Дело № 2-437/2021
42RS0001-01-2021-000577-61
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:
председательствующего Логвиновой О.В.,
при секретаре Петерс С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области
24 мая 2021 года
гражданское дело по иску Тихоновой Татьяны Георгиевны, Тихонова Сергея Васильевича к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, предоставлении социальной выплаты,
установил:
Истцы Тихонова Т.Г., Тихонов С.В. обратились в суд с иском к ответчику о включении их в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, расположенного по адресу: <адрес>, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте ОАО «Анжерская» непригодным для проживания, и предоставлении социальной выплаты, мотивируя свои требования следующим.
Истец Тихонова Т.Г. является нанимателем жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора социального найма № от <дата>, совместно с ней вселен как член семьи нанимателя Тихонов С.В.
В данном жилом доме Тихонова Т.Г. проживает примерно с <дата> года по договору социального найма.
Жилой дом находится на горном отводе ликвидированной шахты «Анжерская». При неоднократных обращениях в администрацию Анжеро-Судженского городского округа с вопросом о включении истцов в списки на переселение им было отказано.
Согласно заключения ООО «НЦ ГМД» № от <дата> дом по <адрес>, расположен на горном отводе ликвидированной шахты «Анжерская» и рекомендуется к сносу как жилье, ставшее ветхим и непригодным для проживания в результате ведения горных работ, так как суммарные горизонтальные деформации земной поверхности превышают допустимые значения.
Истцы просили суд обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа включить их в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности для проживания в результате ведения горных работ и предоставить им социальную выплату из расчета 42 кв. метров на семью, состоящую из 2 человек, для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, из расчета средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья на дату фактического предоставления социальной выплаты.
Представитель истца Тихоновой Т.Г. адвокат Виденмеер Е.А., действующая на основании ордера, на исковых требованиях настаивала, кроме того, пояснила, что истец спорное жилое помещение было предоставлено по договору социального найма истцу Тихоновой Т.Г. в <дата> году. Истец Тихонов С.В. проживает в спорной квартире с рождения, с <дата> года. Иного жилья у них нет.
Истцы Тихонова Т.Г., Тихонов С.В., представители ответчика Администрации Анжеро-Судженского городского округа, третьего лица Министерства энергетики РФ, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще. Истец Тихонова Т.Г. в своем заявлении просила дело рассмотреть в ее отсутствие с участием представителя.
В своем отзыве на исковое заявление представитель ответчика просил дело рассмотреть в его отсутствие, также указал, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, расположен на горном отводе ликвидированной шахты «Анжерская», на основании заключения СФ ОАО «ВНИМИ» от <дата> № не подработан или построен на ранее подработанной территории, сносу не подлежит. Заключение ООО «НЦ ГМД» № от <дата>, проведенное истцами самостоятельно, которым установлено, что дом расположен на горном отводе шахты «Анжерская», является ветхим и подлежит сносу, не оспаривает.
Представитель третьего лица в своем отзыве на исковое заявление просил дело рассмотреть в его отсутствие, также пояснил, что в составе проекта ликвидации шахты ОАО «Анжерская» имеется список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья. В указанном списке истцы Тихонова Т.Г., Тихонов С.В., проживающие в квартире по адресу <адрес>, не значатся. Таким образом, у администрации Анжеро-Судженского городского округа Кемеровской области отсутствуют правовые основания для включения истцов в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, заключения договора на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие истцов, представителей ответчика и третьего лица.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Ст. 2 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законодательством источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан.
В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 5 Федерального закона от 20.06.1996 № 81-ФЗ (ред. от 10.07.2012, с изм. от 04.03.2013) «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также собственных средств организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев). Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 года № 428 (ред. от 28.09.2016) «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (далее по тексту - Правила), которые устанавливают порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (далее - межбюджетные трансферты).
Согласно п. 2 и 3 Правил, Министерство энергетики Российской Федерации предоставляет межбюджетные трансферты местным бюджетам шахтерских городов и поселков на ряде условий, в числе которых входят: использование межбюджетных трансфертов органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков на финансовое обеспечение реализации мероприятий, предусмотренных п. 5 настоящих Правил; представление органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Министерству энергетики Российской Федерации сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности.
В силу пп. а, б п. 5 Правил, межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по сносу ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
Согласно п. 6 Правил размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке списков граждан, подлежащих переселению, а также списков граждан, подлежащих переселению в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область), и муниципальных программ создания новых рабочих мест.
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации. Основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются: рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности; государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению; снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье.
Согласно п. 9 размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).
Согласно п. 10 Правил, норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет: 33 кв. метра - для одиноких граждан; 42 кв. метра - на семью из 2 человек, 18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.
В силу абз. 2 п. 11 Правил социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременении, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты. Указанные обязательства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина.
Абзацем вторым п. 13 Правил установлено, что приобретенное за счет средств социальной выплаты жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в договоре о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
Согласно п. 2.12.2 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Приказом Минэнерго России от 01.11.2001 N 308, переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» социальная выплата является одной из форм государственной социальной помощи, то есть имеет равное смысловое значение с пособием, поскольку направлена на оказание материальной помощи определенным слоям населения. Предоставление социальной выплаты - это одна из форм социальной защиты граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющем иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением.
Таким образом, из анализа вышеуказанных норм права, следует, что предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть необеспеченность их иным жильем.
Основанием для предоставления социальной выплаты является постоянное проживание в сносимом жилом помещении, зарегистрированного на данной площади гражданина, на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты. Каких-либо других критериев для предоставления социальной выплаты для приобретения жилья законом в данном случае не установлено.
Судом установлено, что жилой дом по <адрес> на основании договора социального найма жилого помещения № от <дата> принадлежит Тихоновой Т.Г. (л.д.5-8).
Согласно справке МП ЕРКЦ (л.д.22) в доме по <адрес>, Тихонова Т.Г. зарегистрирована с <дата>, <...> Тихонов С.В. с <дата>.
Заключением СФ ОАО ВНИМИ от <дата> № установлено, что дом по <адрес>, расположен на горном отводе ликвидированной шахты «Анжерская», имеет отметку Э – жилые дома, не подработанные или построенные на ранее подработанной территории (л.д.43).
Заключением ООО «НЦ ГМД» № от <дата>, составленным по заявлению истца, установлено, что жилой дом по <адрес>, является ветхим, основной причиной ветхого состояния дома являются подземные горные работы ликвидированной шахты «Анжерская», так как суммарные горизонтальные деформации земной поверхности превышают допустимые значения. Жилой дом рекомендуется к сносу, как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности, в результате ведения горных работ ликвидированной ОАО «Шахта Анжерская». Жилой дом не подлежит повторному заселению, после переселения жителей должен быть разобран (л.д.10-21).
Решением внеочередного общего собрания акционеров ОАО «Шахта Анжерская» от <дата> принято решение о ликвидации шахты, создана ликвидационная комиссия.
Решением Арбитражного суда <адрес> от <дата> ОАО "Шахта Анжерская" признано несостоятельным (банкротом).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ОАО «Шахта Анжерская» прекратило деятельность <дата>.
Исследуя указанные выше доказательства, суд приходит к выводу, что моментом принятия решения о ликвидации шахты является день принятия внеочередным общим собранием акционеров ОАО «Шахта Анжерская» решения о ликвидации шахты - <дата>.
Как следует из выписок из ЕГРП, представленных представителем ответчика, за Тихоновой Т.Г. <дата> на основании договора дарения от <дата> зарегистрировано право собственности на квартиру, общей площадью <...> кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, право прекращено <дата>, за истцом Тихоновым С.В. объекты недвижимости не зарегистрированы.
Разрешая требования истцов о включении их в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ОАО «Шахта Анжерская», и предоставлении им социальной выплаты для приобретения жилья из расчета 42 кв.м. на семью, состоящую из 2 человек, оценивая доводы и возражения сторон, представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что удовлетворение заявленных истцами требований возможно при наличии совокупности следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть необеспеченность иным жильем.
Как установлено судом и подтверждается собранными по делу доказательствами, истец Тихонова Т.Г. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора социального найма № от <дата>, зарегистрирована в нем с <дата>. Истец Тихонов С.В. зарегистрирован в нем с <дата>, но фактически проживает в спорном доме с рождения <дата>.
За Тихоновой Т.Г. <дата> на основании договора дарения от <дата> зарегистрировано право собственности на квартиру, общей площадью <...> кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, право прекращено <дата>.
Поскольку совокупность условий, определенная указанными выше нормами, регулирующими спорные отношения, необходимых для признания за Тихоновой Т.Г. права на участие в программе переселения из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемом ОАО «Шахта Анжерская» непригодным для проживания по критериям безопасности отсутствует, а именно Тихонова Т.Г. не была нуждающейся, поскольку имела на праве собственности другое жилье, с реализацией которого она ухудшила свои жилищные условия, у суда нет оснований для обязания ответчика включить Тихонову Т.Г. в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ОАО «Шахта Анжерская», и предоставлении социальной выплаты на приобретение другого жилья, суд отказывает в удовлетворении исковых требований Тихоновой Т.Г., заявленных к ответчику.
С учетом обстоятельств, установленных судом на основании представленных сторонами доказательств, а также норм законодательства, подлежащих применению при разрешении данного спора, в отношении истца Тихонова С.В. суд усматривает наличие совокупности необходимых условий на получение социальной выплаты для граждан, подлежащих переселению из жилых помещений, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемых предприятиях горной промышленности непригодными для проживания по критериям безопасности, предусмотренной постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 года № 428, и удовлетворяет исковые требования Тихонова С.В. о включении его в списки граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, и предоставлении ему социальной выплаты, как проживающему в составе семьи из двух человек, из расчета 21 кв м (42 кв.м : 2) на приобретение другого жилья.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Тихоновой Татьяны Георгиевны, Тихонова Сергея Васильевича к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в списки граждан, подлежащих переселению из жилого помещения, ставшего непригодным для дальнейшего проживания в результате ведения горных работ, предоставлении социальной выплаты удовлетворить в части.
Обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа включить Тихонова Сергея Васильевича, <дата> года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу <адрес>, в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ОАО «Шахта «Анжерская» и предоставить социальную выплату из расчета 21 кв. метров для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, из расчета средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья на дату фактического предоставления социальной выплаты.
В удовлетворении исковых требований Тихоновой Татьяны Георгиевны к Администрации Анжеро-Судженского городского округа полностью отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме составлено 31.05.2021.