Дело № 2-412/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 ноября 2014 г. г.Ардатов
Ардатовский районный суд Республики Мордовия в составе:
судьи Карасева В.Е.,
при секретаре судебного заседания Кузьминой О.В.,
с участием истца Слугина А.В.,
представителя ответчика – Администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия - Петухова Д.В., действующего на основании доверенности от 12.05.2014 г.,
представителя третьего лица – Государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Ардатовскому району Республики Мордовия Сербул Т.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Слугина А. В. к Администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия о постановке на учет в качестве нуждающихся жилом помещении,
УСТАНОВИЛ:
Слугин А.В. обратилась в суд с указанным иском по тем основаниям, что в период с 18.12.1980 года по 31.10.1982 где он проходил военную службу в Действующей армии ССР в Республике Афганистан, является ветераном боевых действий, в связи с чем имеет право на меры социальной поддержки в соответствии с п.1 ст.16 Федерального Закона от 12.01.1995 года № 5 «О ветеранах».
В соответствии с пп.3 п.1 ст.16 указанного закона одним из видов социальной поддержки ветеранов боевых действий является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального Закона. При этом ветераны боевых действий, вставших на учет после 01.01.2005 года обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
16.07.2014 года он обратился в администрацию Ардатовского муниципального района Республики Мордовия с заявлением о принятии его семьи, состоящей из 2 человек на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья по категории – ветеран боевых действий.
Постановлением Администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия № 645 от 30.07.2014 в принятии на учет ему было отказано по тем основаниям, что им были представлены документы не подтверждающие его право постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, а именно обеспеченность общей площадью жилья на каждого члена его семьи превышает учетную норму площади жилого помещения.
Однако ответчик не учел того, что он вместе с женой проживает в доме принадлежащем матери жены – Р.. по <адрес>. В указанном жилом доме общей площадью 50,4 кв.м. в том числе жилой 26.2 кв.м. они проживают вчетвером – он с супругой и мать супруги с малолетним внуком. Собственного жилья у них с супругой нет, поэтому считает, что на каждого из них приходится по 16.6 кв.м., то есть менее 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи, стоящей из трех и более человек – учетной нормы, установленной Постановлением администрации № 708 от 30.12.2009 года.
На основании изложенного, просит признать незаконным постановление главы администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия от 30.07.2014 года № 645 об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать Администрацию Ардатовского муниципального района поставить его семью, состоящую из 2-х человек на данный учет.
В судебном заседании истец Слугин А.В. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия Петухов Д.В., заявленные требования Слугина А.В. не признал, поскольку им представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а именно обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи больше учетной нормы, согласно Административного регламента, утвержденного Постановлением Администрации муниципального района от 09.06.2010 года № 317 (с изменениями и дополнениями).
Представитель третьего лица Государственного казенного учреждения «Социальная защита населения по Ардатовскому району Республики Мордовия Сербул Т.Ф., поддержала исковые требования Слугина А.В.
Суд, выслушав истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами, Слугин А.В. действительно проходил военную службу в Действующей Армии (Афганистан) и пользуется правами и льготами согласно ст. 16 п.1 Федерального Закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Закон «О ветеранах»), что подтверждается свидетельством серии - - и справками Отдела Федерального казенного учреждения «Военного комиссариата Республики Мордовия» по Ардатовскому району.
16.07.2014 года Слугин А.В. обратился к Главе Администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия Бугуеву Н.В. с заявлением о постановке его семьи, состоящей из 2-х человек на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья по категории «Ветеран боевых действий (Афганистан)». При этом представил необходимые документы, подтверждающие, в том числе, отсутствие другого какого-либо недвижимого имущества в собственности заявителя.
Достаточность представленных документов представителем ответчика при рассмотрении заявления не оспаривается.
Постановлением Главы Администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия от 30.07.2014 года № 645 Слугину А.В. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, поскольку им представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи больше учетной нормы).
Давая правовую оценку оспариваемому постановлению, суд исходит из положений законодательства, регулирующего спорные отношения.
Согласно подпункте 3 пункта 1 статьи 16 Закона «О ветеранах» к мерам социальной поддержки ветеранов боевых действий относится обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
В соответствии с ч.1 ст.51 Жилищного Кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно ч.5 ст.52 Жилищного Кодекса Российской Федерации, решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
Жилищное законодательство Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым гражданину может быть отказано в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении.
Так, согласно ст.54 Жилищного Кодекса Российской Федерации, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Часть 2 названной правовой нормы предусматривает, что решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Согласно ч.4 ст.50 Жилищного Кодекса Российской федерации, учетной нормой жилого помещения, является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Частью 5 указанной статьи определено, что учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Постановлением Администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия от 30 декабря 2009 года № 708 установлена учётная норма площади жилого помещения в размере 12,5 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 Правил учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года № 335, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются, в том числе, граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы.
На основании подпункта 2 пункта 10 указанных Правил, отказ в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Как установлено в судебном заседании, заявитель Слугин А.В. вместе с женой Слугиной Л.Н. зарегистрирован и проживает в доме по <адрес>, данный жилой дом принадлежит Р..
Общая площадь указанного жилого дома составляет 50.4 кв.м., в том числе жилая – 26.2 кв.м.
Из выписки из домовой книги видно, что в жилом доме по <адрес>, зарегистрированы: Р., Слугина Л. Н., Слугин А. В. и Р1.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, сторонами не опровергнуты и сомнения в достоверности не вызывают.
Из ч.1, 2 ст.31 Жилищного Кодекса Российской Федерации следует, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Согласно п.11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно ст.3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Исходя из данной нормы, Слугин А.В. не является членом семьи собственника, поэтому площадь жилого помещения находящегося в собственности у членов семьи собственника следует делить на 3 человека: Р.. и Слугину Л.Н. и Р1. (50,4 кв.м. : 3 = 16.8 кв.м.)
Таким образом, семья истца Слугина А.В., состоящая из двух человек обеспечена жилой площадью 16,8 кв.м., на одного человека приходится по 8,4 кв.м., что является ниже установленной учетной нормы.
В связи с этим оснований для отказа в постановке на учёт по основаниям, предусмотренным подпунктом 2 пункта 10 Правил учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года №335, у районной администрации не имелось.
Учитывая изложенное и оценивая в совокупности все добытые по делу доказательства, суд считает, что Слугина А.В. и его семью следует признать нуждающимися в улучшении жилищных условий с правом на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья и обязать Администрацию Ардатовского муниципального района Республики Мордовия поставить семью на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Слугина А. В., удовлетворить.
Признать незаконным Постановление Главы Администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия от 30.07.2014 года № 645.
Обязать Администрацию Ардатовского муниципального района Республики Мордовия поставить Слугина А. В. с составом семьи из двух человек на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим законодательством.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме в Верховный суд Республики Мордовия через Ардатовский районный суд Республики Мордовия.
Председательствующий: подпись
.
.