Дело № 2-59/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:
председательствующего Степанцовой Е.В.,
при секретаре Бунаковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске
17 января 2019 года
гражданское дело по иску Васильева П.Ю. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец Васильев П.Ю. обратился в Анжеро-Судженский городской суд с иском к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о предоставлении жилого помещения. Свои требования мотивировал тем, что на основании постановления администрации города № от 19.06.2007 он направлен на полное государственное обеспечение в Детский дом-школу №, где в период с 22.06.2007 по 29.04.2013 находился на полном государственном обеспечении. Его одинокая <...>, В.Ю.А., <дата> года рождения, решением Анжеро-Судженского городского суда о лишении от 12.12.2005 лишена родительских прав. В апреле 2013 года на основании постановления о назначении попечительства над несовершеннолетним № от 29.04.2013г. был передан под опеку своей <...> В.В.П..
У него было закрепленное жилое помещение по <адрес> (Постановление администрации Анжеро-Судженского городского округа № от 31.10.2011г.) В данном жилом помещении он имеет 1\4 долю в праве, 3\4 доли принадлежит его <...> В.В.П.. Процент износа данного жилого помещения на дату инвентаризации 08.02.2006 составляет 50 %, согласно справки БТИ № 2826 от 28.08.2018г. По данному адресу зарегистрированы 3 человека, общая площадь составляет 45,4 кв.м., т.е. на 1 лицо приходится менее учетной нормы площади жилого помещения. Поэтому согласно закону Кемеровской области от 27.12.2012 № 134-03 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Согласно справки Управления образования администрации Анжеро-Судженского городского округа от 01.10.18 г. № 742 номер очереди 398.
Просил суд обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа предоставить ему по договору специализированного найма благоустроенное жилое помещение, пригодное для проживания и отвечающее санитарным и техническим нормам, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, в котором оно предоставляется, не обремененное правами третьих лиц и не находящееся по арестом, общей площадью не менее 18 кв.м.
В судебном заседании истец Васильев П.Ю. на требованиях настаивал, дал суду пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Представитель истца Васильева В.П., допущенная к участию в деле на основании п.6 ст.53 ГПК РФ, требования поддержала.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Анжеро-Судженского городского округа, Килина Е.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что удовлетворение требований истца нарушит права иных лиц, имеющих статус сироты и лиц, оставшихся без попечения родителей, состоящих в списке детей-сирот. Считает, что истец имеет право на предоставление жилого помещения по договору специализированного найма, но в порядке очередности по списку. Иных возражений и оснований для отказа в иске не имеет.
В судебном заседании представитель третьего лица Управления образования администрации Анжеро-Судженского городского округа Колесова Н.В., действующая на основании доверенности, требования поддержала, суду пояснила, что истец имеет статус ребенка сироты, имеет ? долю в праве собственности на жилое помещение в г. Анжеро-Судженске, однако принадлежащая истцу жилая площадь менее учетной нормы, установленной в г. Анжеро-Судженске. Именно поэтому истец был включен с реестр сирот, подлежащих обеспечением жильем.
Заслушав истца, представителя истца, представителя ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч. 1 ст. 155.3 Семейного кодекса РФ, дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного Кодекса РФ, введенной Федеральным законом от 29.02.2012г. № 15-ФЗ (в ред. от 25.12.2012 г.), действующей с 01.01.2013г., предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Актами федерального законодательства, закрепляющими право указанных лиц на бесплатное получение жилья в пользование, являются Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с п.п. 1,3 и 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Пунктом 9 ст. 2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 года № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями Кемеровской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Кемеровской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии со ст. 1 Закона Кемеровской области от 27.12.2012 года № 134-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» настоящим Законом устанавливается порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
В соответствии со ст. 3 вышеуказанного закона, список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, представляет собой совокупность сведений о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом.
Список формируется органом исполнительной власти Кемеровской области отраслевой компетенции, осуществляющим управление в сфере образования, с разбивкой по каждому муниципальному образованию (городскому округу, муниципальному району).
В случае наделения Законом Кемеровской области органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот список формируется соответствующим органом местного самоуправления городского округа или муниципального района. При этом в целях осуществления контроля за исполнением указанного государственного полномочия орган исполнительной власти Кемеровской области отраслевой компетенции, осуществляющий управление в сфере образования, ведет единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, с разбивкой по каждому муниципальному образованию (городскому округу, муниципальному району).
Согласно п.1 ст.5 приведенного Закона гражданам, указанным в статье 1 указанного Закона и включенным в список, жилые помещения предоставляются на основании решения уполномоченного органа по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу п. 3 ст. 5 приведенного Закона, по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться ребенку-сироте на территории муниципального образования, по которому он состоит в списке.
Согласно ст. 7 названного Закона, норматив общей площади жилых помещений, предоставляемых детям-сиротам, составляет не более 33 кв. м на одного человека с учетом п.7 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Как установлено судом решением Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области 29.11.2005 года <...> истца – В.Ю.А. лишена родительских прав в отношении истца Васильева П.Ю. (л.д.5-6).
В свидетельстве о рождении Васильева П.Ю. отсутствуют сведения об <...> (л.д.4).
Васильев П.Ю. относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его <...> В.Ю.А. лишена родительских прав, а сведения об отце отсутствуют.
На основании постановления администрации города Анжеро-Судженска Кемеровской области № от 19.07.2007 Васильев П.Ю. направлен на полное государственном обеспечение в детский дом-школу № (л.д.7).
За Васильевым П.Ю. закреплена 1/4 доля жилого помещения, расположенного по адрес: <адрес>, принадлежащего на основании свидетельства о государственной регистрации права от 20.10.1997 (л.д.9-10) на основании постановления администрации Анжеро-Судженского городского округа № от 31.10.2011 (л.д.8), что также подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.14).
На основании постановления администрации Анжеро-Судженского городского округа № от 29.04.2013 (л.д.11) над несовершеннолетним Васильевым П.Ю. установлена опека, опекуном назначена В.В.П..
Согласно справке ООО «УК Монолит» (л.д.12) Васильев П.Ю. зарегистрирован по месту жительства с 28.09.2001 по адресу: <адрес>
Согласно справке Управления образовании администрации Анжеро-Судженского городского округа № 742 от 01.10.2018г., Васильев П.Ю. состоит в списке детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями согласно Закону Кемеровской области от 27.12.2012 года № 134-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на дату выдачи справки состоит в очереди под № 398 (л.д.15).
Согласно данным справки от 28.08.2018г. Филиал № 1 БТИ г. Анжеро-Судженска ГПКО «ЦТИ КО» сведениями о наличии недвижимого имущества до 2000 года за Васильевым П.Ю. не располагает. По адресу: <адрес>, квартира состоит из 2 комнат, общей площадью 45,4 кв.м., жилой – 27,2 кв.м., процент износа жилого дома на дату инвентаризации 08.02.2006 составляет 50% (л.д.13).
Из договора купли-продажи квартиры от 25.01.2001 (л.д.26-27) и выписки из ЕГРН (л.д.14) следует, что 1/2 доля в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, принадлежала Васильеву П.Ю. на основании договора на передачу бесплатно квартир в собственность граждан путем приватизации от 23.04.1999, право собственности прекращено 16.02.2001.
В Едином государственном реестре недвижимости имеются сведения об ? доли в праве собственности Васильева П.Ю. на жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д. 14) общей площадью 45,4 кв.м.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, в соответствии с приведенными выше правовыми нормами, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку предоставление жилых помещений специализированного жилого фонда законом возложено на ответчика, а условия, при которых предоставляется жилое помещение, соблюдены.
Судом установлено, что истец имеет право на предоставление ему благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда на условиях договора найма специализированного жилого помещения, которое ему должно быть предоставлено на основании решения органа местного самоуправления по договору найма специализированного жилого помещения, а именно – администрацией Анжеро-Судженского городского округа, поскольку непосредственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилой площадью, в том числе, по договорам найма специализированного жилого помещения, возлагается на основании п. 9 ст. 2 Закона Кемеровской области от 14 ноября 2005 года № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» именно на органы исполнительной власти по месту жительства детей.
Объективная нуждаемость истца в жилье, подтверждается материалами дела, и сведений, опровергающих это обстоятельство, суду не представлено.
Так, дети, оставшиеся без попечения родителей, передаются под опеку (попечительство), в приемную семью, а при отсутствии такой возможности – в организации для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные организации, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, организации социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).
В данном случае истец достиг совершеннолетия – <дата>, в связи с чем, в 2015 году у истца, состоящего на учете нуждающихся в жилом помещении, по достижению совершеннолетия, возникло право на обеспечение жилым помещением по договору специализированного найма.
Жилое помещение, имеющееся у истца на праве собственности, меньше учетной нормы, установленной Администрацией Анжеро-Судженского городского округа.
Таким образом, суд приходит к выводу, что установлена нуждаемость истца в жилом помещении, поскольку жилое помещение ему не было предоставлено, а социальная поддержка в виде обеспечения жилой площадью может считаться реализованной только после фактического предоставления жилого помещения.
В п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и в других положениях названного закона, отсутствует указание на то, что жилое помещение должно быть предоставлено в порядке очередности по названному списку.
Законодательством субъекта Российской Федерации – Кемеровской области, также не предусмотрена очередность по списку при предоставлении жилья лицам указанной категории.
При этом, согласно указанной норме, целью формирования списка является, среди прочего, заблаговременный учет детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Данный список необходим для учета детей, которые имеют право на получение жилья по достижении им 18-летнего возраста, чтобы уполномоченные органы вели учет граждан, имеющих право на предоставление жилья, отслеживали наступление ими 18-летнего возраста и планировали предоставление жилья в связи с наступлением данного события.
Суд также учитывает, что истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, что означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что истец имеет право на предоставление жилья указанной категории.
В соответствии с п. 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ч. 2 ст. 50 Жилищного кодекса РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
В соответствии с п. 2 Решения городского Совета народных депутатов от 02.11.2015 года № 384 (принятого на сессии Совета Народных депутатов Анжеро-Судженского городского округа 29.10.2015г.), в Анжеро-Судженском городском округе установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одиноко проживающего гражданина – 18 квадратных метра.
Таким образом, исходя из вышеназванных положений закона, суд обязывает ответчика предоставить истцу, лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, расположенное в черте Анжеро-Судженского городского округа, общей площадью не менее 18 кв.м.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., <░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░.░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 18 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░: 22.01.2019 ░░░░