Дело № 2-117/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
3 марта 2014 года город Аткарск
Аткарский городской суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Васильевой С.В.,
при секретаре судебного заседания Коноваловой О.В.,
с участием прокурора Мирошникова А.С.,
представителя истца - Гончаренко М.А.,
представителя ответчика - ГУП СО «Облводоресурс» - Плотниковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Аткарске 3 марта 2014 года гражданское дело по иску Аткарского межрайонного прокурора в интересах инвалида 2 группы Гончаренко ФИО9 к Государственному унитарному предприятию Саратовской области «Облводоресурс» о признании незаконными требований при замене вышедшего из строя прибора учета воды оборудовать смотровой водопроводный колодец на границе сетей водоснабжения и установить в нем прибор учета, а также установления условий, что оплата в случае отказа от переноса прибора учета в колодец, будет осуществляться по нормативам потребления,
установил:
Аткарский межрайонный прокурор в интересах инвалида 2 группы Гончаренко А.Н. обратился в Аткарский городской суд <адрес> с иском к ГУП СО «Облводоресурс» о признании незаконными требований при замене вышедшего из строя прибора учета воды оборудовать смотровой водопроводный колодец на границе сетей водоснабжения и установить в нем прибор учета, а также установления условий, что оплата в случае отказа от переноса прибора учета в колодец, будет осуществляться по нормативам потребления.
Исковые требования обоснованы Аткарским межрайонным прокурором тем, что Аткарской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению инвалида 2 группы Гончаренко А.Н. по вопросу неправомерных действий со стороны филиала ГУП СО «Облводоресурс» - «Аткарский», выразившихся в выдаче предписания о замене прибора учета воды и выносе его на место присоединения к системе центрального водоснабжения. Проверкой установлено, что Гончаренко А.Н. является собственником земельного участка и домовладения, расположенных по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ. Филиалом ГУП СО «Облводоресурс» - «Аткарский» Гончаренко А.Н. ДД.ММ.ГГГГ выданы технические условия и предписание на установку прибора учета холодной воды, согласно которым, абонент обязан установить счетчик на врезке в уличный водопровод. Законодательство различает понятия - система централизованного снабжения и присоединенная сеть. Согласно статье 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», установка приборов учета потребляемых энергоресурсов осуществляется в местах подключения к централизованным системам только в случаях, когда иное не установлено нормативными правовыми актами. В Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов более детально раскрывается понятие внутридомовые инженерные системы. В жилых домах к внутридомовым инженерным системам отнесены инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг, находящиеся в пределах земельного участка, на котором расположен жилой дом, а также в жилом доме. Централизованные сети инженерно-технического обеспечения - это совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным сетям. Приведенные в нормативных правовых актах понятия позволяют идентифицировать ресурсоснабжающую организацию в качестве лица, осуществляющего подачу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод) посредством использования централизованной сети инженерно-технического обеспечения, исполнителя коммунальных услуг - в качестве лица, осуществляющего деятельность по подаче потребителям коммунальных услуг посредством внутридомовых инженерных систем, а потребителей коммунальных услуг - в качестве лиц, осуществляющих потребление коммунальных услуг с использованием внутриквартирного оборудования, которое обособлено от внутридомовых инженерных систем и централизованной сети инженерно - технического обеспечения. Термин «домовладение» теперь употребляется исключительно во взаимосвязи с жилым домом, поскольку сам дом (его часть), а также примыкающие к нему и (или) отдельно стоящие на общем с ним земельном участке надворные постройки (гараж, баня, теплица, помещения для содержания домашнего скота и птицы, иные объекты) и есть домовладение. В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», до ДД.ММ.ГГГГ собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу указанного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом в законе речь идет об обеспечении приборами учета потребляемых энергетических ресурсов именно домов, а не сетей централизованного водоснабжения на улицах, как трактует закон ответчик. Требования закона состоят в том, чтобы вести полный учет фактически потребляемых абонентами ресурсов, что может быть достигнуто путем установки приборов учета, позволяющих учитывать весь объем в данном случае холодной воды, израсходованной потребителем. При этом учет потребленной абонентом воды будет полным не только при установке прибора на врезке в магистральный водопровод, но и на других участках присоединенной сети, по которым вода подается непосредственно потребителю. Обязанность оснащения домов приборами учета используемой воды возложена на собственников домов, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, то есть ДД.ММ.ГГГГ. Согласно техническому паспорту, жилой дом, принадлежащий Гончаренко А.Н., построен в 1939 году. Следовательно, указанное домовладение введено в эксплуатацию до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Прибор учета у абонента Гончаренко А.Н. ранее был принят в эксплуатацию и по нему филиал ГУП СО «Облводоресурс» - «Аткарский» осуществлял расчет оплаты воды, тем самым, данный прибор эксплуатировался на законном основании. При этом законодательство не устанавливает требования о признании ранее установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета незаконными и не устанавливает требования об их переустановке. У абонента Гончаренко А.Н. договорные отношения с филиалом ГУП СО «Облводоресурс» - «Аткарский» по водопотреблению с использованием установленного прибора учета, по которому филиал ГУП СО «Облводоресурс» - «Аткарский» производил расчеты за воду, сложились до принятия Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домов». Согласно Конституции Российской Федерации, законы, ухудшающие положение граждан, обратной силы не имеют. Ухудшение положения граждан состоит в том, что для большинства собственников жилых домов, в том числе, пенсионеров, инвалидов, вырыть колодец и оборудовать его является экономически затратным. Также в действиях филиала ГУП СО «Облводоресурс» - «Аткарский» усматривает нарушение части 1 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции», так как филиал ГУП СО «Облводоресурс» - «Аткарский» занимает доминирующее положение на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению. В соответствии со статьёй 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в частности, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него. Нарушение выразилось в требовании от собственников жилых домов при замене вышедшего из строя прибора учета расхода воды оборудовать смотровой водопроводный колодец на границе сетей водоснабжения и установить в нем прибор учета. Филиалом ГУП СО «Облводоресурс» - «Аткарский» Гончаренко А.Н. были выданы технические условия на установку узла учета холодной воды, согласно которым, абонент обязан установить счетчик на врезке в уличный водопровод. Однако, согласно пункту 7 Правил подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно - технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 83, условия подключения должны предусматривать подключение в пределах границ земельного участка. Граница ответственности потребителя и исполнителя проходит по внутридомовым инженерным сетям и присоединенной сети. Соответственно, требования ответчика об установке прибора учета холодной воды на врезке в магистральный водопровод (уличный) на практике приведут к тому, что потребитель за собственный счет проведет реконструкцию присоединенной сети, находящейся в границе ответственности филиала ГУП СО «Облводоресурс» - «Аткарский». Требования должностных лиц филиала ГУП СО «Облводоресурс» - «Аткарский» об установке на место присоединения к системе централизованного водоснабжения приборов учета не основаны на действующем законодательстве. Установка приборов учета потребляемой воды собственником жилого дома на месте присоединения к централизованной системе водоснабжения не позволит обеспечить надлежащие условия для сохранности установленных приборов учета от несанкционированного вмешательства в их работу, воздействия внешних факторов, создаст препятствия для доступа в целях считывания показаний приборов учета. Своими действиями ответчик необоснованно создает препятствия к исполнению Гончаренко А.Н. предписаний федерального законодательства. В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Просит признать требования филиала ГУП СО «Облводоресурс» - «Аткарский» к инвалиду 2 группы Гончаренко А.Н. при замене вышедшего из строя прибора учета расхода воды, оборудовать смотровой водопроводный колодец на границе сетей водоснабжения и установить в нем прибор учета незаконными; признать незаконным также установление филиалом ГУП СО «Облводоресурс» - «Аткарский» условий инвалиду 2 группы Гончаренко А.Н. о том, что оплата в случае отказа от переноса прибора учета в колодец, будет начисляться по нормативам потребления.
В судебном заседании процессуальный истец - прокурор - исковые требования поддержал, полагал, что они основаны на законе и доказательствах, и, приведя в обоснование занятой позиции доводы, изложенные в исковом заявлении, пояснил, что филиалом ГУП СО «Облводоресурс» - «Аткарский» Гончаренко А.Н. выданы технические условия и предписание на установку прибора учета холодной воды на врезке в уличный водопровод. Прибор учета воды у абонента Гончаренко А.Н. ранее был принят в эксплуатацию, по показаниям прибора учета воды ответчик осуществлял расчет оплаты воды. Договорные отношения между Гончаренко А.Н. и ГУП СО «Облводоресурс» по водопотреблению с использованием установленного прибора учета сложились до принятия Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домов». Требования должностных лиц филиала ГУП СО «Облводоресурс» - «Аткарский» об установке на место присоединения к системе централизованного водоснабжения прибора учета воды не основаны на действующем законодательстве. Установка прибора учета потребляемой воды собственником жилого дома на месте присоединения к централизованной системе водоснабжения не позволит обеспечить надлежащие условия для сохранности установленного прибора учета от несанкционированного вмешательства в его работу, воздействия внешних факторов, создаст препятствия для доступа в целях считывания показаний прибора учета. Своими действиями ответчик необоснованно создает препятствия к исполнению Гончаренко А.Н. предписаний федерального законодательства.
В судебном заседании представитель истца Гончаренко А.Н. - Гончаренко М.А. -исковые требования поддержала, при этом пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ они обратились в «Облводоресурс» с заявлением о замене счетчика, так как истекал срок его действия, а также о корректировке документов на водоснабжение по причине отсутствия схемы. Это заявление было прикреплено к проектной документации, выданной ГУП СО «Облводоресурс», как заявление на регистрацию водопровода, однако им требовалась схема, а не проведение водопровода заново. Водопровод был проведен отцом истца Гончаренко А.Н. - Гончаренко Н.А. в соответствии с требованиями законодательства, что подтверждается документом от ДД.ММ.ГГГГ. Первый водомерный счетчик был установлен в 2002 году Гончаренко Н.А. в соответствии с техническими условиями, выданными «Водоканалом», где предусмотрено, что местом установки должен быть водопроводный колодец возоразборной колонки на территории дома, что и было выполнено - оборудован колодец и установлен прибор учета. В 2007 году при замене счетчика было предписано колонки во дворе срезать и водопровод провести в дом, так как по техническим условиям температура места установки не должна понижаться ниже +5 градусов. Для выполнения указанных технических условий ими были наняты люди, поскольку Гончаренко А.Н. по причине болезни был не в состоянии выполнить данные требования. Счетчик был установлен в доме, где и находился в течение шести лет. В мае 2013 года, когда наступил срок замены счетчика, она обратилась по этому вопросу в ГУП СО «Облводоресурс». После осмотра территории, сотрудница ГУП СО «Облводоресурс» сказала, что колодец при подключении к магистральной трубе невозможен по той причине, что магистраль проложена довольно-таки давно и неизвестно расположение присоединения, поэтому прибор учета будет установлен там же, где и стоит, то есть в доме. Однако, при явке за разрешением на замену прибора учета, им вручили документы на проведение водопровода, с чем они не согласны. Гончаренко А.Н. является инвалидом и не имеет ни физической, ни материальной возможности осуществить требования ГУП СО «Облводоресурс». ДД.ММ.ГГГГ договор они с ответчиком не заключали, так как впервые за последнее время они обратились в ГУП СО «Облводоресурс» в мае 2013 года. Просит исковые требования прокурора в интересах инвалида 2 группы Гончаренко А.Н. удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика - Государственного унитарного предприятия <адрес> «Облводоресурс» - Плотникова Е.В. исковые требования не признала, при этом пояснила, что считает исковые требования прокурора в интересах Гончаренко А.Н. незаконными и необоснованными по следующим основаниям. ГУП СО «Облводоресурс» является организацией водопроводно - канализационного хозяйства, осуществляющей водоснабжение и водоотведение абонентов, в том числе и в городе <адрес> по месту нахождения филиала - «Аткарский». В силу статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанными со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. Согласно статье 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечить безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Положениями пункта 16 Правил «Определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 83, установлено, что исполнитель выдает заказчику технические условия подключения объекта строительства к сетям водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в которых должна быть указана точка присоединения к системам водоснабжения. Согласно понятиям, установленным пунктом 2 этих Правил, «точка подключения» - место соединения сетей инженерно-технического обеспечения с устройствами и сооружениями, необходимыми для присоединения. Пунктом 7 Правил «Определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» также установлена специальная норма, определяющая границу эксплуатационной ответственности между ресурсоснабжающей организацией и собственником жилого дома. Согласно этой норме, ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды только до границы балансового раздела сетей, при этом собственники жилых домов обязаны вносить плату исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей. Согласно пункту 11 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно - технического обеспечения установлено, что поставка коммунальных ресурсов и/или оказание коммунальных услуг допускается только при условии надлежащего технического присоединения домов потребителей к магистральным сетям. В соответствии с пунктом 5 статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами. ДД.ММ.ГГГГ между Гончаренко А.Н. и ГУП СО «Облводоресурс» заключен договор на отпуск воды, согласно которому ГУП СО «Облводоресурс» обязуется обеспечить отпуск воды абоненту, а абонент обязуется обеспечить учет потребляемой воды, для чего установить прибор учета на границе балансовой принадлежности сетей водоснабжения. Также в вышеуказанном Федеральном законе раскрываются понятия: «абонент» - физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения; «организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства)» - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем; «централизованная система холодного водоснабжения» - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам. В Постановлении Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № раскрываются понятия, используемые в Федеральном законе «О водоснабжении и водоотведении»: «граница балансовой принадлежности» - линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании; «граница эксплуатационной ответственности» - линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды, договоре по транспортировке сточных вод. В соответствии с этим границей эксплуатационной ответственности и границей балансовой принадлежности ГУП СО «Облводоресурс» являются магистральный водопровод по <адрес>, так как магистральные водопроводные сети <адрес> находятся в муниципальной собственности и переданы администрацией Аткарского муниципального района по договору аренды муниципального имущества ГУП СО «Облводоресурс». Абонент является владельцем <адрес> линия от жилого дома абонента Гончаренко А.Н до места врезки в магистральный водопровод является собственностью абонента. Подключение энергопринимающего устройства, принадлежащего истцу, выполнено в колодце по <адрес>, водопроводная магистраль проложена в земле. Владелец дома самостоятельно прокладывал водопровод от существующего магистрального водопровода. Акт о присоединении самостоятельно проложенного водопровода к централизованной системе водоснабжения ГУП СО «Облводоресурс» отсутствует. Согласно требованиям пункта 1 статьи 543 ГК РФ, статьи 210 ГК РФ, пункта 7 Правил, собственники нецентрализованных и автономных систем питьевого водоснабжения либо лица, эксплуатирующие их, самостоятельно решают вопросы обеспечения исправности систем. Домовладение Гончаренко А.Н. расположено вне пределов границы эксплуатационной ответственности ГУП СО «Облводоресурс». Водосчетчик должен быть установлен в колодце в месте присоединения путем оборудования индивидуального смотрового колодца на магистральном трубопроводе по <адрес> водосчетчика определен местом установки счетчика с учетом требований пункта 7 Правил, пункта 2 статьи 539 ГК РФ о разграничении балансовой ответственности. В соответствии с пунктом 23 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 644, местом исполнения организацией водопроводно-канализационного хозяйства своих обязательств по договору холодного водоснабжения является точка, расположенная на границе эксплуатационной ответственности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства или транзитной организации, если иное не предусмотрено договором холодного водоснабжения. В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил организации коммерческого учета воды, сточных вод» приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом или организацией, осуществляющей транспортировку горячей воды, холодной воды, сточных вод, на границе балансовой принадлежности сетей или на границе эксплуатационной ответственности абонента и организации осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, другими организациями, эксплуатирующими водопроводные и (или) канализационные сети, если иное не предусмотрено договорами водоснабжения, договором водоотведения, единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, договором по транспортировке холодной воды, договором по транспортировке горячей воды, договором по транспортировке сточных вод, договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, договором по водоподготовке, договором по очистке сточных вод, а также иными договорами, заключаемыми с организациями, осуществляющими водоснабжение и (или) водоотведение. Также в указанном постановлении в пункте 21 прописано, что в случае, если узел учета воды размещен не на границе эксплуатационной ответственности организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, абонента и (или) транзитной организации, то расчет объема поданной (полученной) воды производится с учетом потерь в водопроводных сетях от границы эксплуатационной ответственности до места установки прибора учета. Поскольку технические условия на подключение к системе центрального водоснабжения ГУП СО «Облводоресурс» выданы после принятия Правил и Закона об энергосбережении и на них распространяются требования указанных нормативных актов, то требования ГУП СО «Облводоресурс» об установлении счетчика на границе балансовой принадлежности - в месте врезки - обоснованны и не противоречат требованиям законодательства. У абонента Гончаренко А.Н., проживающего по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ был установлен индивидуальный прибор учета воды с заводским номером 10276917 с датой госповерки до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с пунктом 59 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального прибора учета за период не менее 6 месяцев, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения в случае истечения срока эксплуатации прибора учета, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения. После 3 расчетных периодов плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении за расчетный период, рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих в жилом помещении потребителей. В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные ресурсы рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по тарифам, утверждаемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Нормативы потребления воды в зависимости от категории степени благоустройства абонентов утверждены Решением Аткарского муниципального собрания второго созыва от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг населением». Абоненту Гончаренко А.Н. после окончания госповерки установленного индивидуального прибора учета начисление платы за коммунальную услугу водоснабжения производилось исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем за период 6 месяцев и не более 3 расчетных периодов подряд. По истечении 3 расчетных периодов и по настоящее время начисление платы за коммунальную услугу водоснабжения производится исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. Просит в удовлетворении исковых требований Аткарского межрайонного прокурора в интересах Гончаренко А.Н. к ГУП СО «Облводоресурс» отказать.
Выслушав объяснения процессуального истца - прокурора, представителя истца Гончаренко М.А., представителя ответчика Плотниковой Е.В., исследовав путем оглашения в судебном заседании письменные доказательства, содержащиеся в материалах дела, оценив их в совокупности на предмет относимости, достоверности и допустимости, суд в процессе рассмотрения дела установил следующие обстоятельства.
ГУП СО «Облводоресурс» является юридическим лицом, осуществляющим деятельность по отпуску воды и приему сточных вод в систему водоотведения на территории <адрес>. Предприятие имеет Аткарский филиал по адресу: <адрес> (л.д.158-175).
Гончаренко А.Н. зарегистрирован по месту жительства и фактически проживает по адресу: <адрес>, являясь собственником этого жилого помещения, расположенного на земельном участке размером 1169 м.?, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, свидетельством о праве на наследство по закону (л.д.20,65,66).
Согласно предписанию, выданному ГУП СО «Облводоресурс» (л.д.32), Гончаренко А.Н. необходимо в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать смотровой водопроводный колодец на границе сетей водоснабжения принадлежащего ему дома по адресу: <адрес>, и централизованной системой коммунального водоснабжения согласно разрешительной (технической) документации на водоснабжение и технических условий ресурсоснабжающей организации на установку прибора учета воды. Если не будет выполнено это требование, плата за потребленную воду будет производиться расчетным методом в соответствии с действующими правилами.
Техническими условиями на водоснабжение и водоотведение жилого <адрес> (домовладелец Гончаренко А.Н.) предусмотрено по водоснабжению - подключение производить к водопроводной сети, проходящей по <адрес>. В точке подключения должен быть предусмотрен частный водопроводный колодец, который абонент обязан оборудовать в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Особые условия: водопроводный колодец в точке подключения сооружается абонентом. Граница эксплуатационной ответственности устанавливается по запорной арматуре в колодце (л.д.59).
Сторона ответчика в судебном заседании утверждала, что требования ГУП СО «Облводоресурс» к Гончаренко А.Н. об установке счетчика на границе балансовой принадлежности - в месте врезки в магистральный водопровод, - а также начислении платы за коммунальную услугу водоснабжения исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, основаны на нормах действующего законодательства.
Однако с таким утверждением стороны ответчика суд согласиться не может, поскольку оно противоречит фактическим обстоятельствам дела и основано на неверном толковании норм материального права.
Так, согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанного с потреблением энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 ГК РФ).
В силу пункта 2 статьи 548 ГК РФ, к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.155,156) подтверждают, что в собственности Аткарского муниципального района <адрес> находятся сооружения коммунальной инфраструктуры - водопровод протяженностью 725 метров и водопроводная труба протяженностью 1130 метров, находящиеся в городе Аткарске по <адрес>.
Согласно договору аренды муниципального имущества № от ДД.ММ.ГГГГ и приложений к договору, заключенному администрацией Аткарского муниципального района <адрес> и ГУП СО «Облводоресурс», последнему передано в аренду муниципальное имущество - водопроводные сети, водопроводные насосные станции, пожарные гидранты, водонапорные башни, водозабор «Комитет», в том числе водопроводные сети по <адрес> протяженностью 0,725 километра (л.д.97-122,177). Указанный договор действует по настоящее время.
Постановлением администрации Аткарского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема водоснабжения и водоотведения <адрес> (л.д.146), из выкопировки которой усматривается место прохождения магистрального водопровода по <адрес> (л.д.147).
В силу части 5 статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ, приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в части 1 статьи 7, части 1 статьи 11, части 5 статьи 12 настоящего Федерального закона, договорами о подключении (технологическом присоединении). Приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.
Согласно договору на отпуск воды от ДД.ММ.ГГГГ, совершённому ГУП СО «Облводоресурс» с Гончаренко А.Н. в лице его представителя Гончаренко М.А., ГУП СО «Облводоресурс» (Предприятие ВКХ) обязуется отпускать воду абоненту (Гончаренко А.Н.) в соответствии с условиями договора; обеспечить отпуск воды абоненту на коммунально-бытовые нужды в количестве, установленном действующим законодательством, при этом точкой присоединения (поставки, приема) является место в сетях, находящееся на границе балансовой принадлежности водопроводного хозяйства «Предприятия ВКХ», являющееся местом исполнения обязательства по оказанию услуг водоснабжения. Отпуск воды производится по водопроводному вводу из водопровода «Предприятия ВКХ» согласно технической документации, выполненным «Абонентом» техническим условиям и полученному разрешению на подключение к сетям «Предприятия ВКХ». Водопроводный колодец на врезке в магистральный водопровод и запорную арматуру в колодце обслуживает «Абонент» (л.д.93-94).
Из схемы границ эксплуатационной ответственности сетей водоснабжения жилого <адрес> (Приложение № к договору на водоснабжение), принадлежащего Гончаренко А.Н., водопроводный колодец абонента Гончаренко А.Н. должен располагаться вне его земельного участка на улице Пролетарской в зеленой зоне (л.д.95).
Из объяснений представителя истца Гончаренко М.А. следует, что Гончаренко А.Н. в 2013 году не требовалось разрешение на подключение к сетям ГУП СО «Облводоресурс» по той причине, что такое разрешение было получено Гончаренко Н.А. от компетентного органа в 1991 году.
Так, распоряжением Главы Аткарской городской администрации № 217-р от ДД.ММ.ГГГГ Гончаренко Н.А., проживающему по <адрес>, было разрешено проложить водопровод своими силами при наличии проектной документации и разрешения на производство земляных работ (л.д.63).
Техническими условиями на водоснабжение домовладения № по <адрес>, было разрешено подведение к водопроводной сети, проходящей по <адрес>. В точке подключения предусмотреть устройство смотрового колодца с установкой в нем запорной арматуры (л.д.64).
Из технического паспорта на жилой дом по адресу: <адрес>, усматривается, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.49-52) указанный жилой дом был оборудован водопроводом.
Таким образом, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у истца имелся водопровод, устроенный и подключенный в установленном порядке к водопроводной сети по <адрес>.
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.65-66), наследником имущества Гончаренко Н.А., состоящего из жилого дома, находящегося в городе Аткарске по <адрес>, расположенного на участке земли размером 1169 м.?, является сын - Гончаренко А.Н.
Из акта приемки водомерного узла от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.96) следует, что филиал Аткарский ГУП СО «Облводоресурс» в присутствии Гончаренко принял водомерный узел, произведя его опломбирование, с датой госповерки ДД.ММ.ГГГГ, действительной до ДД.ММ.ГГГГ. Пункт 12 указанного акта предусматривал, что абонент несет ответственность за целостность пломб на водомере и других водопроводных устройствах.
Ответчик в судебном заседании не оспаривал тот факт, что водомерный узел был устроен в доме Гончаренко А.Н. по адресу: <адрес>, задолго до ДД.ММ.ГГГГ (даты введения в действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении») и соответствовал требованиям законодательства, действовавшего на тот период.
Косвенно это обстоятельство подтверждается также возникшими до ДД.ММ.ГГГГ (как минимум с ДД.ММ.ГГГГ) и длящимися договорными отношениями между ГУП СО «Облводоресурс» и Гончаренко А.Н., поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 540 ГК РФ, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Поэтому, договор водоснабжения между ГУП СО «Облводоресурс», как снабжающей организацией, и Гончаренко А.Н., как абонентом (потребителем) вопреки доводам стороны ответчика был заключён не ДД.ММ.ГГГГ, а существенно ранее, при том, что по условиям этого договора место расположения прибора учёта воды было определено в <адрес>, что не противоречит в настоящее время части 5 статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая публичный характер договора водоснабжения и цели использования воды истцом, на последнего и его правоотношения с ГУП СО «Облводоресурс» в полной мере распространяются положения Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 2300-I «О защите прав потребителей», согласно которому, условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными (пункт 1 статьи 16).
Исходя из изложенного, придание ДД.ММ.ГГГГ письменной формы фактически существующему и исполнявшемуся договору водоснабжения не позволяло ГУП СО «Облводоресурс» в одностороннем порядке изменять условия этого договора посредством включения в него положений, безальтернативно обязывающих Гончаренко А.Н., как абонента, оборудовать смотровой водопроводный колодец на границе сетей водоснабжения на месте врезки в магистральный водопровод под страхом применения расчета платы за пользование водой исходя из нормативов потребления.
Поэтому, с учетом наличия в жилом доме, принадлежащем Гончаренко А.Н., водопровода, подключенного к водопроводной сети, проходящей по <адрес>, а также установленного прибора учёта воды, требование ГУП СО «Облводоресурс» к Гончаренко А.Н. оборудовать смотровой водопроводный колодец на границе сетей водоснабжения на месте врезки в магистральный водопровод, является неправомерным и недействительно, как безосновательно ущемляющее права потребителя и являющееся, по сути, злоупотреблением правом, что не допускается в силу пункта 1 статьи 10 ГК РФ.
Ссылку стороны ответчика на Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 83, в которых дано понятие «точки подключения» и установлена норма, определяющая границу эксплуатационной ответственности между ресурсоснабжающей организацией и собственником жилого дома, суд находит несостоятельной, поскольку, согласно пункту 1 вышеназванных Правил, они регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия), включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения. Настоящие Правила применяются также в случаях, когда в результате строительства (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения либо оборудования по производству ресурсов требуется подключение к технологически связанным сетям инженерно-технического обеспечения.
Таким образом, Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 83, применимы к отношениям по подключению объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, возникшим после вступления в силу указанных Правил, в то время как исследованными в судебном заседании доказательствами установлено, что подключение жилого дома, принадлежащего истцу к водопроводной сети, осуществлено задолго до принятия указанных Правил.
Ответчик ссылался на то обстоятельство, что акт о присоединении самостоятельно проложенного водопровода к централизованной системе водоснабжения ответчика ГУП СО «Облводоресурс» отсутствует. Однако, по мнению суда, это не свидетельствует о незаконности присоединения водопровода Гончаренко А.Н. к водопроводной сети по <адрес>, поскольку водопроводные сети переданы в аренду ответчику только в 2007 году, в то время как истец проложил водопровод в девяностых годах прошлого века. Кроме того, исковых требований к Гончаренко А.Н. о незаконности присоединения к водопроводным сетям ответчиком также не заявлялось, а поэтому суд отвергает ссылку стороны ответчика на пункт 11 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 83, предусматривающий, что поставка коммунальных ресурсов и/или оказание коммунальных услуг допускается только при условии надлежащего технического присоединения домов потребителя к магистральным сетям.
Поскольку не основано на законе требование ГУП СО «Облводоресурс» оборудовать смотровой водопроводный колодец на границе сетей водоснабжения и установить в нем прибор учета, соответственно, и установление условий инвалиду 2 группы Гончаренко А.Н. о том, что оплата в случае отказа от переноса прибора учета в колодец, будет начисляться по нормативам потребления, является незаконным, при том, что именно ответчик согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.93-94) должен осуществлять регистрацию узла учета, о чем составлять акт с соответствующей отметкой.
Кроме того, согласно статье 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
При установке прибора учета за пределами дома и земельного участка абонента Гончаренко А.Н. бремя содержания и ответственность за сохранность прибора учета воды и пломбы на нем остается на собственнике Гончаренко А.Н.
Как пояснила суду представитель ответчика, колодец необходимо оборудовать и установить в нем прибор учета воды на муниципальной земле, за пределами дома и земельного участка Гончаренко А.Н. Однако, в данном случае обеспечить сохранность прибора учета воды, а также пломб невозможно, при том, что как усматривается из справки администрации Аткарского муниципального района <адрес>, Гончаренко А.Н. предоставлялся земельный участок на праве аренды площадью 1169 кв.м. по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства, земельный участок под устройство водопроводного колодца Гончаренко А.Н. не выделялся (л.д.157).
Правильность выводов суда косвенно подтверждает и пункт 21 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 776, предусматривающий, что в случае если узел учета воды размещен не на границе эксплуатационной ответственности организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, абонента и (или) транзитной организации, то расчет объема поданной (полученной) воды производится с учетом потерь в водопроводных сетях от границы эксплуатационной ответственности до места установки прибора учета.
Доводы стороны ответчика об отсутствии у прокурора права на подачу иска суд признает несостоятельными.
В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ, заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Из материалов дела следует, что Гончаренко А.Н. как в силу возраста, так и по состоянию здоровья (инвалид 2 группы), лишен возможности самостоятельно передвигаться, не может сам обратиться в суд с иском с целью защиты своих прав, притом, что ответчиком права истца нарушаются в течение длительного периода времени, в том числе и до обращения прокурора с иском в суд. Наличие у Гончаренко А.Н. представителя не является обстоятельством, препятствующим прокурору обратиться в суд в его (Гончаренко А.Н.) интересах и отстаивать последние, поскольку статья 45 ГПК РФ такого запрета не содержит.
При таких обстоятельствах исковые требования Аткарского межрайонного прокурора суд находит подлежащими удовлетворению.
Решение принимается судом не в пользу ответчика ГУП СО «Облводоресурс».
Поэтому, с учетом положений части 1 статьи 103 ГПК РФ, с ГУП СО «Облводоресурс» в доход бюджета Аткарского муниципального района <адрес> подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Аткарского межрайонного прокурора в интересах инвалида 2 группы Гончаренко ФИО10 удовлетворить.
Признать незаконными требования ГУП СО «Облводоресурс» к инвалиду 2 группы Гончаренко ФИО11 при замене вышедшего из строя прибора учета воды оборудовать смотровой водопроводный колодец на границе сетей водоснабжения и установить в нем прибор учета и условия, что оплата в случае отказа от переноса прибора учета в колодец, будет осуществляться по нормативам потребления.
Взыскать с Государственного унитарного предприятия <адрес> «Облводоресурс» государственную пошлину в доход бюджета Аткарского муниципального района <адрес> в размере 200 (двухсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда путем подачи апелляционного представления прокурором, подачи апелляционной жалобы иными лицами, участвующими в деле, в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме (составления мотивированного решения) через Аткарский городской суд <адрес>.
Председательствующий судья: С.В. Васильева
Мотивированное решение составлено 11 марта 2014 года
Председательствующий судья: С.В. Васильева