Дело № 2-491/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 ноября 2014 г. г.Ардатов
Ардатовский районный суд Республики Мордовия
в составе:
председательствующего Карасева В.Е.,
при секретаре судебного заседания Кузьминой О.В.,
с участием:
представителя истца - помощника прокурора Ардатовского района Республики Мордовия Миняева А.А.,
представителя ответчика администрации городского поселения Ардатов Ардатовского муниципального района Республики Мордовия – Калинина В.А., действующего на основании доверенности от 16.01.2014 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ардатовского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения Ардатов Ардатовского муниципального района Республики Мордовии о признании незаконным бездействия администрации в части не опубликования сведений о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, а также фактических затратах на их денежное содержание за 1,2 квартал 2014 года и о понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ардатовского района Республики Мордовия обратился в суд с заявлением к администрации городского поселения Ардатов Ардатовского муниципального района Республики Мордовия с вышеуказанными требованиями по тем основаниям, что в ходе проведенной проверки соблюдения администрациями муниципальных образований Ардатовского муниципального района Республики Мордовия Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления») и Федерального закона № 273 от 25.12.2008г. «О противодействии коррупции» (далее – Закон «О противодействии коррупции») выявлены нарушения указанного законодательства. Так установлено, что администрацией городского поселения Ардатов не опубликованы сведения о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, а также фактические затраты на их денежное содержание ежеквартально, как того требует Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления», в частности, не опубликованы указанные сведения за 1, 2 квартал 2014 года.
Невыполнение данных требований законодательства является одним из признаков коррупциогенности, так как согласно статье 3 Закона «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
В соответствии со ст.45 Гражданско-процессуального Кодекса Российской Федерации, прокурор обратился в суд, просит суд признать незаконным бездействие администрации городского поселения Ардатов Ардатовского муниципального района Республики Мордовия по неисполнению обязанности по размещению информации о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, а также фактических затратах на их денежное содержание за 1, 2 квартал 2014 года и обязать администрацию городского поселения Ардатов Ардатовского муниципального района Республики Мордовия в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу опубликовать данные сведения.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Миняев А.А. требования прокурора района поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика - Калинин В.А. требования прокурора признал.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявления прокурора по следующим основаниям.
Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации общеправовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяя государственные гарантии его осуществления.
Согласно ст.1 вышеуказанного Закона, местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.52 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).
Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществление бюджетного процесса, размерами дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований (ч.2 ст. 52).
При этом формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними иными законами субъекта Российской Федерации.
В ст.36 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип прозрачности бюджетов, который означает:
- обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;
- обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);
- стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).
Более того, как следует из ч.6 ст.52 указанного выше Закона проект местного бюджета, годовой отчет об его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.
При этом органы местного самоуправления поселения должны обеспечивать жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.
Как видно из представленного акта проверки соблюдения законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, администрацией городского поселения Ардатов сведения о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, а также фактические затраты на их денежное содержание ежеквартально, как того требует Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления», не публикуются.
Таким образом, судом установлено, что в нарушение Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Закона «О противодействии коррупции» администрацией городского поселения Ардатов, являющейся органом местного самоуправления, не опубликованы сведения о численности муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений, а также фактических затратах на их содержание за 1, 2 квартал 2014 года, что является одним из признаков корупциогенности, поскольку не соблюдается один из основных принципов Закона «О противодействии коррупции» - публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Исходя из вышеизложенного, суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии с подп. 9 п.1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры при подаче заявлений в защиту интересов неопределенного круга лиц по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, от уплаты государственной пошлины освобождены.
При обращении в суд прокурор просил взыскать государственную пошлину с ответчика, поскольку в соответствии с ч.1 ст. 103 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Но по смыслу п. 19 ч.1 ст. 336.36. Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194–198 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования прокурора Ардатовского района РМ удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации городского поселения Ардатов Ардатовского муниципального района Республики Мордовия в части не опубликования сведений о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, а также фактических затратах на их денежное содержание за 1,2 квартал 2014 года.
Обязать администрацию городского поселения Ардатов Ардатовского муниципального района Республики Мордовия в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу опубликовать на сайте администрации сведения о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, а также фактические затраты на их денежное содержание за 1, 2 квартал 2014 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Ардатовский районный суд Республики Мордовия.
Председательствующий