Решение по делу № 2-5378/2014 ~ М-5234/2014 от 14.10.2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 декабря 2014 года                         город Ангарск

Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Мишиной К.Н., при секретаре Панамарчук К.А, рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело №2-5378/2014 по иску Прокурора ... в защиту права на образование несовершеннолетнего ФИО2 к администрации Ангарского муниципального образования, Управлению образования администрации Ангарского муниципального образования о возложении обязанности предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по возрасту,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор ... обратился с иском в защиту права на образование несовершеннолетнего ФИО2 к администрации Ангарского муниципального образования, к Управлению образования администрации Ангарского муниципального образования, указав, что ФИО8 имеет на иждивении сына ФИО2, ** года рождения, проживает с ребенком на территории .... ** ФИО2 зарегистрирован в автоматизированной информационной системе Управления образования администрации Ангарского муниципального образования для получения места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении. В настоящее время место в дошкольном образовательном учреждении ребенку ФИО8 не предоставлено, в связи с отсутствием вакансий. Установленные в ходе проверки по заявлению ФИО8 обстоятельства свидетельствуют о том, что конституционное право несовершеннолетнего ФИО2 на общедоступное дошкольное образование администрацией Ангарского муниципального образования нарушено. Ребенку ФИО8, достигшему возраста двух лет, место в дошкольном образовательном учреждении не предоставлено.    То обстоятельство, что ребенок ФИО8 не может быть обеспечен местом в муниципальном дошкольном учреждении по причине отсутствия мест, и что на учете в Управлении образования является 460 в очереди по возрастной категории свидетельствует о том, что администрация Ангарского муниципального образования не обеспечивает создание сети дошкольных учреждений с необходимым количеством мест, а, следовательно, не обеспечивает исполнение гарантированного каждому ребенку права на образование.

В связи с обращением в суд, истец просит обязать ответчиков восстановить нарушенное право несовершеннолетнего ФИО2, ** года рождения на общедоступное дошкольное образование, предоставить ФИО2 место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по возрасту.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора ... ФИО4, действующая на основании прав по должности, исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении подержала в полном объеме, пояснила, что на день рассмотрения дела в суде решение о предоставлении ФИО2 места в дошкольном детском учреждении не принято.

Третье лицо ФИО8 в судебном заседании исковые требования прокурора ... в защиту права на образование несовершеннолетнего ФИО2 поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика администрации Ангарского муниципального образования ФИО5 в судебное заседание не явилась, представила письменные заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика, а также письменные возражения на исковое заявление, в которых указала, что администрация АМО необоснованно привлечена к участию в деле в качестве ответчика, так как управление в сфере образования осуществляется Управлением образования администрации АМО. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления относится создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях. То есть, администрация АМО должна организовывать предоставление дошкольного образования, а не обеспечивать каждого проживающего несовершеннолетнего на территории ... местом в дошкольном учреждении. Действующее законодательство не предусматривает обеспечение каждого желающего гражданина местом в дошкольном общеобразовательном учреждении. ФИО2 зарегистрирован в АИС ДС ** года, подлежит комплектованию в МБДОУ, расположенных в ... на общих и равных основаниях с другими детьми. По состоянию на ** ФИО2 состоит в общей очереди на предоставление места в дошкольном учреждении под №573, по возрасту - №449. Удовлетворение исковых требований прокурора о предоставлении места в дошкольном учреждении ФИО8 приведет к нарушению прав лиц, ранее обратившихся в Управление образования администрации АМО и вставших на учет по предоставлению места в дошкольных учреждениях. В тоже время администрацией АМО принимаются меры к исполнению обязанностей по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а именно создаются группы в существующих детских садах, происходит возврат детских садов, переданных по договорам аренды, по прямому назначению для образовательной деятельности.

Представитель ответчика Управления образования администрации Ангарского муниципального образования в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

Начальником управления образования администрации АМО ФИО6 предоставлено письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика, а также письменные возражения на иск, в которых приведены доводы, аналогичные доводам возражений администрации АМО.

Выслушав пояснения представителя истца, третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд, с учетом всех обстоятельств дела находит исковые требования Прокурора ... в защиту права на образование несовершеннолетнего ФИО2 к администрации Ангарского муниципального образования, Управлению образования администрации Ангарского муниципального образования о возложении обязанности предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по возрасту обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Эти же положения закреплены ст. 5 Закона РФ от ** «Об образовании».

В соответствии с п.1 ст. 4 Федерального закона от ** №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (далее – ФЗ №124-ФЗ) одной из целей государственной политики в интересах детей является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.

Согласно ст. 6 ФЗ №124-ФЗ ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п.3 ст. 4 Федерального закона №273-ФЗ от ** «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №273-ФЗ), основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются, в том числе: обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование; создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства; разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Согласно ст. 44 Федеральный закон №273-ФЗ родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

В силу ст. 23 Федерального закона №273-ФЗ, образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.

В соответствии со ст. 64 упомянутого выше закона, дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе, достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Учреждения дошкольного образования, согласно утвержденному Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08. 2013 года Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, осуществляют образовательную деятельность в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной или комбинированной направленности в возрасте от 2 месяцев до 7 лет (п. 13).

Формы получения дошкольного образования и формы обучения по конкретной основной общеобразовательной программе - образовательной программе дошкольного образования определяются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ** №1155, если иное не установлено Федеральным законом от ** №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 и п.13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ** №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территориях муниципального района и городского округа, а также организация содержания детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях с учетом установленных федеральных гарантий относятся к вопросам местного значения.

Судом установлено, что ФИО8 имеет на иждивении сына – ФИО2, ** года рождения, проживает с ребенком на территории ....

** ФИО2 зарегистрирован в автоматизированной информационной системе Управления образования администрации Ангарского муниципального образования для получения места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении. На день рассмотрения дела место в дошкольном образовательном учреждении ребенку ФИО8 не предоставлено, в связи с отсутствием вакансий. По состоянию на ** номер очереди ФИО2 по возрасту – 449.

То обстоятельство, что ребенок ФИО2 в течение длительного времени не может быть обеспечен местом в муниципальном дошкольном учреждении по причине отсутствия мест, свидетельствует о том, что администрация АМО не обеспечивает создание сети дошкольных учреждений с необходимым количеством мест, а следовательно не обеспечивает исполнение гарантированного каждому ребенку права на образование.

Согласно ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам, и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии с ч.1 ст.28 «Конвенции о правах ребенка», одобренной Ассамблеей ООН ** и вступившей в силу для СССР ** государства - участники признают право ребенка на образование.

Согласно ч. 1, ч.2 ст. 3 Конвенции во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 273-ФЗ, в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

Принимая во внимание обращение законного представителя ФИО2, ** года рождения – ФИО8, в защиту его прав на образование, несовершеннолетнему не может быть отказано в праве на образование.

Федеральным законодательством детально не регламентирован порядок приема и зачисления детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения.

Федеральным законом №273-ФЗ, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ** об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ** не предусмотрено формирование очередности несовершеннолетних граждан, нуждающихся в предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.

В связи с чем, фактическое ее наличие в Ангарском муниципальном образовании, свидетельствует о недостаточной сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений.

Обращение с требованием об обеспечении несовершеннолетнего местом в дошкольном учреждении, нельзя расценивать как нарушение прав других детей, чьи законные представители обратились в Управление образования администрации АМО ранее ФИО8, в связи с чем, возражения ответчиков в этой части, суд находит несостоятельными.

Также несостоятельными суд находит возражения ответчиков в той части, что срок предоставления муниципальной услуги управлением образования по Административному регламенту по зачислению в образовательное учреждение с момента постановки на учет не может превышать 24 месяца, в связи с чем, для несовершеннолетнего ФИО2 срок предоставления места в дошкольном учреждении не наступил.

Действительно, постановлением администрации Ангарского муниципального образования №568-па от ** утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)» (далее - Административный регламент).

Согласно п.2.3.1. Административного регламента, срок предоставления муниципальной услуги управлением образования – с момента регистрации заявления в управлении образования до зачисления ребенка в образовательное учреждение, но не более 24 месяца.

В соответствии с п.2, п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ** «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации, Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим конституционным положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия. Судам при осуществлении правосудия надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах), и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации составной частью ее правовой системы.

Поскольку право каждого ребенка на общедоступное и бесплатное дошкольное образование гарантировано Конституцией РФ, а детального регулирования порядка предоставления дошкольного образования в нормах Федерального законодательства не содержится, должны применяться нормы ст. 43 Конституции РФ, с учетом ч.1ст. 3 Конвенции о правах ребенка.

В соответствии с п. 2.1 Положения об управлении образования администрации АМО, утвержденного решением Думы АМО от ** рД основными задачами управления образования являются: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам.

Управление образования является органом администрации Ангарского муниципального образования, на которую, в соответствии со ст. 9 ч.1 Федерального закона № 273-ФЗ, ст. 15, ч. 1, п. 11 Федерального закона № 131-ФЗ возложены полномочия, в том числе, по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа.

Поскольку на органы местного самоуправления, каковым является администрация Ангарского муниципального образования, возложена обязанность, в том числе, по организации предоставления бесплатного дошкольного образования, в связи с чем, суд считает администрацию Ангарского муниципального образования надлежащим ответчиком, равно как и Управление образования Ангарского муниципального образования.

Конституционное право несовершеннолетнего ФИО2 на общедоступное дошкольное образование ответчиками нарушено, так как до настоящего времени он не обеспечен местом в дошкольном образовательном учреждении, в связи с чем, требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Прокурора ... в защиту права на образование несовершеннолетнего ФИО2 к администрации Ангарского муниципального образования, Управлению образования администрации Ангарского муниципального образования о возложении обязанности предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по возрасту, -удовлетворить.

Обязать Управление образования администрации Ангарского муниципального образования, администрацию Ангарского муниципального образования предоставить ФИО2, ** года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по возрасту.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, то есть, **.

Судья                              К.Н. Мишина

Резолютивная часть

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 декабря 2014 года                         город Ангарск

Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Мишиной К.Н., при секретаре ФИО3, рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело №2-5378/2014 по иску Прокурора ... в защиту права на образование несовершеннолетнего ФИО2 к администрации Ангарского муниципального образования, Управлению образования администрации Ангарского муниципального образования о возложении обязанности предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по возрасту,

руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск Прокурора ... в защиту права на образование несовершеннолетнего ФИО2 к администрации Ангарского муниципального образования, Управлению образования администрации Ангарского муниципального образования о возложении обязанности предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по возрасту, -удовлетворить.

Обязать Управление образования администрации Ангарского муниципального образования, администрацию Ангарского муниципального образования предоставить ФИО2, ** года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по возрасту.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, то есть, **.

Судья                             К.Н. Мишина

С П Р А В К А

    

В связи с большой загруженностью и отсутствием свободных рабочих дней от судебных заседаний мотивированное решение по гражданскому делу по иску Прокурора ... в защиту права на образование несовершеннолетнего ФИО2 к Администрации Ангарского муниципального образования, Управлению образования администрации Ангарского муниципального образования о возложении обязанности предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по возрасту, принято судом в окончательной форме ** года, с указанной даты следует исчислять срок для его обжалования.

Судья К.Н. Мишина

2-5378/2014 ~ М-5234/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор в инт. Попов Родион Романович
Ответчики
администрация Ангарского муниципального образования
Управление образования администрации АМО
Другие
Попова Марина Валерьевна
Суд
Ангарский городской суд Иркутской области
Судья
Мишина К. Н.
Дело на сайте суда
angarsky--irk.sudrf.ru
14.10.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.10.2014Передача материалов судье
17.10.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.10.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.11.2014Подготовка дела (собеседование)
10.11.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.12.2014Судебное заседание
31.12.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.01.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.05.2015Дело оформлено
14.05.2015Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее