РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 декабря 2014 года город Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Мишиной К.Н., при секретаре Панамарчук К.А, рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело №2-5378/2014 по иску Прокурора ... в защиту права на образование несовершеннолетнего ФИО2 к администрации Ангарского муниципального образования, Управлению образования администрации Ангарского муниципального образования о возложении обязанности предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по возрасту,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор ... обратился с иском в защиту права на образование несовершеннолетнего ФИО2 к администрации Ангарского муниципального образования, к Управлению образования администрации Ангарского муниципального образования, указав, что ФИО8 имеет на иждивении сына ФИО2, ** года рождения, проживает с ребенком на территории .... ** ФИО2 зарегистрирован в автоматизированной информационной системе Управления образования администрации Ангарского муниципального образования для получения места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении. В настоящее время место в дошкольном образовательном учреждении ребенку ФИО8 не предоставлено, в связи с отсутствием вакансий. Установленные в ходе проверки по заявлению ФИО8 обстоятельства свидетельствуют о том, что конституционное право несовершеннолетнего ФИО2 на общедоступное дошкольное образование администрацией Ангарского муниципального образования нарушено. Ребенку ФИО8, достигшему возраста двух лет, место в дошкольном образовательном учреждении не предоставлено. То обстоятельство, что ребенок ФИО8 не может быть обеспечен местом в муниципальном дошкольном учреждении по причине отсутствия мест, и что на учете в Управлении образования является 460 в очереди по возрастной категории свидетельствует о том, что администрация Ангарского муниципального образования не обеспечивает создание сети дошкольных учреждений с необходимым количеством мест, а, следовательно, не обеспечивает исполнение гарантированного каждому ребенку права на образование.
В связи с обращением в суд, истец просит обязать ответчиков восстановить нарушенное право несовершеннолетнего ФИО2, ** года рождения на общедоступное дошкольное образование, предоставить ФИО2 место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по возрасту.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора ... ФИО4, действующая на основании прав по должности, исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении подержала в полном объеме, пояснила, что на день рассмотрения дела в суде решение о предоставлении ФИО2 места в дошкольном детском учреждении не принято.
Третье лицо ФИО8 в судебном заседании исковые требования прокурора ... в защиту права на образование несовершеннолетнего ФИО2 поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Ангарского муниципального образования ФИО5 в судебное заседание не явилась, представила письменные заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика, а также письменные возражения на исковое заявление, в которых указала, что администрация АМО необоснованно привлечена к участию в деле в качестве ответчика, так как управление в сфере образования осуществляется Управлением образования администрации АМО. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления относится создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях. То есть, администрация АМО должна организовывать предоставление дошкольного образования, а не обеспечивать каждого проживающего несовершеннолетнего на территории ... местом в дошкольном учреждении. Действующее законодательство не предусматривает обеспечение каждого желающего гражданина местом в дошкольном общеобразовательном учреждении. ФИО2 зарегистрирован в АИС ДС ** года, подлежит комплектованию в МБДОУ, расположенных в ... на общих и равных основаниях с другими детьми. По состоянию на ** ФИО2 состоит в общей очереди на предоставление места в дошкольном учреждении под №573, по возрасту - №449. Удовлетворение исковых требований прокурора о предоставлении места в дошкольном учреждении ФИО8 приведет к нарушению прав лиц, ранее обратившихся в Управление образования администрации АМО и вставших на учет по предоставлению места в дошкольных учреждениях. В тоже время администрацией АМО принимаются меры к исполнению обязанностей по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а именно создаются группы в существующих детских садах, происходит возврат детских садов, переданных по договорам аренды, по прямому назначению для образовательной деятельности.
Представитель ответчика Управления образования администрации Ангарского муниципального образования в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Начальником управления образования администрации АМО ФИО6 предоставлено письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика, а также письменные возражения на иск, в которых приведены доводы, аналогичные доводам возражений администрации АМО.
Выслушав пояснения представителя истца, третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд, с учетом всех обстоятельств дела находит исковые требования Прокурора ... в защиту права на образование несовершеннолетнего ФИО2 к администрации Ангарского муниципального образования, Управлению образования администрации Ангарского муниципального образования о возложении обязанности предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по возрасту обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Эти же положения закреплены ст. 5 Закона РФ от ** «Об образовании».
В соответствии с п.1 ст. 4 Федерального закона от ** №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (далее – ФЗ №124-ФЗ) одной из целей государственной политики в интересах детей является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.
Согласно ст. 6 ФЗ №124-ФЗ ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п.3 ст. 4 Федерального закона №273-ФЗ от ** «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №273-ФЗ), основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются, в том числе: обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование; создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства; разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Согласно ст. 44 Федеральный закон №273-ФЗ родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
В силу ст. 23 Федерального закона №273-ФЗ, образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:
дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
В соответствии со ст. 64 упомянутого выше закона, дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе, достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
Учреждения дошкольного образования, согласно утвержденному Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08. 2013 года № Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, осуществляют образовательную деятельность в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной или комбинированной направленности в возрасте от 2 месяцев до 7 лет (п. 13).
Формы получения дошкольного образования и формы обучения по конкретной основной общеобразовательной программе - образовательной программе дошкольного образования определяются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ** №1155, если иное не установлено Федеральным законом от ** №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 и п.13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ** №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территориях муниципального района и городского округа, а также организация содержания детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях с учетом установленных федеральных гарантий относятся к вопросам местного значения.
Судом установлено, что ФИО8 имеет на иждивении сына – ФИО2, ** года рождения, проживает с ребенком на территории ....
** ФИО2 зарегистрирован в автоматизированной информационной системе Управления образования администрации Ангарского муниципального образования для получения места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении. На день рассмотрения дела место в дошкольном образовательном учреждении ребенку ФИО8 не предоставлено, в связи с отсутствием вакансий. По состоянию на ** номер очереди ФИО2 по возрасту – 449.
То обстоятельство, что ребенок ФИО2 в течение длительного времени не может быть обеспечен местом в муниципальном дошкольном учреждении по причине отсутствия мест, свидетельствует о том, что администрация АМО не обеспечивает создание сети дошкольных учреждений с необходимым количеством мест, а следовательно не обеспечивает исполнение гарантированного каждому ребенку права на образование.
Согласно ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам, и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии с ч.1 ст.28 «Конвенции о правах ребенка», одобренной Ассамблеей ООН ** и вступившей в силу для СССР ** государства - участники признают право ребенка на образование.
Согласно ч. 1, ч.2 ст. 3 Конвенции во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 273-ФЗ, в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.
Принимая во внимание обращение законного представителя ФИО2, ** года рождения – ФИО8, в защиту его прав на образование, несовершеннолетнему не может быть отказано в праве на образование.
Федеральным законодательством детально не регламентирован порядок приема и зачисления детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения.
Федеральным законом №273-ФЗ, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ** № об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ** № не предусмотрено формирование очередности несовершеннолетних граждан, нуждающихся в предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
В связи с чем, фактическое ее наличие в Ангарском муниципальном образовании, свидетельствует о недостаточной сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений.
Обращение с требованием об обеспечении несовершеннолетнего местом в дошкольном учреждении, нельзя расценивать как нарушение прав других детей, чьи законные представители обратились в Управление образования администрации АМО ранее ФИО8, в связи с чем, возражения ответчиков в этой части, суд находит несостоятельными.
Также несостоятельными суд находит возражения ответчиков в той части, что срок предоставления муниципальной услуги управлением образования по Административному регламенту по зачислению в образовательное учреждение с момента постановки на учет не может превышать 24 месяца, в связи с чем, для несовершеннолетнего ФИО2 срок предоставления места в дошкольном учреждении не наступил.
Действительно, постановлением администрации Ангарского муниципального образования №568-па от ** утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)» (далее - Административный регламент).
Согласно п.2.3.1. Административного регламента, срок предоставления муниципальной услуги управлением образования – с момента регистрации заявления в управлении образования до зачисления ребенка в образовательное учреждение, но не более 24 месяца.
В соответствии с п.2, п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ** № «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации, Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим конституционным положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия. Судам при осуществлении правосудия надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах), и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации составной частью ее правовой системы.
Поскольку право каждого ребенка на общедоступное и бесплатное дошкольное образование гарантировано Конституцией РФ, а детального регулирования порядка предоставления дошкольного образования в нормах Федерального законодательства не содержится, должны применяться нормы ст. 43 Конституции РФ, с учетом ч.1ст. 3 Конвенции о правах ребенка.
В соответствии с п. 2.1 Положения об управлении образования администрации АМО, утвержденного решением Думы АМО от ** № рД основными задачами управления образования являются: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам.
Управление образования является органом администрации Ангарского муниципального образования, на которую, в соответствии со ст. 9 ч.1 Федерального закона № 273-ФЗ, ст. 15, ч. 1, п. 11 Федерального закона № 131-ФЗ возложены полномочия, в том числе, по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа.
Поскольку на органы местного самоуправления, каковым является администрация Ангарского муниципального образования, возложена обязанность, в том числе, по организации предоставления бесплатного дошкольного образования, в связи с чем, суд считает администрацию Ангарского муниципального образования надлежащим ответчиком, равно как и Управление образования Ангарского муниципального образования.
Конституционное право несовершеннолетнего ФИО2 на общедоступное дошкольное образование ответчиками нарушено, так как до настоящего времени он не обеспечен местом в дошкольном образовательном учреждении, в связи с чем, требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Прокурора ... в защиту права на образование несовершеннолетнего ФИО2 к администрации Ангарского муниципального образования, Управлению образования администрации Ангарского муниципального образования о возложении обязанности предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по возрасту, -удовлетворить.
Обязать Управление образования администрации Ангарского муниципального образования, администрацию Ангарского муниципального образования предоставить ФИО2, ** года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по возрасту.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, то есть, **.
Судья К.Н. Мишина
Резолютивная часть
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 декабря 2014 года город Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Мишиной К.Н., при секретаре ФИО3, рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело №2-5378/2014 по иску Прокурора ... в защиту права на образование несовершеннолетнего ФИО2 к администрации Ангарского муниципального образования, Управлению образования администрации Ангарского муниципального образования о возложении обязанности предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по возрасту,
руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск Прокурора ... в защиту права на образование несовершеннолетнего ФИО2 к администрации Ангарского муниципального образования, Управлению образования администрации Ангарского муниципального образования о возложении обязанности предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по возрасту, -удовлетворить.
Обязать Управление образования администрации Ангарского муниципального образования, администрацию Ангарского муниципального образования предоставить ФИО2, ** года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по возрасту.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, то есть, **.
Судья К.Н. Мишина
С П Р А В К А
В связи с большой загруженностью и отсутствием свободных рабочих дней от судебных заседаний мотивированное решение по гражданскому делу № по иску Прокурора ... в защиту права на образование несовершеннолетнего ФИО2 к Администрации Ангарского муниципального образования, Управлению образования администрации Ангарского муниципального образования о возложении обязанности предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по возрасту, принято судом в окончательной форме ** года, с указанной даты следует исчислять срок для его обжалования.
Судья К.Н. Мишина