Дело № 2-351/2017
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Ардатов 19 июля 2017 года
Ардатовский районный суд Республики Мордовия в составе
судьи Раскина Н.И.,
при секретаре Святкиной А.Д.,
с участием истца Калентьева П.Н.,
представителя ответчика – администрации Каласевского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия – главы сельского поселения Зеткина Н.Г., действующего на основании решения Совета депутатов Каласевского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия от 07.10.2016 г. № 1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калентьева П.Н. к администрации Каласевского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования,
установил:
Калентьев П.Н. обратился в суд с вышеназванным иском к ответчику, указав, что - - - умерла его тетя – Т.Е.К., после смерти которой осталось имущество, в том числе земельный участок площадью 3 100 кв. метров, расположенный по <адрес> и денежный вклад. Он является наследником умершей по завещанию, в связи с чем обратился к нотариусу за оформлением наследственных прав, но при оформлении документов выяснилось, что он пропустил шестимесячный срок для обращения к нотариусу с заявлением о принятии наследства, хотя после смерти тети он фактически принял наследство, взял себе её вещи, со дня смерти и по настоящее время обрабатывает земельный участок. Другие наследники, которым было завещано наследство Т.Е.К.., принимать наследство не желают. А один из наследников – Калентьев М.Н. – - - - умер. Просит суд признать его принявшим наследство после смерти Т.Е.К. в виде земельного участка и признать за ним право собственности на него в порядке наследования по закону.
Истец Калентьев П.Н. в судебном заседании исковые требования уточнил, в части признания за ним права собственности на денежный вклад отказался, в остальной части заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика – администрации Каласевского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия – Зеткин Н.Г. не возражал против удовлетворения уточненных заявленных исковых требований.
Третьи лица – Башкаева Г.Н., Калентьев И.Н., Калентьев А.Н., нотариус Ардатовского нотариального округа Князькина А.В. в судебное заседание не явились, надлежащим образом были извещены о месте и времени его проведения, представили суду заявления, в котором просят рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель третьего лица – ПАО Сбербанк в судебное заседание не явился, надлежащим образом был извещен о месте и времени его проведения, об отложении дела суд не просил.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие третьих лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Свой вывод суд основывает следующим:
Право наследования, гарантированное частью 4 статьи 35 Конституции Российской Федерации, обеспечивает переход имущества наследодателя к другим лицам в порядке, определяемом гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со статьей 1111 Гражданского кодекса РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно статье 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу статей 1113 и 1114 указанного Кодекса наследство открывается со смертью гражданина и днем открытия наследства является день смерти гражданина.
Согласно статье 1152 названного Кодекса для приобретения наследства наследник должен его принять; принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось; принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Статьей 1153 того же Кодекса принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу, заявление наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство; признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснено, что при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Из материалов дела следует, что - - - Т.Е.К.., проживающая в <адрес>, все свое имущество, какое ко дню смерти окажется ей принадлежащей, завещала в равных долях Калентьеву М.Н., Калентьеву А.Н., Калентьеву И.Н., Калентьеву П.Н., Башкаевой Г.Н. Данное завещание удостоверено зам. главы администрации с. Каласево Ардатовского района Республики Мордовия, зарегистрировано в реестре за № - - (л.д. 4).
Согласно свидетельству о праве собственности на землю право бессрочного (постоянного) пользования землей № 1 от 15.09.1992 г., Т.Е.К. на основании решения исполкома Каласевского сельсовета Ардатовского района от 29.04.1992 г. № 4 принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 0,31 га (л.д. 6).
Согласно выписки из решения сессии Каласевского сельского Совета депутатов Ардатовского района Республики Мордовия от 17.09.2003 г. № 4 земельному участку КН - - площадью 3 100 кв. метров, принадлежащему Т.Е.К. присвоен <адрес> (л.д. 7).
Т.Е.К., - - - года рождения, умерла - - - ., о чем в Отделе ЗАГС администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия составлена запись акта о смерти за № - - , 11.11.2005 г. выдано свидетельство о смерти серии - - (л.д. 3).
Из сообщения нотариуса Ардатовского нотариального округа Республики Мордовия от 16.06.2017 г. следует, что в производстве нотариуса наследственного дела к имуществу Т.Е.К.., умершей - - - – не имеется (л.д. 33).
Из справки администрации Каласевского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия от 12.09.2016 г. № 118 следует, что Т.Е.К.., умершая - - - до дня смерти проживала и была зарегистрирована по <адрес>, проживала одна. Имела в собственности жилой дом и земельный участок площадью 0,31 га, в администрации удостоверялось завещание. Налоги и сборы оплачены полностью, арестов и запретов нет. (л.д. 8).
Из справки администрации Каласевского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия от 18.07.2017 г. № 118 следует, что Калентьев П.Н., - - - года рождения, действительно пользуется земельным участком, расположенным по <адрес>, принадлежащим умершей - - - Т.Е.К.. и обрабатывает его по настоящее время (л.д. 48).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 28.06.2017 г. № 13-0-1-117/4004/2017-9474 земельный участок, расположенный по <адрес>, площадью 3 100 кв. метров, из земель населенных пунктов, содержит сведения о ранее учтенных в государственном кадастре недвижимости, а именно право собственности Т.Е.К. (л.д. 37-39).
Согласно сообщению ПАО Сбербанк от 26.06.2017 г. наличие счетов на имя Т.Е.К.., - - - года рождения, в Волго-Вятском ПАО Сбербанк не обнаружено (л.д. 49).
Из пояснений истца в судебном заседании установлено, что при жизни Т.Е.К.., принадлежащее ей имущество завещала в равных долях племянникам, то есть его братьям и сестре, но они принимать наследство не желают.
В связи с тем, что он пропустил срок ля принятия наследства у нотариуса, он лишен возможности оформить свои наследственные права.
Таким образом, иным, внесудебным способом, признать право собственности на земельный участок за истцом не представляется возможным.
Оценивая изложенные доказательства, суд считает, что наследодателю Т.Е.К.. на день смерти принадлежал на праве собственности земельный участок по <адрес>, который она завещала племянникам, в том числе истцу Калентьеву П.Н. Истец фактически принял наследство, со дня смерти Т.Е.К.., обрабатывает земельный участок, однако пропустил установленный законом срок для обращения к нотариусу с заявлением о принятии наследства, что явилось основанием для обращения истца в суд за защитой своих прав на наследственное имущество.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Таким образом, вышеуказанная статья Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет правовую презумпцию принадлежности имущества наследодателя принявшему его наследнику со дня открытия наследства независимо от времени фактического принятия, получения свидетельства о праве на наследство и государственной регистрации права собственности.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в силу пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования (пункт 4 статьи 1152 ГК РФ). Так, если наследодателю принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику или вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
Право собственности на недвижимое имущество в случае принятия наследства возникает со дня открытия наследства.
Наследник вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственный регистратор), после принятия наследства.
В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.
Учитывая изложенное, наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
При таких обстоятельствах, суд считает, что Калентьев П.Н., как наследник по завещанию, фактически принял наследство и соответственно является законным собственником данного земельного участка со дня открытия наследства.
Таким образом, суд полагает, что доводы истца о признании его принявшим наследство и права собственности на земельный участок, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, Ардатовский районный суд Республики Мордовия
решил:
Исковые требования Калентьева П.Н. к администрации Каласевского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования удовлетворить.
Признать за Калентьевым П.Н. право собственности в порядке наследования по завещанию на земельный участок, предоставленный из земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 3 100 кв. метров, КН - - , расположенный по <адрес>, принадлежавший умершей - - - года Т.Е.К..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня его принятия через Ардатовский районный суд Республики Мордовия.
Судья Ардатовского районного суда
Республики Мордовия Н.И. Раскин