РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 октября 2018 года город Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Косточкиной А.В.,
при секретаре Швецовой А.С.,
при участии:
истца Кольцовой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-4913/2018 по иску Кольцовой Татьяны Николаевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ангарском городском округе Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить периоды работы в стаж, назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование заявленных требований истец указала, что 29.05.2018 в возрасте 50 лет она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ. Решением ответчика № 1273 от 20.06.2018 в назначении досрочной страховой пенсии по старости ей отказано по причине того, что ее страховой стаж на соответствующих видах работ составляет 8 лет 1 месяц 17 дней, при требуемом 10 лет. Полагает, что ответчик необоснованно исключил из стажа на соответствующих видах работ периоды ее работы: с 02.11.2006 по 15.01.2009, с 01.01.2017 по 31.10.2017, с 01.01.2018 по 29.05.2018 (3 года 5 месяцев 13 дней) в должности медицинской сестры палатной отделения милосердия ОГАУСО «Ангарский психоневрологический интернат». Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит признать незаконным решение № 1273 от 20.06.2018 и включить указанные периоды в страховой стаж на соответствующих видах работ, назначить пенсию с момента обращения, то есть с 29.05.2018.
В судебном заседании Кольцова Т.Н. исковые требования поддержала в полном объеме, по существу дав пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебное заседание при надлежащем извещении участия не принимал, направил письменные возражения по иску, в которых указал, что решение пенсионного органа об отказе в назначении пенсии является законным и обоснованным и отмене по доводам иска не подлежит.
Заслушав пояснения истца, изучив материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту - Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2015.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам
Частью 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством РФ принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 утвержден Список № 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.
В соответствии с позицией 2260000 г. раздела XXIV «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения» вышеуказанного Списка № 2 предусмотрены младшие медицинские работники, непосредственно обслуживающие больных в домах-интернатах для психически больных, детских домах-интернатах для умственно отсталых детей системы социального обеспечения.
В соответствии с указанием Министерства социальной защиты населения РФ от 26.04.1993 №1-31-У «О порядке применения раздела XXIV Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. О льготном пенсионном обеспечении работников, занятых в производстве синтетических моющих средств», при решении вопросов, связанных с назначением льготных пенсий среднему и младшему медицинскому персоналу, непосредственно обслуживающему больных, следует руководствоваться следующим.
Непосредственное обслуживание больных - это работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента. Выполнение ряда диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за больными, создание соответствующего лечебно - охранительного режима требуют непосредственного контакта персонала и пациентов. Например: проведение массажа, инъекций, процедур, манипуляций, раздача пищи и кормление больных, их переноска, санитарная обработка, мытье и т.д.
В соответствии с действующим пенсионным законодательством право на пенсию на льготных условиях имеют работники, занятые выполнением работ по «непосредственному обслуживанию больных» в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени).
Министерство здравоохранения РФ и ЦК профсоюза работников здравоохранения РФ подготовили примерные перечни деятельности и должностей среднего и младшего медицинского персонала, которые могут быть отнесены к непосредственно обслуживающему больных. Однако окончательное решение по определению перечня рабочих мест и должностей, работники которых пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение, остается за администрацией, которая подтверждает характер работы и доводит до сведения работников ее результаты.
Таким образом, обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения спора, является наличие стажа работы истицы в учреждении, предусмотренном соответствующим списком, и ее занятость выполнением работ по «непосредственному обслуживанию больных» в течение полного рабочего дня.
Установлено, что 29.05.2018 Кольцова Т.Н., достигнув возраста 50 лет, обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ангарском городском округе Иркутской области за назначением досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
Решением № 1273 от 20.06.2018 ответчик отказал в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине того, что у истца отсутствует стаж на соответствующих видах работ.
Признавая отказ пенсионного органа незаконным, суд исходит из следующего.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что Кольцова Т.Н. 04.07.1995 на основании приказа №136 от 03.07.1995 принята на работу в ГУСЗН администрации Иркутской области «Ангарский психоневрологический дом-интернат» медсестрой 7 разряда.
С 01.01.2008 переведена на должность медсестры палатной отделения милосердия, где продолжает работать в настоящее время.
Как следует из исторической справки от 20.07.2018, учреждение, в котором работала истица, неоднократно меняло свое наименование.
Так, решением Арбитражного суда Иркутской области от 04.03.2005 №А19-26892/04-22 установлен юридический факт государственной регистрации юридического лица «Ангарский дом-интернат для престарелых и инвалидов» в период с 1991 по 15.03.1995.
Постановлением мэра АМО №632 от 25.02.1997 зарегистрировано изменение наименования на ГСУ СО СЗН «Ангарский психоневрологический дом-интернат».
С 02.10.2001 на основании постановления №3013 учреждение переименовано в ОГУС «Ангарский психоневрологический интернат», а с 28.12.2010 распоряжением Правительства Иркутской области №2271 ОГУС «Ангарский психоневрологический интернат» переименовано в ОГАУСО «Ангарский психоневрологический интернат».
При этом согласно Уставам, цели деятельности учреждения оставались неизменными.
Из уточняющей справки работодателя N 43-к от 20.07.2018 видно, что истица занята непосредственным осуществлением ухода за больными более 80% рабочего времени.
Данные обстоятельства подтверждаются также должностной инструкцией медсестры палатной.
Кроме того, в предоставляемых работодателем сведениях индивидуального (персонифицированного) учета имеются сведения о работе истицы в особых условиях. Оспариваемый период работы истицы в должности медсестры палатной ОГАУСО «Ангарский психоневрологический интернат» работодателем отнесен к работе с вредными условиями труда
Таким образом, материалами дела подтверждено и ответчиком не оспорено, что Кольцова Т.Н. в течение полного рабочего дня осуществляла уход за пациентами психоневрологического интерната, находясь с ними в непосредственном контакте.
Следовательно, спорные периоды должны быть включены в стаж Кольцовой Т.Н., дающий право на досрочное назначение досрочной страховой пенсии по старости.
В силу ч.1 ст. 22 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Судом установлено, что на день обращения с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости страховой стаж истца, с учетом тех периодов работы, которые суд признал необходимым включить в специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости, составил более 10 лет, то есть, на день обращения с заявлением о назначении пенсии 29.05.2018 истец достигла установленного законом возраста 50 лет и имела необходимый стаж на соответствующих видах работ.
Таким образом, Кольцова Т.Н. имела право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ со дня обращения, то есть с 29.05.2018, в связи с чем решение ответчика за № 1273 от 20.06.2018 об отказе истцу в досрочном назначении страховой пенсии по старости является незаконным.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кольцовой Татьяны Николаевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ангарском городском округе Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить периоды работы в стаж, назначении пенсии - удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ангарском городском округе Иркутской области от 20.06.2018 № 1273 в части отказа зачесть в страховой стаж Кольцовой Татьяны Николаевны для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды ее работы: с 02.11.2006 по 15.01.2009, с 01.01.2017 по 31.10.2017, с 01.01.2018 по 29.05.2018 (3 года 5 месяцев 13 дней) в должности медицинской сестры палатной отделения милосердия ОГАУСО «Ангарский психоневрологический интернат».
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ангарском городском округе Иркутской области включить Кольцовой Татьяне Николаевне в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости на соответствующих видах работ следующие периоды: с 02.11.2006 по 15.01.2009, с 01.01.2017 по 31.10.2017, с 01.01.2018 по 29.05.2018 (3 года 5 месяцев 13 дней) в должности медицинской сестры палатной отделения милосердия ОГАУСО «Ангарский психоневрологический интернат».
Возложить на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ангарском городском округе Иркутской области обязанность назначить Кольцовой Татьяне Николаевне досрочную страховой пенсию по старости со дня обращения, то есть, с 29.05.2018.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированный текст решения будет изготовлен судом 19.10.2018.
Судья А.В.Косточкина
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...