Решение по делу № 5-70/2020 от 18.05.2020

СУДЕБНЫЙ УЧАСТОК № 22 (СЕВЕРО-КУРИЛЬСКИЙ РАЙОН) САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Парковая, 5, г. Северо-Курильск, Сахалинская область, Россия, 694550

тел./факс(42453) 2-14-85, http://22.sah.msudrf.ru, e-mail: su22s-k@mail.ru

Дело № 5-  70/2020

УИД 65MS0022-01-2020-000144-21

Дата поступления материала: 15 мая 2020 года

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

22 мая 2020 года                                                                              город Северо-Курильск

Сахалинской области

Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2020 года.

Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2020 года.

Мировой судья судебного участка № 22 Северо-Курильского района Сахалинской области Галаха Е.В. с участием:

прокурора Северо-Курильского района Сахалинской области Козлова Д.Ю.

директора МП «ТЭС» Ерощева Н.Н.

при секретаре Приведенюк Л.В.,

рассмотрев материалы административного дела по факту совершения юридическим лицом -

муниципальным предприятием «Тепло-электросистемы Северо-Курильского городского округа» (сокращенное наименование МП «ТЭС»), дата государственной регистрации 23 мая 2006 года за ОГРН 1066515000837, ИНН 6515002120, место нахождения: г. Северо-Курильск Сахалинской области, ул. Шутова, д. 34 «б»,

административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 

у с т а н о в и л а :

08 мая 2020 года постановлением и.о. прокурора Северо-Курильского района возбуждено дело об административном правонарушении в отношении МП «ТЭС» по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Директор МП «ТЭС» Ерощев Н.Н. в судебном заседании с правонарушением согласился частично, указав, что по пункту 1 - план проведения занятий и объектовых тренировок на 2020 год в МП «ТЭС» имеется, планы на 2018-2019 годы были утеряны при переезде; по пункту 2 - директор Ерощев Н.Н. и Ч. прошли обучение  в области ГО и ЧС; по пункту 3 - все наглядные материалы в области ЧС в МП «ТЭС» имеются, созданы запасы ГО и ЧС, однако класс для обучения работников отсутствует; по пункту 4  - тренировки не проводятся, в связи с отсутствием рекомендаций по их проведению. Также пояснил, что МП «ТЭС» является убыточными предприятием, осуществляет основную деятельность по тепло-электроснабжению населения и организаций по утвержденным тарифам.

Заслушав директора МП «ТЭС» Ерощева Н.Н., заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, мировой судья приходит к следующему.

Мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, входят в систему мероприятий, образующих гражданскую оборону (статья 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне").

В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с этим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты населения, территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определяются Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Действие данного Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 N 68-ФЗ).

Невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения в соответствии с частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на юридических лиц  от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии со статьями 2, 9Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", статьей 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в обязанности организаций входит: планирование и осуществление необходимых мер в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; осуществление подготовки работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

В силу пункта 4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС РФ от 14 ноября 2008 года N 687, план основных мероприятий организации на год разрабатывается структурным подразделением (работниками) организации, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, и согласовывается с органом местного самоуправления. Планирование основных мероприятий по подготовке к ведению и ведению гражданской обороны производится с учетом всесторонней оценки обстановки, которая может сложиться на территории муниципального образования и в организациях в результате применения современных средств поражения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также в результате возможных террористических актов и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно абз. 2 Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, утвержденных приказом МЧС России от 28.02.2003 N 105, к основным требованиям по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения относятся, в том числе, разработка и реализация объектовых планов мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций определяется Правительством Российской Федерации.

Подпунктом «а» пункта 4 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N 547, установлено, что подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает для работающего населения - проведение занятий по месту работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках.

Кроме того, согласно абз. 2, 3 пункта 16.1 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС РФ от 14 ноября 2008 года N 687,  организации осуществляют подготовку работников организаций в области гражданской обороны; создают и поддерживают в рабочем состоянии учебную материально-техническую базу для подготовки работников организаций в области гражданской обороны.

Пунктами 8, 9, 10 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N 547, предусмотрено, что: командно-штабные учения или штабные тренировки в организациях проводятся 1 раз в год продолжительностью до 1 суток; тактико-специальные учения продолжительностью до 8 часов проводятся с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований организаций 1 раз в 3 года, а с участием формирований постоянной готовности - 1 раз в год; комплексные учения продолжительностью до 2 суток проводятся 1 раз в 3 года  организациях, имеющих опасные производственные объекты.

Как усматривается из материалов дела, на основании решения и.о. прокурора Северо-Курильского района от 14 февраля 2020 года № 16 проведена проверка МП «ТЭС» с целью выявления нарушений законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в связи с заданием прокуратуры Сахалинской области от 13.01.2020 № 7/1-20-2020.

26 февраля 2020 года в ходе указанной проверки МП «ТЭС» были выявлены следующие нарушения:

1. Отсутствует план основных мероприятий по вопросам ГО, ЧС и ОПБ на 2018-2019 и текущий год и отчетные материалы о выполненных мероприятиях. ОСНОВАНИЕ: часть 1 статьи 9  Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; абз. 2 пункта 4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687; статья 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; абз. 2 пункта 45 Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объекта жизнеобеспечения, утвержденных приказом МЧС России от 28.02.2003 № 105;

2. Не осуществляется подготовка работников организации в области гражданской обороны и защиты от ЧС природного и техногенного характера. ОСНОВАНИЕ: статья 2 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; статья 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; подпункт «а» пункта 4 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 № 547; абз. 2 пункта 16.1 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687;

3. Не создана учебная материальная-техническая база для подготовки работников организации в области ГО и ЧС. ОСНОВАНИЕ: статья 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; подпункт «а» пункта 4 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 № 547; абз. 3 пункта 16.1 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687;

4. Не проводятся тематические тренировки (учения) в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. ОСНОВАНИЕ: статья 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; пункт 8, 9, 10 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 № 547.

Факт невыполнения МП «ТЭС» предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера подтверждается собранными по делу об административном правонарушении и исследованными в судебном заседании доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 08 мая 2020 года; решением о проведении проверки от 14 февраля 2020 года № 16; актом проверки соблюдения законодательства от 26 февраля 2020 года и иными доказательствами по делу.

Доказательства по делу с точки зрения относимости, допустимости, достоверности и достаточности отвечают требованиям статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предъявляемым к доказательствам по делу об административном правонарушении.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В силу общих принципов публично-правовой ответственности привлечение юридического лица к административной ответственности и применение к нему административного наказания возможны лишь при наличии вины данного юридического лица в совершении того или иного административного правонарушения. Содержательно вина юридического лица в совершении административного правонарушения может выражаться различным образом - в полном игнорировании требований законодательства, в уклонении от исполнения отдельных правовых предписаний, в неиспользовании всех доступных средств для соблюдения установленных правил и т.п. Виновность юридического лица в совершении административного правонарушения является так или иначе следствием действий его должностных лиц или работников.

Доводы директора МП «ТЭС» Ерощева Н.Н. об отсутствии части нарушений не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения настоящего дела.

Так, предоставленный план  проведения занятий и объектовых тренировок в МП «ТЭС» в целях подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2020 год в нарушение пункта 4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС РФ от 14 ноября 2008 года N 687, не согласован с органом местного самоуправления. 

Рекомендации по проведению обучения работников организаций  и ведения отчетной документации утверждены соответствующими актами МЧС России. Однако указанную отчетную документацию МП «ТЭС» не имеет.

Примерной программой курсового обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, утвержденной МЧС России 22.02.2017 N 2-4-71-8-14, предусмотрено, что руководители занятий организуют и осуществляют учет результатов курсового обучения и представление отчетности о его проведении. Учет включает в себя сбор, систематизацию, хранение, обновление и анализ данных, раскрывающих посещаемость занятий, уровень знания и умения, полученных в ходе отработки тем программы курсового обучения. Учет проведения занятий, в соответствии с тематическим планом и расписанием занятий, и присутствия на них обучающихся осуществляют руководители занятия в журналах, определенных Рекомендациями по организации и проведению курсового обучения в области ГО и защиты от ЧС. Журналы ведутся на каждую учебную группу и хранятся в течение года после завершения обучения.

Согласно Рекомендациям по организации и проведению курсового обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, утвержденным МЧС России 02.12.2015 N 2-4-87-46-11, для реализации программы курсового обучения работающего населения, в зависимости от численности сотрудников, в организациях необходимо иметь: с численностью работников до 200 человек - комплект средств для проведения занятий по ГО и защите от ЧС, один уголок по ГО и ЧС. Комплект средств для проведения занятий по ГО и защите от ЧС должен включать: плакаты, схемы и слайды по темам занятий, слайд-проектор, переносной экран, отдельные образцы средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, тренажер для оказания первой помощи, а также, при возможности, различные видеовоспроизводящие устройства для показа фильмов и видеороликов. Аналогичные положения в настоящее время содержит письмо МЧС России от 27.02.2020 N 11-7-604 "О примерном порядке определения состава учебно-материальной базы".

Организация и порядок проведения учений и тренировок регламентированы Инструкцией по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, утвержденной приказ МЧС России от 24.04.2013 N 284, а также Методическими рекомендациями по подготовке и проведению командно-штабных учений в организациях, утвержденными МЧС России.

Доказательств невозможности выполнения предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера в силу чрезвычайных событий, которые МП «ТЭС» не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, а равно доказательств принятия предприятием исчерпывающих мер для выполнения установленных обязанностей мировым судьей не установлено, что применительно к положениям части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях свидетельствует о наличии вины общества.

Каких-либо процессуальных нарушений при возбуждении дела об административном правонарушении в отношении МП «ТЭС» в  соответствии со статьями 28.2, 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд не находит.

Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны быть истолкованы в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не усматривается.

Срок давности привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 20.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляет 3 месяца и по состоянию на 22 мая 2020 года не истек. В связи с чем, указание в постановлении и.о. прокурора о годичном сроке давности правового значения для рассмотрения настоящего дела не имеет.

Оценив все доказательства в совокупности, мировой судья приходит к выводу, что вина МП «ТЭС» в совершении административного правонарушения подтверждается, и квалифицирует его бездействие по части 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Учитывая общественную опасность совершенного административного правонарушения, оснований для применения статьи  2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматривается, поскольку невыполнение требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, может повлечь негативные последствия и недопустимый риск для жизни и здоровья людей.

При определении наказания МП «ТЭС» мировой судья учитывает, что обстоятельств, отягчающих административную ответственность,  не установлено.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность, мировой судья признает: частичное согласие с правонарушением, совершение административного правонарушения впервые.

В соответствии со статьей 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Учитывая положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также такие критерии, обозначенные Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 25.02.2014 N 4-П и Постановлении от 17.01.2013 N 1-П, как справедливость и соразмерность административного наказания, на основании оценки совокупности установленных по делу обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, учитывая однократное совершение административного правонарушения, отсутствие негативных последствий его совершения, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, наличие смягчающих административную ответственность обстоятельств, финансовое положение предприятия, и в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица подавлением его экономической деятельности, принимая во внимание также рекомендации МЧС России, изложенные в письме от 06.06.2017 N 23-10-709, но невозможность замены наказания в виде административного штрафа на предупреждение, так как МП «ТЭС» субъектом малого предпринимательства не является, мировой судья считает возможным уменьшить размер административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц, до 50 000 рублей, что составляет половину минимального размера административного штрафа, соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также принципам справедливости, целесообразности и законности административной ответственности.

На основании статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, руководствуясь статьями 25.1, 29.5-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья

п о с т а н о в и л а:

Муниципальное предприятие «Тепло-электросистемы Северо-Курильского городского округа»признать виновным в совершении административного правонарушения,  предусмотренного частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание с применением частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 50 000 /пятьдесят тысяч/ рублей.

Штраф подлежит перечислению на расчетный счет  УФК по Сахалинской области (Сахминфин, агентство по обеспечению деятельности мировых судей Сахалинской области, л/с 04612000140) ИНН 6501146065, КПП 650101001, ОКТМО 64743000, счет № 40101810900000010000 в Отделении Южно-Сахалинск г. Южно-Сахалинск,  БИК 046401001, код бюджетной классификации 04711601203010006140, УИН 0355304500000000000064743.

Взыскатель штрафа: агентство по обеспечению деятельности мировых судей Сахалинской области, адрес: Сахалинская область, г.  Южно-Сахалинск, пр. Мира, пр. 43а.

Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее 60-ти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.

При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания невозможно в установленные сроки, судья может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.

С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей на срок до трех месяцев.

За неуплату административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ,  частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.

Постановление может быть опротестовано или обжаловано в Северо-Курильский районный суд непосредственно или через мирового судью судебного участка № 22 Северо-Курильского района Сахалинской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для его обжалования, если оно не было обжаловано или опротестовано.

Мировой судья                                                                                                               Е.В. Галаха