился к администрации Аязгуловского сельского поселения о признании бездействия незаконным и возложении обязанности о размещении информации о деятельности органа местного самоуправления.
В обоснование иска указав, что Прокуратурой района проведена проверка соблюдения администрацией Аязгуловского сельского поселения требований законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления. Согласно п.2 ст.6 Федерального закона №8-ФЗ доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления может обеспечиваться путем размещения информации о своей деятельности в сети Интернет. В соответствии с ч.1 ст.10 Федерального закона №8-ФЗ органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. Перечень информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемой указанными органами в сети «Интернет» приведен в ч. 1 ст. 13 Федерального закона №8-ФЗ. Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что администрацией Аязгуловского сельского поселения требования Федерального закона №8-ФЗ исполняются ненадлежащим образом. В ходе мониторинга страниц официального сайта администрации Аязгуловского сельского поселения в сети «Интернет»: http://ayazgulova.ru установлено, что органом местного самоуправления не опубликована обязательная для размещения информация, предусмотренная ч.1 ст.13 Федерального закона №8-ФЗ, а именно: тексты муниципальных правовых актов, внесенных в представительный орган муниципального образования; информацию о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами муниципальными правовыми актами; порядок обжалования муниципальных правовых актов; информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации; информация о кадровом обеспечении органа местного самоуправления, в том числе: порядок поступления граждан на муниципальную службу; сведения о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления; квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы; условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы; номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в органе местного самоуправления; информация о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе: порядок и время приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность; фамилия, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема лиц, обеспечение рассмотрения их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера; обзоры обращений лиц, а также обобщенная информация о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах. Просили признать незаконным бездействие администрации Аязгуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области, выразившееся в неразмещении информации о деятельности органа местного самоуправления на официальном сайте администрации Аязгуловского сельского поселения в сети «Интернет» http://ayazgulova.ru. Обязать администрацию Аязгуловского сельского поселения разместить на официальном сайте администрации поселения в сети «Интернет» http://: ayazgulova.ru: тексты муниципальных правовых актов, внесенных в представительный орган муниципального образования; информацию о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами муниципальными правовыми актами; порядок обжалования муниципальных правовых актов; информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации; информация о кадровом обеспечении органа местного самоуправления, в том числе: порядок поступления граждан на муниципальную службу; сведения о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления; квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы; условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы; номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в органе местного самоуправления; информация о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе: порядок и время приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность; фамилия, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема лиц, обеспечение рассмотрения их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера; обзоры обращений лиц, а также обобщенная информация о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.
Помощник прокурора Югова Ю.И. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель администрации Аязгуловского сельского поселения в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежаще, до судебного заседания направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Выслушав помощника прокурора Югову Ю. И., исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Согласно части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 09 февраля 2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относится информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации.
Федеральный закон от 09.02.2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее Закон №8-ФЗ), регулирующий отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией, в том числе граждан, организаций и общественных объединений, к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (пункт 3 статьи 1 и часть 1 статьи 2), закрепляет основные принципы обеспечения доступа к такой информации, относя к ним, в частности, ее открытость и доступность, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (пункт 1 статьи 4).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.12.2011 №1624-О-О, такое законодательное регулирование направлено на создание условий (гарантий), обеспечивающих максимальную информационную открытость государственных органов и органов местного самоуправления для граждан и иных субъектов гражданского общества, и согласуется с принятой Советом Европы 27.11.2008 Конвенцией о доступе к официальным документам (преамбула, статья 3), в которой подчеркивается особое значение прозрачности деятельности государственных органов в плюралистическом и демократическом обществе и которая вместе с тем не исключает ограничений права на доступ к официальным документам при условии, что эти ограничения четко установлены законом, являются необходимыми и соразмерными целям защиты общепризнанных в демократическом обществе ценностей.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» одним из способов обеспечения органом местного самоуправления доступа к информации о своей деятельности является размещение указанной информации в сети Интернет.
Согласно ч. 1 ст. 10 указанного закона государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети "Интернет", указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.
Статьями 13, 14 Федерального закона от 09 февраля 2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» установлены требования к объему и периодичности размещаемой в сети «Интернет» информации о деятельности органов местного самоуправления.
В силу части 7 статьи 14 Федерального закона от 09 февраля 2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления.
В судебном заседании установлено, что проверка исполнения федерального законодательства в сфере обеспечения доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления, проведенная прокуратурой Аргаяшского района показала, что на официальном сайте администрации Аязгуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области информация о деятельности администрации доведена до пользователей в не полном объеме и неактуальном состоянии.
Отсутствие на официальном сайте муниципального образования полного перечня информации, установленного статьей 13 Федерального закона №8-ФЗ нарушает права неопределенного круга лиц на открытое и доступное получение достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления.
Неисполнение администрацией вышеуказанной обязанности нарушает принципы обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, установленные в статье 4 Федерального закона №8-ФЗ.
Сведений о том, что на момент рассмотрения дела установленная законом информация размещена на сайте поселения в полном объеме, суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым удовлетворить иск прокурора в полном объеме и обязать администрацию Аязгуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области разместить на официальном Интернет – сайте информацию о деятельности органа местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие администрации Аязгуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области, выразившееся в неразмещении информации о деятельности органа местного самоуправления на официальном сайте администрации Аязгуловского сельского поселения в сети «Интернет» http://ayazgulova.ru.
Обязать администрацию Аязгуловского сельского поселения разместить на официальном сайте администрации поселения в сети «Интернет» http://ayazgulova.ru:
- тексты муниципальных правовых актов, внесенных в представительный орган муниципального образования;
- информацию о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами муниципальными правовыми актами;
- порядок обжалования муниципальных правовых актов;
- информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;
- информацию о кадровом обеспечении органа местного самоуправления, в том числе: порядок поступления граждан на муниципальную службу; сведения о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления; квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы; условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы; номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в органе местного самоуправления;
- информацию о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе: порядок и время приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность; фамилия, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема лиц, обеспечение рассмотрения их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера; обзоры обращений лиц, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Аргаяшский районный суд.
Председательствующий: С.М. Хайрутдинова