Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 сентября 2019 года г.Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Тройниной С.С., при секретаре Шульгиной А.В., с участием истца Сапожникова Ю.А., представителей ответчика Серегиной Е.В., Степкиной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1957/2019 по иску ФИО1, ФИО2 к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Центр Ангарск» о признании незаконным выставления счетов на оплату по содержанию и ремонту жилья, на оплату жилищных услуг, возложении обязанности выполнить перерасчет платы по управлению и содержанию общего имущества многоквартирного дома, о возложении обязанности исключить из расчета платы за содержание жилья пени, о возложении обязанности уменьшить размер платы за содержание жилья, о взыскании компенсации морального вреда, штрафа,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1, ФИО2 обратились к ответчику ООО «Управляющая компания «Центр Ангарск» с иском, указав, с учетом уточненных исковых заявлений, что они являются собственниками жилого помещения по адресу: ..., ..., ... по ? доли в праве общей долевой собственности каждый. Между собственниками жилого дома и ответчиком ** заключен договор управления многоквартирным домом №. Ответчиком нарушаются условия договора управления и нормы жилищного законодательства. У управляющей организации отсутствует договор с региональным оператором, что ставит собственников в невыгодное положение. Ответчик выставляет плату за содержание жилья без вычета статьи расходов по вывозу мусора 2,35 рублей. В нарушение Постановления Правительства РФ № от **, договора управления №, ответчик не заключил договор с ресурсоснабжающей организацией о приобретении коммунального ресурса для предоставления коммунальных услуг собственникам. Ответчиком на его неоднократные просьбы не предоставлена техническая документация на инженерное оборудование жилого дома, финансово-бухгалтерская документация. Управляющей организацией в одностороннем порядке с января 2016 года установлена плата за жилое помещение из расчета 12,83 рублей для собственников помещений в многоквартирном ... .... Ранее такая плата составляла 11,12 рублей по обоюдному согласию сторон договора управления. Об изменении размера платы собственники не были предупреждены за 30 дней, как это предусмотрено частью 13 статьи 155 Жилищного кодекса РФ. Постановление мэра ... № относится к нанимателям жилых помещений. Администрация города не наделена правами по установлению цены услуг, которые оказывает юридическое лицо собственникам жилых помещений. Собственники помещений в многоквартирном жилом доме становятся собственниками общего имущества этого дома. Размер платы за содержание и ремонт определяется на общем собрании собственников помещений, которое проводится в порядке, установленном статьями 45-48 Жилищного кодекса РФ. На общем собрании собственников помещений многоквартирного дома решаются вопросы, относящиеся к ремонту общего имущества, использованию земельного участка, другие вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, порядок определения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Условием предъявления счетов к оплате за услуги и работы по управлению и содержанию общего имущества, является утвержденный на общем собрании собственников помещений перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер финансирования. Для исчисления платы за ремонт и обслуживание следует реализовать предписанную в законе процедуру. В связи с чем приходят к выводу, о выставлении истцом заведомо необоснованных требований на оплату неизвестного объема и неустановленного качества услуг, при отсутствии цены услуг, установленной в соответствии с предписаниями закона. Приостановка оплат в пользу управляющей организации является вынужденной мерой, так как внесение оплаты может быть принято за согласие с установленным ответчиком размером 12,83 рублей за квадратный метр. В связи с нарушением из прав выставлением необоснованных платежей. Они имеют право на компенсацию морального вреда и штрафа в соответствии с законом о защите прав потребителей. Также при перерасчете платы по 11.12 рублей, из расчета необходимо исключить пени, поскольку начисление платы производилось с нарушением действующего законодательства.
Уточнив требования в порядке ст.39 ГПК РФ, просит признать незаконным выставление счетов на оплату по содержанию и ремонту со стороны ООО «Управляющая компания «Центр Ангарск» по 12,83 рублей за квадратный метр с ** по ** собственникам помещений ... ... ФИО1, ФИО2 в связи с нарушением жилищного законодательства, выразившегося в одностороннем увеличении платы с 11.12 рублей с квадратного метра до 12,83 рублей с квадратного метра без утверждения общим собранием собственников жилья перечня работ и услуг, в связи с отсутствием экономического обоснования этого перечня и разногласия (несогласования) стоимости этих услуг; признать незаконным выставление счетов на оплату жилищных услуг со стороны ООО «Управляющая компания «Центр Ангарск» при отсутствии утвержденного соответствующим собранием состава общего имущества, условий его содержания и ремонта и цены услуг (работ), при отсутствии актов осмотра, смет, расчета и обоснования финансовых потребностей с ** до конца действия договора управления № собственникам помещения ... ... ФИО1, ФИО2; возложить на ответчика обязанность выполнить перерасчет платы истцам за период с ** по ** по управлению и содержанию общего имущества многоквартирного дома по 11.12 рублей за квадратный метр; возложить на ответчика обязанность исключить из расчета платы за содержание жилья пени с ** по ** собственникам помещения в ... ... ФИО1. ФИО2 в связи с заявлением в ООО «Управляющая компания «Центр Ангарск» о приостановлении платы за содержание жилья, пока не будут выполнены требования законодательства в установлении платы за содержание жилья; возложить на ответчика обязанность уменьшить истцам размер платы за содержание жилья на 2,35 рублей за квадратный метр – «вывоз мусора» в соответствии с Федеральным законом № 458-ФЗ с ** до окончания договора управления, производить дальнейшее начисление платы за услугу по содержанию жилья с учетом этого уменьшения по 8,77 рублей за квадратный метр, в сумме 489,37 рублей; возложить на ответчиков обязанность выполнить перерасчет платы за содержание жилья истцам с ** по **, уменьшив ее на сумму 393,40 рублей, что соответствует излишнему начислению этой платы за несуществующую услугу «вывоз мусора»; возложить на ответчика обязанность выплатить компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей в равных долях каждому из истцов; возложить на ответчика обязанность выплатить штраф в размере 50% за неверные начисления платы и моральный вред в размере 6914,2 рублей.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал по доводам, указанным в иске, с учетом уточнений, а также изложенным в письменных пояснениях.
Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представители ответчика ФИО5, Стёпкина Н.В., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании требования не признали, поддержали доводы, изложенные в письменных возражениях.
Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения истца, представителей ответчика, исследовав представленные по делу доказательства и оценив их в совокупности, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что ФИО1, ФИО2 являются собственниками квартиры в многоквартирном жилом доме по адресу: ..., ..., ..., по 1/2 доли в праве общей долевой собственности каждый.
Управление жилым домом № ... ... на основании решения общего собрания собственников дома, оформленного протоколом № от **, осуществляет ООО Управляющая компания «Центр».
С указанной управляющей компанией ** заключен договор об управлении многоквартирным домом сроком на 5 лет с возможностью последующей пролонгации на тех же условиях и на тот же срок.
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от ** истцом в порядке ч. 6 ст. 46 ЖК РФ не оспорено.
Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Частью 8 данной статьи предусмотрено, что изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
В силу подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ** N 416 к числу стандартов управления многоквартирными домами отнесены организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 156 Жилищного кодекса РФ установлено, что плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Согласно части 7 статьи 156 Жилищного кодекса РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В силу части 1 статьи 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса РФ если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Предельные индексы изменения размера платы за содержание жилого помещения в указанных случаях определяются органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) в соответствии с указанными методическими рекомендациями.
Согласно п. 6.1 Договора управления от **, размер платы за жилое помещение и коммунальные услуги определяется в порядке, устанавливаемом постановлением мэра Ангарского муниципального образования, Ангарского городского поселения, с учетом площади занимаемого жилого помещения, иных количественных и качественных характеристик жилого помещения и жилого дома, численности семьи Собственника, нормативов и качества предоставления коммунальных услуг, объема их потребления (при наличии приборов учета).
В дальнейшем собственники помещений многоквартирного ... ... ... в установленном законом порядке решений об изменении порядка определения размера платы за ремонт и содержание жилого помещения, об установлении размера платы за содержание жилых помещений в многоквартирном доме, не принимали, перечень работ и услуг, необходимых для содержания многоквартирного жилого дома, не утверждали.
Ссылка истцов на решение собрания собственников многоквартирного дома, проведенного ** (с перерывом на **), на котором был установлен размер платы за содержание жилья в размере 6,50 рублей за 1 квадратный метр, является необоснованной.
Ранее ФИО1 обращался в суд с иском к ООО «Управляющая компания Центр» с иском, в котором просил в числе прочих требований применить последствия законных решений собраний собственников от **, признать продление договора управления № от ** на тех же условиях незаконным, возложить обязанность на управляющую компанию произвести перерасчет платы за содержание жилья,.
Решением Ангарского городского суда от ** в удовлетворении требований ФИО1 отказано. В решении судом дана оценка решению собрания собственников от **. в силу ст.61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно Постановлению мэра ... от ** с ** размер платы за 1 кв.м. за содержание и ремонт жилых помещений по категории домов от 4-х до 5-ти этажей составлял 11,12 рублей.
Постановлением администрации Ангарского городского округа от ** №-па с ** размер платы за 1 кв.м. за содержание и ремонт жилых помещений по категории домов от 4-х до 5-ти этажей составляет 12,83 рублей.
При этом из пункта 1 указанного постановления следует, что с ** размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирных домах установлен для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и для собственников помещений в многоквартирных домах, которые на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения.
Тариф 12,83 рублей за 1 кв.м. площади жилого помещения установлен органом местного самоуправления, администрацией Ангарского городского округа для всех жилых домов типовых серий в благоустроенном жилищном фонде, не оборудованных лифтами и мусоропроводами от 4-х до 5-ти этажей, расположенных на территории Ангарского городского округа и не зависит от перечня объемов услуг и работ, необходимых конкретному жилому дому.
Согласно п.3.2 Приказа Минстроя России от ** N 213/пр "Об утверждении Методических рекомендаций по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы" Определение размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме рекомендуется осуществлять исходя из Минимального перечня без включения в нее платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме утвержден Постановлением Правительства РФ от ** N 290.
С учетом указанного перечня в соответствующих редакциях, ООО «Управляющая компания «Центр Ангарск» составлен перечень работ и услуг по содержанию многоквартирного дома в 2016. 2017, 2018, 2019 год.
Постановление администрации Ангарского городского округа от ** №-па незаконным признано не было, подлежит применению на территории Ангарского городского округа.
Поскольку размер платы за содержание жилья для собственников помещений многоквартирного ... ... ... установлен постановлением администрации Ангарского городского округа, у управляющей компании отсутствует обязанность предоставить экономическое обоснование указанного размера платы.
В связи с чем, управляющая компания, выставляя квитанции по тарифам, утвержденным постановлением администрации Ангарского городского округа №-па от от **, закон не нарушила, следовательно у суда отсутствуют основания для признания незаконным начисление ответчиком платы собственникам помещения многоквартирного ... ... ФИО1 и ФИО2 в размере 12,83 рублей за кв.м, признании незаконным выставления счетов на оплату жилищных услуг при отсутствии утвержденного соответствующим собранием состава общего имущества, условий его содержания и ремонта и цены услуг (работ), при отсутствии актов осмотра и смет, расчета и обоснования финансовых потребностей, о возложении обязанности на управляющую компанию произвести перерасчет платы за период с ** по ** исходя из размера платы 11,12 рублей за 1 квадратный метр, который был установлен постановлением мэра ... от ** и действовал до **.
Доводы истцов о незаконности применения управляющей компанией части 4 статьи 158 Жилищного кодекса РФ при установлении размера платы за содержание жилья, о необходимости руководствоваться Постановлением Правительства № о проведении конкурса по управлению многоквартирным домом, при котором у муниципальной власти имеется возможность установления платы за содержание жилья без согласия собственников, являются ошибочными и основаны на неверном толковании норм права. Основания для проведения конкурса по выбору управляющей организации отсутствуют, поскольку собственники помещений многоквартирного ... 74 квартале ... в 2005 году на общем собрании выбрали способ управления многоквартирным домом – управление управляющей организацией, выбрали управляющую организацию – ООО «Управляющая компания «Центр» (в настоящее время ООО «Управляющая компания «Центр Ангарск»). ** заключен договор управления №, который в настоящее время не расторгнут и недействительным не признан, является действующим.
Согласно части 14 статьи 155 Жилищного кодекса РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Статьей 330 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (пункт 1).
Кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства (пункт 2).
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса РФ).
При рассмотрении дела установлено, что истцами ФИО1, ФИО2 не исполняются обязанности по внесению платы за содержание жилого помещения, в связи с чем образовалась задолженность. Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела счетами на оплату услуг и не оспаривались истцами.
В связи с неисполнением обязанности по оплате за содержание жилья, управляющей компанией в порядке статьи 155 части 14 Жилищного кодекса РФ начислены пени на сумму задолженности, размер которых в счете на оплату за январь 2019 года составляет 7361,01 рублей.
Основания для освобождения истцов от ответственности за нарушение обязательств при рассмотрении настоящего дела не установлено, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения требований истцов о возложении на ответчика обязанности исключить из расчета платы за содержание жилья пени за период с ** по **.
В соответствии со статьей 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно статье 24.6 Федерального закона от ** N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Статьей 24.7 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Частью 6.2 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Как указано в части 8 статьи 23 Закона N 458-ФЗ обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее **.
Согласно части 8.1 статьи 23 Закона N 458-ФЗ, введенной в действие Федеральным законом от ** N 503-ФЗ, при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начинает оказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив в срок не позднее десяти дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны известить собственников помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчет этого размера платы.
На основании заключенного ** соглашения N 318 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории ..., заключенному между ООО «РТ-НЭО Иркутск» и министерством жилищной политики, энергетики и транспорта ..., с ** на территории ..., зона 2-Юг, к которой относится Ангарский городской округ, региональным оператором является ООО «РТ-НЭО Иркутск».
Приказом министерства жилищной политики, энергетики и транспорта ... от ** №-мпр «Об оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми бытовыми отходами» установлено, что с ** на территории ... оплата потребителями коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется исходя их общей площади жилого помещения. Таким образом, начиная с января 2019 года, должна быть исключена из платы за содержание жилого помещения стоимость услуг по вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов, услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами включается в состав платы за коммунальные услуги и отражается в платежном документе отдельной строкой.
На основании имеющихся в материалах дела счетов за январь, февраль, март, апрель, май 2018 года установлено, что в указанный период ответчик начислял истцам плату за содержание жилья в размере 12,83 рублей за 1 кв.м. площади жилого помещения, без исключения платежа за обращение с твердыми коммунальными отходами из размера платы за содержание жилого помещения.
Отдельной строкой плата за обращение с твердыми коммунальными отходами в платежных счетах не указана, договор между ООО «УК «Центр Ангарск» и ООО «РТ-НЭО Иркутск» не заключен.
Документом, обосновывающим размер уменьшения платы за содержание жилого помещения, в случаях, предусмотренных частями 7, 8 статьи 156 ЖК Российской Федерации, является соответствующее решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, решение органов управления товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива об установлении размера обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, которым была определена (установлена) плата за содержание жилого помещения.
В случаях, предусмотренных частью 4 статьи 158 ЖК РФ, уменьшение размера платы за содержание жилого помещения осуществляется решением органа местного самоуправления.
Также органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут определить рекомендуемый для исключения из состава платы за содержание жилого помещения размер расходов на услуги ТКО, посредством определения (расчета) фактического среднего значения таких расходов на территории муниципального образования на 1 м2 общей площади помещения в многоквартирном доме на основе информации о фактической стоимости услуг по вывозу ТКО за 2018 год организаций, осуществляющих вывоз ТКО с жилищного фонда в муниципальном образовании или информации о фактических расходах на услуги по вывозу ТКО в 2018 году лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами.
Постановлением администрации Ангарского городского округа от ** №-па тариф 12,83 рублей за 1 кв.м. площади жилого помещения установлен для всех жилых домов типовых серий в благоустроенном жилищном фонде, не оборудованных лифтами и мусоропроводами от 4-х до 5-ти этажей, расположенных на территории Ангарского городского округа и не зависит от перечня объемов услуг и работ, необходимых конкретному жилому дому. Перечень работ и услуг по содержанию многоквартирных домов, в котором, среди прочих, указана стоимость услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами, органами местного самоуправления не утверждался.
Согласно письму Управления по капитальному строительству, жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту и связи администрации Ангарского городского округа от ** №, направленному в адрес управляющих компаний, Комиссией по регулированию тарифов принято решение об оставлении без изменения размеров платы за содержание жилого помещения, утвержденных постановлением администрации АГО от ** №-па «Об установлении размера платы за жилое помещение и отмене некоторых муниципальных правовых актов», поскольку изменения указанных размеров платы, полученные в результате исключения из них стоимости услуг по вывозу и захоронению твердых коммунальных отходов и применения четырех индексов потребительских цен (2016/2015, 2017/2016, 2018/2017, 2019/2018) по прогнозу Минэкономразвития), являются незначительными.
При начислении платы за жилое помещение ООО «Управляющая компания «Центр Ангарск» руководствовалась указанными разъяснениями.
В соответствии с информацией, предоставленной администрацией Ангарского городского округа ** № по запросу Ангарского городского суда, разъяснено, что в размерах платы за жилое помещение, утвержденных постановлением администрации Ангарского городского округа от ** №-па, не учтена стоимость работ по вывозу твердых коммунальных отходов. В третьем квартале 2018 года администрацией Ангарского городского округа были проведены соответствующие расчеты с целью определения и утверждения размеров платы, не включающих в себя стоимость работ по обращению с твердыми коммунальными отходами. На заседании комиссии Ангарского городского округа по регулированию тарифов, состоявшемся **, членам комиссии было представлено на рассмотрение несколько вариантов расчета, но наиболее оптимальным был признан вариант (в том числе с точки зрения доступности для граждан), при котором вначале из размера платы была вычтена стоимость вывоза ТКО, а затем к оставшейся части размеров платы применено 4 индекса потребительских цен в среднем за годы 2016/2015, 2017/2016, 2018/2017, 2019/2018 по базовому варианту прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2019 год и плановый период 2010, 2021 годов, направленному в Государственную думу. Общий показатель индексации составил 119,31%. При этом размер платы для самой распространенной категории многоквартирных домов – 12,83 рублей за кв.м. в месяц изменился несущественно и составил 12,92 рублей за кв.м. в месяц. Неприменение индексации совсем или частичное применение индексации, нарушило бы принцип соблюдения баланса интересов сторон, так как с ** была увеличена ставка НДС, а в течение 2018 года неоднократно повышался минимальный размер оплаты труда, неговоря о накопленной с 2015 года инфляции. С учетом изложенного комиссией Ангарского городского округа по регулированию тарифов было принято решение оставить утвержденные размеры платы без изменения, что зафиксировано в протоколе заседания комиссии от **.
В судебном заседании опрошенная в качестве специалиста начальник отдела цен и тарифов Комитета по экономике и финансам администрации Ангарского городского округа ФИО6 дала аналогичные разъяснения. Пояснила, что постановление администрации от ** №-па действует до настоящего времени, комиссией по регулированию тарифов из тарифа, утвержденного указанным постановлением, исключена плата, приходящаяся на вывоз твердых коммунальных отходов, затем произведена индексация полученной суммы. Учитывая, что размер тарифа изменился несущественно, принято решение оставить размер платы за содержание жилья на прежнем уровне. На органы местного самоуправления не возложена обязанность составлять перечень работ и услуг по содержанию многоквартирного жилого дома, такой перечень при издании постановления №-па не утверждался. Минимальный перечень работ и услуг по содержанию жилого дома утвержден постановлением Правительства РФ. Поскольку собственники жилого дома не утвердили перечень работ и услуг, не установили размер оплаты за содержание жилья, они должны вносить плату в размере, установленном администрацией Ангарского городского округа, управляющая компания самостоятельно изменить указанный размер не имеет права.
Администрация Ангарского городского округа решение об изменении размера платы за содержание жилого помещения в 2019 году не принимала. Также администрацией Ангарского городского округа не определен рекомендуемый для исключения из состава платы за содержание жилья размер платы за обращение с твердыми коммунальными расходами. Напротив, управляющим организациям разъяснено о том, что плата за содержание жилых помещений в 2019 году должна производиться в размере, установленном постановлением от ** №-па, указанный размер в 2019 году не включает плату за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом управляющая компания на законных основаниях начисляет ответчикам плату за содержание жилья с ** по тарифам, утвержденным администрацией Ангарского городского округа от ** №-па, то есть по 12,83 рублей за кв.м,, самостоятельно, без соответствующего постановления органов местного самоуправления, управляющая компания не имеет возможности изменить размер платы за содержание жилья, в связи с чем отсутствуют основания для возложения на ответчика обязанности уменьшить размер платы за содержание жилья на 2,35 рублей с кв.м., производить дальнейшее начисление платы за услуги с учетом этого уменьшения, то есть по 8,77 рублей за кв.м., что с учетом площади жилого помещения истцов составляет 489,37 рублей, о возложении обязанности произвести перерасчет платы за содержание жилья за период с ** по **.
Поскольку при рассмотрении дела не установлен факт нарушения прав ФИО1, ФИО2 как потребителей услуг, оказываемых ООО «Управляющая компания «Центр Ангарск», не подлежат удовлетворению требования истцов о взыскании компенсации морального вреда и штрафа.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска ФИО1, ФИО2 к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Центр Ангарск»:
- о признании незаконным выставление счетов на оплату по содержанию и ремонту со стороны ООО «Управляющая компания «Центр Ангарск» по 12,83 рублей за квадратный метр с ** по ** собственникам помещений ... ... ФИО1, ФИО2 в связи с нарушением жилищного законодательства, выразившегося в одностороннем увеличении платы с 11.12 рублей с квадратного метра до 12,83 рублей с квадратного метра без утверждения общим собранием собственников жилья перечня работ и услуг, в связи с отсутствием экономического обоснования этого перечня и разногласия (несогласования) стоимости этих услуг;
- о признании незаконным выставление счетов на оплату жилищных услуг со стороны ООО «Управляющая компания «Центр Ангарск» при отсутствии утвержденного соответствующим собранием состава общего имущества, условий его содержания и ремонта и цены услуг (работ), при отсутствии актов осмотра, смет, расчета и обоснования финансовых потребностей с ** до конца действия договора управления № собственникам помещения ... ... ФИО1, ФИО2;
- о возложении обязанности выполнить перерасчет платы за период с ** по ** по управлению и содержанию общего имущества многоквартирного дома по 11.12 рублей за квадратный метр;
- о возложении обязанности исключить из расчета платы за содержание жилья пени с ** по ** в связи с заявлением в ООО «Управляющая компания «Центр Ангарск» о приостановлении платы за содержание жилья, пока не будут выполнены требования законодательства в установлении платы за содержание жилья;
- о возложении обязанности уменьшить размер платы за содержание жилья на 2,35 рублей за квадратный метр – «вывоз мусора» в соответствии с Федеральным законом № 458-ФЗ с ** до окончания договора управления, производить дальнейшее начисление платы за услугу по содержанию жилья с учетом этого уменьшения по 8,77 рублей за квадратный метр, в сумме 489,37 рублей;
- о возложении обязанности выполнить перерасчет платы за содержание жилья с ** по **, уменьшив ее на сумму 393,40 рублей, что соответствует излишнему начислению этой платы за несуществующую услугу «вывоз мусора»;
- о возложении обязанности выплатить компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей в равных долях каждому из истцов;
- о возложении обязанности выплатить штраф в размере 50% за неверные начисления платы и моральный вред в размере 6914,2 рублей,
отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения, которое будет изготовлено **.
Судья С.С. Тройнина