Дело № 2-888/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:
председательствующего Гульновой Н.В.,
при секретаре Ворошиловой И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске
14 августа 2018 года
гражданское дело по иску Мацына ОА к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Мацына А.А. обратилась в суд с иском к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о предоставлении жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что на основании постановления Администрации города № 1293 от 27.12.2006 г. она в период с 28.12.2006г. по 31.08.2011 г. находилась на полном государственном обеспечении в Детском доме <...>» г. Анжеро- Судженска, так как родители (мать ФИО3 и отец ФИО4) были лишены родительских прав (решение Анжеро- Судженского городского суда о лишении родительских прав матери от <дата>, решение <адрес> районного суда <адрес> о лишении родительских прав отца от <дата>). В период 01.09.2011г. по 31.08.2012 г. она обучалась в <...> колледже, в 2012г. перевелась в <...> колледж, в 2015году его окончила. У неё в собственности (1\4 доля в праве) на основании купли- продажи от 13.01.2006г. имеется жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>1. Согласно экспертному заключению ФФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области в г. Анжеро- Судженске. Ижморском и Яйском районах от 02.03.2018г. условия проживания в жилой квартире не соответствует СанПиН 2.1.2.2645-10. Согласно справки с БТИ от 02.07.2018г. процент износа жилого дома на 13.02.2018г. составляет 67 %. В результате обследования жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>1 межведомственной комиссией от 09.04.2018г. было принято заключение о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания. В настоящее время она проживает у знакомых. Согласно справки Управления образования Администрации Анжеро - Судженского городского округа от 16.07.18 г. № 648 она включена в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, номер очереди 301.
Просит суд, с учетом уточнения требований, обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа предоставить ей жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в черте г. Анжеро-Судженска, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, юридически и фактически свободное, с учетом нормы жилой площади при предоставлении жилья в Анжеро-Судженском городском округе, площадью жилого помещения не менее 18 кв.м.
Истец Мацына А.А. в судебном заседании на требованиях настаивала.
Представитель Администрации Анжеро-Судженского городского округа Килина Е.В., действующая по доверенности, исковые требования Мацына А.А. не признала.
Представитель органа опеки и попечительства Управления образования администрации Анжеро-Судженского городского округа Колесова Н.В., действующая на основании доверенности, исковые требования полагала подлежащими удовлетворению, пояснила суду, что истец действительно состоит на учете нуждающихся в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение по <адрес> непригодно для проживания.
Выслушав истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38).
Забота о детях, по смыслу части 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации, предполагает, что ущемление прав ребенка, создание ему немотивированного жизненного дискомфорта несовместимы с самой природой отношений, исторически сложившихся и обеспечивающих выживание и развитие человека как биологического вида.
Исходя из положений Конституции Российской Федерации, служащих основой конституционно-правовых отношений, содержанием которых являются, в том числе, права детей, Российская Федерация призвана создавать условия, обеспечивающие детям достойную жизнь и свободное развитие, и гарантировать реализацию их прав, в частности права на жилище, с учетом положений международно-правовых актов, являющихся в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
На основании ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В ст. 8 ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии со ст. 1 Закона Кемеровской области от 27 декабря 2012 года N 134-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", настоящим законом устанавливается порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Согласно п. 1 ст. 5 вышеназванного Закона гражданам, указанным в статье 1 указанного Закона и включенным в список, жилые помещения предоставляются на основании решения уполномоченного органа по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно п.3 ст.5 приведенного Закона, по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться ребенку-сироте на территории муниципального образования, по которому он состоит в списке.
Предоставление жилого помещения ребенку-сироте осуществляется из специализированного жилищного фонда Кемеровской области в соответствии с Законом Кемеровской области "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Кемеровской области" либо из специализированного жилищного фонда соответствующего муниципального образования - в случае наделения законом Кемеровской области органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот (п. 4).
Договор найма специализированного жилого помещения заключается между ребенком-сиротой и уполномоченным органом, осуществляющим управление соответствующим жилищным фондом (п. 5).
В соответствии с п. 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ, по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются детям-сиротам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ч. 2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Решением Совета народных депутатов Анжеро-Судженского городского округа от 02.11.2015 года № 384 норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одиноко проживающего гражданина в Анжеро-Судженском городском округе установлена в размере 18 квадратных метров.
Из содержания приведенных положений следует, что предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.
При этом положения перечисленных норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Мацына А.А. родившаяся <дата>, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее отец ФИО4 лишен родительских прав по решению суда от 12.09.2007г., ее мать ФИО3 ФИО12. решением Анжеро-Судженского городского суда от <дата> лишена родительских прав.
Согласно свидетельству о рождении, в сведениях о родителях указаны: отец – ФИО4, мать – ФИО10
Согласно постановлению Администрации г.Анжеро-Судженска от 27.12.2006г. № 1293 Мацына А.А. направлена на полное гособеспечение в Детский дом – школу №, имеются сведения о сохранном жилье по <адрес> в г. Анжеро-Судженске, где истец зарегистрирована и по настоящее время.
Согласно справке МКОУ ДС ДД <...> от 16.07.2018г. Мацына А.А. являлся воспитанником детского дома, находился на полном государственном обеспечении в период с 28.12.2006г. по 31.08.2011г.
Согласно диплому, выданному 08.02.2018г. Мацына А.А. окончила <...> колледж» по специальности воспитатель детей дошкольного возраста.
Согласно справке Управления образования Администрации Анжеро-Судженского городского округа от 16.07.2018 истец состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. На дату выдачи справки очередь № 301.
В едином государственном реестре недвижимости отсутствует информация о правах Мацыной А.А. подтверждающая наличие у нее в собственности объектов недвижимого имущества. Согласно справке БТИ от 23.11.2007г. сведений о наличии в собственности недвижимости за Мацыной А.А. до 2000 года, не имеется.
Согласно договору купли-продажи от 16.12.2005г. истцу в жилое помещение по <адрес> и где в настоящее время зарегистрирован истец, принадлежит ? доля в праве, при этом указанное жилье признано заключением МВК от 09.04.2018г. непригодным для проживания.
Таким образом, поскольку истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет в собственности и пользовании на основании договора социального найма пригодного для проживания жилого помещения, не имеет закрепленного жилого помещения, в надлежащем порядке включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, на момент рассмотрения дела жилым помещением не обеспечен, суд находит требование истца законным и подлежащим удовлетворению - обязывает Администрацию Анжеро-Судженского городского округа предоставить Мацына А.А. жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим нормам, пригодное для проживания, общей площадью не менее 18 кв. м.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Мацына АА к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о предоставлении жилого помещения, удовлетворить.
Обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа предоставить Мацына АА, <дата> года рождения, уроженке <адрес> <адрес>, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в черте Анжеро-Судженского городского округа Кемеровской области по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 18 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Анжеро-Судженский городской суд.
Председательствующий: