Решение по делу № 2-1517/2019 ~ М-1591/2019 от 24.10.2019

    Дело № 2-1517/2019

42RS0001-01-2019-002168-09

    РЕШЕНИЕ

            Именем Российской Федерации

    Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:

    председательствующего Логвиновой О.В.,

    при секретаре Петерс С.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области

    23 декабря 2019 года

    гражданское дело по иску Дрешпак А.С. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в списки граждан, подлежащих переселению из жилого помещения, ставшего непригодным для дальнейшего проживания в результате ведения горных работ, предоставлении социальной выплаты,

    установил:

    Истец Дрешпак А.С. обратился в суд с иском к ответчику о включении его в список граждан, переселяемых из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, ставшего непригодным для дальнейшего проживания в результате ведения горных работ ОАО «Шахтоуправление Анжерское», предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья, мотивируя свои требования следующим.

    Истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на основании завещания, выданного нотариусом Анжеро-Судженского нотариального округа <дата>, зарегистрированного зарегистрированному Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области <дата>

    Дом по <адрес>, расположен на горном отводе ОАО «Шахтоуправление Анжерское». На основании заключения Сибирского филиала ОАО «Научно -исследовательский институт горной геомеханики и маркшейдерского дела - межотраслевой научный центр ВНИМИ (СФ ОАО «ВНИМИ») <...> от <дата> дом полежит к сносу, как жилье, ставшее ветхим в результате его подработки горными работами. Ответчиком было отказано истцу включить его в списки граждан и предоставить социальную выплату для приобретения другого жилья, так как он зарегистрирован по <адрес>, после даты выхода заключения СФ ОАО «ВНИМИ».

    Администрацией города не принято во внимание то обстоятельство, что истец проживал с матерью в этом доме, принадлежащим его бабушке СЕГ по договору купли -продажи, по данному адресу с <...> года, был зарегистрирован в этом доме с <дата> по <дата>. Из-за конфликтных отношений между матерью и бабушкой истца, истец с матерью вынуждены были сняться с регистрационного учета из спорного дома и зарегистрировались в квартире его тети по <адрес>

    После смерти бабушки в <дата> истец фактически принял наследство и постоянно жил в этом доме, но зарегистрироваться в этом доме не мог, так как на протяжении длительного времени не мог оформить документы по завещанию. Это было исследовано в судебном заседании, на основании предоставленных документов и свидетельских показаний и нашло свое подтверждение в решение Анжеро-Судженского городского суда от <дата>.

Истец просил суд обязать ответчика включить его в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, расположенного по адресу: <адрес>, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемом ОАО «Шахтоуправление Анжерское» непригодным для проживания, и предоставить ему социальную выплату на приобретение жилья из расчета 18 кв.м. на человека, с учетом средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья на территории Кемеровской области на дату фактического предоставления.

В судебном заседании истец на требованиях настаивал, доводы, изложенные в заявлении, поддержал. Кроме того, пояснил, что после развода

    в <...> году остался без жилья, с родителями проживать не хотел, в <...> году приобрел дом по <адрес>, взяв деньги на приобретение дома в долг. До <...> года оплачивал долги по этому дому, в <...> году уехал на заработки в <...>, но ничего не получилось, остался без работы. Дом по <адрес>, имеет более 60% износа, за ним и за домом по <адрес>, ухаживала его мать, Кириллова О.Н., поскольку периодически истец уезжал в Новосибирск, где работал неофициально. Дом по <адрес>, <...> года постройки, постоянно подтапливался, появились трещины, дом стал разваливаться. У матери не было здоровья следить за двумя домами, кроме того, необходимо было погашать долги по кредиту, в связи с чем дом по <адрес>, были вынуждены продать за <...> рублей. Дом по <адрес>, никто не покупал, потому что он находится в аварийном состоянии, но проживать там возможно. В собственность дом по <адрес>, он оформил только в <...> году, после вынесения решения суда об установлении факта принятия наследства, в <...> году зарегистрировался в нем.

Представитель ответчика – Администрации Анжеро-Судженского городского округа, Килина Е.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснила, что дом по <адрес>, признан ветхим и подлежащим сносу заключением ВНИМИ от <дата>, истец зарегистрировался в нем после заключения ВНИМИ <дата>,а также оформил право после заключения ВНИМИ в <...> году. Кроме того, право на социальную выплату имеют граждане, которые на момент ликвидации шахты, в данном случае <дата>, должны фактически проживать по данному адресу, владеть данным жилым помещением и не иметь на момент ликвидации и на сегодняшний день иного жилья в собственности.

Третье лицо Кириллова О.Н. требования поддержала и пояснила, что она проживала и проживает в доме по <адрес>, но не была там зарегистрирована, потому что у нее не было гражданства. Дом по <адрес>, приобрела ее мать, и не хотела регистрировать ее в доме. Она была временно зарегистрирована по <адрес> В <...> году постоянно зарегистрировалась в доме по <адрес>, так как надо было выписывать уголь. Дом по <адрес>, находился в плохом состоянии, в подполье стояла вода, жить в нем было невозможно.

Выслушав истца, представителя ответчика, третье лицо, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

    Ст. 2 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законодательством источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан.

    В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 5 Федерального закона от 20.06.1996 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также собственных средств организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев). Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.

    Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 года № 428 (ред. от 28.09.2016) «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (далее по тексту - Правила), которые устанавливают порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (далее - межбюджетные трансферты).

    Согласно п. 2 и 3 Правил, Министерство энергетики Российской Федерации предоставляет межбюджетные трансферты местным бюджетам шахтерских городов и поселков на ряде условий, в числе которых входят: использование межбюджетных трансфертов органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков на финансовое обеспечение реализации мероприятий, предусмотренных п. 5 настоящих Правил; представление органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Министерству энергетики Российской Федерации сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности.

    В силу пп. а, б п. 5 Правил, межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по сносу ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.

    Согласно п. 6 Правил размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке списков граждан, подлежащих переселению, а также списков граждан, подлежащих переселению в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область), и муниципальных программ создания новых рабочих мест.

    Пунктом 8 Правил предусмотрено, что содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации. Основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются: рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности; государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению; снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье.

    Согласно п. 9 размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).

    Согласно п. 10 Правил, норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет: 33 кв. метра - для одиноких граждан; 42 кв. метра - на семью из 2 человек, 18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.

    В силу абз. 2 п. 11 Правил социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременении, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты. Указанные обязательства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина.

    Абзацем вторым п. 13 Правил установлено, что приобретенное за счет средств социальной выплаты жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в договоре о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.

    Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.

    Согласно п. 2.12.2 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Приказом Минэнерго России от 01.11.2001 г. N 308, переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

    В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» социальная выплата является одной из форм государственной социальной помощи, то есть имеет равное смысловое значение с пособием, поскольку направлена на оказание материальной помощи определенным слоям населения. Предоставление социальной выплаты - это одна из форм социальной защиты граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющем иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением.

    Таким образом, из анализа вышеуказанных норм права, следует, что предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть необеспеченность их иным жильем.

    Основанием для предоставления социальной выплаты является постоянное проживание в сносимом жилом помещении, зарегистрированного на данной площади гражданина, на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты. Каких-либо других критериев для предоставления социальной выплаты для приобретения жилья законом в данном случае не установлено.

    Судом установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от <дата>    (л.д.8) Дрешпак А.С. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от <дата> (л.д.7), согласно которому Дрешпак А.С. является наследником имущества – жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, СЕГ, умершей <дата>.

    Согласно справке МП ЕРКЦ от <дата> (л.д.42) в жилом доме по <адрес>, истце зарегистрирован с <дата> по <дата> и с <дата>, а также его мать Кириллова О.Н. с <дата>.

    Аналогичные сведения содержатся в домовой книге (л.д.11-18).

    Как следует из решения Анжеро-Судженского городского суда от <дата> по заявлению Дрешпак А.С. об установлении факта принятия наследства (л.д.20-23) судом было установлено, что согласно показаниям опрошенных судом свидетелей Дрешпак А.С. проживал в жилом доме по <адрес>, с <...> года по <...> год.

    Из сведений, указанных в паспорте Дрешпак А.С., следует, что он с <дата> по <дата> был зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д.25).

    Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ОАО «Шахтоуправление Анжерское» создано <дата> для осуществления деятельности, в том числе по добыче антрацита, коксующегося угля подземным способом, находится в стадии ликвидации.

    Решением Арбитражного суда ОАО «Шахтоуправление Анжерское» <дата> признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.

    Заключением СФ ОАО ВНИМИ от <дата> установлено, что дом по ул. <адрес> находится на подработанной шахтой территории, признан ветхим (л.д.48).

    Из ответа Администрации Анжеро-Судженского городского округа от <дата> (л.д.24) следует, что дом по <адрес>, расположен на горном отводе ОАО «Шахтоуправление «Анжерское». На основании заключения СФ ОАО ВНИМИ от <дата> дом подлежит сносу. Дрешпак А.С. зарегистрирован по этому адресу <дата>, то есть после даты выхода заключения СФ ОАО ВНИМИ, в связи с чем специалисты Мигэнерго России не утверждают в списки граждан, имеющих регистрацию после даты принятия заключения.

    Согласно сведениям ЕГРН кроме права собственности на жилой дом по <адрес>, за истцом <дата> на основании договора купли-продажи жилого дома от <дата> было зарегистрировано право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <дата> зарегистрировано прекращения права на основании договора купли-продажи от <дата> (л.д.51).

    Разрешая исковые требования Дрешпак А.С. о включении его в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ОАО «Шахтоуправление Анжерская», и предоставлении социальной выплаты,    оценивая доводы и возражения сторон, представленные доказательства в отдельности и их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд не находит основании для их удовлетворения.

Судом установлено, что Дрешпак А.С. на праве собственности на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от <дата> принадлежит жилой дом по <адрес>, расположенный на горном отводе ОАО «Шахтоуправления Анжерское», заключением СФ ВНИМИ от <дата> признанный подлежащим сносу по причине подработки.

    Кроме дома по <адрес>, истец имел на праве собственности в период с <дата> по <дата> жилой дом по <адрес>, общей площадью <...> кв.м., где он также был зарегистрирован в период с <дата> по <дата> (л.д.25). Как пояснил истец, он был вынужден продать дом по <адрес>, из-за накопившихся долгов, которые необходимо было погашать, а также из-за плохого состояния дома. При этом дом аварийным не признан, каких-либо доказательств, подтверждающих плохое состояние дома, истцом не представлено. Кроме того, как пояснил истец, чтобы рассчитаться с долгами, необходимо было продать любой дом, но дом по <адрес>, никто не покупал из-за его аварийного состояния.

Кроме того, дом по <адрес>, заключением СФ ВНИМИ от <дата> признан ветхим и подлежащим сносу по причинен подработки ОАО «Шахтоуправление Анжерское», ОАО «Шахтоуправление Анжерское» <дата> признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, находится в стадии ликвидации, решение о ликвидации шахты принято <дата>, право собственности на дом по <адрес>, было зарегистрировано за истцом <дата>, зарегистрировался в нем <дата>.

        Поскольку совокупность условий, определенная указанными выше нормами, регулирующими спорные отношения, необходимых для признания за истцом права на участие в программе переселения из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемом ОАО «Шахтоуправление «Анжерское» непригодным для проживания по критериям безопасности отсутствует, а именно истец на момент признания дома подработанным и ветхим не был нуждающимся, поскольку имел на праве собственности другое жилье, у суда нет оснований для обязания ответчика включить его в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ОАО «Шахтоуправление Анжерское», и предоставить социальную выплату, суд отказывает истцу в удовлетворении исковых требований, заявленных к ответчику.

            Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

    решил:

    В удовлетворении исковых требований Дрешпак А.С. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении его в списки граждан, подлежащих переселению из жилого помещения, расположенного по <адрес>, ставшего непригодным для дальнейшего проживания в результате ведения горных работ ОАО «Шахтоуправление Анжерское», и предоставлении социальной выплаты отказать.

    На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

    Председательствующий:

    Решение в окончательной форме составлено 25.12.2019.

2-1517/2019 ~ М-1591/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Дрешпак Александр Сергеевич
Ответчики
Администрация Анжеро-Судженского городского округа
Другие
Министерство энергетики РФ
Кириллова Ольга Николаевна
Суд
Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области
Судья
Логвинова О.В.
Дело на странице суда
anzhero-sudzhensky--kmr.sudrf.ru
24.10.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.10.2019Передача материалов судье
28.10.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.11.2019Подготовка дела (собеседование)
14.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.12.2019Судебное заседание
23.12.2019Судебное заседание
25.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.12.2019Дело оформлено
19.02.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее