Дело №2-552/2015г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Раевский «27» апреля 2015 года
Альшеевский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Аюпова И.Э., с участием представителя истца Гареевой М.М. – Фаизова М.Н., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №18, представителя ответчика администрации СП Ибраевский сельсовет МР <адрес> РБ – Кильчуриной Л.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №1, при секретаре Мухаметшиной Р.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению Гареевой М.М. к администрации СП Ибраевский сельсовет муниципального района <адрес> РБ о признании незаконным отказ в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях,
установил:
Гареева М.М. обратилась в Альшеевский районный суд РБ с исковым заявлением к администрации СП Ибраевский сельсовет муниципального района <адрес> РБ о признании незаконным Акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ № жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>, дер. Старосепяшево, <адрес>; о признании незаконным Заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № о признании жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>, дер. Старосепяшево, <адрес>, пригодным для постоянного проживания; о признании незаконным Постановления главы администрации СП Ибраевский сельсовет муниципального района <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе Гареевой М.М. в признании нуждающимися в жилых помещениях и об отказе принятии её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и об обязании администрации СП Ибраевский сельсовет муниципального района <адрес> РБ поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении вдову участника Великой Отечественной войны Гарееву М.М. со дня подачи заявления, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования мотивированы тем, что Гареева М.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о заключении брака серии №, выданным (повторно) ДД.ММ.ГГГГ Отделом загс <адрес> управления загс РБ; справкой за № от ДД.ММ.ГГГГ года, выданной начальником отдела ВК РБ по <адрес> и удостоверением серии №, выданным ДД.ММ.ГГГГ УТ и СЗН Минтруда РБ по <адрес>. Также Гареева М.М. сама является ветераном Великой Отечественной войны, подтверждается удостоверением серии №, выданным ДД.ММ.ГГГГ ГУ «Отдел социальной защиты населения администрации <адрес>». Гареева М.М. на основании Свидетельства о государственной регистрации права серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого дома, находящего по адресу: РБ, <адрес>, дер.Старосепяшево, <адрес>. Данный жилой дом расположен на земельном участке общей площадью 2406 кв.м. с кадастровым номером №, который на основании Свидетельства о государственной регистрации права серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности Гареевой М.М. Согласно справки за № №, выданной ДД.ММ.ГГГГ администрацией СП Ибраевский сельсовет МР <адрес> РБ ФИО4, умерший ДД.ММ.ГГГГ до своего смерти проживал по адресу: РБ, <адрес>, дер.Старосепяшево, <адрес>. Ко дню смерти совместно с ним проживала жена Гареева М.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и продолжает проживать в этом доме безвыездно по настоящее время. Гареева М.М. в ноябре 2014 года обратилась в администрацию сельского поселения Ибраевский сельсовет МР <адрес> РБ (далее – СП Ибраевский сельсовет) с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Постановлением главы СП Ибраевский сельсовет № от ДД.ММ.ГГГГ отказано Гареевой М.М. в признании нуждающимися в жилых помещениях и принятии их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании п.1 ст.54 Жилищного кодекса РФ. Администрация СП Ибраевский сельсовет об этом сообщила Гареевой М.М. уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ года, что ей отказано в принятии на учет, как нуждающаяся в жилых помещениях. Согласно этой выписке администрация СП Ибраевский сельсовет отказала на основании Заключения межведомственной комиссии за № от ДД.ММ.ГГГГ года, назначенной постановлением главы СП Ибраевский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ №, также Акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ №. Заключение межведомственной комиссии за № от ДД.ММ.ГГГГ на основании акта межведомственной комиссии, составленного по результатам обследования, о признании непригодным для постоянного проживания жилой дом по адресу: РБ, <адрес>, д.Старосепяшево, <адрес> приняла заключение о признании пригодным для постоянного проживания жилой дом по адресу: РБ, <адрес>, д.Старосепяшево, <адрес>. В тоже время согласно Акту обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ № 1: -дом состоит из одной жилой комнаты, 1960 года постройки; -на фундаменте имеются отдельные глубокие трещины, износ 55%; -стены деревянные, рубленные, деформация стен, повреждение нижних венцов гнилью, износ 55%; -перекрытия деревянные, дощатые на деревянных балках, износ 50%; -крыша- кровля металлическая, ржавчина на поверхности кровли, износ 55%; -полы дощатые, щели, стертости в ходовых местах, износ 50%; -окна двойные глухие, оконные переплеты рассохлись, износ 45%; -внутренняя отделка штукатурка, имеются трещины штукатурного слоя, износ 35%; -отопление водяное от котла на газовом топливе, износ 35%; -электричество- монтаж наружный, электропроводка в удовлетворительном состоянии, износ 35%. Физический износ домовладения на момент обследования жилого <адрес>%. Межведомственной комиссией рекомендовано принять следующие меры, которые необходимо принять для обеспечения и создания нормальных условий для постоянного проживания: -усиление фундамента; -ремонт стен в местах деформации; -частичный ремонт крыши. Несмотря на это межведомственная комиссия, назначенная администрацией СП Ибраевский сельсовет жилой дом признала пригодным для проживания, что противоречит фактическим обстоятельствам. В тоже время согласно Акту санитарно-эпидемиологического обследования жилого дома вдовы участника Великой Отечественной войны Гареевой М.М за № от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: РБ, <адрес>, д. Старосепяшево, <адрес>, сделан вывод, что условия проживания в жилом доме признаны не соответствующими требованиям СанПиН 2.1.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ года). При обследовании установлены: отсутствие водоснабжения и канализации. Также отражен, что для соблюдения личной гигиены во дворе имеется баня, однако Гареева М.М. в возрасте 90 лет физический не имеет возможности принести для бани воды и натопить печь бани дровами и т.д.. Помимо этого выявлены: прогнившие рамы окон, которые требуют замены; прогнившие венцы бревен под окнами и прогнившие нижние венцы бревен стен дома, которые требуют замены; в зале и на кухне полы с прогибами, имеются щели, которые требуют замены; железные листы крыши дома местами протекают, стыки железных листов расходятся и создают условия для протекания атмосферных осадков в жилой дом. Таким образом, Заключение Межведомственнной комиссии при администрации СП Ибраевский сельсовет № от ДД.ММ.ГГГГ противоречит Акту от ДД.ММ.ГГГГ № санитарно-эпидемиологического обследования жилого помещения- дома. Гареева М.М. считает, что Администрация СП Ибраевский сельсовет необоснованно отказала истцу в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, так как межведомственная комиссия пришла к не обоснованному выводу о пригодности жилого дома истца для дальнейшего проживания. Так как кроме обнаруженных недостатков по Акту от ДД.ММ.ГГГГ она проживает в жилом доме непригодном для проживания, где отсутствуют: холодное и горячее водоснабжение, ванна, душевая кабина, туалет, электропроводка открытая старая и поэтому дом находится в аварийном состоянии. Своим отказом в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях Администрация СП Ибраевский сельсовет нарушает права истца на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Согласно Акта обследования помещения межведомственной комиссией: -на фундаменте имеются отдельные глубокие трещины, износ 55%; -стены деревянные, рубленные, деформация стен, повреждение нижних венцов гнилью, износ 55%; -перекрытия деревянные, дощатые на деревянных балках, износ 50%; -крыша- кровля металлическая, ржавчина на поверхности кровли, износ 55%; -полы дощатые, щели, стертости в ходовых местах, износ 50%; -окна двойные глухие, оконные переплеты рассохлись, износ 45%; -внутренняя отделка штукатурка, имеются трещины штукатурного слоя, износ 35%; -отопление водяное от котла на газовом топливе, износ 35%; -электричество- монтаж наружный, электропроводка в удовлетворительном состоянии, износ 35%. Физический износ домовладения на момент обследования жилого <адрес>%. При этом на деревянный <адрес> года постройки, имеющего большой износ несущих конструкций комиссия установила 55% физического износа жилого дома, никак не обосновав данную цифру. Расчет, подтверждающий процент физического износа жилого дома отсутствует. Комиссия не приглашала специализированную организацию для проведения обследования дома с целью установления технического состояния несущих конструкций здания. Не был определен перечень дополнительных документов, необходимых для принятия решения о признании жилых помещений соответствующими (не соответствующими) установленным в Положении требованиям. Этим нарушены требования п. 44 Положения. Между тем, согласно Отчета 15-25 от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении технического состояния, определения физического износа, и пригодности для дальнейшей эксплуатации жилого дома по адрес: РБ, <адрес>, дер. Старосепяшево, <адрес>»: -фундамент насыпной грунт с бутовым камнем, глубокие трещины, разрушения в цоколе, осыпание, выпучивание пустота- техническое состояние не удовлетворительное; -выпучивание стен, прогибы, неравномерная осадка, перекос косяков по всей стене- техническое состояние не удовлетворительное; -перегородки перекошены, зыбкость, уклон, вертикальные щели, зазоры, отклонение по вертикали- техническое состояние не удовлетворительное; -на крыше неплотное крепление листов, нарушение примыканий, массовые просветы, протечки на потолке- техническое состояние не удовлетворительное; -полы дощатые, прогибы стирание досок в ходовых местах, щели, гниль, повреждение- техническое состояние не удовлетворительное; -рамы окон деревянные, запотевание, течь влаги, гниль, нарушение температурного режима- техническое состояние не удовлетворительное; -двери рассохлись, гниль, перекос полотна, щели, отсутствие герметизации от старения древесины, перекос петель- техническое состояние не удовлетворительное; -отделка- техническое состояние не удовлетворительное; -газоснабжение сетевое, коррозия труб- техническое состояние не удовлетворительное; -отопление автономное паровое, заплатки труб, протечки в трудах- техническое состояние не удовлетворительное; -электроосвещение проводка открытая, повреждения, потери эластичности- техническое состояние не удовлетворительное; -водопровод, канализация, туалет и ванны отсутствуют. В результате Оценки произведенной в соответствии с Федеральным законом № 135-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральными Стандартами в области оценки ФСО №№1-3, утвержденными Приказами Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №№ расчетный фактический физический износ составил 82,7%; накопительный нормативный физический износ составил 110%; среднее значение физического износа составил 96,35% и сделано Заключение о том, что техническое состояние признано непригодным для проживания, как несоответствующее современным нормам и стандартам для проживания в жилых зданиях, тем более в данной климатической зоне. Выводы эксперта научно обоснованы, сделаны на основании анализа правовой и технической документации, непосредственного исследования на месте, определения фактического состояния, исследования методом сопоставления представленных материалов дела и результатов визуально-инструментального обследования объектов с действующими нормативными документами (СНиП, СП, ГОСТ, ВСН, РСН и других). Процент фактического физического износа Оценщик определил на основании «Правил оценки физического износа ВСН 53-86(р) Госгражданстрой», с учетом конструктивных особенностей объекта. Поэтому Гареева М.М. считает, что жилой дом, в котором она проживает, не пригоден для дальнейшего проживания. Практически в таком доме жить невозможно. Указанный жилой дом также небезопасен, ввиду аварийности и ветхости, не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Его капитальный ремонт нецелесообразен, поскольку минимальная стоимость ремонта составляет 90-120% от строительства нового аналогичного здания. У нее таких денег нет. Да и сил нет. Заключение межведомственной комиссии основано на формальном подходе, нарушает права и законные интересы заявителя как лица, имеющего в соответствии с действующим законодательством право на меры социальной поддержки со стороны государства по обеспечению жилым помещением. При таких обстоятельствах Гареева М.М. считает, что межведомственная комиссия обследовала жилое помещение с нарушениями, пришла к не обоснованному выводу о пригодности жилого дома для дальнейшего проживания, а комиссия по жилищным вопросам при администрации сельского поселения Ибраевский сельсовет МР <адрес> РБ необоснованно отказала заявителю в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поэтому имеются основания для признания заявителя нуждающейся в жилом помещении по двум категориям.
Истец Гареева М.М. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, в материалах дела имеется заявление Гареевой М.М. о рассмотрении дела в её отсутствии.
В судебном заседании представитель истца Фаизов М.Н. указанные требования поддержал в полном объеме по основаниям указанным в исковом заявлении.
-Представитель ответчика администрации СП Ибраевский сельсовет МР <адрес> РБ Кильчурина Л.В. в судебном заседании исковые требования Гареевой М.М. признала полностью и показала, что в жилом доме по месту проживания Гареевой М.М. отсутствуют какие-либо условия для проживания и поэтому она просит удовлетворить исковые требования.
Представитель третьего лица Министерства труда и социальной защиты населения РБ, будучи надлежащим образом, извещенным о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился, поэтому на основании ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя указанного третьего лица.
От представителя Министерства труда и социальной защиты населения РБ ФИО7 поступил отзыв об отказе в удовлетворении исковых требовании Гареевой М.М., который мотивирован тем, что решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления. Если решением вышеназванной комиссии жилое помещение не будет признано непригодным для проживания, и проживающий в нем член семьи погибшего (умершего) инвалида Великой Отечественной войны и участника Великой Отечественной войны не признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, то обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета он не подлежит.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что вышеуказанные исковые требования истца подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Гареева М.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения является вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о заключении брака серии №, выданным (повторно) ДД.ММ.ГГГГ Отделом загс <адрес> управления загс РБ; справкой за № от ДД.ММ.ГГГГ года, выданной начальником отдела ВК РБ по <адрес> и удостоверением серии №, выданным ДД.ММ.ГГГГ УТ и СЗН Минтруда РБ по <адрес>. Также Гареева М.М. сама является ветераном Великой Отечественной войны, подтверждается удостоверением серии №, выданным ДД.ММ.ГГГГ ГУ «Отдел социальной защиты населения администрации <адрес>».
Истец Гареева М.М. на основании Свидетельства о государственной регистрации права серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого дома, находящего по адресу: РБ, <адрес>, дер.Старосепяшево, <адрес>. Данный жилой дом расположен на земельном участке общей площадью 2406 кв.м. с кадастровым номером №, который на основании Свидетельства о государственной регистрации права серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности Гареевой М.М..
Согласно справки за № №, выданной ДД.ММ.ГГГГ администрацией СП Ибраевский сельсовет МР <адрес> РБ ФИО4, умерший ДД.ММ.ГГГГ до своего смерти проживал по адресу: РБ, <адрес>, дер. Старосепяшево, <адрес>. Ко дню смерти совместно с ним проживала жена Гареева М.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и продолжает проживать в этом доме безвыездно по настоящее время.
Гареева М.М. в ноябре 2014 года обратилась в администрацию сельского поселения Ибраевский сельсовет МР <адрес> РБ (далее –СП Ибраевский сельсовет) с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Постановлением главы администрации СП Ибраевский сельсовет № от ДД.ММ.ГГГГ отказано Гареевой М.М. в признании нуждающимися в жилых помещениях и принятии их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании п.1 ст.54 Жилищного кодекса РФ.
Гареева М.М. считает, что администрация СП Ибраевский сельсовет необоснованно отказала истцу в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, так как межведомственная комиссия пришла к не обоснованному выводу о пригодности жилого дома истца для дальнейшего проживания., так как она проживает в жилом доме непригодном для проживания, который находится в аварийном состоянии. Своим отказом в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях администрация СП Ибраевский сельсовет нарушает права истца на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В силу ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" (в редакции Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 30) постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах".
Согласно ст. 21 указанного ФЗ, меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляется, в т.ч., такая меры социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены ст.51 ЖК РФ. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, согласно ст.52 ЖК РФ, имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ малоимущие и другие категории граждан, в том числе и относящиеся к определенной Указом Президента РФ категории, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно ч.2 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в том числе, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающих в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно ч.1 и 2 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В соответствии с п.1 Указа Президента Российской Федерации № от 07.05.2008г. «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны» обеспечению жильем подлежат нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющие право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ.
Истец имеет право на льготы, предусмотренные ст.21 ФЗ «О ветеранах», что подтверждается удостоверением №.
Супруг Гареевой М.М. – ФИО4 участник Великой Отечественной войны умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти.
Истец Гареева М.М. зарегистрирована по месту жительства и проживает по адресу: РБ, <адрес>, дер. Старосепяшево, <адрес> что подтверждается свидетельством о регистрации права на жилой дом и справкой администрации СП Ибраевский сельсовет МР <адрес> РБ.
Согласно Справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной начальником отдела ВК РБ по <адрес> и Удостоверения серии В № 983346, выданного ДД.ММ.ГГГГ УТ и СЗН Минтруда РБ по <адрес> Гареева М.М. является вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Удостоверения серии ВВ №24418751, выданного ДД.ММ.ГГГГ ГУ «Отдел социальной защиты населения администрации <адрес>» Гареева М.М. является ветераном Великой Отечественной войны.
Согласно Справки за №№ выданной ДД.ММ.ГГГГ администрацией СП Ибраевский сельсовет МР <адрес> РБ ФИО4, умерший ДД.ММ.ГГГГ ко дню смерти проживал по адресу: РБ, <адрес>, дер. Старосепяшево, <адрес> и совместно с ним проживала жена Гареева М.М., которая продолжает проживать в этом доме безвыездно по настоящее время.
Гареева М.М. в ноябре 2014 года обратилась в администрацию СП Ибраевский сельсовет МР <адрес> РБ с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Постановлением главы администрации СП Ибраевский сельсовет № от ДД.ММ.ГГГГ отказано Гареевой М.М. в признании нуждающейся в жилых помещениях и принятии её на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях на основании п.1 ст.54 Жилищного кодекса РФ.
Уведомлением Администрация СП Ибраевский сельсовет МР <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ Гареевой М.М. сообщила от отказе в принятии на учет, как нуждающаяся в жилых помещениях. Согласно Уведомления администрация СП Ибраевский сельсовет МР <адрес> РБ отказала на основании Заключения межведомственной комиссии за № от ДД.ММ.ГГГГ, назначенной постановлением главы администрации СП Ибраевский сельсовет МР <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ № 34, также Акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ № №.
Заключение межведомственной комиссии за № от ДД.ММ.ГГГГ на основании акта межведомственной комиссии, составленного по результатам обследования, о признании непригодным для постоянного проживания жилой дом по адресу: РБ, <адрес>, д.Старосепяшево, <адрес> приняла заключение о признании пригодным для постоянного проживания жилой дом по адресу: РБ, <адрес>, д.Старосепяшево, <адрес>.
В тоже время согласно Акту обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ № 1: -дом состоит из одной жилой комнаты, 1960 года постройки; -на фундаменте имеются отдельные глубокие трещины, износ 55%; -стены деревянные, рубленные, деформация стен, повреждение нижних венцов гнилью, износ 55%; -перекрытия деревянные, дощатые на деревянных балках, износ 50%; -крыша- кровля металлическая, ржавчина на поверхности кровли, износ 55%; -полы дощатые, щели, стертости в ходовых местах, износ 50%; -окна двойные глухие, оконные переплеты рассохлись, износ 45%; -внутренняя отделка штукатурка, имеются трещины штукатурного слоя, износ 35%; -отопление водяное от котла на газовом топливе, износ 35%; -электричество- монтаж наружный, электропроводка в удовлетворительном состоянии, износ 35%. Физический износ домовладения на момент обследования жилого <адрес>%. Межведомственной комиссией рекомендовано принять следующие меры, которые необходимо принять для обеспечения и создания нормальных условий для постоянного проживания: -усиление фундамента; -ремонт стен в местах деформации; -частичный ремонт крыши. Несмотря на это межведомственная комиссия, назначенная администрацией СП Ибраевский сельсовет МР <адрес> РБ жилой дом признала пригодным для проживания, что противоречит фактическим обстоятельствам.
В тоже время согласно Акту санитарно-эпидемиологического обследования жилого дома вдовы участника Великой Отечественной войны Гареевой М.М за № от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: РБ, <адрес>, д.Старосепяшево, <адрес> сделан вывод, что условия проживания в жилом доме признаны не соответствующими требованиям СанПиН 2.1.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ года).
При обследовании установлены: отсутствие водоснабжения и канализации. Также отражен, что для соблюдения личной гигиены во дворе имеется баня, однако Гареева М.М. в возрасте 90 лет физическии не имеет возможности принести для бани воды и натопить печь бани дровами и т.д.. Помимо этого выявлены: прогнившие рамы окон, которые требуют замены; прогнившие венцы бревен под окнами и прогнившие нижние венцы бревен стен дома, которые требуют замены; в зале и на кухне полы с прогибами, имеются щели, которые требуют замены; железные листы крыши дома местами протекают, стыки железных листов расходятся и создают условия для протекания атмосферных осадков в жилой дом.
Согласно Отчета 15-25 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ «Об определении технического состояния, определения физического износа, и пригодности для дальнейшей эксплуатации жилого дома по адрес: РБ, <адрес>, дер.Старосепяшево, <адрес>», составленного ИП ФИО8: -фундамент насыпной грунт с бутовым камнем, глубокие трещины, разрушения в цоколе, осыпание, выпучивание пустота- техническое состояние не удовлетворительное; -выпучивание стен, прогибы, неравномерная осадка, перекос косяков по всей стене- техническое состояние не удовлетворительное; -перегородки перекошены, зыбкость, уклон, вертикальные щели, зазоры, отклонение по вертикали- техническое состояние не удовлетворительное; -на крыше неплотное крепление листов, нарушение примыканий, массовые просветы, протечки на потолке- техническое состояние не удовлетворительное; -полы дощатые, прогибы стирание досок в ходовых местах, щели, гниль, повреждение- техническое состояние не удовлетворительное; -рамы окон деревянные, запотевание, течь влаги, гниль, нарушение температурного режима- техническое состояние не удовлетворительное; -двери рассохлись, гниль, перекос полотна, щели, отсутствие герметизации от старения древесины, перекос петель- техническое состояние не удовлетворительное; -отделка- техническое состояние не удовлетворительное; -газоснабжение сетевое, коррозия труб- техническое состояние не удовлетворительное; -отопление автономное паровое, заплатки труб, протечки в трубах- техническое состояние не удовлетворительное; -электроосвещение проводка открытая, повреждения, потери эластичности- техническое состояние не удовлетворительное; -водопровод, канализация, туалет и ванны отсутствуют
В результате Оценки произведенной в соответствии с Федеральным законом № 135-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральными Стандартами в области оценки ФСО №№ 1-3, утвержденными Приказами Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №№ расчетный фактический физический износ составил 82,7%; накопительный нормативный физический износ составил 110%; среднее значение физического износа составил 96,35% и сделано Заключение о том, что техническое состояние признано непригодным для проживания, как несоответствующее современным нормам и стандартам для проживания в жилых зданиях, тем более в данной климатической зоне.
Согласно п.12 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред.от 08.04.2013) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
В соответствии с пунктом 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям (пункт 44).
Межведомственная комиссия, произведя визуальный осмотр конструкции дома, сочла, что дом является пригодными для проживания.
Вместе с тем, судом установлено, что процедура оценки жилого помещения и оспариваемое заключение межведомственной комиссии не соответствуют приведенным выше требованиям Положения, поскольку при проведении комиссионного обследования дома какое-либо оборудование или специальные замеры комиссией не проводились, осмотр проводился визуально. Акт обследования жилого дома и заключение межведомственной комиссии не соответствуют форме, установленной приложениями N 1 и 2 к Положению.
Истец Гареева М.М. в обоснование требований ссылается на отчет оценщика, согласно которому отдельные конструкции и помещения жилого дома не отвечают требованиям, указанным в разделе II Положения.
При этом оценщиком дополнительно выявлены вредные факторы среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья проживающих в указанном доме гражданам вследствие ухудшения технического состояния дома в связи с физическим износом, изменения параметров среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяют обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований.
Также согласно Акту санитарно-эпидемиологического обследования жилого дома вдовы участника Великой Отечественной войны Гареевой М.М за № от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: РБ, <адрес>, д. Старосепяшево, <адрес> сделан вывод, что условия проживания в жилом доме признаны не соответствующими требованиям СанПиН 2.1.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ года).
Судом установлено, что доказательств, проведения обследования жилого дома, расположенного по адресу: РБ, <адрес>, дер. Старосепяшево, <адрес>, не представлено, иск Гареевой М.М. о признании незаконным Акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ № жилого дома, находящегося по адресу: РБ, <адрес>, дер. Старосепяшево, <адрес> подлежит удовлетворению.
Учитывая, что основанием для принятия Заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № явился Акт обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ суд полагает подлежащими удовлетворению требования о признании незаконным указанного Заключения. Вместе с тем суд полагает необходимым возложить на межведомственную комиссию, назначенную распоряжением главы сельского поселения Ибраевский сельсовет МР <адрес> РБ обязанность по рассмотрению вопроса о соответствии жилого дома, расположенного по адресу: РБ, <адрес>, дер. Старосепяшево, <адрес>, требованиям, предъявляемым к жилому помещению и его пригодности для проживания.
Вместе с тем, в силу положений ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан.
В силу ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
При этом, суд не вправе подменять органы государственной власти, органы местного самоуправления и выносить решения, входящие в их компетенцию.
В то же время в полномочия суда не входит признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В связи с изложенным, суд находит необходимым в удовлетворении требований Гареевой М.М. о признании незаконным отказа администрации СП Ибраевский сельсовет МР <адрес> РБ в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, обязав поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении вдовы участника Великой Отечественной войны Гареевой М.М. с ДД.ММ.ГГГГ, отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Гареевой М.М. к администрации сельского поселения Ибраевский сельсовет муниципального района <адрес> РБ о признании незаконным отказ в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, удовлетворить частично.
Признать незаконным Акт обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ № жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>, дер. Старосепяшево, <адрес>.
Признать незаконным Заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № о признании жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>, дер. Старосепяшево, <адрес>. пригодным для постоянного проживания.
Возложить на Межведомственную комиссию, назначенную распоряжением главы администрации сельского поселения Ибраевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, обязанность по рассмотрению вопроса о соответствии жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, дер.Старосепяшево, <адрес>, требованиям, предъявляемым к жилому помещению и его пригодности для проживания.
В удовлетворении исковых требований Гареевой М.М. к администрации сельского поселения Ибраевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, обязании администрации сельского поселения Ибраевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении вдовы участника Великой Отечественной войны Гареевой М.М. с ДД.ММ.ГГГГ, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца через Альшеевский районный суд РБ.
Председательствующий судья: Аюпов И.Э.
(подпись)
Копия верна.
Судья________________
Секретарь суда________