Дело №12-296/2018
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
29 августа 2018 года г.Улан-Удэ
Судья Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ Усков В.В., с участием помощника прокурора Республики Бурятия Дамдиновой М.В., защитника Батковой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда материалы дела об административном правонарушении в отношении руководителя АУ РБ «Забайкальская база авиационной охраны лесов» Сердюков Г.В. по ст. 15.14 КоАП РФ по жалобе руководителя АУ РБ «Забайкальская база авиационной охраны лесов» Сердюков Г.В. на постановление заместителя руководителя УФК по Республике Бурятия от 16 июля 2018 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя УФК по Республике Бурятия ... от 16 июля 2018 г. руководитель АУ РБ «Забайкальская база авиационной охраны лесов» (далее – Учреждение) Сердюков Г.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с постановлением, Сердюков Г.В. обратился в суд с жалобой о его отмене, ссылаясь на то, что он не является субъектом вмененного ему административного правонарушения и в его действиях отсутствует состав административного правонарушения. Также ссылается на то, что действовал в состоянии крайней необходимости.
В судебном заседании защитник Сердюкова Г.В. - Баткова О.С. доводы жалобы поддержала в полном объеме, просит отменить постановление административного органа, производство по делу прекратить.
Помощник прокурора РБ Дамдинова М.В. с доводами жалобы не согласилась, просит оставить постановление заместителя руководителя УФК по Республике Бурятия без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы административного дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 15.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Согласно ст. 38 Бюджетного кодекса РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств позволяет гарантировать направление бюджетных средств на покрытие именно тех расходов, которые были общественно значимыми при утверждении соответствующих бюджетов.
Согласно статье 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Как усматривается из материалов дела, прокуратурой Республики Бурятия по информации Счетной палаты Российской Федерации проведена проверка бюджетного законодательства при исполнении задания АУ РБ «Забайкальская база авиационной охраны лесов», расположенного по адресу: <адрес>.
Проверкой установлено, что 29 декабря 2016 года приказом Республиканского агентства лесного хозяйства ... утверждено государственное задание Учреждения на оказание государственных работ по охране, защите, воспроизводству, использованию лесов - на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов.
09 января 2017 года Республиканским агентством лесного хозяйства и АУ РБ «Авиалесоохрана» заключено соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на 2017 год (далее - Соглашение).
Предметом Соглашения является предоставление учреждению субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на выполнение государственных работ по охране, защите, воспроизводству, использованию лесов, установленного Агентством. Государственное задание согласно пункту 1.2 Соглашения является его неотъемлемой частью.
Размер субсидии, предоставляемой Учреждению, по пункту 3.2 Соглашения составил 116 664 372,97 руб., в том числе по следующим кодам бюджетной классификации расходов бюджетов:
835 0407 5910151290 621 - в сумме 113 557 752,97 руб. за счет субвенций федерального бюджета, предоставляемых бюджету Республики Бурятия для реализации отдельных полномочий в области лесных отношений согласно государственному заданию,
835 0407 5910110100 621 - в сумме 3 106 620 руб. за счет средств республиканского бюджета на выполнение работ по содержанию материально- технической базы в сфере обеспечения пожарной безопасности в лесах согласно государственному заданию.
Согласно подпункту «ж» пункта 2.1 Соглашения в целях его выполнения Учреждение обязано использовать предоставленную субсидию по целевому назначению.
В рамках исполнения государственного задания в 2017 году Республиканским агентством лесного хозяйства и АУ РБ «Авиалесоохрана» заключено 13 дополнений к Соглашению, в соответствии с которыми размер субсидии, предоставляемой Учреждению, за счет субвенций федерального бюджета, предоставляемых бюджету Республики Бурятия для реализации отдельных полномочий в области лесных отношений согласно государственному заданию по коду бюджетной классификации расходов бюджетов 835 0407 5910151290 621 составил:
- 146 816 146,2 руб. (дополнительное соглашение ... от ***),
- 149 422 727,78 руб. (дополнительное соглашение ... от ***),
- 149 622 727,78 руб. (дополнительное соглашение ... от ***),
- 172 622 727,78 руб. (дополнительное соглашение ... от ***),
- 243 229 464,33 руб. (дополнительное соглашение ... от ***),
- 333 186 852,74 руб. (дополнительное соглашение ... от ***).
- 334 083 525,74 руб. (дополнительное соглашение ... от ***),
- 338 833 930,72 руб. (дополнительное соглашение ... от ***),
- 349 072 786,37 руб. (дополнительное соглашение ... от ***).
Республиканским агентством лесного хозяйства произведены перечисления субсидии АУ РБ «Забайкальская база авиационной охраны лесов» на выполнение государственного задания по коду бюджетной классификации расходов бюджетов 835 0407 5910151290 621:
- 33 258 393,23 руб. (платежное поручение от *** ...),
- 70 606 736,55 руб. (платежное поручение от *** ...),
- 24 891 775,69 руб. (платежное поручение от *** ...),
- 32 839 253,24 руб. (платежное поручение от *** ...),
- 10 226 359,48 руб. (платежное поручение от *** ...),
- 896 673 руб. (платежное поручение от *** ...),
- 1 749 830,36 руб. (платежное поручение от *** ...),
- 3 000 574,62 рубля (платежное поручение от *** ...).
При этом 10 августа 2017 года по адресу местонахождения: <адрес>, Учреждением в нарушение пунктов 1.2, 2.1, приложения ... Соглашения произведена оплата расходов, не связанных с оказанием им в соответствии с доведенным государственным заданием государственных работ на 2017 год, а именно - оплата государственной пошлины согласно исполнительному листу в пользу ФБУ «Центральная база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана» в размере 77 794 руб. за счет предоставленной субсидии из средств федерального бюджета (платежное поручение ...), что не соответствует целям и статьям расходов, определенным Соглашением.
Согласно бухгалтерской справке Учреждения за 11 августа 2017 года к документу «Платежное поручение» от *** ... расход по оплате государственной пошлины в размере 77 794 руб. осуществлен по коду вида финансового обеспечения 4 - «субсидии на выполнение государственного задания», определенному в соответствии с приказом Минфина РФ от *** ....
Должностным лицом, ответственным за осуществление контроля за целевым использованием собственных и заемных средств Учреждения, является его руководитель Сердюков Г.В.
Данные обстоятельства подтверждены совокупностью исследованных письменных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.
Должностным лицом в обжалуемом постановлении, со ссылкой на ст. 6 Бюджетного кодекса РФ указано, что Учреждение не является получателем бюджетных средств, в связи с чем, к нему невозможно применить нормы бюджетного законодательства. Следовательно, он не может являться субъектом вменяемого правонарушения.
Указанные доводы жалобы несостоятельны, поскольку субъектами административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, могут быть должностные лица не только получателей бюджетных средств.
Так, в силу ч. 1, ч. 2 ст. 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, совершенное лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Такая ответственность для лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, предусмотрена статьёй 15.14 КоАП (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 252-ФЗ). Ранее действовавшая редакция указанной нормы предусматривала ответственность получателей бюджетных средств за их нецелевое использование, исключив указание на специальный субъект – получателя бюджетных средств, законодатель распространил действие ст.15.14 КоАП РФ на более широкий круг лиц, в том числе, и на должностных лиц автономных учреждений, которые не являются получателями бюджетных средств.
При таких обстоятельствах, оплата государственной пошлины согласно исполнительному листу в пользу ФБУ «Центральная база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана» в размере 77 794 руб. за счет предоставленной субсидии из средств федерального бюджета образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.
Также несостоятелен довод жалобы о том, что, производя оплату согласно исполнительному листу в пользу ФБУ «Центральная база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана» в размере 77 794 руб. за счет предоставленной субсидии из средств федерального бюджета, Сердюков Г.В. действовал в состоянии крайней необходимости, поскольку неоплата повлекла бы блокирование счетов предприятия и невозможность осуществления тушения лесных пожаров. Из материалов дела следует, что за период с момента выдачи судом исполнительного листа до момента оплаты на расчетных счетах учреждения имелись средства в объеме, достаточном для исполнения решения суда не за счет средств целевой субсидии.
Постановление о привлечении Сердюкова Г.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено Сердюкову Г.В. в пределах, установленных санкцией ст. 15.14 КоАП РФ и с учетом смягчающих обстоятельств, является минимальным.
Нарушений норм процессуального права при рассмотрении дела не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления административного органа не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя УФК по Республике Бурятия от *** в отношении руководителя АУ РБ «Забайкальская база авиационной охраны лесов» Сердюков Г.В. по ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях оставить без изменения, а жалобу Сердюков Г.В. - без удовлетворения.
Судья В.В.Усков