Дело № 2-107/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
п. Атяшево 29 июня 2020 г.
Атяшевский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Лачок Е.В.,
при секретаре Михайловой Н.Н.,
с участием в деле:
истца – прокурора Атяшевского района Республики Мордовия Ионкина О.Е.,
представителя ответчика – администрации Аловского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия Сорокина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Атяшевского района Республики Мордовия, действующего в защиту интересов неопределённого круга лиц, к администрации Аловского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности организовать сбор и вывоз отходов с территории несанкционированной свалки,
установил:
Исполняющий обязанности прокурора Атяшевского района Республики Мордовия обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Аловского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности организовать сбор и вывоз отходов с территории несанкционированной свалки, расположенной на территории Аловского сельского поселения, в 50 м. от дома №1 по ул. Трокске с. Алово Атяшевского района Республики Мордовия, ссылаясь на то, что свалку образуют различные твердые бытовые отходы и строительный мусор. Документация на место размещения отходов отсутствует. Несвоевременная очистка от мусора территорий угрожает основам охраны здоровья человека, нарушает благоприятное состояние окружающей среды.
Просил суд обязать администрацию Аловского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия организовать сбор и вывоз отходов с территории указанной несанкционированной свалки.
Истец - прокурор Атяшевского района Республики Мордовия Ионкин О.Е. своевременно и надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика – администрации Аловского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом. Глава администрации Сорокин А.А. в заявлении просил рассмотреть гражданское дело в отсутствии представителя ответчика.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд находит возможным рассмотрение дела в отсутствие истца и представителя ответчика.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Исходя из пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно решению Совета депутатов Аловского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия № 14 от 21.06.2018 г. органы местного самоуправления Аловского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия приняли полномочия по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Таким образом, в силу действующего законодательства, администрация Аловского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия является лицом, обязанным решать вопрос по деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно частям 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.В силу статей 21, 22 указанного Федерального закона содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.1. «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88, организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих Санитарных правил содержания территорий населенных мест.
Согласно пункту 2.1.1. «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест» объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
Судом установлено, что на территории Аловского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия, а именно в 50 м. от дома №1 по ул. Трокске с. Алово Атяшевского района Республики Мордовия имеется свалка из различных твердых бытовых отходов и строительного мусора, что подтверждается справкой администрации Аловского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия от 21 марта 2020 г. №144 с приложенными к ней фотоснимками.
При этом ответчиком суду не представлены доказательства, подтверждающие, что вышеуказанная несанкционированная свалка находится не на территории сельского поселения и что земельный участок, на котором она расположена, передан кому-либо в аренду, в собственность либо на каком-либо другом праве.
Неисполнение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределённого круга граждан, находящихся на территории сельского поселения, и создаёт опасность причинения вреда окружающей среде.
Как было установлено судом, собственник твердых бытовых отходов не выявлен, они находятся на территории сельского поселения и, учитывая, что администрация Аловского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия обязана создавать на территории эффективные системы сбора отходов потребления.
Анализируя вышеприведенные нормы законодательства и установленные в судебном заседании обстоятельства, суд считает заявленные требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Пресечение деятельности, создающей угрозу нарушения чужого права, согласно статье 12 ГК РФ, является одним из способов защиты гражданских прав.
В соответствии со статьёй 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении суда срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Поскольку для проведения работ по устранению несанкционированной свалки необходимо время, по мнению суда, месячный срок является разумным для исполнения.
В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобождается от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Атяшевского района Республики Мордовия удовлетворить.
Обязать администрацию Аловского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия организовать сбор и вывоз отходов с территории несанкционированной свалки, расположенной на территории Аловского сельского поселения, в 50 м. от дома №1 по ул. Трокске с. Алово Атяшевского района Республики Мордовия в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Атяшевский районный суд Республики Мордовия.
Судья Атяшевского районного суда
Республики Мордовия Е.В. Лачок
Мотивированное решение изготовлено 29 июня 2020 г.