Решение по делу № 2-1279/2018 ~ М-1329/2018 от 16.10.2018

66RS0015-01-2018-001730-62                 Решение составлено: 03.12.2918г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 ноября 2018 года                      г. Асбест

Асбестовский городской суд Свердловской области в составе судьи Архипова И.В., при секретаре Гайсиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1279/2018 по иску Собяниной Л. А. к ООО «Управляющая компания Хризотил» «О признании незаконными действий управляющей компании по установлению тарифа за жилищные услуги ».

УСТАНОВИЛ:

Истец Собянина Л.А. обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику ООО «Управляющая компания Хризотил» «О признании незаконными действий управляющей компании по установлению тарифа за жилищные услуги», указав, что она является собственником жилого помещения общей площадью <данные изъяты> кв.м. МКД по адресу: *Адрес*.

С *Дата* управляющей организацией указанного дома является ООО «Управляющая компания «Хризотил».

Истец оплачивает жилищно-коммунальные услуги в полном объеме, задолженности не имеет.

*Дата* истцом получена квитанция от ООО «УК «Хризотил», из которой следует, что ООО «УК «Хризотил» в одностороннем порядке увеличила размер платы за жилищные услуги по статье «содержание жилья», применив «городской тариф», утвержденный местным органом самоуправления («О внесении изменений в Постановление Администрации Асбестовского городского округа от 26.06.2018 №297-ПА «Об установлении платы за содержание жилого помещения в Асбестовском городском округе»)

Согласно условий действующего договора управления от *Дата*, заключенного между Собяниной Л.А. и ООО «УК «Хризотил», плата за жилищные услуги по статье «содержание жилья» составляет 13,57 руб. за 1 кв.м. общей площади квартиры. Учитывая площадь квартиры истца – <данные изъяты> кв.м., истец оплачивала ежемесячно сумму 620,15 руб.

В платежной квитанции истца с *Дата* плата за «содержание жилья» составила 21,29 руб. за 1 кв.м. на сумму 972,95 руб.

Требования ООО «УК «Хризотил» уплаты за жилищные услуги в размере, превышающем утвержденный на общем собрании собственников жилых помещений МКД размер, нарушают гражданские, жилищные права истца, ее законные интересы.

По мнению истца, нарушен порядок утверждения размера платы для собственников, выбравших способ управления – управляющая организация; нарушен порядок определения цены договора, то есть ценообразование и утверждения на общем собрании собственников перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД; нарушен порядок информирования собственников жилых помещений в МКД по *Адрес* об изменении размера платы за «содержание жилья».

На основании изложенного, истец просит суд:

1. Признать незаконными действия ООО «Управляющая компания Хризотил» по применению в одностороннем порядке размера оплаты за содержание жилого помещения в размере 21 рубль 29 копеек за 1 кв.м. общей площади жилого помещения.

2. Взыскать с ООО «Управляющая компания Хризотил» в пользу Собяниной Л. А. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины 300 рублей. (л.д. 3-10)

Истец – Собянина Л.А. в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных исковых требованиях, подтвердив доводы и обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Представитель истца Собяниной Л.А.Черепанова Н.В., действующая по устному ходатайству, поддержала заявленные исковые требования по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика – ООО «Управляющая компания «Хризотил» Юзько А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил в удовлетворении заявленных исковых требованиях отказать.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном жилом доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственники помещений в многоквартирном жилом доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

Таким образом, жилищным законодательством предусмотрено два способа определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения: собственниками помещений в многоквартирном жилом доме или органом местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, общее собрание собственников помещений в многоквартирном жилом доме является органом управления многоквартирным домом. Последние обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном жилом доме (статья 45 Кодекса).

Частью 2.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращение с твердыми коммунальными отходами, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В соответствии с пунктом 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491 (далее Правила N 491), собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в подпунктах "д(1)" и "л" пункта 11 настоящих Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.

Согласно подпункту "а" пункта 16 Правил N 491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений: путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Системное толкование приведенных положений статей 156, части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации говорит о том, что принятие решения об установлении размера платы за содержание и текущий ремонт относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, поскольку непосредственно затрагиваются интересы всех собственников помещений в многоквартирном жилом доме.

Таким образом, требования норм действующего жилищного законодательства основным способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников (всех ее составляющих) только принятие решения об этом на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.

Как установлено в судебном заседании, Собянина Л. А. является собственником жилого помещения – квартиры, расположенной в многоквартирном доме по адресу: *Адрес*.

С *Дата* управляющей организацией указанного дома является ООО «Управляющая компания «Хризотил».

*Дата* между Собяниной Л.А. и ООО «УК «Хризотил» заключен договор управления многоквартирным домом.

МКД передан в управление на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (протокол от *Дата*).

Приложением №1 к договору управления МКД от *Дата* был установлен перечень работ и услуг по управлению, содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на *Дата*, а также установлен тариф, который составил 13, 57 руб./кв.м.

В *Дата* ООО «Управляющая компания «Хризотил» произвело перерасчет платы по виду услуги – содержание жилья за *Дата* исходя из ставки, установленной Постановлением Администрации Асбестовского городского округа от 18.07.2018 №352-ПА «О внесении изменений в постановление администрации Асбестовского городского округа от 26.06.2018 №297-ПА «Об установлении платы за содержание жилого помещения в Асбестовском городском округе», что следует из представленных платежных документов (л.д. 20, 21)

На основании ч. 7 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Согласно ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Предельные индексы изменения размера платы за содержание жилого помещения в указанных случаях определяются органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) в соответствии с указанными методическими рекомендациями.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450 - 453 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из положений приведенных норм следует, что в случае, когда собственниками принято решение об установлении ставки платы за содержание и ремонт жилого помещения, то применению подлежит ставка, утвержденная решением общего собрания собственников. При этом, срок действия установленного размера платы за содержание и ремонт жилья временными рамками не ограничен, должен только в течение года оставаться неизменным. То есть, установленный на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме размер платы за содержание и ремонт жилья считается действующим до момента установления в предусмотренном законом порядке на общем собрании собственников помещений в таком доме нового размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Применение ставки платы за ремонт и содержание жилья, установленной органом местного самоуправления, возможно только в том случае, если на состоявшемся общем собрании собственников помещений многоквартирного дома вообще не принималось решения об установлении размера такого платежа.

Учитывая, что решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома *Адрес* *Дата* уже была установлена спорная плата в размере 13,57 руб. за кв.м., иных общих собраний, изменяющих размер данной платы, собственниками не проводилось, то соответственно, у управляющей организации отсутствовали основания для применения размера ставки за содержание жилья, установленной органом местного самоуправления в размере 21,59 руб. за 1 кв. м.

Из п. 4.1 договора управления многоквартирным домом от *Дата* следует, цена договора и размер платы за помещение устанавливается в соответствии с долей в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме, пропорционально принадлежащему собственнику жилому/нежилому помещению согласно ст. 249, 289 ГК РФ и 37, 39 ЖК РФ. Размер платы для собственника устанавливается на общем собрании собственников помещений на срок не менее сем на один год с учетом предложений Управляющей организации за 1 кв.м. в месяц.

В судебном заседании установлено, что с *Дата* объем предоставляемых ответчиком услуг по содержанию жилья не изменился, иного ответчиком суду доказано не было. В то же время доказательств того, что в период с *Дата* управляющая компания при осуществлении своей деятельности по управлению вышеуказанным многоквартирным домом несла расходы в большем размере, чем покрывает установленная ставка платы в размере 13,57 за 1 кв. м, не имеется.

Так же, как следует из п. 9.3 вышеуказанного договора управления, при отсутствии решения общего собрания собственников, либо уведомления Управляющей организации о прекращении договора по окончанию срока его действия, Договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, или иных условиях, согласно п. 3.25, 4.1, 4.2. При этом, как установлено в судебном заседании, ни одна из сторон договора управления не заявляла о его прекращении, и не изменяла в установленном законом порядке его условий.

При этом управляющая компания, с целью соблюдения баланса интересов сторон, не лишена возможности, при наличии экономического обоснования, внести изменения в перечень, объем и периодичность предоставляемых по многоквартирному жилому дому услуг, соразмерно определенной собственниками помещений ставке платы за ремонт и содержание имущества многоквартирного дома.

Кроме того, суд отмечает, что собственники помещений в многоквартирном доме при принятии решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения определяют данную сумму не произвольно, вне привязки к ее составляющим. Напротив, размер поименованной платы, являясь экономически обоснованным, предопределен соответствующими суммами, направляемыми по каждой статье расходов, представляет собой суммарное выражение данных сумм. Собственники помещений в многоквартирном доме, как единственный уполномоченный законом субъект на принятие решений об установлении размера платы на содержание и ремонт, устанавливают каждую из составляющих платы, определяя размер ее финансирования, что в совокупности и образует итоговую величину.

Указанное в полной мере отвечает положениям пункта 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, согласно которым собственниками помещений многоквартирного дома утверждается перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

Соответственно, не только изменение итоговой величины размера платы, но и изменение составляющих данной платы, объемов финансирования каждого направления, надлежит рассматривать как изменение платы за содержание и ремонт помещений. Процедура изменения спорной платы жестко регламентирована нормами жилищного законодательства, которые являются специальными по отношению к положениям гражданского законодательства и имеют своей направленностью обеспечение гарантий прав и интересов собственников жилых помещений как более слабой стороны во взаимоотношениях с управляющей компанией. Жилищным кодексом Российской Федерации и иными подзаконными актами не предусмотрено каких-либо изъятий по одностороннему и самостоятельному изменению управляющей организацией спорной платы и составляющих ее статей.

В силу части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

Принимая во внимание, что установление размера оплаты за содержание и ремонт общего имущества отнесено приведенными выше нормами Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, управляющей компании не предоставлено право изменения размера оплаты по данному виду услуг в одностороннем порядке, с учетом того, что общего собрания собственников помещений в указанном выше многоквартирном доме по вопросу изменения платы за содержание и ремонт помещений не проводилось, документы, свидетельствующие о необходимости несения дополнительных расходов, превышающих установленные договором размеры платы по отдельным наименованиям работ, ответчиком представлены не были, суд приходит к выводу о том, что действия ответчика в части превышения установленных договором тарифов за содержание жилья не соответствуют закону и условиям договора.

Кроме того, указанные действия свидетельствуют об одностороннем изменении условий договора в части установления размера платы за содержание жилья, выразившиеся в распределении суммы платы и направлении поступивших от собственников сумм денежных средств на финансирование работ и услуг в ином порядке и размере, нежели установлено собственниками, противоречит требованиям законодательства, что нарушает права и законные интересы истца, предусмотренные Жилищным кодексом РФ, в части установление экономически обоснованного тарифа оплаты за содержание и ремонт общего имущества.

Вместе с тем, решение об изменении структуры платы, объемов финансирования отдельных статей расходов не принималось в установленном законом порядке общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, на основании изложенного, исходя из совокупности установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств, анализа норм права, регулирующих спорные правоотношения, суд считает возможным удовлетворить исковые требования Собяниной Л. А., а именно: признать незаконными действия ООО «Управляющая компания Хризотил» по применению в одностороннем порядке размера оплаты за содержание жилого помещения в размере 21 рубль 29 копеек за 1 кв.м. общей площади жилого помещения.

В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Истец понесла расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. (л.д. 11). Указанные расходы подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Собяниной Л. А. удовлетворить.

1. Признать незаконными действия ООО «Управляющая компания Хризотил» по применению в одностороннем порядке размера оплаты за содержание жилого помещения в размере 21 рубль 29 копеек за 1 кв.м. общей площади жилого помещения.

2. Взыскать с ООО «Управляющая компания Хризотил» в пользу Собяниной Л. А. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Асбестовский городской суд в течение 1 месяца.

Судья ___________________________ И.В. Архипов

2-1279/2018 ~ М-1329/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Собянина Лидия Александровна
Ответчики
Управляющая компания "Хризотил"
Суд
Асбестовский городской суд Свердловской области
Судья
Архипов Иван Владимирович
Дело на сайте суда
asbestovsky--svd.sudrf.ru
16.10.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.10.2018Передача материалов судье
19.10.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.10.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.10.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.11.2018Судебное заседание
03.12.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.08.2019Дело оформлено
04.09.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее