Дело № 2- 309/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пос. Атяшево 21 октября 2015 г.
Атяшевский районный суд Республики Мордовия в составе: председательствующего судьи Инчина ФИО15,
при секретаре судебного заседания Пучкиной ФИО16,
с участием истцов Гладковой В.В. и Гладкова А.В., а также их представителя – адвоката коллегии адвокатов №2 АП РМ Старикова И.И., предъявившего удостоверение №224 и представившего ордер 829,
заместителя прокурора Атяшевского района Республики Мордовия
Ионкина О.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гладковой ФИО17 и Гладкова ФИО18 к Обществу с ограниченной ответственностью «ТранКо» о взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Гладкова В.В. и Гладков А.В. обратилась в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «ТранКо» о компенсации морального вреда, причиненного преступлением.
Исковые требования мотивировали тем, что приговором Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 26 марта 2015 года ФИО19 признан виновным в совершении преступления предусмотренного частью 5 статьи 264 УК Российской Федерации и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на три года с отбыванием наказания в колонии-поселении. Апелляционным постановлением судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Республики Мордовия от 08.06.2015 года приговор оставлен без изменения.
Преступление было совершенно при следующих обстоятельствах: ФИО20., имея водительское удостоверение категории «В» «С» «Е» на право управления транспортными средствами, 17 декабря 2014 года в период времени с 15 час. 00 мин. до 15 час. 10 мин., управляя автомобилем марки «VOLVO FM-TRUCK» с государственным регистрационным знаком «№ с полуприцепом марки «SHMITC CARGOBULL» с государственным регистрационным знаком «№», принадлежащими Обществу с ограниченной ответственностью «ТранКо», следовал по 8 км. автодороги сообщением «Атяшево-Ардатов-Тургенево» на территории Чамзинского муниципального района Республики Мордовия в направлении движения п. Комсомольский Чамзинского муниципального района Республики Мордовия со скоростью 30 км/ч. По полосе встречного движения в направлении п. Атяшево Атяшевского муниципального района Республики Мордовия со скоростью не менее 116,5 км/ч. двигался автомобиль марки «ВАЗ-21124» с государственным регистрационным знаком «№» под управлением ФИО21., перевозившего на переднем пассажирском сиденье пассажира ФИО24., и на заднем пассажирском сиденье ФИО22 ФИО23 в нарушении требований пунктов п.п. 8.1 ч.1; 8.2 ч.2; 10.1 и 13.12 Правил дорожного движения РФ, не убедившись в безопасности своих действий, при осуществлении маневра поворота налево с главной на второстепенную дорогу, не предоставляя право преимущественного проезда и создавая помеху движению автомобилю под управлением ФИО27., движущегося по главной дороге во встречном ему направлении, стал пересекать данную полосу движения. ФИО25 обнаружив опасность для движения, применил экстренное торможение, но остановиться не смог, в результате произошло столкновение вышеуказанных транспортных средств. В результате столкновения водитель автомобиля марки «ВАЗ-21124» с государственным регистрационным знаком «№» ФИО26 и пассажир данного автомобиля ФИО28. получили телесные повреждения, от которых скончались на месте дорожно-транспортного происшествия.
Смертью сына - ФИО29. им причинены огромные, невосполнимые нравственные переживания и моральные страдания.
При ДТП погиб также ФИО30., муж дочери и отец внука, - то есть, они потеряли единственного зятя, что также влечет большой моральный вред.
Компенсация морального вреда они оценивают в сумме 2 000 000 (два миллионов) рублей, поэтому просили взыскать с ответчика пользу каждого из них компенсацию за моральный вред в размере по 1000000 рублей.
В судебном заседании истцы свои исковые требования уточнила и просили взыскать компенсацию за моральный вред в их пользу в размере 1000000 рублей каждому, связанную с причинением смерти сына – ФИО31., при этом пояснили, что смерть сына является невосполнимой потерей для них, поэтому испытали и испытывают до настоящего времени огромные нравственные переживания и моральные страдания.
Представитель истца - адвокат Стариков И.И. в судебном заседании также поддержал исковые требования истцов и просил удовлетворить их в полном объеме.
В судебное заседание представитель ответчика ООО «ТранКо» не явился, представив письменное ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя. В то же время в представленных в суд письменных возражениях на исковое заявление просили удовлетворить иск частично в размере 200 000 рублей, ссылаясь на то, что считают, что сумма исковых требований необоснованно завышена. Денежной компенсации подлежат только нравственные страдания (душевные переживания, потеря психического здоровья и т.п.) и компенсация морального вреда по своей правовой природе не направлена на возмещение содержания получаемого от кормильца, а так же не служит цели компенсировать потерю близкого человека. В произошедшем ДТП отсутствует их прямая вина, поскольку тягач с полуприцепом находились в исправном состоянии, техосмотр был пройден своевременно, автопоезд регулярно и своевременно проходил техническое обслуживание на автостанции. Работодателем водителя ФИО32. является ООО «АЛИОТ» по Трудовому договору № от 02.12.2014г., и ФИО33. осуществлял перевозки по Договору № ПП/ТР на оказание услуг по предоставлению персонала от 30.08.2013г. Наступление вреда не находится в причинно-следственной связи с какими-либо действиями Общества. Вред был причинен не умышленными действиями физического лица. Документов, подтверждающих факт обращения истцы после смерти родственников с жалобами к врачам (с жалобами на бессонницу или головные боли и т.п.) или психотерапевтам, или в результате переживаний получили заболевания психики (фобии, неврозы и т.п.) истицей не представлено. Выплата компенсации в требуемых истицей размерах нанесет существенный вред ответчику и его работникам, так как у ответчика работают 189 человек и фонд оплаты труда всех работников предприятия составляет 4 011 168 рублей 00 коп (вместе с налогами). Просили привлечь к участию в деле в качестве соответчика ООО «АЛИОТ» - работодателя виновного водителя, а также водителя ФИО34
Участие в судебном заседании ФИО35., как третьего лица на стороне ответчика, обеспечено путем видеоконференцсвязи, поскольку он отбывает наказание в местах лишения свободы в ФКУ КП-42 ОУХД УФСИН России по Республике Коми, и который пояснил, что исковые требования истцов признает частично в сумме 350 000 рублей на двоих в качестве компенсации за моральный вред, связанный с причинением смерти сына.
Определением Атяшевского районного суда Республики Мордовия от 21.09.2015 года в качестве третьего лица по делу было привлечено ООО «АЛИОТ», с которым был заключен трудовой договор Афанасьева А.Е.
Представитель третьего лица по делу ООО «АЛИОТ» не явился, представив письменное ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя. В представленном в суд письменном отзыве на исковое заявление пояснили, что ООО «АЛИОТ» являлся работодателем водителя ФИО36. Между ООО «ТранКо» ими был заключен Договор № ППЛГР на оказание услуг по предоставлению персонала от 30.08.2013 г. Считают, что прямой вины ООО "АЛИОТ" в произошедшей трагедии нет. ФИО37. имел водительский стаж, а также водительское удостоверение категорий «В», «С» и «Е». Считают, что размер компенсации должен быть разумным, так как вся сумма взысканных компенсаций будет впоследствии истребована с ФИО38., поэтому следует учесть его материальное положение, который в настоящее время лишен права на управление транспортными средствами. Согласны на компенсирование вреда в размере 100000 рублей каждому истцу.
Суд в соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принял решение о рассмотрении дела в отсутствие представителей ответчика ООО «ТранКо» и третьего лица ООО «АЛИОТ».
Выслушав доводы стороны истца, мнение третьего лица ФИО39., принимая во внимание доводы представителя ответчика ООО «ТранКо», изложенные в его письменном возражении, доводы третьего лица ООО «АЛИОТ», изложенные в отзыве на исковое заявление, заключение заместителя прокурора Атяшевского района Республики Мордовия Ионкина О.Е., полагавшего подлежащими удовлетворению требования истцов частично в размере 300 000 рублей каждому, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования истцов о взыскании компенсации морального вреда, связанную смертью сына – ФИО40., подлежат удовлетворению частично.
Судом установлено, и это не оспаривается никем из сторон, что ФИО41., работая в ООО «АЛИОТ» на основании заключенного договора № ППЛГР на оказание услуг по предоставлению персонала от 30.08.2013 г. с ООО «ТранКо», 17 декабря 2014 года в период времени с 15 час. 00 мин. до 15 час. 10 мин., управляя автомобилем марки «VOLVO FM-TRUCK» с государственным регистрационным знаком «№», с полуприцепом марки «SHMITC CARGOBULL» с государственным регистрационным знаком «№», принадлежащими Обществу с ограниченной ответственностью «ТранКо», следовал по 8 км. автодороги сообщением «Атяшево-Ардатов-Тургенево» на территории Чамзинского муниципального района Республики Мордовия в направлении движения п. Комсомольский Чамзинского муниципального района Республики Мордовия со скоростью 30 км/ч. По полосе встречного движения в направлении п. Атяшево Атяшевского муниципального района Республики Мордовия со скоростью не менее 116,5 км/ч. двигался автомобиль марки «ВАЗ-21124» с государственным регистрационным знаком «№» под управлением ФИО42., перевозившего на переднем пассажирском сиденье пассажира ФИО45., и на заднем пассажирском сиденье ФИО47. ФИО43., в нарушении требований пунктов п.п. 8.1 ч.1; 8.2 ч.2; 10.1 и 13.12 Правил дорожного движения РФ, не убедившись в безопасности своих действий, при осуществлении маневра поворота налево с главной на второстепенную дорогу, не предоставляя право преимущественного проезда и создавая помеху движению автомобилю под управлением ФИО44., движущегося по главной дороге во встречном ему направлении, стал пересекать данную полосу движения. ФИО46., обнаружив опасность для движения, применил экстренное торможение, но остановиться не смог, в результате чего произошло столкновение вышеуказанных транспортных средств. В результате столкновения водитель автомобиля марки «ВАЗ-21124» с государственным регистрационным знаком «Е 965 ЕО 13 RUS» Кучаев Ю.А. и пассажир данного автомобиля Гладков С.А. получили телесные повреждения, от которых скончались на месте дорожно-транспортного происшествия.
Вступившим в законную силу приговором Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 26 марта 2015 года Афанасьев А.Е. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 5 статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации, и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на три года с отбыванием наказания в колонии-поселении.
В соответствии с заключением судебно-медицинского эксперта№325«А» от 20 февраля 2015 года, имеющегося в материалах уголовного дела по обвинению Афанасьева А.Е. и осмотренного в судебном заседании, Гладкову С.А. при вышеуказанных обстоятельствах были причинены телесные повреждения в виде раны в области левой брови; ссадины в области переносицы; в области подбородка слева; кровоподтека в области верхнего века левого глаза; кровоизлияния в мягкие ткани головы в левой и правой теменных областях; кровоизлияния под мягкую мозговую оболочку затылочной области левого полушария; кровоподтека в области средней трети грудины; в области правой половины грудной клетки по передней поверхности; разрыва левого легкого; множественных разрывов селезенки; перелома грудины; перелом 2 ребра слева по средней ключичной линии; переломов 3,4,5,6,7,8,9,10 ребер слева по средней подмышечной линии; переломов 4,5,6 ребер справа по средней ключичной линии; ссадин в области правого коленного сустава по наружной поверхности; в области левого коленного сустава по передней поверхности; в области верхней трети левой голени по передней поверхности; кровоподтеков в области верхней трети левого бедра по наружной поверхности, которые повлекли за собой тяжкий вред здоровью, опасные для жизни. Смерть Гладкова С.А. наступила от тупой сочетанной травмы головы, тела и конечностей, осложнившейся травматическим шоком.
Исходя из требований ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
В соответствии с п.1 ст.1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств и т.д.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Как следует из материалов дела, на момент дорожно-транспортного происшествия владельцем источника повышенной опасности – автомобиля марки «VOLVO FM-TRUCK» с государственным регистрационным знаком «В 524 НЕ 178 RUS», с полуприцепом марки «SHMITC CARGOBULL» с государственным регистрационным знаком «ВВ 5055 77 RUS» являлся ответчик – ООО «ТранКо».
Согласно материалам гражданского дела между Афанасьевым А.Е. и ООО «АЛИОТ» заключен трудовой договор №AT 000000390 от 02.12.2014 г. по основной работе.
Согласно Договору №ПП/ТР на оказание услуг по предоставлению персонала от 30.08.2013 г. ООО «АЛИОТ» по заявке ООО «ТранКо» направило работника - водителя Афанасьева А.Е. для осуществления перевозки груза.
Таким образом, водитель указанного транспортного средства Афанасьев А.Е. находился в трудовых отношениях с ООО «АЛИОТ» и в момент совершения ДТП исполнял возложенные на него трудовым договором обязанности, при этом управлял автомобилем, принадлежащем ответчику ООО «ТранКо» и которое несет ответственность перед истцами в соответствии со ст. 1079 ГК РФ.
Согласно паспорта серии 89 10 №192664, выданного территориальным пунктом в рп Атяшево межрайонного отдела УФМС России по Республике Мордовия в рп Комсомольский Чамзинского района 24.05.2011 года истицей является Гладкова Валентина Викторовна, 26.04.1966 года рождения.
Согласно паспорта серии 89 10 №170217, выданного территориальным пунктом в рп Атяшево межрайонного отдела УФМС России по Республике Мордовия в рп Комсомольский Чамзинского района 22.07.2010 года истцом является Гладков Александр Васильевич, 25.06.1965 года рождения.
Согласно свидетельства о рождении 1-ЖК №290938, выданному Капасовским сельским советом Атяшевского района РМ 19.12.1997 года родителями Гладкова С.А. являются Гладкова Валентина Викторовна и Гладков Александр Васильевич.
Таким образом, истцы являются родителями погибшего при ДТП 17.12.2014 года Гладкова С.А.
В соответствии со статьей 150 Гражданского кодекса РФ к нематериальным благам относятся жизнь, здоровье, достоинство личности.
Согласно ст.151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Как указано выше обязанность возмещения вреда в соответствии с п.1 ст.1079 ГК РФ лежит на ответчике ООО «ТранКо».
При определении размера компенсации морального вреда суд в соответствии со статьями 151 и 1101 Гражданского кодекса РФ учитывает характер и степень причиненных потерпевшим физических и нравственных страданий, степень вины причинителя вреда, требования разумности и справедливости, а также другие заслуживающие внимание обстоятельства.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 года №1 причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда. Независимо от вины причинителя вреда осуществляется компенсация морального вреда, если вред жизни или здоровью гражданина причинен источником повышенной опасности (статья 1100 ГК РФ).
Определяя размер компенсации морального вреда обоим истцам, связанный с потерей сына, суд принимает во внимание, что они безвозвратно потеряла самого близкого человека и эта потеря является невосполнимой. Хотя истца и не представили доказательств каких-либо индивидуальных особенностей их личностей, в то же время потерей сына, по мнению суда, им безусловно причинен огромный нравственный и физический вред. Нравственные страдания они продолжают переносить и до настоящего времени. Муж являлся для нее опорой в семье, при этом на иждивении истца остался малолетний ребенок, что усугубляет ее нравственные страдания. С учетом указанных обстоятельств, по мнению суда, истица перенесла и переносит до настоящего времени огромные нравственные страдания, поэтому суд считает разумной взыскание в ее пользу компенсацию за моральный вред, связанную с причинением смерти мужа в сумме 500000 рублей. Между причиной смерти сына и действиями водителя Афанасьева А.Е., который управлял принадлежащим ответчику источником повышенной опасности, имеется прямая причинная связь.
В то же время исковые требования истцов в заявленных размерах по 1000000 рублей каждому в счет возмещения компенсации морального вреда суд считает необоснованно завышенными, в связи с чем считает разумным и справедливым взыскание в пользу каждого истца компенсацию за моральный вред по 350 000 рублей.
В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ истцы при подаче искового заявления освобождены от уплаты госпошлины, в связи с чем неуплаченная государственная пошлина в доход бюджета Атяшевского муниципального района Республики Мордовия в размере 300 рублей подлежит взысканию с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Гладковой Валентины Викторовны и Гладкова Александра Васильевича к Обществу с ограниченной ответственностью «ТранКо» о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ТранКо» в пользу Гладковой Валентины Викторовны в счет компенсации за моральный вред, причиненный смертью сына – Гладкова Сергея Александровича, в размере 350000 (триста пятьдесят тысяч) рублей.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ТранКо» в пользу Гладкова Александра Васильевича в счет компенсации за моральный вред, причиненный смертью сына – Гладкова Сергея Александровича, в размере 350000 (триста пятьдесят тысяч) рублей.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ТранКо» государственную пошлину в доход бюджета Атяшевского муниципального района Республики Мордовия в размере 300 (триста) рублей.
В остальной части исковые требования Гладковой В.В. и Гладкова А.В. оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Верховный Суд РМ через Атяшевский районный суд РМ.
Мотивированное решение изготовлено 26 октября 2015 года.
Судья Н.М. Инчин