Мотивированное решение изготовлено 27 сентября 2021 года
Гражд. дело № 2-492/2021
УИД: 66RS0017-01-2021-000721-24
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Арти 21 сентября 2021 года
Артинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Касаткиной О.А.,
при секретаре судебного заседания Тукановой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мотыхляевой В. В., Мотыхляева Леонида Анатольевича к Кулакову С. П., Кулаковой Т. В., Серебренниковой Е. И., Серебренникову Д. М. о признании договоров купли-продажи состоявшимися и государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество,
УСТАНОВИЛ:
Мотыхляева В.В., Мотяхляев Л.А. обратились в суд с иском к Кулакову С.П., Кулаковой Т.В., Серебренниковой Е.И., Серебренникову Д.М. о признании договоров купли-продажи состоявшимися и государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество.
В обоснование иска Мотыхляева В.В. и Мотыхляев Л.А. указали, что 07.05.2004 приобрели у Кулакова С.П. и Кулаковой Т.В. жилую квартиру, находящуюся по адресу: <адрес> за 25 000 рублей. Указанный договор был заключен в простой письменной форме, расчет произведен в этот же день в полном объеме, недвижимое имущество передано покупателям после подписания договора и одновременной передачей денег, без составления передаточного акта. Кроме этого, 10.07.1999 Мотыхляева В.В. и Мотыхляев Л.А. купили у Серебренникова Д.М. и Серебренниковой Е.И. жилую квартиру и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес> за 10 000 рублей. Данный договор был заключен в простой письменной форме, расчет произведен в этот же день в полном объеме, недвижимое имущество передано покупателям после подписания договора и одновременной передачей денег, без составления передаточного акта. В настоящее время данные жилые квартиры в результате объединения представляют собой жилой дом и состоят на кадастровом учете как один самостоятельный объект. Поскольку зарегистрировать переход права собственности в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> на указанные объекты не представляется возможным без личного участия продавцов, так как они не желают приехать в МФЦ и подать договоры на государственную регистрацию, истцы просят признать договор купли – продажи жилой квартиры от ДД.ММ.ГГГГ и договор купли продажи жилой квартиры и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ заключенными, произвести государственную регистрацию перехода права собственности на жилой дом и земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> Мотыхляеву Л.А. и Мотыхляевой В.В. в равных долях; направить решение в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, как основание для регистрации перехода права собственности на вышеуказанных жилой дом и земельный участок.
Истцы Мотыхляева В.В., Мотыхляев Л.А. в судебное заседание не явились, избрали участие в деле через представителя Токареву М.М.
Представитель истцов Токарева М.М., действующая на основании доверенности, извещенная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, в телефонограмме просила рассмотреть гражданское дело в ее отсутствие, исковые требования просила удовлетворить.
Ответчики Кулаков С.П., Кулакова Т.В., Серебренникова Е.И., Серебренников Д.М. извещённые надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об уважительности причин своей неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не просили.
При таких обстоятельствах, на основании ст. 167 и ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил, рассмотреть гражданское дело в отсутствие сторон, в порядке заочного производства.
Изучив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с п. 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В силу п. 1 ст. 164 Гражданского кодекса Российской Федерации сделки с недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно п. 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В силу п. 2 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Пунктом 1 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом (п. 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности (п. 3 ст. 551 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 432 названного Кодекса договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Пункт 3 ст. 433 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
Согласно пункту 3 статьи 165 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд по требованию другой стороны вправе вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда.
В пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что, если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки (пункт 3 статьи 165 Гражданского кодекса Российской Федерации). Сторона сделки не имеет права на удовлетворение иска о признании права, основанного на этой сделке, так как соответствующая сделка до ее регистрации не считается заключенной либо действительной в случаях, установленных законом.
Судом установлено, что 09.04.1993 года Кулаков С.П. и Кулакова Т.В. приобрели в порядке приватизации <адрес> жилом <адрес>, в <адрес>, что подтверждается договором передачи жилого помещения в собственность граждан (приватизации) №, зарегистрированный в администрации Артинского района 09.04.1993 года. Право собственности Кулакова С.П. и Кулаковой Т.В на указанную квартиру также подтверждается справой из БТИ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно договора купли-продажи от 07.05.2004 года, Мотыхляев Л.А. и Мотыхляева В.В. купили у Кулакова С.П., Кулаковой Т.В. жилую квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, за 25 000 руб. Договор был заключен в простой письменной форме и удостоверен специалистом Манчажской сельской администрации.
Стороны исполнили данный договор, в частности Мотыхляев Л.А. и Мотыхляева В.В. передали Кулакову С.П., Кулаковой Т.В. деньги в сумме 25 000 рублей. Жилая квартира была передана Мотыхляевой В.В. и Мотыхляеву Л.А. без составления передаточного акта.
Передача денежных средств по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, состоялась в день подписания договора, что подтверждается текстом договора.
С 2004 года Мотыхляев Л.А. и Мотыхляева В.В. являются собственниками жилой квартиры, находящейся по адресу: <адрес>. Проживают в ней, владеют, производят ремонт, что подтверждается справкой №, выданной Манчажской сельской администрации Администрации Артинского городского округа от 07.07.2021.
Кроме того, судом установлено, что 21.07.1997 года Серебренников Д.М. и Серебренникова Е.И. приобрели её в порядке приватизации жилую квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, что подтверждается договором передачи жилого помещения в собственность граждан (приватизации) №, зарегистрированный в администрации <адрес> 21.07.1997 года, в Артинском Бюро технической инвентаризации ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности Серебренникова Д.М. и Серебренниковой Е.И. на указанную квартиру также подтверждается справой из БТИ № от 09.09.2021 года.
На основании вышеуказанного договора приватизации приусадебный земельный участок был предоставлен в общую долевую собственность Серебренниковой Е.И., Серебренникову Д.М., что подтверждается свидетельством о праве собственности на землю №, выданным Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому площадь земельного участка 614 кв. метров и его адрес: <адрес>
Согласно договора купли-продажи от 10.07.1999 года, Мотыхляев Л.А. и Мотыхляева В.В. купили у Серебренникова Д.М., Серебренниковой Е.И. ? долю жилого дома и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, за цену 10 000 рублей. Договор был заключен в простой письменной форме.
Мотыхляев Л.А. и Мотыхляева передали Серебренникову Д.М., Серебренниковой Е.И. деньги в сумме 10 000 рублей. Жилая квартира и земельный участок были переданы Мотыхляевой В.В. и Мотыхляеву Л.А.
Передача денежных средств по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается письменным указанием на это в тексте договора.
С 1999 года Мотыхляев Л.А. и Мотыхляева В.В. являются собственниками жилой квартиры и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>. Проживают в ней, владеют, производят ремонт, что подтверждается справкой №, выданной Манчажской сельской администрацией Администрации Артинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ.
Мотыхляева В.В. и Мотыхляев Л.А. состоят в зарегистрированном браке, что подтверждается копий свидетельства о заключении брака.
Указанные объекты недвижимости были приобретены ими в период брака, следовательно, в силу ст. 34 Семейного кодекса Российской Федерации, указанное имущество является их совместной собственностью, а доли каждого их супругов являются равными (ст. 39 Семейного кодекса Российской Федерации), доказательств обратного суду не представлено.
Как усматривается из материалов дела, письменная форма договоров купли-продажи от 07.05.2004 и 10.07.1999 года соблюдена, соглашение по всем существенным условиям договоров достигнуто, после подписания договоры купли-продажи был фактически исполнены сторонами, жилые квартиры были переданы покупателям и приняты ими, денежные средства получены продавцами.
Вышеуказанные договоры в установленном законом порядке недействительными не признавались и сторонами оспорены не были, а потому подлежали государственной регистрации в силу законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, на кадастровом учете стоит жилое помещение площадью 64,2 кв. метров, находящееся по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение в результате объединения двух жилых квартир представляет собой жилой дом и стоит на кадастровом учете, как один самостоятельный объект.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, на кадастровом учете стоит земельный участок площадью 614 кв. метров, находящийся по адресу: <адрес>. Данный земельный участок в результате объединения двух земельных участков представляет собой один участок и стоит на кадастровом учете, как один самостоятельный объект.
Согласно выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок, выданной Манчажской сельской администрацией Артинского городского округа ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок площадью 614 кв. метров, находящийся по адресу: <адрес>, принадлежит на праве фактического пользования Мотыхляеву Л.А. и Мотыхляевой В.В.
Положения Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество и сделок с ним», не предусматривают сроков обращения граждан в регистрационную службу с просьбой о государственной регистрации договора отчуждения недвижимого имущества и перехода права собственности по нему.
Исходя из смысла п. 3 ст. 165 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом необходимости применения в данном споре названной нормы по аналогии, суд может принять решение о регистрации сделки не только в случае виновного уклонения одной из сторон от регистрации сделки, но и в случае невозможности этой стороной совершить определенные действия, направленные на регистрацию сделки и перехода права собственности к приобретателю, по независящим от воли данной стороны причинам.
В данном случае обстоятельством, повлекшим невозможность регистрации сделки в установленном порядке, является нежелание продавцов, подать договоры на государственную регистрацию.
В силу ст. 14 Федерального закона о государственной регистрации основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Государственная регистрация как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, - призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Тем самым государственная регистрация создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и, следовательно, способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.
Суд приходит к выводу о том, что отсутствие государственной регистрации договоров купли-продажи от 07.05.2004 года и от 10.07.1999 года и перехода права собственности от продавцов к покупателям, срок осуществления которой законом не установлен, не может повлечь негативные последствия для покупателя. Сделка является волевым действием сторон, направленным на создание правовых последствий, действительность сделки определяется на момент ее совершения. Правомерность действий сторон договора определилась на момент выражения их воли путем подписания договора и его исполнения.
Договора купли-продажи от 07.05.2004 года и от 10.07.1999 года не оспорены. Доказательств изменения, расторжения, прекращения исполнения договоров купли-продажи ответчиками в соответствии с требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суду не представлено.
Поскольку стороны лично участвовали в заключении договоров купли-продажи, чем выразили свою волю на заключение и государственную регистрацию перехода права собственности по сделке, иной возможности зарегистрировать переход права собственности, кроме как по решению суда у истца не имеется, суд, руководствуясь положениями статьи 131, пункта 2 статьи 165 Гражданского кодекса Российской Федерации приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска о признании договоров купли-продажи заключенными и произведении государственной регистрации перехода права собственности на жилой дом и земельный участок.
Между тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований истцов о направлении решения суда в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, для регистрации за истцами право собственности на жилой дом и земельный участок, поскольку указанные действия истцы должны совершить самостоятельно после вступления решения суда в законную силу.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-197, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мотыхляевой В. В., Мотыхляева Леонида Анатольевича, удовлетворить частично.
Признать договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ на жилую квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, между Кулаковым С. П., Кулаковой Т. В. и Мотыхляевым Леонидом Анатольевичем, Мотыхляевой В. В., заключенным.
Признать договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ на жилую квартиру и земельный участок, находящуюся по адресу: <адрес>, между Серебренниковым Д. М., Серебренниковой Е. И. и Мотыхляевым Леонидом Анатольевичем, Мотыхляевой В. В., заключенным.
Произвести государственную регистрацию перехода права собственности на жилой дом и земельный участок, находящиеся по адресу: <адрес>, от Кулакова С. П., Кулаковой Т. В., Серебренникова Д. М., Серебренниковой Е. И. к Мотыхляеву Леониду Анатольевичу, Мотыхляевой В. В., в равных долях.
В удовлетворении остальной части исковых требований Мотыхляеву Леониду Анатольевичу, Мотыхляевой В. В. - отказать.
Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиками заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Касаткина О.А.