СУДЕБНЫЙ УЧАСТОК № 22 (СЕВЕРО-КУРИЛЬСКИЙ РАЙОН) САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Парковая, 5, г. Северо-Курильск, Сахалинская область, Россия, 694550
тел./факс(42453) 2-14-85, http://22.sah.msudrf.ru, e-mail: su22s-k@mail.ru
Дело № 5 - 109/2021
УИД 65MS0022-01-2021-000277-26
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
08 октября 2021 город Северо-Курильск
Сахалинской области
Мировой судья судебного участка № 22 Северо-Курильского района Сахалинской области Галаха Е.В.,
рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении должностного лица -
исполняющего обязанности генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Спиро» (сокращенное наименование - ООО «Спиро») Плетенского Евгения Валерьевича, <данные исключены>
по части 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л а :
01 июня 2021 года старшим государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Сахалинской области составлен протокол № 65/8-21-21-ПВ/12-1812-И/110 об административном правонарушении в отношении должностного лица - исполняющего обязанности генерального директора ООО «Спиро» Плетенского Е.В. по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Плетенской Е.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
Руководствуясь статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Плетенского Е.В.
Исследовав материалы административного дела, мировой судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 23 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Согласно статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда.
В соответствии со статьей 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.
Как усматривается из материалов дела на основании распоряжения руководителя Государственной инспекции труда Сахалинской области от 22.04.2021 № 65/4-21-21-ПВ/1201364-И/110 по требованию заместителя прокурора Сахалинской области от 21.04.2021 № 7/3-5-2021 в отношении ООО «Спиро», находящегося по адресу: Сахалинская область, г. Северо-Курильск, ул. Вилкова, д. 6, проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения требований трудового законодательства в части оплаты труда и охраны труда.
Согласно акту проверки от 30.04.2021 № 65/4-21-21-ПВ/1 в ходе проверки, в том числе было обнаружено, что в нарушение статей 212, 225 ТК РФ, п. 3.3 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации, утвержденный постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29, работодатель внеплановый инструктаж и внеочередную проверку знаний требований охраны труда работниками ООО «Спиро» не провел. В нарушение абзаца третьего части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель работников ООО «Спиро», не прошедших в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда, от работы не отстранил.
30 апреля 2021 года в адрес ООО «Спиро» было вынесено предписание № 65/4-2121-ПВ/3 об отстранении с 30 апреля 2021 года от работы работников, не прошедших обучение и внеочередную проверку знаний. О выполнении предписания с приложением документов ООО «Спиро» было необходимо сообщить в срок до 16 мая 2021 года.
В материалах дела имеется сообщение Государственной инспекции труда в Сахалинской области о том, что от ООО «Спиро» в срок до 01 июня 2021 года не поступило сообщение с приложением документов по исполнению предписания № 65/4-2121-ПВ/3 от 30.04.2021 (л.д. 44).
В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (часть 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
По состоянию на дату составления 01 июня 2021 года в отношении Плетенского Е.В. протокола об административном правонарушении отношения в области организации и осуществления государственного надзора и защиты прав юридических лиц при осуществлении государственного надзора регулировались Федеральным законом от 26 декабря 2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее также - Федеральный закон № 294-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является, в том числе, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, является основанием для проведения внеплановой проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя (пункт 1 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ).
Согласно пункту 12 части 4 статьи 1 названного Закона при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры могут устанавливаться другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 353 Трудового кодекса Российской Федерации Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утверждается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдение трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.09.2012 № 875 (действующего по состоянию на 01.06.2021), было предусмотрено, что сроки и последовательность выполнения административных процедур при осуществлении федерального государственного надзора в сфере труда устанавливается административными регламентами исполнения государственных функции.
Пунктом 119 Административного регламента осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного приказом Роструда от 13.06.2019 N 160, установлено, что контроль за исполнением требований, содержащихся в предъявленных работодателям предписаниях, осуществляется уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов посредством проведения внеплановых проверок, за исключением случаев, когда из представленных документов в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и, соответственно, подписью руководителя, иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя (его уполномоченного представителя), возможно сделать вывод об исполнении предписания в полном объеме и требования, изложенные в предписании, не касаются исполнения работодателем обязанностей в области охраны труда и обеспечения безопасности работников.
При таких обстоятельствах, контроль за исполнением ООО «Спиро» предписания Государственной инспекции труда в Сахалинской области от 30.04.2021 № 65/4-2121-ПВ/3 об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требованиям охраны труда должен был осуществляться только посредством проведения внеплановой проверки.
Факт невыполнения ООО «Спиро» указанного предписания результатами внеплановой проверки не подтвержден, что является нарушением действующего законодательства в области защиты прав юридических лиц при осуществлении государственного надзора, лишает ООО «Спиро» прав, предусмотренных законом при проведении проверки исполнения предписания.
При таких обстоятельствах по делу отсутствуют допустимые доказательства вины и.о. генерального директора ООО «Спиро» Плетенского Е.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 23 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в случае отсутствия состава административного правонарушения.
На основании статьи 23.1, пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, руководствуясь статьями 25.1, 29.5-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья
п о с т а н о в и л а:
Производство делу в отношении Плетенского Евгения Валерьевича по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 23 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекратить в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть опротестовано или обжаловано в Северо-Курильский районный суд непосредственно или через мирового судью судебного участка № 22 Северо-Курильского района Сахалинской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для его обжалования, если оно не было обжаловано или опротестовано.
Мировой судья Е.В. Галаха