Дело № 2-9/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Ардатов 27 января 2016 года
Ардатовский районный суд Республики Мордовия в составе
судьи Лачок Е.В.,
при секретаре Тимошкиной О.В.,
с участием:
истца Чернышова В.Д.,
представителя ответчика Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ардатовском муниципальном районе Республики Мордовия Дючковой И.Ю., действующей на основании доверенности от 08 декабря 2015 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чернышова В.Д. к Государственному Учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ардатовском муниципальном районе Республики Мордовия о включении в специальный стаж отдельных периодов работы на должностях Государственной противопожарной службы, назначении досрочной страховой пенсии,
установил:
Чернышов В.Д. обратился в суд с вышеуказанным иском к Государственному Учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ардатовском муниципальном районе Республики Мордовия (далее по тексту УПФР в Ардатовском муниципальном районе РМ), в обоснование иска указал, что - - - года он обратился с заявлением к ответчику о досрочном назначении пенсии по старости как лицу, работающему на должностях Государственной противопожарной службы. Решением от 30 ноября 2015 года за № 195 ему отказано в назначении досрочной пенсии в связи с недостаточностью требуемого специального стажа, дающего право на назначение досрочной пенсии по старости. При этом из его специального стажа исключены периоды:
с 20 апреля 1983 года по 25 мая 1985 года прохождения военной службы по призыву, так как законом не предусмотрено включение в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии периодов прохождения военной и приравненной к ней службы;
с 17 августа 1988 года по 31 марта 1990 года работы в должности водителя пожарного автомобиля колхоза «Россия»;
с 15 июня 1990 года по 31 августа 1991 года работы в должности водителя пожарного автомобиля колхоза «Путь Ильича»;
с 01 апреля 2005 года по 31 декабря 2008 года работы в должности водителя Пожарной части № 7 ГУ УПС РМ.
Истец находит решение УПФР в Ардатовском муниципальном районе РМ незаконным, поскольку работая в должности водителя пожарного автомобиля в спорные периоды, его функциональные обязанности не изменялись, независимо от того, за чей счет происходило финансирование.
Просит суд признать решение УПФР в Ардатовском муниципальном районе РМ от 30 ноября 2015 года № 195 об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, обязать ответчика включить в специальный стаж период прохождения военной службы по призыву с 20 апреля 1983 года по 25 мая 1985 года; периоды работы: в должности водителя пожарного автомобиля колхоза «Россия» с 17 августа 1988 года по 31 марта 1990 года; в должности водителя пожарного автомобиля колхоза «Путь Ильича» с 15 июня 1990 года по 31 августа 1991 года; в должности водителя Пожарной части № 7 ГУ УПС РМ с 01 апреля 2005 года по 31 декабря 2008 года и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения в пенсионный орган, то есть с - - - года.
В суде истец Чернышов В.Д. иск поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Дючкова И.Ю. исковые требования не признала, суду пояснила, что спорные периоды не подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, поскольку в оспариваемые периоды истец не работал на должностях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. Кроме того, Чернышов В.Д. в период с 17.08.1988 года по 31.03.1990 года и с 15.06.1990 года по 31.08.1991г. значился работающим в колхозах «Россия», «Путь Ильича», колхозы вообще не относятся к учреждениям Государственной противопожарной службы. У истца не возникло право на досрочное назначение пенсии, ввиду отсутствия требуемой продолжительности специального стажа.
Суд, выслушав стороны, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Данный пункт воспроизводит положения подпункта 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 гола № 1730ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Постановлением Правительства РФ от 18.06.2002 года № 437 утвержден Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», где указана должность водитель пожарного автомобиля.
Из трудовой книжки, оформленной на Чернышова В.Д., - - - года рождения следует, что он с 20 апреля 1983 года по 28 мая 1985 года проходил службу в рядах Советской Армии; с 13 июня 1985 года по 06 февраля 1987 год учеба в МГУ; 01 марта 1987 года принят на работу в колхоз «Россия» в качестве шофера; 12 октября 1987 года переведен ст.инженером по технике безопасности; 28 июля 1988 года уволен по собственному желанию; 08 августа 1988 года принят на работу в колхоз «Путь Ильича» на автомашину пожарную; 21 октября 1991 года переведен в ППЧ-7 в качестве водителя на пожарную автомашину; 01 сентября 1991 года принят в ППЧ-7 на должность водителя; 10 ноября 1991 года на основании приказа МВД РМ № 381 от 8.11.1991 г. ППЧ-7 переименована в Пожарно-спасательный отряд № 5; 10 июня 1993 года на основании приказа МВД РМ № 288 от 8.06.1993 г. ПСО-5 переименован в Часть пожарной охраны № 7; 01.08.1994 г. на основании приказа МВД РМ от 27 июля 1994 г. № 276 ЧПО-7 переименована в Пожарную часть № 7; 03 января 2002 года на основании Указа Президента РФ от 08.11.2001 г. № 1309 переименована и передана УГПС в МЧС РФ РМ с 01.01.2002 года; 31 марта 2005 года уволен в связи с переводом в Государственное учреждение «Управление противопожарной службы» РМ и 31 марта 2005 года принят в ГУ УПС РМ на должность водителя, 31 декабря 2008 года уволен в связи с переводом в ГУ «1 Отряд федеральной противопожарной службы по Республике Мордовия», 01 января 2009 года принят в ГУ «1 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Мордовия» водителем пожарного автомобиля Пожарной части № 7, где работает по настоящее время.
Согласно решению УПФР в Ардатовском муниципальном районе РМ от 30 ноября 2015 года № 195 Чернышову В.Д. отказано в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 гола № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия требуемой продолжительности специального стажа. На дату обращения с заявлением в пенсионный орган специальный стаж истца составляет 20 лет 05 месяцев 27 дней.
Из специального стажа ответчиком исключены следующие периоды работы:
с 20 апреля 1983 года по 28 мая 1985 года период прохождения военной службы по призыву;
с 17 августа 1988 года по 31 марта 1990 года в должности водителя пожарного автомобиля колхоза «Россия»;
с 15 июня 1990 года по 31 августа 1991 года в должности водителя пожарного автомобиля колхоза «Путь Ильича»;
с 01 апреля 2005 года по 31 декабря 2008 года в качестве водителя пожарной части № 7 Государственного учреждения «Управление противопожарной службы Республики Мордовия».
Ответчик, исключая из специального стажа истца периоды работы в должностях водителя пожарного автомобиля колхоза «Россия» и колхоза «Путь Ильича», указал, что не представляется возможным подтвердить соответствие характера и условий труда фактически выполняемой работы, должности, указанной в Списке должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года № 437.
Исключая период работы в должности водителя пожарного автомобиля Пожарной части-7 ГУ УПС РМ указал, что правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости пользуются только работники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, то есть только сотрудники федеральной противопожарной службы.
Суд соглашается с выводами пенсионного органа, поскольку они основаны на законе.
В соответствии с подпунктом «о» пункта 1 статьи 12 Закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 года, действовавшего до 1 января 2002 года, пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливалась мужчинам и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел), предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Министром внутренних дел Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в подпункте 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и подпункте 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», которые предусматривают, что трудовая пенсия по старости назначается мужчинам и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года № 437 установлено, что в стаж, с учетом которого назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Согласно акту документальной проверки специалиста-эксперта УПФР в Ардатовском муниципальном районе РМ факта работы Чернышова В.Д. в колхозе «Россия», колхозе «Путь Ильича» от 22 октября 2015 года, по колхозу «Россия» за 1988-1990 г.г. значится работающим Чернышов В.Д., имеются начисления заработной платы, за 1990-1991 г.г. Чернышов В.Д. значится работающим в колхозе «Путь Ильича» с регулярным начислением заработной платы.
Согласно архивной справке от 16 июня 2015 г. № 110 в документах архивного фонда «Объединенный архивный фонд колхозов Ардатовского района МССР» по протоколам общих собраний и заседаний правления колхоза «Путь Ильича» за 1988 и 1991 годы записей о приеме и увольнении Чернышова В.Д. не имеется, из протокола № 8 заседания правления колхоза «Россия» от 05 сентября 1988 года следует, что с 17 августа 1988 года Чернышов В.Д. принят водителем пожарного автомобиля.
Согласно архивной справке от 16 июня 2015 года № 111 в документах архивного фонда колхоза «Россия» Ардатовского района МАССР по книгам расчетов с членами колхоза (шофера) значится за 1988, 1989, 1990 годы Чернышов В.Д., указано количество ежемесячно отработанных человеко/дней, сумма начислений заработной платы; в документах архивного фонда колхоза «Путь Ильича» Ардатовского района МАССР по книгам расчетов с членами колхоза значится за 1990, 1991 годы Чернышов В.Д., количество отработанных человеко/дней не указано, начисления заработной платы отражено ежемесячно.
Согласно архивной справке от 12 января 2016 года № 2 в документальных материалах архивного фонда Исполнительного комитета Ардатовского районного Совета народных депутатов МАССР значится Протокол № 10 от 23 октября 1984 года, из которого следует, что руководителям колхозов «Путь Ильича» и «Россия» временно провести в своих штатных расписаниях по три водителя для пожарной части № 7.
Из пояснений свидетеля М., данных в судебном заседании, следует, что он в 1976 году был принят бойцом в Пожарную часть № 7, в 1981 году переведен начальником караула. В 1988 году на работу в ПЧ № 7 в качестве водителя на пожарную машину за счет средств колхоза «Россия» был принят Чернышов В.Д., при этом он входил в один из боевых расчетов ПЧ № 7, дежурство осуществлялось по графику сутки через трое, как водитель пожарной машины выезжал на тушение пожаров на территории района. Заработную плату Чернышов В.Д. получал в колхозе «Россия». В 1991 году в Пожарной части № 7 были введены по штату дополнительно водители и Чернышов В.Д. был зачислен в штат Пожарной части № 7.
Свидетель К. суду показал, что в период с 13 сентября 1982 года работал в Пожарной части № 7 г. Ардатов водителем пожарного автомобиля, в 1988 году также водителем пожарного автомобиля в ПЧ-7 был принят Чернышов В.Д., но так как штатной единицы водителя в пожарной части не было, заработную плату он получал в колхозе «Россия», колхозе «Путь Ильича», значился в одном из караулов, в 1991 году Чернышов В.Д. был зачислен в штат пожарной части № 7 в качестве водителя пожарной машины.
Из справки, выданной начальником ПЧ-7 05 февраля 2000 года за № 15, следует, что Чернышов В.Д. действительно работает в ПЧ-7 с 1988 года на пожарной машине ЗИЛ-131 г.н. 40-38 МРВ.
Согласно справке, уточняющей характер или условия труда, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда, выданной ФГКУ «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Мордовия» от 17 ноября 2015 года № 413 Чернышов В.Д. работал в Государственной противопожарной службе, работал на следующих должностях:
- водитель Профессиональной пожарной части № 7 с 01 сентября 1991 года по 31 марта 2005 года;
- водитель пожарного автомобиля Пожарной части № 7 Государственного учреждения «1 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Мордовия» с 01 января 2009 года по 31 декабря 2011 года;
- водитель автомобиля (пожарного) Пожарной части № 7 ФГКУ «1 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Мордовия» с 01 января 2012 года по настоящее время.
За весь период работы Чернышов В.Д. не имел специальных званий и не относился к рядовому и начальствующему составу органов внутренних дел.
Оценив представленные доказательства, суд находит обоснованным исключение из специального стажа истца периодов его работы с 17 августа 1988 года по 31 марта 1990 года в должности водителя пожарного автомобиля колхоза «Россия» и с 15 июня 1990 года по 31 августа 1991 года в должности водителя пожарного автомобиля колхоза «Путь Ильича», поскольку в судебном заседании не нашло своего подтверждения, что в оспариваемые периоды истец фактически работал водителем пожарной машины Профессиональной пожарной части № 7 МВД РМ, что местом его работы была Профессиональная пожарная часть № 7. Из представленных архивных документов следует, что Чернышов В.Д. в оспариваемые периоды занимал штатную должность водителя в колхозе «Россия» и штатную должность водителя колхоза «Путь Ильича», где ему производилось начисление и выплата заработной платы.
В соответствии со статьями 4 и 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года, пожарная охрана подразделялась на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09 ноября 2001 года № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России. Сотрудники указанной противопожарной службы имели право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» были внесены изменения, вступившие в законную силу с 01 января 2005 года. В соответствии с указанными изменениями Государственная противопожарная службы стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Анализ приведенных норм права показывает, что в соответствии с пунктом 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (соответственно подпункта 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») правом на досрочную трудовую пенсию обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, то есть только сотрудники федеральной противопожарной службы. Сотрудники противопожарной службы субъекта Российской Федерации правом на назначение пенсии на льготных условиях не обладают.
С учетом изложенного, суд находит обоснованным исключение из специального стажа истца периода его работы с 01 апреля 2005 года по 31 декабря 2008 года в должности водителя Пожарной части № 7 Государственного учреждения «Управление противопожарной службы Республики Мордовия».
Обстоятельство, что в спорный период трудовые и функциональные обязанности Чернышова В.Д. соответствовали требованиям должности водителя пожарного автомобиля работников Государственной противопожарной службы, обозначенных в Списке должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий существенным для разрешения данного спора не является.
Также суд не находит оснований для включения в специальный стаж истца периода прохождения военной службы по призыву с 20 апреля 1983 года по 28 мая 1985 года.
В пункте 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года № 437 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком. Включение периода прохождения военной и приравненной к ней службы в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии не предусмотрено.
Доводы истца в части включения в специальный стаж периода прохождения военной службы на основании пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» суд находит несостоятельными, поскольку в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», подпунктом 1 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» засчитывается в страховой стаж, а не в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии.
С учетом изложенного, исковые требования Чернышова В.Д. о включении оспариваемых периодов в специальный стаж удовлетворению не подлежат, при этом суд не находит оснований для признания незаконным решения пенсионного органа об отказе Чернышову В.Д. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Чернышова В.Д. к Государственному Учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ардатовском муниципальном районе Республики Мордовия о включении в специальный стаж отдельных периодов работы на должностях Государственной противопожарной службы и назначении досрочной страховой пенсии отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Ардатовский районный суд Республики Мордовия.
Судья Ардатовского районного суда
Республики Мордовия Е.В. Лачок
Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме 01 февраля 2016 года.